Формирование культуры безопасности - ключевая задача предмета ОБЖ
статья по обж на тему

Бобрешова Валентина Сергеевна

Знание основ теории безопасности жизнедеятельности позволяет  выявлять  разные факторы и угрозы, развитие опасных ситуаций. Изучением курса ОБЖ достигается формирование у школьников представления о неразрывном единстве жизнедеятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bobreshova_v.s.-statya.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.51

Бобрешова Валентина Сергеевна

преподаватель-организатор ОБЖ

МКОУ СОШ № 14 пос. Приэтокского,

Георгиевский район, Ставропольский край, РФ

E-mail: bobreshova.valentina@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ –

КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА ПРЕДМЕТА ОБЖ

На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб [9]. 

Проблема обеспечения безопасности имеет непосредственное отношение к системе образования. Процессы обучения и воспитания обучающихся, нахождения их в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, создание комфортных бытовых условий, проезда до места учебы и обратно и т.д. непосредственно сопряжены с мерами безопасности. Знание основ теории безопасности позволяет полнее выявлять и учитывать разные факторы и угрозы, формировать прогнозы развития опасных ситуаций, использовать качественные и количественные оценки для формирования решений, мер и систем безопасности в разных сферах общества, в том числе в образовательном пространстве. [1, с. 5]. Безопасность тесно связано со всеми сторонами жизни человека и общества, коренной задачей которых является обеспечение своего существования и развития. В этой связи особую значимость приобретает познание таких развивающихся объектов, как человек, общество и государство, сущность и взаимозависимость двух важнейших функций общественного бытия – существования (и развития) и самосохранения (и безопасности) людей. [6, с.13].

"Основы безопасности жизнедеятельности" – обязательный общеобразовательный предмет, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением курса достигается формирование у школьников представления о неразрывном единстве жизнедеятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Главная задача курса ОБЖ видится не в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность. Отсюда следует, что преподаватели ОБЖ должны вооружить учащихся теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

– создания комфортного состояния среды обитания в зонах учебной (трудовой) деятельности и отдыха человека;

– идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

– принятия решений по защите населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

– прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.

Анализ специальной литературы, а также многолетний профессиональный опыт преподавания школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» позволили определить условия, обеспечивающие качество подготовки учащихся к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Для этого необходимо:

- повышать уровень знаний учащихся на основе межпредметной интеграции;

- формировать практические умения и навыки с учетом регионального компонента;

- закреплять полученные знания на практике за счет использования внеурочных форм работы.

 Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Кроме этого особое значение имеют вопросы обеспечения личной безопасности, которые должен четко знать каждый человек. Владение основами и навыками личной безопасности позволит человеку чувствовать себя более уверенно в любой ситуации, быть более независимым при решении различных жизненных ситуаций. [2, с. 6]. Теоретическая, психологическая и личностная подготовка школьников
осуществляется на материале конкретных видов опасных и экстремальных ситуаций, правил поведения человека в этих ситуациях. Результаты подготовки позволяют обеспечить безопасность в различных видах деятельности человека, помогают сформировать у личности готовность действовать в непредсказуемых ситуациях и стремление к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.

Культурное наследие не воспроизводится само собой и требует сознательного отбора, передачи и освоения, что возможно в основном в рамках системы образования, поэтому бесспорно, что основой формирования культуры безопасности жизнедеятельности является образование как триединый процесс воспитания, обучения и развития личности. [7]. Несмотря на отсутствие полной ясности в определении термина «безопасность», его сущность, в общем, ясна, и решать проблемы безопасности от всех видов опасностей и угроз необходимо в совокупности, а также с учетом человеческого фактора. Безопасность присуща всем людям, социальным группам, затрагивает все сферы жизни общества и виды человеческой деятельности. [3, с. 197]. В реальной жизни всегда существовали, существуют и будут существовать опасности самого различного характера. Поэтому категория «безопасность» не абсолютна, а относительна, и смысловое значение приобретает только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.

Необходимость формировать у школьников главные качества личности безопасности типа поведения, потребности вести продуктивную деятельность по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений. Для этого необходимо активизировать у обучающихся поисковую активность, коллективистскую мотивацию, понимание своего места в обществе, коллективе, навыки гармоничного общения, стремление помогать друг другу и готовность к сопереживанию. [5, с. 37].

Предмет ОБЖ объективно приобретает приоритетное значение и должен занимать достойное место в жизни населения, особенно детей школьного возраста. Он приобретает значение задачи государственной важности. Сохранить наших детей, уберечь их от преждевременной гибели, научить их способам самоспасения – это значит сохранить наше будущее, саму Россию как уникальное государство от исчезновения с лица планы Земля. Все, что будет заложено у подростка с детских лет в области безопасности жизнедеятельности, поможет ему, ставшему взрослым, сохранить себя для общества, для семьи.

На основе анализа складывающейся ситуации в России, оценки характера опасностей и угроз, а также с учетом актуализации потребности в безопасности личностного и общественного бытия можно сделать вывод, что задачей минимума воспитания и обучения в школе XXI в. должно быть формирование личности безопасного типа. [8, с. 10]. Это обусловлено отношением к безопасности как к одной из наивысших ценностей, основополагающих человеческих потребностей, неотъемлемых условий существования и развития человека, семьи, общества, государства и в целом цивилизации. И является ключевым звеном гуманитаризации воспитания и обучения и стержнем концепции курса ОБЖ в сфере образования.

Отсюда следует, что курс ОБЖ способствует формированию у школьников культур безопасности, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой сфере.

Таким образом, перед преподавателями-организаторами ОБЖ стоят важные и серьезные задачи опережающего качественного обучения учащихся: от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритетному недопущению этих ситуаций, умению предотвратить и устранить причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.

Литература

  1. Айзман Р. И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р.

И. Айзман, С. В. Петров, В. М. Ширшова. — Новосибирск: АРТА, 2011. — 208 с. — (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).

  1. Гриценко В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. /Московский

государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: 2004. – 244 с.

  1. ВНИИ ГОЧС: вчера, сегодня, завтра. 35 лет на службе безопасности

жизнедеятельности: в 3 кн. Кн. 3: Научные статьи / Под общей редакцией В.А. Акимова / МЧС России. — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. — 320 с.: илл.

  1. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. комплексная безопасность

человека: Учебное пособие; МЧС России. – М: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. – 360 с.: ил.

  1. Информационно-методическое издание для преподавателей «Основы

безопасности жизнедеятельности» № 8, 2010 г.

  1. Информационно-методическое издание для преподавателей «Основы безопасности

жизнедеятельности» № 11, 2011 г.

  1. Материалы доклада на XIII Международной научно-практической конференции по

проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на тему «Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения», прошедшей в Москве 14-15 мая 2008 г.

  1. Научно-методический и информационный журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности» № 12, 2011г.
  2. http://www.grandars.ru

© В.С.Бобрешова, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности...

«Организация работы по формированию культуры безопасной жизнедеятельности воспитанников детского дома»

формирование у подростков сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение ими знаний и умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ФГОС нового поколения ставит перед преподавателями важные и серьезные задачи опережающего качественного обучения учащихся от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритетному предотвращению эт...

Формирование культуры безопасного поведения на дорогах в ГБОУ лицей №299 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Неблагоприятная обстановка с дорожно-транспортными происшествиями в Санкт-Петербурге привела к необходимость внести в поурочное планирование по ОБЖ уроков по правилам дорожного движения. Предлаг...

Роль отделения дополнительного образования детей в формировании культуры безопасного поведения учащихся на дорогах

В статье рассматривается роль ОДОД в формировании культуры безопасного поведения школьников на дорогах....

ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Наша жизнь неразрывно связана со сказками. В детстве родители нам читали их, придумывали свои, рассказывали.  И мы жили в мире чудес, волшебства, фантазии, пытались распознать, где добро, а где з...