Ситуационный метод обучения на уроках ОБЖ с детьми ограниченными возможностями здоровья в школе.
методическая разработка по обж ( класс) на тему
Деятельность учителя с детьми ограниченными возможностями здоровья в школе может быть успешной только в том случае, если он способен понимать внутренний мир школьника. Отождествляя себя с учеником, эмоционально сопереживать ему, владея системой знаний об этиологии, механизмах, путях и методах психолого-педагогической коррекции отклонений интеллектуального развития в учебно-воспитательном процессе. Такие учащиеся в классе, как правило, не умеют внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему задач, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов, удерживать в памяти определенное количество условий в процессе деятельности при восприятии задания на слух. У таких детей обычно бедный запас общих знаний. Для них характерна задержка развития в целом. Поэтому необходимо проводить коррекционно-развивающую работу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ситуационный метод обучения на уроках ОБЖ с детьми ограниченными возможностями здоровья в школе.
Деятельность учителя с детьми ограниченными возможностями здоровья в школе может быть успешной только в том случае, если он способен понимать внутренний мир школьника. Отождествляя себя с учеником, эмоционально сопереживать ему, владея системой знаний об этиологии, механизмах, путях и методах психолого-педагогической коррекции отклонений интеллектуального развития в учебно-воспитательном процессе. Такие учащиеся в классе, как правило, не умеют внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему задач, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов, удерживать в памяти определенное количество условий в процессе деятельности при восприятии задания на слух. У таких детей обычно бедный запас общих знаний. Для них характерна задержка развития в целом. Поэтому необходимо проводить коррекционно-развивающую работу, нацеленную на развитие:
- интеллектуально-коммуникативных навыков, необходимых для успешного овладения учебной программой;
- сферы познавательной деятельности;
- эмоционально-волевых качеств.
Задачи:
1. Создание развивающей среды, благоприятной для развития имеющегося потенциала.
2. Выработка необходимых для успешного обучения навыков восприятия, развитие памяти, мышления и внимания.
3. Формирование познавательной мотивации обеспечивающей оптимальный уровень активности ученика в учебном процессе.
4. Освоение коммуникативных навыков.
5. Развитие зрительной и слуховой памяти для формирования умения удерживать определенное количество условий в процессе деятельности при зрительном и слуховом восприятии.
6. Развитие логического мышления - интеллектуальных операции сравнения, анализа, синтеза, а также более сложных мыслительных операций - умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку.
7. Формирование положительного отношение к школе, к учебе.
8. Расширение общего кругозора.
Каждый метод состоит из определенных приемов деятельности учителя и учащихся. Важно подчеркнуть, что только сочетание приемов образует определенный метод обучения. При этом нередко важна и последовательность применение соответствующих приемов. Не следует, упускать из виду и то обстоятельство, что одни и те же приемы могут входить в разные методы обучение, в сочетании с другими приемами они образуют уже совершенно другой метод обучения. Например, приемы запоминания входят в репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучение, но если в первой группе методов они играют решающую, основную роль и доминируют над всеми другими приемами обучения, то в проблемно-поисковых методах они уже не занимают центрального места и в основном способствуют запоминанию результатов проблемных рассуждений. Точно также в обе эти группы методов обучения может войти и прием аналогии. Но в первом случае он будет подчинен целям лучшего запоминания, а во втором - высказыванию и доказательству учебных гипотез.
Методы обучения в определенной ситуации, когда они выполняют частную роль в более широком методе обучения, могут выступить в роли приема обучения. Приемы обучения могут в определенных условиях выполнять функции метода обучения.
Приемы обучения диалектически взаимосвязаны и при определенных условиях переходят друг в друга в зависимости от конкретных задач и специфики содержания обучения.
Рассмотрение связи методов и приемов можно проводить на дидактическом, частно-дидактическом, методическом уровнях. При переходе с одного уровня на другой прием может приобретать функции метода и наоборот.
Учебный материал, осваиваемый в 5-9-х классах, предназначен для формирования сознательного и ответственного отношения учащихся к безопасности - личной и окружающих, приобретения ими способности сохранять жизнь и здоровье в опасных ситуациях дома, на дороге, в природе.
На этом этапе углубленно изучают опасные и вредные факторы окружающей среды, воздействующие на здоровье человека в повседневной жизни, а также при стихийных бедствиях, промышленных и транспортных авариях и катастрофах, социально-политических конфликтах. В качестве основных методов обучения используется рассказ, беседа, практические занятия в форме сюжетных игр, ситуационный способ обучения, ролевые игры. Эти методы дают большие возможности для использования проблемного подхода к обучению, когда перед учащимися ставится проблемная задача, создается ситуация необходимости поиска правильного ответа, организуется соответствующий учебный поиск и проверка правильности решения поставленной задачи. Организация такой деятельности на уроках в значительной степени стимулирует мыслительную деятельность учащихся.
В целом сюжетные игры занимают существенное место в обучении школьников по всему курсу. Они дают возможность не только закреплять полученные знания, но и отрабатывать отдельные умения и навыки. Тематика игр, их содержание соответствует возрастным особенностям школьников и учебно-воспитательным задачам изучаемой темы.
На уроках по курсу ОБЖ необходимо выявлять и систематизировать ранее накопленные детьми знания об изучаемом материале. Поэтому: неотъемлемая часть таких уроков - актуализация опорных знаний, которая позволяет с меньшими усилиями формировать новые представления и понятия и применяется с широким, привлечением разнообразных натуральных и изобразительных наглядных средств обучения, экранных пособий.
Считаю, что основным методом обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья в школе должен быть ситуационный метод обучения - ролевая игра. Задачу приобретения навыков мыслительной деятельности можно эффективно решать и с использованием методов ситуационного обучения, например, сюжетных игр. Ситуационное обучение в данном случае заключается в анализе опасных ситуаций, в результате которых случались или могут произойти происшествия. При организации ситуационного обучения предполагается, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушения других людей, попадавших в экстремальные ситуации.
Конечная цель ситуационного обучения - приучить школьника к системе
аналитического поведения в предметной деятельности – предвидении
опасных ситуаций, оценке и прогнозированию их развития, принятию целесообразных решений и действиям с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести ее последствий,
Источниками сюжетов учебных ситуаций могут служить публикации в газетах и журналах, сообщения радио и телевидения, рассказы и описания очевидцев событий и т.д. Когда сюжет найден и обработан, необходимо сформулировать вопросы-задания, которые должны направлять учащихся на решение главной проблемной задачи. В условиях школы наиболее удачным и доступным способом предъявления ситуации следует считать вариант, при котором необходимая информация передается несколькими способами одновременно, например, устное сообщение, письменная характеристика.
Методически правильно построенный анализ ситуаций позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, учиться избегать ошибок и неверных решений в экстремальных ситуациях, сознательно влиять на события в окружающей среде.
Способы решения ситуационных задач
Решение ситуационных задач позволяет выявить уровень знания материала и развивает у учеников навыки использования знаний в конкретной ситуации. Оно может быть устным или письменным. Способы задания и решения ситуационных задач могут быть различными:
1. Предлагается конкретная ситуация, дается несколько вариантов ответов, из которых ученик должен выбрать только один - правильный;
2. Из списка различных действий в предложенной ситуации ученик должен выбрать правильные и неправильные;
3. Ученик должен выстроить 3-4 варианта правильных действий в конкретной ситуации по очередности и важности (проранжировать ответы);
4. Ученик сам ищет выход из сложившейся ситуации, определяемой условием задачи без вариантов ответов, примеров правильных действий;
5. По пройденному материалу индивидуально каждому ученику предлагается дать ответы по карточкам, включающим 5-8 различных задач.
6. Ученик должен дать характеристику и анализ ситуации, нарисованной на карточке;
7. Ученику предлагается проанализировать ситуацию по заметке, статье из газеты об авариях, связанных со стихийными бедствиями, обращая внимание на характер, причины, последствия, а также на материальные и людские потери.
Учитывая специфику работы с детьми ограниченными возможностями здоровья, уделяю внимание развивающим целям, направленным на формирование у детей умений осуществлять последовательные умственные действия - сравнивать, анализировать, выделять главные и второстепенные признаки, обобщать по признаку, соотносить по смыслу, координировать мыслительный процесс в соответствии с поставленной задачей (развитие сферы познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы).
Гармоничное развитие личности предполагает формирование эстетических навыков - умений, чувствовать и понимать красоту (природы, искусства, литературы), эмоциональной чуткости, любви к искусству, желания самому участвовать в создании прекрасного. Подготовка к любому занятию по курсу ОБЖ начинается с выбора метода обучения, поиска сюжетов, определения ситуаций и ролей для; учащихся (3-4 роли).
При проведении занятия создаю ситуацию, а учащиеся последовательно принимают решения в различных ролях и оценивают выполнение заданий другими учащимися. В ходе обучения преследую развивающие цели, формирования у детей умения осуществлять последовательные умственные действия, решая коррекционные задачи развития речи, коррекционных произношений, расширения словарного запаса, двигательной активности.
В конце подвожу итоги с выставлением оценок за работу на уроке и знание пройденного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
мастер - класс "Формирование ключевых компетенций учащихся при использовании ситуационного метода обучения"
Целью мастер - класса является демонстрация методики использования ситуационного метода обучения для формирования ключевых компетенций учащихся...
12.12.18.г Методы работы нс уроках математики с детьми имеющими ОВЗ.
Выстуление на методическом объединении о методах и приёмах работы с детьми имеющими ОВЗ и УО,...
ИГРЫ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Главная задача современной школы, и коррекционной в том числе, состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и решать возникающие проблемы, то есть в успешной социализа...
"Использование различных методов обучения на уроках физкультуры, особенности применения соревновательно-игрового метода"
использование различных методов...
Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...
Традиционные методы обучения при социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в их профессиональной деятельности
рассмотрены методология обучения и особенности творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приведен сравнительный анализ традиционного урока от развивающего, описаны фо...