Рабочая программа ОБЖ 5 класс по учебнику Латчука
рабочая программа по обж (5 класс) по теме

Ковалькова Анастасия Валерьевна

Рабочая программа в соответствии с ФГОС для 5 класса к линии В.Н.Латчука

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№

Санкт-Петербурга

Рекомендована к использованию

Педагогическим советом

протокол № ____ от ____________

«Утверждаю»

Приказ № _______ от _____________

________________________________

Директор ГБОУ СОШ

Рабочая программа

(уровень образования: основное общее)

по Основам безопасности жизнедеятельности

 для 5 класса

на 2015-2016 учебный год

Учитель: Ковалькова Анастасия Валерьевна

Санкт-Петербург

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе программы   В.Н.Латчука, С.К.Миронова, С.Н.Вангородского и Н.А.Ульяновой.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения тем  учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

В программе учитываются требования Конституции РФ и федеральных законов «О безопасности», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Общая характеристика учебного предмета

Место курса ОБЖ в учебном плане

Каждый человек в быту, на работе, в школе, на отдыхе встречается с рядом трудностей, которые возникают в процессе его взаимодействия с окружающей средой. Они могут быть различными по характеру и степени тяжести. Успешность действий любой государственной службы: полиции, «скорой помощи», пожарной охраны и т. д. — во многом зависит от того, какие действия предпринял человек в экстремальной ситуации до того как подоспела квалифицированная помощь. В нашей жизни всегда были и будут такие условия, когда здоровье, безопасность и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий. Данная образовательная область, созданная, в первую очередь, в национальных интересах, дает предпосылки для разработки новой гуманистической технологии образования, необходимой сегодня всему человечеству.

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для того, чтобы с раннего детства научить, подготовить человека избегать экстремальных ситуаций, а если они случились, найти вовремя правильное решение.

Заповедь ОБЖ: «Опасность надо предвидеть, постараться ее избежать и в случае необходимости (если только не удалось ее избежать) - действовать». 

Содержание программы выстроено по трем линиям:

  • безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, современный комплекс проблем безопасности;
  • основы медицинских знаний и оказание первой помощи;
  • основы  здорового образа жизни.

Цели и задачи

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе ставит следующие цели:

  • Усвоение учащимися правил безопасного поведения в опасных ситуациях;
  • Понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья;
  • Уяснение и принятие достижений гражданского общества, антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу человеческой жизни;
  • Готовность и стремление к нравственному самосовершенствованию.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих задач:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; правила и безопасность дорожного движения ( в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров транспортных средств)
  • овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую помощь пострадавшим;
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
  • воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике.

Учебный план предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе  в количестве  34 часа в год,  1 час в неделю.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:        

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
  • формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
  • развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  • формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
  • умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
  • овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
  • умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
  • умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  • умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
  • формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.


Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
  • понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
  • умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Методы и формы обучения и контроля

Для организации познавательной деятельности обучающихся на уроках ОБЖ используются разнообразные методы обучения:

  • Перспективные  (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, примеры из жизни, практические занятия.
  • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
  • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
  • Стимулирования и мотивации.
  • Самостоятельной учебной деятельности.

Комбинирование нескольких форм обучения позволяют достигать высоких результатов всем учащимся. Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками. Групповая форма обеспечивает взаимодействие учащихся, позволяет формироваться умению работать в группе, проявлять лидерские качества, учитывает дифференцированные запросы учащихся. Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Формы контроля уровня достижений обучающихся

Главная составляющая учебного процесса – это контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос (фронтальный и индивидуальный), практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности.

В начале года предусмотрено вводное тестирование Задания входного контроля разработаны для определения уровня готовности класса к освоению программы на начало учебного года. По результатам вводного тестирования определяются группы учебного риска и проводится корректировка учебно-тематического плана и индивидуальных заданий.

Итоговое тестирование позволяет оценить степень усвоения учебного материала и провести корректировку календарно-тематического планирования на следующий учебный год.

Критерии оценки

Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), выполнения письменных заданий (в том числе, тестов), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1. Устный ответ.

Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ соответствуют в полной мере требованиям программы обучения, не содержит ошибок и неточностей.

Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ  соответствует требованиям программы обучения, но недостаточно полный, имеются неточности или допущена одна ошибка.

Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки или материал раскрыт на половину.

Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки.

2. Письменная работа или тест.

Оценку «5» получает обучающийся, набравший 100 - 90% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «4» получает обучающийся, набравший 89 - 70% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «3» получает обучающийся, набравший 69 - 50% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «2» получает обучающийся, набравший 49 - 0% от максимально возможного количества баллов.

3. Презентация,  доклад, сообщение.

Оценку «5» получает обучающийся, демонстрирующий хорошее знание и ориентирование в содержании выступления, информационная часть выступления соответствует фото-видеоматериалам, в работе отсутствуют гиперссылки на Интернет-ресурсы (Исключение: авторские права на иллюстрации, список материалов)

Оценку «4» получает обучающийся, чья работа (выступление) не соответствует одному из критериев оценки «5».

Оценку «3» получает обучающийся, чья работа (выступление) не соответствует двум и более критериям оценки «5»

Учебно-методическое обеспечение курса

 Для реализации содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»  используется следующий учебно-методический комплекс:

  1. Видеофильмы по разделам курса ОБЖ
  2. Презентации к урокам, созданные Ковальковой А.В. и специалистами НМЦ ГО и ЧС МЧС СПб
  3. Компьютер, проектор, экран, магнитная доска
  4. Бытовой дозиметр (планируется к покупке)
  5. Компас
  6. Бинт марлевый 10х15
  7. Вата гигроскопическая нестерильная (пачка по 50 г.)
  8. Вата компрессная (пачка по 50 г.)
  9. Жгут кровоостанавливающий резиновый
  10. Индивидуальный перевязочный пакет
  11. Косынка перевязочная
  12. Ножницы для перевязочного материала (прямые)
  13. Повязка малая стерильная
  14. Шинный материал (плотные куски картона, рейки  т.п.) длиной от 0,7 до 1,.5 м
  15. Противогаз ГП7
  16. Респиратор «Алина»
  17. Марлевая повязка
  18. Аптечка индивидуальная (АИ-2)
  19. Тренажер для оказания первой помощи «Максим» торс
  20. Печатные пособия
  21. Литература:

Для учителя:

1. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. И. Вангородский. — М. : Дрофа, 2010.

2.  Линия учебников под редакцией В.Н.Латчука для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений.

Для учеников:

1. Учебники для 5 – 9 класса общеобразовательной школы под редакцией В.Н. Латчука.

2. Латчук В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. /В.Н.Латчук, С.К.Миронов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

Дополнительная литература:

  1. Астахов П.А. Детям о праве: Дорога. Улица. Семья. Школа. Магазин. – М.: Эксмо,2011г.
  2. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9 кл. сред. шк: Факультатив.курс. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Латчук В.Н., Макров В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Дрофа; ДИК, 2000.
  4. Мишин Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И.Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.
  5. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 – 9 кл. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
  6. Павлова О.В., Попова Г.П. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5 – 11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций,»круглый стол») –Волгоград: Учитель, 2006.
  7. Полишко В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – Смоленск: Вентана-граф, 1995 г.

Цифровые образовательные ресурсы

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дома «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом  «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

http:// www.hardtime.ru

Календарно-тематическое планирование

Наименование темы

Наименование темы практической работы

Характеристика основных видов учебной деятельности

Форма контроля

Дом.

задание

Планируемые сроки

1

Особенности города, как среды обитания. Безопасность пешеходов.

Составление индивидуального маршрута  безопасного подхода к школе.

Учатся определять источники и зоны повышенной опасности в современном городе. Изучают правила безопасного поведения в этих зонах.

Вводное тестирование, фронт.опрос

§ 1.1

сентябрь

2

Системы обеспечения безопасности города

Составление памятки с «горячими телефонами»

Учатся различать службы обеспечения безопасности в соответствии с их предназначением. Приобретают навыки их вызова. Учатся правильно действовать по сигналу оповещения «Внимание всем!»

фронт.опрос

§ 1.2

3

Опасные и аварийные ситуации в доме

Учатся распознавать опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). Изучают меры безопасности в быту

индив.опрос

§ 2.1

4

Пожар: причины и опасность.

Изучают причины пожаров в жилых и общественных зданиях, правила безопасного поведения и способы эвакуации. Моделируют ситуации, требующие знания правил пожарной безопасности. Учатся правильно применять первичные средства пожаротушения

Тест «Город, как источник опасности»

фронт.опрос

§ 2.2

5

Действия при пожаре

индив.опрос

октябрь

6

Средства пожаротушения

Составление плана эвакуации из квартиры(дома)

Тест «Пожар»

7

Затопление квартиры.

Изучают причины затопления дома (квартиры). Осваивают правила профилактики и порядок действий при затоплении.

индив.опрос

§ 2.3

8

Электричество.

Изучают и осваивают правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами.

индив.опрос

§ 2.4

9

Опасные вещества и продукты питания.

Изучают и осваивают правила безопасного обращения со средствами бытовой химии, лекарственными препаратами и газовыми приборами, меры по профилактике пищевых отравлений.

фронт.опрос

§ 2.5

ноябрь

10

Взрыв и обрушение дома.

Приобретают знания о причинах взрывов и обрушений домов. Получают навыки безопасного поведения.

фронт.опрос

§ 2.6

11

Захлопнулась дверь.

Осваивают правила безопасного поведения в нестандартных ситуациях.

Тест «Опасные ситуации дома»

§ 2.7

12

Опасность толпы.

Составление гардероба для похода на концерт или спорт.мероприятия

Осваивают правила безопасного поведения при попадании в толпу в местах массового скопления людей.

индив.опрос

§3.2

декабрь

13

Собака бывает кусачей.

Осваивают правила безопасного поведения с животными.

Фронт.опрос

§ 3.3

14

Транспорт - зона повышенной опасности. Организация дорожного движения, причины и последствия ДТП.

Составление памятки «Если Вы свидетель ДТП»

Осваивают правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.

индив.опрос

§ 12

15

Безопасность в общественном транспорте и автомобиле.

Осваивают правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.

Индив.опрос

§ 14

январь

16

Железнодорожный транспорт.

Осваивают правила безопасного поведения при авариях на железнодорожном транспорте

Фронт.опрос

§ 15, 16

17

Морской, речной и авиационный транспорт.

Осваивают правила безопасного поведения в салоне самолета и при аварийных ситуациях на морском и речном транспорте, на авиационном транспорте.

Индив.опрос

§ 17

18

Психологические основы самозащиты.

Определение типа личности, знакомство с основами аутотренинга

Вырабатывают у себя психологические качества уверенного человека.

Тест «Опасность на транспорте»

§ 18

февраль

19

Ситуации криминогенного характера в доме и подъезде.

Учатся правильно действовать при возникновении ситуаций криминогенного характера в доме, квартире и подъезде.

фронт.опрос

§ 19

20

Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства.

Учатся правильно действовать в криминогенных ситуациях на улице и не допускать в отношении себя опасных домогательств.

фронт.опрос

§ 20

21

Правила поведения при захвате в заложники.

Осваивают правила поведения при захвате в заложники и меры по предотвращению таких захватов

Тест «Безопасное поведение в криминогенных ситуациях»

§ 21

22

Изменение среды обитания человека в городе. Загрязнение воды, воздуха, почвы.

«Мониторинг загрязнения воздушной среды в городе»

Учатся оценивать состояние окружающей среды, планировать и выполнять мероприятия по защите здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой

фронт.опрос

§ 22, 23, 24

март

23

Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

«Правила использования ГП», «Способы изготовления и использования марлевых повязок»

Изучают назначение и устройство гражданских и детских противогазов. Получают практические навыки пользования противогазом

индив.опрос

§ 25, 26

24

Ушибы и  ранения, их причины и первая помощь.

Приобретают знания об основных видах ушибов и ранений, их причинах и правилах оказания первой помощи

фронт.опрос

§ 27

25

Кровотечения. Первая помощь при кровотечениях.

«Отработка навыков по оказанию первой помощи при ранениях»

Получают знания о видах кровотечений и их особенностях. Учатся останавливать кровотечения, применяя различные способы в зависимости от вида кровотечения и места травмы

индив.опрос

§ 28, 29

26

Развитие и изменение организма школьников 11-12 лет.  Движение и здоровье.

Объясняют значение двигательной активности для укрепления здоровья

Тест «Оказание ПП при ушибах и ранениях»

§ 33

апрель

27

Нарушения осанки и причины их возникновения.

Получают представление о видах, причинах и последствиях нарушения осанки. Учатся предупреждать нарушения осанки

фронт.опрос

§ 34

28

Телевизор и компьютер – друзья или враги?

Учатся соблюдать правила безопасности при просмотре телепередач и при пользовании компьютером

индив.опрос

Итоговое тестирование

§ 30

29

Составление индивидуальной программы укрепления здоровья.

«Определение факторов риска в своей повседневной жизни»

Формируют у себя потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа укрепления и сохранения здоровья

индив.опрос

§ 31

май

30

Физическое и нравственное взросление человека.

Получают представление о закономерностях развития организма в подростковом возрасте. Учатся правильно выполнять гигиенические мероприятия по уходу за своим телом

фронт.опрос

§ 32

Резервное время – 4 часа (на 1 и 2 полугодия)

Основное содержание курса

Раздел I. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Источники и зоны повышенной опасности в современном городе и их характеристика. Отличия горожан от сельских жителей с точки зрения безопасности жизни. Правила безопасного поведения в зонах повышенной опасности.

Государственные, муниципальные (городские) и районные специальные службы обеспечения безопасности. Правила вызова служб безопасности. Понятие о специальном сигнале оповещения «Внимание всем!». Правила поведения населения при оповещении об опасной или чрезвычайной ситуации по специальному сигналу «Внимание всем!»

Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные опасные ситуации в доме (квартире) и их причины

Опасные факторы пожара, воздействующие на людей. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, их последствия.

Меры пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире). Правила безопасной эвакуации из задымленного помещения. Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру. Основные причины возгорания телевизора (электроприбора). Правила безопасного поведения при возгорании телевизора (электроприбора).

Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.

Водоснабжение дома (квартиры). Причины затопления и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.

Опасность электрических и электронных приборов, используемых в быту. Последствия поражения электрическим током. Меры безопасности при обращении с электроприборами.

Понятие о средствах бытовой химии. Действие препаратов бытовой химии на организм человека. Правила пользования средствами бытовой химии. Опасность лекарственных средств и меры безопасности при их использовании. Бытовой газ и его опасность. Правила пользования бытовым газом. Правила безопасного поведения при обнаружении запаха газа в квартире. Опасность продуктов питания. Меры по предотвращению пищевых отравлений.

Причины взрывов и обрушений в жилых домах. Правила безопасного поведения при возникновение взрыва в доме (квартире) и обрушении дома.

Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялись ключи). Правила предотвращения таких ситуаций. Меры безопасности при потере ключей от дома (квартиры).

Опасность толпы. Как уцелеть в толпе. Правила безопасного поведения при попадании в толпу в местах массового скопления людей (на дискотеке,.)

Безопасное поведение с животными. Правила предосторожности при встрече с собаками. Правила поведения при нападении собаки.

Безопасная дорога в школу и домой. Причины транспортных аварий. Безопасное поведение в транспортном средстве.

Обязанности пешехода и пассажира.

Краткая характеристика современных видов транспорта (автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, метро). Правила безопасного поведения при аварийных ситуациях на городском общественном транспорте. Правила безопасного поведения пассажира автомобиля: при неизбежном столкновении, при падении автомобиля в воду. Причины опасных и аварийных ситуаций в метрополитене. Зоны опасности в метро и их характеристики. Правила безопасного поведения пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях.

Источники опасности и опасные зоны на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте. Правила безопасного поведения пассажиров: при крушении поезда, при пожаре в поезде.

Характеристика авиационного транспорта. Правила поведения авиапассажиров в салоне самолета. Правила безопасного поведения авиапассажиров: при аварийной посадке, при разгерметизации салона, при пожаре в самолете, при аварийной посадке на воду.

Характеристика водного транспорта. Индивидуальные и групповые средства спасения на морском и речном транспорте. Правила пользования спасательным жилетом. Действия пассажиров при аварийных ситуациях и эвакуации с судна. Правила посадки на спасательное средство. Что делать, если человек упал за борт судна.

Язык жестов — важное оружие самозащиты. Основные психологические качества уверенного в себе человека. Психологические рекомендации по преодолению страха и способам самозащиты в опасных ситуациях криминогенного характера.

Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуациях в доме (квартире); звонок в дверь, дверь квартиры пытаются открыть, вы вернулись из школы, а дверь квартиры открыта. Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных ситуаций: перед подъездом, в подъезде дома, в лифте, на лестничной площадке.

Зоны криминогенной опасности в городе (населенном пункте). Правила безопасного поведения с незнакомым человеком. Правила обеспечения личной безопасности в повседневной жизни. Как предотвратить опасные домогательства.

Понятие о заложнике. Меры личной безопасности по предотвращению захвата в заложники. Рекомендации по безопасному поведению при захвате в заложники с целью выкупа. Правила поведения при захвате в заложники в транспортном средстве или месте массового пребывания людей.

Загрязнение воды. Роль воды в жизнедеятельности человека. Требования к питьевой воде. Способы очистки водопроводной воды в домашних условиях.

Загрязнение воздуха. Общие сведения об атмосфере. Состав воздуха, которым мы дышим. Причины загрязнения воздуха. Рекомендации по предотвращению загрязнения воздуха в местах проживания.

Загрязнение почвы. Роль почвы в жизнедеятельности человека. Причины загрязнения почвы и их последствия. Вредные вещества, накапливающиеся в почве в результате промышленных выбросов. Возбудители инфекционных заболеваний, обитающие в почве.

Фильтрующие противогазы. Предназначение и принцип защитного действия фильтрующих противогазов. Гражданские противогазы ГП-7 и ГП-7В, устройство и правила пользования. Детский противогаз ПДФ-2Ш, устройство и правила пользования. Правила подбора противогаза, определение размера (роста) шлем-маски, подготовка противогаза к работе. Пользование противогазом. Переноска противогаза. Положения противогаза: походное, наготове, боевое. Перевод противогаза в боевое положение. Практическая отработка упражнения по надеванию противогаза.

Раздел II. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Понятие о ране. Общие признаки ранений. Общие правила оказания первой помощи при незначительных открытых ранах.

Наружное и внутреннее кровотечения. Венозное кровотечение и его характеристика. Артериальное кровотечение и его характеристика. Смешанные кровотечения и их характеристика. Капиллярное кровотечение и его особенности

Способы временной остановки кровотечения. Остановка кровотечения путем пальцевого прижатия артерий. Особенности и правила остановки кровотечения путем наложения жгута. Остановка кровотечения путем наложения давящей повязки. Остановка кровотечения путем максимального сгибания конечности. Остановка кровотечения путем придания поврежденной конечности приподнятого положения. Первая помощь при кровотечении из носа.

Раздел III  ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Роль двигательной активности для укрепления здоровья. Понятие об опорно-двигательном аппарате и его развитии. Опорно-двигательный аппарат как генератор двигательной активности. Избыток и недостаток движения (гиподинамия) — причина некоторых заболеваний человека

Понятие об осанке. Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика нарушений осанки

Воздействие излучений телевизора и компьютера на организм человека. Правила просмотра телепередач. Правила безопасности при работе на персональном компьютере

Понятие о детском и подростковом возрасте. Развитие организма в детском возрасте. Характеристика факторов, влияющих на развитие и изменение организма в подростковом возрасте. Активность сальных и потовых желез в подростковом возрасте. Гигиенические мероприятия по уходу за сильными и потовыми железами

Появление новой жизни. Ответственность за сохранение своего здоровья в подростковом возрасте. Физическое взросление мальчиков и девочек, особенности их взаимоотношений


Тестовые задания вводного и итогового контроля

Задания вводного тестирования

5 класс

1. Что делать при возгорании электроприбора?

а) полить загоревшейся прибор водой, а после выдернуть шнур из розетки;

б) потянув за шнур отключить электроприбор и полить его водой;

в) отключить электроэнергию, набросить на горящий прибор плотную ткань;

г ) отключить электроэнергию, потом вызвать пожарных.

2. Ты один дома. В дверь стучится человек и просит о помощи, ему плохо и нужен телефон, чтобы вызвать скорую помощь или позвонить близким. Как ты поступишь?

а) не открывая дверь, попрошу его продиктовать номер телефона родственников, позвоню им и сам вызову «скорую помощь»;

б) открою дверь и разрешу человеку позвонить;

в) в приоткрытую дверь, находящуюся на цепочке, передам свой телефон;

г) никак не прореагирую на случившееся, притворюсь, что в квартире никого нет.

3. Универсальный номер для вызова служб спасения по мобильному телефону:        

а) 911;    б) 009;     в) 112;      г) 01.

4. Кто из ребят правильно передаёт ножницы товарищу на уроке труда.

а) Витя     б) Миша    в) Маша     г) Настя

5. Найди  знак «Подземный пешеходный переход».

а 3601_html_m52cba518    б 3601_html_7d3f2458     в 3601_html_770240d0     г 3601_html_m653a413a 

6. Почему в жилых помещениях необходимо бороться с комнатными мухами?

а) мухи питаются теми же продуктами питания, что и человек;

б) укусы мух болезненны для человека;

в) мухи переносят возбудителей заболеваний на продукты питания человека;

г) мухи неприятно жужжат.

7. Поскользнувшись, Миша упал и ударился рукой об угол. На руке стал образовываться синяк большого размера. Какой из вариантов оказания первой помощи является неверным?

а) приложить к поврежденному месту пакетик со льдом;

б) наложить теплый компресс;

в) приложить холодный компресс;

г) наложить тугую повязку.

8. Если на уроке сработала пожарная сигнализация, то необходимо:

а) вскочить и быстро убежать из школы;

б) действовать по командам учителя, четко их выполнять;

в) открыть окно и продолжить заниматься.

9. Кто из детей не подвергает себя опасности на улице города в весенний день?

а) Миша     б) Ваня       в) Дима     г) Коля

 10. Гуляя по парку, Миша признался Саше, что хотел бы иметь собаку: «Я их так люблю, что не могу спокойно пройти мимо пёсика, не погладив его». Каких собак, гуляющих в парке, можно безопасно погладить Мише?

а) Рекса     б) Жучку       в) Бобика      г) никаких

Задания итогового тестирования 

5 класс                    1 вариант

1.Укажи универсальный номер для вызова служб МЧС по мобильному телефону:

а) 911;     б) 009;      в) 112;      г) 01.

2. Укажите, какие данные необходимо назвать при вызове по телефону службы безопасности:

а) номер телефона и адрес;

б) причину вызова, свои имя и фамилию, номер телефона и адрес;

в) адрес местожительства и номера рядом расположенных домов.

3. Что делать при возгорании электроприбора?

а) полить загоревшейся прибор водой, а после выдернуть шнур из розетки;

б) потянув за шнур отключить электроприбор и полить его водой;

в) отключить электроэнергию, набросить на горящий прибор плотную ткань;

г) вызвать пожарных.

4. Какова правильная последовательность действий при пожаре:

а) попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения, открыть окно для удаления дыма, позвонить в пожарную охрану;

б) немедленно  покинуть  помещение,   плотно закрыв за собой дверь, позвать на помощь взрослых, если их нет, то позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре;

в) позвонить на работу родителям и сообщить о пожаре, попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения.

5. Ты возвращаешься домой поздним зимним вечером с тренировки. Вместе с тобой в подъезд заходит незнакомец. Каковы должны быть твои дальнейшие действия?

а) попытаюсь заговорить с ним и выяснить, куда он идет;

б) пропущу незнакомца вперед и пойду за ним;

в) обгоню незнакомца и побегу к своей квартире;

г) задержусь у подъезда и позвоню домой.

6. Незнакомая молодая женщина вышла из автомобиля, и просит тебя помочь ей найти дом по указанному адресу. Как ты поступишь, если дом по указанному адресу тебе известен и он находится в соседнем квартале?

а) сяду к ней в машину и укажу дорогу;

б) сяду к ней в машину и укажу дорогу, предварительно убедившись, что в машине больше никого нет;

в) попрошу обратиться к взрослым;

г) не стану с ней разговаривать.

7. Молодой человек интеллигентного вида звонит в домофон и  говорит, что является знакомым родителей и просит впустить его в квартиру, чтобы там подождать папу или маму и сделать им сюрприз. Ваши действия:

а) не впустите незнакомца в квартиру ни при каких обстоятельствах;

б) спросите у незнакомца фамилию, имя, отчество папы и мамы, где они работают и, получив правильный ответ, впустите его в квартиру;

в) спросите у незнакомца более подробные сведения о родителях (например, откуда он их знает), после чего впустите в квартиру.

8. Какое действие заложника при штурме здания группой захвата безопасно?

а) в начале штурма побежать навстречу штурмовикам;

б) помочь группе захвата;

в) перебежать в безопасное место;

г) лечь на пол до конца штурма.

9. В ненастную, сырую погоду вы едете в троллейбусе.  В  результате порыва ветра произошел обрыв контактного провода, который упал на крышу троллейбуса. Водитель открыл двери для выхода пассажиров. Как вы будете покидать троллейбус:

а) через окно;

б) через двери по ступенькам;

в) через дверь только прыжком.

10. Ваш младший братишка, схватившись рукой за провод включенного магнитофона, получил удар током. Провод остался в его руке. Какое действие необходимо осуществить в первую очередь?

а) схватить провод руками и вырвать его из рук брата;

б)отключить электричество в квартире (доме);

в) выдернуть провод из розетки;

г) вызвать «Скорую помощь».

11. Во время автомобильной аварии пострадал человек. Из рваной раны правого предплечья медленно  изливается кровь темно-красного цвета. Какую первую помощь Вы окажете? 

а) наложу давящую повязку ниже раны;

б) наложу заменитель жгута выше раны;

в) наложу заменитель жгута ниже раны;

г) наложу давящую повязку выше раны.

12. Если Ваш друг получил пищевое отравление, Вам нужно:

а) вызвать скорую помощь и успокаивать друга;

б) позвонить родителям и отвести друга к нему домой;

в) вызвать врача, вызвать рвоту, дать активированный уголь.

13. Если на тебя напала собака:

а) намотаешь куртку на руку, и подсуну ее собаке.

б) ударишь собаку кулаком по носу.

в) будешь звать на помощь.

14. На каком рисунке ребенок неправильно сидит? Как надо правильно сидеть за столом?

1                                                2

5 класс                    2 вариант

1. Какой номер необходимо набрать по мобильному телефону при возникновении чрезвычайной ситуации, если денежные средства на мобильном телефоне отсутствуют?

а) 01       б) 010       в) 911       г) 112

2. Какие службы входят в систему обеспечения безопасности города:

а) милиция, служба городского пассажирского транспорта, служба газа;

б) «скорая помощь», пожарная служба , милиция;

в) пожарная охрана, служба связи, справочная служба.

3. Что необходимо предпринять при возгорании телевизора?

а)следует кричать и звать на помощь;

б)ничего не  предпринимать до приезда пожарных;

в) следует отключить телевизор от сети и накрыть плотной тканью.

4. Пожар на первом этаже 12-этажного дома. Лестничная площадка задымлена. Ты находишься в квартире на 6 этаже. Как поступить в этой ситуации?

а) покинуть дом, бегом спустившись по лестнице;

б) покинуть дом, пригнувшись и прикрывая органы дыхания влажной тканью;

в) покинуть дом, воспользовавшись лифтом.

5. Вы заходите в свой подъезд, слышите громкие крики, смех, шум и понимаете, что этажом выше на лестничной клетке находится пьяная компания. Как вы поступите:

а) будете спокойно подниматься домой;

б) будете ждать, пока они уйдут;

в) дождетесь  взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросите проводить вас до квартиры.

6. По дороге из школы домой к вам подходит незнакомец и предлагает подвезти до дома. Как вы поступите:

а) вы с ним заговорите и начнете расспрашивать, где вы будете кататься;

б) скажете, что сейчас не можете, но с удовольствием покатаетесь в следующий раз и попросите позвонить вам по домашнему телефону, чтобы договориться о времени и месте встречи;

в) согласитесь покататься только 10—15 минут при условии, что он потом проводит вас домой;

г) скажете: «Нет. Я не поеду» — и отойдете или перейдете на другую сторону дороги.

7. Ты один дома. В дверь стучится человек и просит о помощи, ему плохо и нужен телефон, чтобы вызвать скорую помощь. Как ты поступишь? 

а) не открывая дверь,   сам вызову «скорую помощь»;

б) открою дверь и разрешу человеку позвонить;

в) в приоткрытую дверь, находящуюся на цепочке, передам свой мобильный телефон;

г) никак не прореагирую на случившееся, притворюсь, что в квартире никого нет.

8. Как себя необходимо вести если  вы оказались в  заложниках:

а) попытаться уговорить отпустить вас;

б) попробовать убежать;

в) выполнять требования террористов;

г) сделать вид, что вам плохо.

9. При аварийной посадке самолета надо:

а) руки сложить на животе, согнуться и поджать ноги;

б) надеть спасательный жилет, руками упереться в спинку переднего сиденья, а голову зажать между коленями;

в) согнуться, наклонить голову как можно ниже и прикрыть руками, упереться ногами в спинку переднего сиденья.

10. После удара электрическим током человек потерял сознание, упав он зажал в руке провод, по которому идет электрический ток. Как обезопасить пострадавшего?

а) отбросить провод ногой и отключить электричество;

б) отключить электричество и удалить из рук пострадавшего провод, воспользовавшись предметом, непроводящим электрический ток;

в) вызвать скорую помощь;

г) приступить к оказанию реанимационной помощи.

11. Во  время автомобильной аварии пострадал человек. Из рваной раны правого предплечья пульсирующей струей изливается кровь алого цвета. Какую первую помощь Вы окажете?

а) наложу давящую повязку ниже раны;

б) наложу заменитель жгута выше раны;

в) наложу заменитель жгута ниже раны;

г) наложу давящую повязку выше раны.

12. Ваш друг случайно перепутал свои  витаминки и бабушкины сильнодействующие лекарства. Ваши действия:

а) вызвать «скорую», вывести друга на свежий воздух;

б) напоить друга холодной водой и уложить на диван в ожидании скоро помощи;

в) вызвать скорую помощь, вызвать рвоту. 

13. Если тебя укусила собака, то

а) ничего страшного в этом нет.

б) никому ничего не скажу.

в) пойду к врачу.

14. На каком рисунке ребенок неправильно сидит? Как надо правильно сидеть за компьютером?

        1                                            2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс к учебнику В.В. Лунина

Рабочая программа и тематическое планирование...

Рабочая программа 10 класс по учебнику Spotlight

Данная рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание учебного предмета, планируемые результаты учебной деятельности, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа 6 класс по учебнику "Английский в фокусе".

Данная Рабочая программа составлена на 1 учебный год. Записи всех тем совпадают с формулировками тем в классном журнале. Дана подробная расчасовка и используемые на уроках материалы....

Рабочая программа 11 класс (по учебнику Р.З.Хайдарова)

Аңлатма язуы Рус телендә сөйләшүче балаларга татар теле укытуның төп максаты һәм бурычлары:-укучыларның гомуми белем мәктәбендә үзләштергән белемнәрен һәм сөйләм күнекмәләрен камилләштерү һәм тир...

Рабочая программа 8 класс к учебнику А.В. Перышкин

Данная рабочая программа расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа 8 класс к учебнику А.В. Перышкин

Данная рабочая программа расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа 10 класс по учебнику В.Н. Латчука

Настоящая программа составлена на основепримерной государственной программы по основам безопасности жизнедеятельности среднего (полного) общего образования (базовый уровень), рекомендованной Департаме...