ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДОЁМАХ
план-конспект урока по обж (11 класс) на тему

Хетагуров Элизбар Арутинович

План урока 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДОЁМАХ

Цель: рассмотреть правила безопасного отдыха на водоёмах.

Ход уроков

  1. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  1. Актуализация знаний.

  1. Почему при загорании телевизора нужно сначала его обесточить?
  2. Что необходимо сделать, если вы почувствовали запах дыма в подъезде вашего дома?
  3. Что необходимо сделать, если у вас в квартире вспыхнула новогодняя ёлка?
  4. Какие существуют правила безопасного поведения при возникновении пожара в общественном месте?

  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

  1. Работа над новым материалом.

В настоящее время водоёмы всё шире используются человеком не только для нужд экономики, но и для активного отдыха на природе, закаливания организма и совершенствования своего физического развития.

Вместе с тем необходимо отметить, что общение человека с водой не всегда бывает безопасным. Вода не прощает тех, кто не соблюдает общепринятые меры безопасности. Она становится опасной для жизни и здоровья людей, не подготовленных к пребыванию на водоёмах или не желающих считаться с правилами поведения человека на воде.

Безопасный отдых на водоёмах

Летом в жаркую погоду лучший отдых – на берегу реки, озера или водохранилища, но надо помнить, что не во всех местах можно купаться. Если на берегу установлен знак «Купаться запрещено!», не следует нарушать этот запрет, как бы ни было велико желание искупаться.

Запомните!

Главное правило безопасного отдыха человека на воде заключается в знании мест, где вода в водоёмах проверена и не представляет опасности для здоровья и где купание разрешено.

Если вы решили искупаться в незнакомом водоёме, то необходимо вначале тщательно обследовать берег и убедиться, что место, выбранное для купания, находится на песчаном берегу с хорошим спуском. Прежде чем войти в воду, нужно внимательно обследовать акваторию, примыкающую к берегу: не торчат ли из воды коряги, не притаились ли на дне топляки. Дно должно иметь постепенный уклон без ям, уступов, водорослей, острых камней, стекла и других опасных предметов. Нужно присмотреться к воде. Если она неспокойна, значит, здесь могут оказаться подводные ямы, ключи, густые водоросли.

После того как выбрано подходящее место, следует наметить предел, за который нежелательно заплывать. В воду нужно входить осторожно. Никогда не надо прыгать в воду в незнакомых местах. Даже если это место накануне считалось безопасным для прыжков, то за ночь сюда могло принесли корягу или кто-то мог что-то сбросить в воду.

Для того чтобы ваш отдых на воде не обернулся трагедией, независимо от водоёма (море, река, озеро, пруд) и места купания (пляж, бассейн, незнакомый водоём) необходимо знать и соблюдать ряд общих правил поведения на воде во время купания.

Купаться лучше утром или вечером, когда солнце греет, но нет опасности перегрева. Температура воды должна быть не ниже 18-19 0С, температура воздуха должна быть 20-25 0С.

Продолжительность купания зависит от температуры воздуха и воды, от влажности воздуха и силы ветра. Наиболее благоприятные условия купания – ясная, безветренная погода.

Наиболее приемлемыми являются следующие режимы купания:

  • при температуре воды 18 0С – 6-8 мин;
  • при температуре воды 20 0С – 10-12 мин;
  • при температуре воды 24 0С – 15-20 мин.

Ни в коем случае нельзя купаться до озноба: при переохлаждении могут возникнуть судороги, может произойти остановка дыхания, потеря сознания. Судорожные сокращения мышц во время плавания, вызванные длительным пребыванием в воде, часто служат причиной несчастных случаев.

Если судорогой свело руки или ноги, нужно сохранять спокойствие и продолжать плыть на спине. При ощущении стягивания пальцев руки надо быстро с силой сжать кисть в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение рукой в наружную сторону и разжать кулак. При судороге в икроножной мышце необходимо, согнувшись, двумя руками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой потянуть её к себе. При судороге мышц бедра нужно ухватить рукой ногу с наружной стороны ниже голени у лодыжки (за подъём) и, согнув её в колене, потянуть назад к спине. Следует помнить, что работа сведённой судорогой мышцей ускоряет исчезновение судорог.

Если продолжительное время чувствуется озноб, нужно выйти из воды и сделать короткую, но энергичную пробежку по берегу, насухо обтереться полотенцем и после этого можно загорать.

Нельзя входить в воду после длительного пребывания на солнце, так как периферические сосуды сильно расширены для большей теплоотдачи. При охлаждении в воде наступает резкое рефлекторное сокращение мышц, что влечёт за собой остановку дыхания.

При купании надо стараться не заплывать далеко, так как можно не рассчитать своих сил. Почувствовав усталость, не надо теряться и стремиться как можно скорее доплыть до берега. Надо уметь отдыхать на воде. Лучшим отдыхом будет положение лёжа на спине, при котором, действуя лёгкими надавливающими на воду движениями ладоней рук и работой ног, можно поддерживать себя на поверхности воды, чтобы восполнить силы для продолжения плавания.

Бывает так, что вода попадает в органы дыхания. Чтобы избавиться от неё, нужно немедленно остановиться, понять голову как можно выше над водой и сильно откашляться. Если при этом, стоя в воде, энергично работать руками и ногами (давить на воду сверху вниз), то можно ещё выше поднять голову, что поможет лучше откашляться.

Если вас захватило течением и понесло в незнакомое место, нельзя поддаваться панике. Сохраняя хладнокровие, не надо плыть против течения, иначе можно выбиться из сил. Лучше плыть по течению вниз, постепенно под небольшим углом приближаясь к берегу.

Никогда не следует подплывать к водоворотам – это самая большая опасность на воде. Они затягивают купающегося на большую глубину и с такой силой, что даже опытный пловец не всегда в состоянии выплыть.

Попав в водоворот, нужно набрать побольше воздуха в лёгкие, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность.

В водоёмах с большим количеством водорослей надо стараться плыть у самой поверхности воды, не задевая растений. Если всё же руки или ноги спутываются стеблями водорослей, то нельзя делать резких движений и рывков, иначе петли растений ещё туже затянутся. Лучше лечь на спину и постараться мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыл. Если и это не поможет, то нужно, подтянув ноги, осторожно освободиться от растений руками.

Плавая при волнении водной поверхности, надо внимательно следить за тем, чтобы вдох происходил в промежутки между волнами. Плавая против волн, следует спокойно подниматься на крутую волну и скатываться с неё. Если же волна с гребнем (стеной), то лучше нырять через волну немного ниже его.

Внимание!

Очень опасно прыгать головой в воду с пристаней, а также с плотов и других плавучих средств!

Под водой могут быть сваи, рельсы, камни и т. п.

Нырять можно только там, где для этого имеется достаточная глубина, прозрачная вода, ровное дно.

Нельзя заплывать за ограничительные знаки, так как они показывают акваторию с проверенным дном, определённой глубиной. Там гарантировано отсутствие водоворотов и т. д. Не надо плавать далеко от берега или переплывать водоём на спор. Доказать своё умение плавать можно, проплыв несколько раз одну и ту же дистанцию вблизи берега.

Это должен знать каждый

  • Категорически запрещается купаться в зоне водозаборных станций, плотин, пристаней, причалов и других гидротехнических сооружений.
  • Нельзя подплывать к проходящим судам, катерам, вблизи которых возникают различные водовороты, волны и течения. Если судно идёт против течения реки, то плывущего может затянуть под него.
  • Не следует плавать на надувных предметах. Плавание на них опасно, а для человека, не умеющего плавать, часто заканчивается трагически. Надувные камеры, матрацы очень лёгкие, даже слабого ветра и течения достаточно, чтобы отнести их на большие расстояния. Стоит отвлечься на несколько минут – и берег оказывается вне пределов досягаемости. Запомните: надувной матрац предназначен для отдыха на берегу, а не для плавания! Матрац может захлестнуть волной, он может выскользнуть из-под пловца и накрыть его с головой. К тому же любой надувной предмет может иметь скрытый дефект, который не всегда удаётся обнаружить своевременно: из него может выйти воздух и он потеряет плавучесть.
  • Особой осторожности требует купание с маской, трубкой и ластами. Нельзя плавать с трубкой при сильном волнении моря. Плавать надо только вдоль берега, и обязательно под постоянным наблюдением, чтобы штатные или добровольные спасатели вовремя могли прийти на помощь.

Важным условием безопасности на воде являются дисциплина и организованность.

Шалости не должны переходить известных границ.

Некоторые ребята порой могут подшутить над товарищем: хватать за ноги в то время, когда тот плывёт, окунуть его с головой, держать под водой и т. п. Подобные шутки могут привести к трагическим последствиям.

Проводить игры следует на небольшой глубине.

Во время игр на воде ни в коем случае нельзя подавать ложные сигналы бедствия, например: «Я тону, на помощь!» Это нервирует окружающих, отвлекает от работы дежурных спасательных постов, которые обязаны в каждом подобном случае спешить на помощь. Имитация несчастного случая может привести к тому, что окружающие, привыкшие к ложным сигналам, не придут на помощь тому, кто по-настоящему будет захлёбываться и тонуть.

Нужно внимательно и бережно относиться к товарищу, не терять его из виду и приходить ему на помощь.

Нельзя оставлять у воды младших братьев и сестёр. Они нечаянно могут оступиться и упасть в водоём, захлебнуться волной или попасть в яму.

  1. Выводы.

  1. На водоёмах необходимо соблюдать общепринятые меры безопасности.
  2. Соблюдение мер предосторожности – главное условие безопасности на воде.
  3. При купании нужно быть дисциплинированным, не допускать шалостей.
  4. Купаться нужно в воде допустимой температуры.

  1. Вопросы.

  1. Во всех ли водоёмах можно купаться?
  2. Какие меры безопасности следует соблюдать при купании в незнакомом водоёме?
  3. Близ каких сооружений запрещено купание?
  4. Какие меры безопасности следует соблюдать на замёрзших водоёмах? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прочитать раздел «Дополнительные материалы».

  1. Задание.

  1. С учётом наличия и состояния водоёмов в регионе вашего проживания продумайте и подготовьте сообщение на тему «Личные правила безопасного отдыха на водоёмах».

  1. Дополнительные материалы к §3.

Безопасность на замёрзших водоёмах

Не менее важно знать и правила безопасного поведения на замёрзших водоёмах. Переходить водоём рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками. Если безопасные места не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лёд.

Для одиночных пешеходов лёд считается прочным, если его толщина не менее 7 см, для группы людей – не менее 12 см.

Прочность льда можно определить по ряду признаков:

  • наиболее прочен чистый, прозрачный лёд, мутный лёд ненадёжен;
  • на участках, запорошённых снегом, лёд тонкий и некрепкий;
  • в местах впадения в озеро (реку) ручьёв, речек обычно образуется наиболее тонкий лёд.

Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимости (в туман, метель, сильный снегопад).

Если вы провалились под лёд:

  • не следует барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда;
  • постарайтесь опереться локтем на лёд и переместить тело в горизонтальное положение (учитывайте, что выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, т. е. возвращаться на уже пройденную и проверенную дорогу);
  • осторожно вытащите на лёд одну ногу, затем другую;
  • постарайтесь выкатиться на лёд и без резких движений, не вставая, переместитесь подальше от опасного места (ползите в ту сторону, откуда вы шли);
  • на твёрдом льду встаньте и постарайтесь как можно быстрее добраться до жилья.

Если на ваших глазах провалился на льду человек, немедленно крикните, что идёте на помощь. Приближаться к полынье можно только ползком, широко раскинув руки. Будет лучше, если вы можете положить под себя лыжи, доску, фанеру, т. е. увеличить площадь опоры, и ползти на них. К самому краю подползать нельзя, иначе в воде окажутся уже двое.

Надо вспомнить один из законов школы выживания: у каждого предмета, кроме качеств, для которых он создан, есть множество других – в том числе и свойства инструмента защиты.

Ремни и шарфы, любая доска или жердь, санки, лыжи помогут спасти человека. Бросать связанные ремни или шарфы, доски надо за 3-4 м до полыньи. Подползать к самой полынье недопустимо.

Подав пострадавшему подручное средство спасения, надо вытащить его на лёд и ползком выбираться из опасной зоны. Затем его надо укрыть от ветра, как можно быстрее доставить в тёплое место, растереть, переодеть в сухое и напоить чаем.

(По материалам специалиста в области ОБЖ А. В. Гостюшина)

  1. Окончание урока.

  1. Домашнее задание. Подготовить к пересказу §3 «Обеспечение личной безопасности на водоёмах»; выполнить задание (рубрика «Задание», с. 22).
  2. Выставление и комментирование оценок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение личной безопасности на дорогах

Обеспечение личной безопасности на дорогах-конспект урока по ОБЖ для 10 класса...

"Обеспечение личной безопасности на улице"

Урок по ОБЖ (5 класс). Тема: «Обеспечение личной безопасности на улице». (Слайд №1) Цели урока: Образовательные: - актуализировать знания о личной безопасности на улице; - систематизировать знан...

«Обеспечение личной безопасности на улице»

Открытый урок по ОБЖ в 5 классе   Преподавателя-организатора ОБЖ – Ходырева Романа Геннадьевича       Тема: «Обеспечение личной безопасности на улице».   ...

Презентация "Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях" для 8 класса.

Данный материал поможет учителю не только быстро, но и плодотворно подготовиться и провести одноимённый урок ОБЖ в 8 классе....

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».

Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе  «Основы безопасности жиз...

ОБЖ_10класс_3_Обеспечение личной безопасности на дорогах

Учебный материал в рамках курса ОБЖ для 10 классов старшей школы....

§1.3_Уч_8кл_Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.

Презентация учебного материала урока по академическому учебнику для 8 класса А.Т. Смирноиа и О.Б. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", "Просвещение", 2012...