Конспект урока "Мероприятия по защите от цунами"
план-конспект урока по обж (7 класс) на тему

Конспект урока "Мероприятия по защите от цунами". В 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ОБЖ В 7 КЛАССЕ

Тема урока: «Мероприятия по защите от цунами»

Цели:

  • Познакомиться с основными мерами по защите населения от цунами.
  • Научиться действовать в экстремальных ситуациях
  • Ознакомиться с параметрами цунами и мерами по защите от цунами
  • Сформировать психологическую готовность к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.
  • Выявить творческие способности при анализе ситуации и составление плана выхода из нее. 
  • Воспитание чувства уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственности за жизнь других людей.

Ход урока

  1. Организация класса.

Приветствие. Настрой класса.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

  1. Что такое цунами?
  2. Причины возникновения цунами?
  3. Признаки возникновения и приближения цунами?
  4. Основные поражающие факторы цунами?
  5. Последствия цунами?

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание

 (по выбору учителя).

  1. Работа над новым материалом.

        Изучая различные ЧС, мы с вами знаем, что защита населения от цунами осуществляется путём проведения комплекса мероприятий, который включает: заблаговременные, при получении сигнала, при внезапном подходе ЧС, после прохождения ЧС:

Заблаговременные мероприятия:

  • создание системы наблюдения и прогнозирования;
  • запрещение нового строительства в опасных районах;
  • перенос объектов в безопасные места;
  • строительство волнорезов и дамб;
  • заблаговременная подготовка маршрутов и мест для эвакуации;
  • подготовка населения;
  • посадка деревьев.

Отметим, что прогноз цунами осуществляется Международной службой предупреждения о цунами с центром в городе Гонолулу (Гавайские острова, США) и национальными службами стран, имеющих цунамиопасные побережья. В нашей стране такая служба была создана в 1958 г.

А может кто то из вас знает как называется прибор который помогает определять колебания уровня моря?

  • Марео́граф (от лат. mare — море и др.-греч. γράφω — пишу; другие названия — лимнигра́фприливоме́рсамопишущий футшто́к) — прибор для измерения и непрерывной автоматической регистрации колебаний уровня моря.

Существуют прибрежные мареографы и мареографы открытого моря. В постоянных пунктах наблюдений используется прибрежный мареограф — поплавковый самописец уровня моря (СУМ); в прибрежной зоне морей — мареографы, принцип действия которых основан на измерении гидростатического давления столба воды. На временных пунктах наблюдений применяются автономные гидростатические мареографы, в которых датчик и регистратор смонтированы в одном контейнере. В другом типе гидростатических мареографов регистрирующая часть устанавливается на берегу, а данные об изменении давления передаются к регистратору по трубке. В таких приборах, кроме записи на ленту, производится передача данных об уровне по радио.
Мареографы открытого моря, также фиксирующие изменения гидростатического давления, могут ставиться на дно при глубине до 250 м и вести автономную запись в течение месяца.

Для принятия заблаговременных мер по защите населения от цунами, кроме официального прогноза цунами, широко используются основные признаки (предвестники) приближения цунами. Предупреждением о возможности возникновения цунами может служить сильное землетрясение, случившееся в океане. Приближение цунами в большинстве случаев сопровождается отступлением вод моря от берега. Этот «отлив», когда обнажается дно, может длиться от 5 до 35 мин, а затем быстро накатывается разрушительная волна. Об угрозе цунами может свидетельствовать поведение животных. Из опыта установлено, что кошки, собаки и другие находящиеся на свободе животные торопливо уходят на склоны гор и возвышенностей, окружающих населённые пункты.

         Для защиты от цунами немаловажное значение имеет подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, при цунами и после цунами. С этой целью специалистами в области безопасности, и в первую очередь специалистами МЧС России, разработаны общие рекомендации по правилам поведения при цунами. Приведём некоторые из них.

При получении сигнала «Идёт цунами»:

  • прогнозирование возможного места и времени подхода цунами;
  • оповещение населения;
  • срочный выход судов в открытое море;
  • экстренная эвакуация населения в безопасные места  (на возвышенности  на 3-4 км от берега)

Правила поведения при поступлении сигнала о подходе цунами:

  • услышав звуки сирен, внимательно прослушайте сообщение о времени прихода волны и организации эвакуации населения в безопасное место;
  • возьмите с собой минимум тёплых вещей (лучше непромокаемых), продуктов питания, деньги, документы, и ценности;
  • перед уходом перекройте в доме газ и воду, отключите электричество;
  • без промедления уходите в глубину суши на возвышенность или на 2- З км от берега.

Правила поведения при  внезапном подходе цунами:

  • немедленно закройте все окна и двери на запор и поднимитесь на верхний этаж; общее правило — не выбегать из прочного здания;
  • займите наиболее безопасное место в помещении — вдали от окон у капитальной стены;
  • если волна застает на улице,      то постарайтесь зацепиться за ствол

    дерева или бетонную стену со стороны,     противоположной приходу волны;

  • приготовьтесь к возвратному      движению волны.

Наиболее безопасными считаются места:

В ДОМЕ:

у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.

НА УЛИЦЕ:

постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.

В ВОДЕ: постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы. Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько.

Правила поведения после прохождения цунами: 

  • оставайтесь в безопасном месте не менее 2—3 часов после прихода первой волны;
  •  дождитесь сигнала отбоя тревоги
  • На затопленной территории остерегайтесь:
  • Обрушения зданий
  • Поражения током
  • Пожаров и взрывов
  • Инфекционных заболеваний

Помните!

Наиболее опасные места во время цунами – это устья рек, суживающиеся бухты, проливы. Знайте границы наиболее опасных зон и кратчайшие пути выхода в безопасные места.

  1. Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:  ДЕЛИМСЯ НА ДВЕ КОМАНДЫ.

Перед вами лежат листочки с заданиями.

  • 1 ВОПРОС - Назовите наиболее безопасные места во время цунами (В ДОМЕ И НА УЛИЦЕ) и обоснуйте свой ответ.
  • 2. ВОПРОС – Определи порядок действий при поступлении сигнала о подходе цунами: расклей карточки в таблицу по порядку.
  • 3. ВОПРОС - Определи порядок действий при внезапном подходе цунами:  у каждого действия поставь его номер.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

ОТ КАЖДОЙ КОМАНДЫ ПО ДВА ЧЕЛОВЕКА (ПОСТРАДАВШИЙ И СПАСАТЕЛЬ). У НАС ЕСТЬ ПОСТРАДАВШИЕ, ЧУДОМ ВЫЖИВШИЕ ПОЛСЕ ЦУНАМИ, НО ПОЛУЧИВШИЕ СЕРЬЕЗНЫЕ РАНЕНИЯ, НЕОБХОДИМО ОКАЗАТЬ ПЕРВУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.

У ПОСТРАДАВШЕГО АЛАЯ ПУЛЬСИРУЮЩАЯ СТРУЯ КРОВИ БЫСТРО ЗАПОЛНЯЮЩАЯ ПРОСТРАНСТВО РЯДОМ С ПОСТРАДАВШИМ.

ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ЛЕЖИТ НА ПАРТЕ.

  1. Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод по уроку.

Обучающиеся. Защита населения от цунами осуществляется путём проведения комплекса мероприятий, который включает:

  • прогноз цунами;
  • непрерывное наблюдение за возникновением и распространением цунами;
  • оповещение населения об угрозе цунами;
  • организацию эвакуации населения;
  • планомерный перенос в безопасные места существующих жилых, производственных и культурно-бытовых строений;
  • защиту с помощью специальных гидротехнических сооружений важных и неподдающихся переносу строений и других объектов;
  • заблаговременную подготовку маршрутов следования и специальных мест (площадок) на возвышенностях для размещения населения во время цунами;
  • строительство у входа в бухты волноломов, а на вершине бухт – береговых дамб и других защитных гидротехнических сооружений;
  • обучение населения мерам по подготовке к цунами, мерам безопасного поведения во время и после цунами.

  1. Окончание урока.

  1. Домашнее задание. Ситуационная задача. Составьте план личной безопасности при угрозе и во время цунами с учётом характеристик этого явления.
  2. Выставление и комментирование оценок.

Как подготовиться к цунами

  • Следите за сообщениями по прогнозу цунами, помните об их предвестниках. Запомните сигналы оповещения об опасности цунами, установленные для вашего региона.
  • Имейте перечень документов, имущества и медикаментов, которые следует взять с собой в случае эвакуации. Имущество и медикаменты целесообразно заранее уложить в чемодан или рюкзак.
  • Заблаговременно продумайте порядок эвакуации. Дома и на работе не загромождайте коридоры и выходы громоздкими вещами, шкафами, велосипедами, колясками. Следите, чтобы все проходы были свободны для быстрой эвакуации.

Что делать во время цунами

При поступлении сигнала об опасности реагируйте немедленно. Если вы находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет, газ, захватив приготовленные документы и вещи. Постарайтесь кратчайшим путём перебраться на возвышенное место высотой 30-40 м над уровнем моря или как можно быстрее удалиться на 2-3 км от берега моря.

При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени не осталось, поднимитесь на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность и необходимость, переберитесь в наиболее надёжное здание.

Если вы решили укрываться от цунами в помещении, помните, что наиболее безопасными считаются места у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.

Если вы оказались на улице, постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.

Если вы оказались в воде, постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы.

Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько. Если есть возможность, покиньте опасный район.

Что делать после цунами

Если вы переждали цунами в безопасном месте, то не спешите возвращаться домой, необходимо переждать 2-3 ч после прохода первой волны.

Только после получения сигнала отбоя тревоги вы можете быть уверены, что волны больше не будет.

Возвратившись в дом, убедитесь в его прочности, проверьте, нет ли трещин в стенах и перекрытиях, не нарушен ли фундамент, а также сохранность окон и дверей. Дождитесь проверки состояния электропроводки и газопровода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Основные характеристики и последствия воздействия цунами"

Данный  урок разработан для учащихся 7-го класса. Урок с использованием ИКТ....

Презентация к уроку по ОБЖ в 7 классе "Меры по защите от цунами".

В работе рассматриваются вопросы защиты населения от цунами и порядок действия населения при преходе цунами и при забдаговременном оповещении о цунами....

Рекомендации для школьников по подготовке к защите и защите исследовательских работ

      Научно-исследовательская деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения. В современной школе возможности организации исследовательской работы значительно...

План-конспект занятия по волейболу "Обучение и совершенствование индивидуальных действий в нападении и защите"

Дети обучаются и совершенствуют индивидуальные действия в нападении и защите при игре в волейбо, а также они учатся:Ø  совершенствовать верхнюю передачу на нападающий удар, прием мяча снизу;Ø...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Раздел: Баскетбол. Тема: Тактические действия в нападении и защите «Взаимодействие двух, трёх игроков в нападении и защите»

Урок совершенствования технико-тактических действий баскетбола (передача мяча разными способами, ведение мяча с изминением направления и скорости, броски мяча  с разных дистанций, заслон, персона...

Конспект урока по ОБЖ в 7 классе по теме: «Мероприятия по защите от цунами. Действия населения при угрозе и во время цунами»

Конспект урока по ОБЖ в 7 классе по теме:«Мероприятия по защите от цунами. Действия населения при угрозе и во время цунами»...

Конспект урока: «Природные ЧС гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, паводки, половодья, лавины)»

Конспект урока:  «Природные ЧС гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, паводки, половодья, лавины)»  Опасное гидрологическое явление — это событие ги...