Программа по ПДД (5 класс) по ФГОС
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ БЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
«Рассмотрено» на заседании ШМО ______________ Е.В. Странцова Протокол №__ от _______ 201_г. | «Согласовано» Заместитель директора по ОВВВР МБОУ СОШ №1 ______________ Л.И. Сергунова «___» августа 201__ г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ №1 ________________ Э.А. Воронова « __» ___________ 201_ г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«В жизнь по безопасной дороге»
для 5 класса
Направление: социальное.
Срок реализации: 1 год.
Составитель : социальный педагог
Демусенко Ж.Н.
г. Чехов
Пояснительная записка
Рабочая программа “В жизнь по безопасной дороге” разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией: В.А.Лобашкина, Д.Е.Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов (под редакцией П.В.Ижевского). Москва «Просвещение» 2009г., Л.И Тошева Москва «ВАКО» 2011г. Рабочая программа составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования и предусматривает развитие у обучающихся способность привычного и естественного соблюдения правил безопасного поведения на дороге.
В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также с учётом материально-технической базы кабинета и регионального компонента.
Основная цель программы:
формирование знаний у учащихся закона «О безопасности дорожного движения» и ПДД, способных обеспечить ребенку привычность и естественность соблюдения правил безопасного поведения на дороге. Предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Основные задачи программы:
Образовательными задачами изучения ПДД и безопасного поведения детей на дорогах являются:
- повысить у учащихся уровень знаний по ПДД РФ;
- формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
- формирование культуры поведения в общественном транспорте;
- формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка как основы безопасности в условиях общения с дорогой.
- помочь учащимся усвоить требования разделов ПДД РФ для пешеходов и велосипедистов;
- оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
- воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Общая характеристика курса
Автомобилизация страны, развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная..
Основными причинами ДТП, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков. ПДД являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований ПДД создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Правительство РФ обращается ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
Программа «Безопасность дорожного движения» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться школьнику в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
- обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
- творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Место курса в учебном плане.
Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.
Срок реализации программы 1 год. Группа комплектуется из учащихся: первый год обучения: 5 класс. Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы: 12 -15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. Форма организации – кружок.
Тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов | |
Аудиторные | Внеуадиторные | |||
1. | Вводные занятия | 2 | 1 | 1 |
2. | История ПДД | 2 | 1 | 1 |
3. | Изучение ПДД | 16 | 12 | 4 |
4. | Основы оказания первой доврачебной помощи | 5 | 2 | 3 |
6. | Традиционно-массовые мероприятия | 7 | 4 | 3 |
7. | Выбор безопасных маршрутов. Этика и культура транспортного поведения. | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 34 | 21 | 13 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.
В результате освоения программы факультатива «В жизнь по безопасной дороге» формируются следующие предметные умения:
Личностные результаты:
- выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
- объяснять значение и функции конкретного знака;
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
- раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
- разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Регулятивные результаты:
- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
- формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Познавательные универсальные учебные действия:
- научатся осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в познавательную деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Содержание курса: I год обучения
Раздел I. Вводное занятие.
Введение в образовательную программу кружка (2 часа).
Теория.
Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности).
Практика.
Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход».
Раздел II История правил дорожного движения (2 часа).
Теория.
История Правил дорожного движения. Развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках.
Практика.
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Проведение конкурса презентаций «История создания транспортных средств»
Раздел III Изучение правил дорожного движения (16 часов).
Теория.
Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
ПДД для пешеходов – правосторонее движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.
Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, приоритета, дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков.
Практика.
Решение задач, карточек по ПДД. Практические занятия на улицах города (переход дороги). Проведение школьного конкурса «Памятка пешеходу». Участие в конкурсах по правилам ДД.
Раздел IV Основы оказания первой доврачебной помощи (5 часов).
Теория.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.
Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.
Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи.
Сердечный приступ, первая помощь.
Практика.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Раздел V Традиционно-массовые мероприятия (7 часов).
Практика.
Профессия -инспектор ГИБДД. «Регулировщик на перекрестке». Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Проведение семейного конкурса «Мой папа (моя мама) – водитель и я»
Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Выступление по пропаганде ПДД. Конкурс плакатов по Безопасности дорожного движения.
Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.
Раздел VI Выбор безопасных маршрутов. Этика и культура транспортного поведения (закрепление пройденного материала) (2 часа)
Выбор наиболее безопасного маршрута в школу и домой.
Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте. Подведение итогов работы кружка.
Методы и средства обучения.
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстративных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу и району с целью изучения программного материала. Фигурное вождение велосипеда в автогородке.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
В образовательном процессе можно использовать «ПДД РФ» (последняя редакция»), плакаты с изображением дорожных знаков, экзаменационные билеты по ПДД и комментарии к ним (категория «В»), тематические задачи и комментарии к ним, аптечку водителя для оказания первой медицинской помощи.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
- развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи, самостоятельности в принятии правильных решений;
- формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
- формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
- формирование убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
- внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения;
- формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
- сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
Формы и виды контроля
- Соревнования
- Выступление агитбригады
- Конкурсы
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для 5-11 кл. (2, 3, 4): Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. Л.И. Тошева «Основы безопасного дорожного движения» подробные сцинарии занятий, тематическое планирование, материалы для тестирования, 1-4 классы Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками./Авт.-сост. М.С. Коган. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2006. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом», учебное пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. в 2ч. (для 5 кл., 6 кл.) – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 2007. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортной ситуации. М. Просвещение, 2008 Правила дорожного движения Российской Федерации. | 1 шт 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. |
2. Экранно-звуковые пособия | ||
1 2 | Экран Музыкальный центр | 1 шт 1 шт |
3. Оборудование класса | ||
1 | Стенды «Знаки дорожного движения» | 11 шт |
4. Дополнительное оборудование | ||
1 | Школьная транспортная площадка | 1 шт. |
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата | ||||
План | Факт | ||||||
5в | 5г | ||||||
1. Вводные занятия. | 2 |
|
| ||||
1. | Цели , задачи курса ПДД. | 1 |
| ||||
2. | Дорога, транспорт, пешеход (практическое занятие, оформление уголка) | 1 |
| ||||
2. История правил дорожного движения. | 2 |
| |||||
3. | История ПДД. Развитие ПДД. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках. | 1 |
| ||||
4. | Составление викторины по истории ПДД. Проведение конкурса, история создания транспортных средств. | 1 |
| ||||
3. Изучение правил дорожного движения. | 16 |
| |||||
5. | ПДД в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов, пассажиров. | 1 |
| ||||
6. | Проблемы безопасности движения и причины ДТП. | 1 |
| ||||
7. | ПДД для пешеходов. Правостороннее движение, места и правила перехода проезжей части дороги. | 1 |
| ||||
8. | Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. | 1 | |||||
9. | Сигналы светофора с дополнительными секциями. Сигналы регулировщика. | 1 |
| ||||
10. | Дорожные знаки и их назначение. Места установки, международный язык знаков. | 1 | |||||
11. | ПДД для пассажиров. Виды общественного транспорта. Посадочные площадки и дорожные знаки. | 1 |
| ||||
12. | Правила поведения в салоне транспорта. Взаимовежливое отношение пассажиров и водителя. | 1 |
| ||||
13. | ПДД для велосипедистов. Дорожные знаки. Техническое состояние велосипеда. Движение групп велосипедистов. | 1 |
| ||||
14. | Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. | 1 |
| ||||
15. | Влияние погодных условий на движение транспортных средств. | 1 |
| ||||
16. | Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки. | 1 |
| ||||
17. | Предписывающие и информационно-указательные знаки. | 1 |
| ||||
18. | Знаки сервиса ,приоритета и дополнительной информации. | 1 |
| ||||
19. | Памятка пешеходу. (Решение задач карточек по ПДД). | 1 |
| ||||
20. | Переход дороги. (Практические занятия на площадке). | 1 |
| ||||
4. Основы оказания первой доврачебной помощи. | 5 |
| |||||
21. | Основы оказания доврачебной помощи. Первая помощь при ДТП. | 1 |
| ||||
22. | Аптечка авто и ее содержание. Информация свидетеля при ДТП. | 1 |
| ||||
23. | Оказание первой помощи. (Занятие по ответам на вопросы) | 1 | |||||
24. | Раны, их виды. (Выполнение практического задания по оказанию первой доврачебной помощи при ДТП). | 1 |
| ||||
25. | Виды повязок и способы их наложения. (Практическое занятие). | 1 |
| ||||
5. Традиционно-массовые мероприятия. | 5 |
| |||||
26. | Профессия -инспектор ГИБДД. | 1 |
| ||||
27. | Викторина «Я знаю правила дорожного движения» | 1 | |||||
28. | «Регулировщик на перекрестке». Подготовка и проведение игр по ПДД в классах. | 1 | |||||
29. | «Сами не видят, а другим показывают». Конкурс плакатов по безопасности дорожного движения. | 1 | |||||
30. | «Мой папа (моя мама) – водитель и я». Составление и решение кроссворда по ПДД. | 1 | |||||
31. | Выступление агитбригады. | 1 |
| ||||
32. | Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе. | 1 | |||||
6. Выбор безопасных маршрутов. Этика и культура транспортного поведения (закрепление пройденного материала) | 2 | ||||||
33. | Выбор наиболее безопасного маршрута в школу и домой. | 1 |
| ||||
34. | Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте. Подведение итогов работы кружка. | 1 | |||||
| Итого: | 34 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по технологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа реализует цели и задачи учебного предмета технология (обслуживающий труд) для 5 класса, предусмотренные ФГОС, и построена с учётом интересов и склонностей детей, возможностей образов...
Программа для 2-го класса по ФГОС
Рабочая программа для 2-го класса по английскому языку составленная с учетом новых стандартов второго поколения по УМК М.З. Биболетовой...
Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС. Программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем ра...
Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС по программе Ашуровой(для национальных школ)
Данная рабочая программа отражает особенности составления рабочей программы по ФГОС с применением УУД...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ ПО ФГОС - 2 ПОКОЛЕНИЯ.
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ С БАЗОВЫМ КОМПОНЕНТОМ " ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ"...
рабочая программа по математике 5 класс Виленкин ФГОС
Пояснительная запискаДанная рабочая программа по математике разработана на основе:1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
Наименование курса: ГеографияКласс: 5Уровень общего образования: основная школаУчитель географии: Грошева Людмила ПетровнаСрок реализации программы: 2013-2014 учебный годКоличество часов по учеб...