Спорт - как источник здорового образа жизни
учебно-методический материал по обж (11 класс) на тему

Никонов Владимир Алексеевич
Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством
физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой

общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sport_i_zdorove.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»

имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича

с.Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области

Доклад

Тема:

«Спорт-как источник здорового образа жизни»

Учитель ОБЖ: Никонов В. А.

2012год.

         

Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством

физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой

общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций. Причём это касается не только самих спортсменов, но и тренеров, судей, зрителей. Одновременно физкультура и спорт сами подвержены «обратной» связи со стороны других социальных институтов и явлений общественной жизни. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу

творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости  за беспредельность потенциальных возможностей человека.

В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из

важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе

духовное богатство, моральную чистоту,физическое совершенство и здоровье. Спорт – очень сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на становление личности не однозначно. Поэтому сами спортсмены видят в спорте, ценят в нём то одну, то другую его сторону. Работа над  собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают  и осмысливаются спортсменами  по-разному. Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек  в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями.

Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других.

Как, благодаря чему приходит к людям смелость, сила, быстрота и

осмотрительность, умение не сдаваться и радоваться победе других – все те

лучшие волевые и физические качества, которыми спорт венчает пропорционально, конечно, личному вкладу каждого, кто к нему приобщается? И пусть мы знаем,

что роль спорта в воспитании «нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» велика и многозначительна, нелишне привести здесь высказывания тех, кто целикомпосвятил себя этой деятельности и добился известных результатов, личных и общественных.

«Для меня спорт- это радость, игра силы, совершенство человеческих

достоинств, быстрая реакция, смекалка, фантазия, неожиданности и открытия»,- заявляет признанный в прошлом фигурист и широко известный ныне миру тренер Станислав Жук.

Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство - одна из прекраснейших ценностей жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических. Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни.

И эти слова прямо дополняют высказывание замечательного гимнаста Юрия Титова. Водном из своих выступлений он заявил: «Ведь это и есть, пожалуй, самоеинтересное в спорте – душевные, товарищеские отношения между людьми, тут прямоепроявление высших нравственных достоинств человека. А чего стоит, например,борьба атлета за самого себя, за собственные возможности, за преодоление,

казалось бы, недосягаемых рубежей?..».

В высказываниях представителей разных социально-политических систем многообщего. Все больше спортсмены, кроме борьбы, столь характерной для спорта,видят в нём искренность отношений, дружбу и доброжелательность между людьми.Это не случайно. Спортивная, особенно соревновательная деятельность –личностно значима, трудна. Она требует больших и физических сил. В жестоком

соперничестве, безусловно, полнее и ярче, чем в обыденности, проявляется и

всякая человеческая личность, и каждая черта характера. Тут напряженнее

выступают чувства, полнее проявляется воля. Именно, когда тебе трудно, ты

весь раскрываешься в порыве. Следовательно, спорт для человека – могучее

средство самопознания, самовыражения, самоутверждения.

Целью моего доклада было показать влияние физкультуры и спорта на развитие всесторонне развитой личности. В докладе я доказываю, что физкультура и спорт не только являются средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, рациональной формой проведения досуга, средством повышения социальной активности людей, но и существенно влияют надругие стороны человеческой жизни, в первую очередь на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества. Я рассмотрел,  как физкультура и спорт влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли, нравственно – этическое воспитание, влияние спорта на вырабатывание уверенности в себе и своих силах. Год от года спорт становиться сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес к спорту проявляет всё большее число людей. А значит – доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно возрастает. Рождённый нашим бурным временем, современный спорт сам как бы олицетворяет это время, вбирает в себя его сложный противоречивый характер, является его символом, образом, специфическим носителем его неоднозначных проявлений и проблем.

Как влияет физическая культура и спорт на формирования личности .

Решение воспитательных задач осуществляется через формирования у юного спортсмена в единстве нравственного сознания, нравственных чувств, воли и характера.

Младший школьный возраст. Для юного спортсмена авторитет учителя, тренера выдвигается на первое место. Слово тренера для младшего школьника – закон, который не может отменить никто. В этом периоде у детей проявляется большая общественная активность. Обучение является основным фактором развития психики.

В этом возрасте закладывается фундамент прочности и надежности нравственных качеств личности. Воля у детей еще слаба и неустойчива, поэтому необходимо все педагогические средства на ее совершенствовании, учить их быть внимательными и сосредоточенными, непременно выполнять принятые решения, то есть доводить до конца начатое дело.

В процессе занятий физическими упражнениями укрепляется воля юного спортсмена, ведь овладение новыми знаниями, умениями и навыками требует волевых усилий, которые формируются в процессе занятий физической культурой и спортом.

Подростковый возраст – это становление самостоятельности. У подростка возникает требование – считать его взрослым. Это связано со  значительными и глубокими изменениями в организме на пути к биологической зрелости. Естественно, этот процесс значительно влияет на психическое развитие. Потребность подростка занять положение, соответствующее его представлению о своей личности (которая часто переоценивается), оказывает влияние на его поведение, отношение к учебе, тренировке. В то же время успехи в спорте выступают как средство самоутверждения. У подростка, не занимающегося спортом, самоутверждение, может, выражается в приобретении вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), также он может попасть в компанию хулиганов. Или во втором случае замкнуться в себе, и абстрагироваться от общественной жизни.

Тренера, для проявления личности подростка, разрешают ему самостоятельно проводить разминку, привлекают его к руководству группами предварительной подготовки, к участию в организации и проведении соревнований.

Спортивные достижения убедительно свидетельствуют о том, что подросток может решать сложные задачи, которые ставят перед ним тренер в процессе учебно-тренировочных занятий, и показать высокий результаты. Однако как личность он еще не сформировался. Подросток, каких бы вершин ни достигал в спорте, остается подростком со своим миром, со своим отношением к действительности и т.д. А подростки, ставшие спортивными звездами, пожалуй, больше, чем кто-либо нуждается в умном, заботливом, высококультурным тренере-наставнике.

Юношеский возраст – завершающий этап биологического состояния и формирования личности.

В этом возрасте значительно повышается требование к себе как личности. Велика потребность этого возраста в физическом и спортивном совершенствовании, которое, как известно, достигается только через физические нагрузки, требующие значительных усилий личности.

.

В период обучения в школе, дефицит двигательной активности приводит к недостаточной стимуляции роста и развития организма, появлению избыточной массы тела за счет отложения жира. Ограничение объема мышечной деятельности приводит к изменению сократительных способностей мышц, значительно снижаются сила и мышечный тонус, происходит нарушения двигательных навыков и координации движений. Нарушение осанки, которые первыми обычно замечают родители и педагоги, не должны расцениваться как безобидная, не требующая коррекции деформация позвоночного столба или стоп.

Результаты научных исследований и опыт убедительно показывают, что достаточно увеличить двигательную активность, обеспечить ребенка реализовать заложенный в нем генетический двигательный потенциал, заставить качественно работать системы физического воспитания, и уже даже это решает ряд проблем, связанных с уровнем заболеваемости и распространенностью деформации опорно-двигательного аппарата, значительно повышает устойчивость детей к различным неблагоприятным факторам среды.

Итак, предотвратить развитие различных заболеваний осанки, а также последующих осложнений связанных с патологическими изменениями других жизненоважных систем организма, можно с помощью физических упражнений. Правильная дозировка нагрузки и систематическая реализация ее, с учетом индивидуальных особенностей, будет способствовать сохранению и улучшению здоровья детей.

Что же касается спорта, тут нельзя однозначно характеризировать влияние всех видов. Каждый из них влияет на одни группы мышц больше, чем на другие; различная нагрузка на суставы и кости. Но ведь во всех видах спорта существует общая физическая подготовка, которая способствует всестороннему гармоничному развитию физических качеств (силы, скорости, координации, гибкости и выносливости).

Очень часто приходится сталкиваться с мнением, что спорт вреден для здоровья, так как приносит одни только травмы, а успехов добиваются единицы. Но ведь сидя целый день, изо дня в день, за учебой и компьютером, заниматься музыкой или рисованием, нарушения в различных системах организма будут не меньше, а то и больше чем при занятиях профессиональным спортом. И это вовсе не значит что все дети, ведущие такой образ жизни, вырастут профессорами, великими музыкантами и художниками.

Тем более, не обязательно строить спортивную карьеру, достигать высоких результатов и ставить рекорды. Заниматься в спортивной секции можно для себя, чтобы повысить свои функциональные возможности, для успешной жизнедеятельности.

Вывод.

Подводя итоги, нужно отметить, что занятия физической культурой и спортом должны быть не заменимыми составляющими  ежедневной жизни общества. Так как, двигательная активность определяющий фактор здорового образа жизни.

Физические упражнения, как основное средство физического воспитания, формирует здоровую, активную, сильную личность. Поэтому уроки физической культуры в школе очень важны. Но их недостаточное количество не может полностью компенсировать дефицит двигательной деятельности у школьников. В связи с этим ученики должны посещать спортивные секции. Определится с выбором вида спорта школьнику, должны помочь родители и тренера. Причем, в первую очередь необходимо учитывать желания, интересы и стремления ребенка.

Занятия физической культурой и спортом способствуют тому, что занимающееся, направляют всю свою энергию на совершенствование своих двигательных и функциональных возможностей, а свободное время школьник заполнит тренировками. Пропагандируя занятия физической культурой и спортом, возможно  уменьшить распространение вредных привычек у подростков, тем самым укрепить здоровье нации.

Список литературы.

1.     Алексеев В. А. « Физкультура и спорт» М.: Просвещение 1986.

2.     Андронов О.П. « Физическая культура, как средство влияния на

формирование личности » М.: Мир, 1992.

3.     Белорусова В.В. « Воспитание в спорте» М., 1993

4.     Гончаров С.Т. « Российская система физического воспитания» СПб.:

Кристалл, 1997

5.     Жиляев А. « Спорт? Спорт!» Издательство « Советская Россия» 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...

Доклад "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников"

Основные направления деятельности по формированию здорового образа жизни школьников посредством физической культуры и спорта включает в себя создание условий для развития физической культурой и спорта...

О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует реше...

Реферат на тему: О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся

повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся...

Внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни на тему: «Спорт в нашей жизни» 5 класс 07.03.2017г.

Цели: Формирование здорового образа жизни1.Обобщить знания детей о видах спорта;2.Дать четкое представление о пользе занятий спортом;3.Воспитывать желание заниматься спортом;4.Приобщение детей к занят...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

План проведения предметной недели английского языка "Здоровый образ жизни. Спорт, спорт, спорт." 2022 г

План проведения предметной недели английского языка "Здоровый образ жизни. Спорт, спорт, спорт." 2022 г...