Урок ОБЖ в 7 кл. Наводнения.
план-конспект урока по обж (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе.
Тема урока: «Наводнения. Виды и причины наводнений».
Цель урока: ознакомить обучающихся с причинами наводнений, их видами и последствиями.
Время: 45 минут.
Оборудование:
на каждом столе – рабочая папка, в которой находятся: «Словарь урока», рабочий текст, таблица для заполнения в процессе урока;
на доске: географическая карта мира, физическая карта России, карта Тамбовской области, мультимедийный экран, мультимедийный проектор.
План урока
- Организационный момент – 2 минуты
- Проверка усвоения предыдущего урока – 10 минут
- Объяснение нового материала – 30 минут
- Подведение итогов урока и ознакомление с домашним заданием – 3 минуты.
Опережающее задание: найти информацию о наводнении в регионах России и о наводнениях, описанных в литературных произведениях.
Ход урока
Учитель: На предыдущем уроке мы закончили изучение темы «Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения». Для проверки усвоения предыдущей темы мы сейчас проведём самостоятельную работу в форме тестирования. На работу отводится 10 минут.
/Ученики выполняют тестирование/
Учитель: Сегодня мы начинаем изучение чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения, к которым относятся: наводнения, сели и цунами. Тема нашего сегодняшнего урока – «Наводнения. Виды наводнений и их причины». /Слайд №1/
Вы уже знаете, что поверхность нашей планеты более чем на 2/3 занимает вода. Это моря, океаны, ледники и озера, реки, пруды и водохранилища. Вода на Земле находится в постоянном круговороте, движимая силой солнечной энергии и силой тяжести. Под действием солнечных лучей вода испаряется с поверхности океана, поступает в атмосферу и переносится ветрами на большие расстояния, а затем выпадает на поверхность Земли в виде дождя или снега.
Выпавшие осадки питают влагой все живое и подпитывают ручьи и реки, которые несут свои воды в Мировой океан, замыкая круговорот воды.
Мы уже отметили, что в процессе круговорота воды в природе могут возникнуть опасные явления гидрологического характера. Наиболее распространенными и часто повторяющимися являются наводнения.
По данным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади распространения, суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место в России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений.
У вас на столах есть «Словарь урока». Пожалуйста, прочитайте определение наводнения. /Ученик зачитывает определение/.
Наводнение - это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде.
Учитель: На территории России наводнения угрожают почти 450 городам и нескольким тысячам других населенных пунктов. Повторяемость наводнений в среднем колеблется от одного раза в 5-10 лет до одного раза в 15-20 лет. Но есть города, где наводнения наблюдаются один раз в 2-3 года (Уфа, Орск, Курск и ряд других). Регионами в нашей стране, где негативное проявление наводнений наиболее очевидно, являются бассейны рек Уссури, Иман, Зея и др. /Показать на карте/. В нашей области чаще всего наводнения бывают в Моршанском районе, в бассейне реки Цны и её притоков. /Показать на карте Тамбовской области/.
Затопление водой местности, которое не сопровождается ущербом окружающей среде, называется разливом реки, озера или водохранилища.
Учитель: Наводнения могут быть вызваны различными причинами. По причинам возникновения наводнения различают:
1. Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья.
Найдите в «Словаре урока» что означает слово половодье. /Ученик зачитывает определение/
Половодье - это ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон увеличение объема воды в реке, которое сопровождается выходом ее вод из берегов и затоплением поймы реки. /Слайд №2/
Учитель: Половодье равнинных рек в местах с умеренным климатом вызывается весенним снеготаянием (весеннее половодье). Это явление можно наблюдать и в местности, где мы живём.
Половодье на реках, берущих начало высоко в горах, вызывается таянием снега и ледников в летнее время (летнее половодье). Этот вид наводнений отличается значительным и довольно длительным подъемом уровня воды в реке.
Учитель: 2. Наводнения, формируемые за счет паводка.
Дайте определение паводка. /Ученик зачитывает определение/
Паводок - это стремительное, кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников, обильных дождей. /Слайд №3/
Учитель: Значительный паводок может вызвать наводнение. Этот вид наводнения характеризуется интенсивным, сравнительно кратковременным подъемом уровня воды.
Учитель: 3. Наводнения, вызываемые большим сопротивлением, которое водный поток встречает в русле реки.
Они происходят при заторах и зажорах льда в реке.
Учитель: Обратимся опять к «Словарю урока». Дайте определение затора и зажора. /Ученик зачитывает определение затора/
Затор – нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях русла реки. /Слайд №4/
Учитель: Чаще всего заторы образуются на реках, текущих с юга на север (Северная Двина, Печора, Лена, Енисей, Иртыш). /Показать реки на карте/
/Ученик зачитывает определение зажора/
Зажор - скопление в русле реки рыхлого льда и небольших льдин во время ледостава в сужениях реки, которое вызывает подъем уровня воды в реке выше её русла. /Слайд №5/
Учитель: Это явление, сходное с затором льда, но оно наблюдается на реках в начале зимы. Зажоры образуются на реках в период формирования ледяного покрова. По частоте зажорных наводнений и величине подъема воды отмечаются реки Ангара и Нева. /Показать реки на карте/
Учитель: 4. Наводнения, связанные с ветровым нагоном воды на берегах больших озер и в морских устьях крупных рек.
/Ученик зачитывает определение ветрового нагона
Ветровой нагон – подъём уровня воды вследствие действия ветра на поверхность воды. /Слайд №6/
Учитель: Такие наводнения возникают на наветренном берегу водоема, когда под воздействием на водную поверхность сильного ветра уровень воды поднимается. В городе Санкт - Петербурге такие наводнения бывают по нескольку раз в год. В чём же причина? Ленинград, а именно так назывался этот город раньше, находится на реке Неве при её впадении в Финский залив и на островах невской дельты. Выборгская сторона города находится на высоте от 5 до 10 метров над уровнем моря. Но большая часть города лежит в самом низком месте невской дельты на высоте от 1,2 метра до 2 метров. При сильных западных ветрах, которые задерживают сток воды из Невы в море, случаются наводнения. Наводнения здесь возникают во все времена года, в том числе и зимой, но самые опасные бывают осенью. Наиболее значительные наводнения были в ноябре 1824 года (421 см выше ординара) и в сентябре 1924 года (369 см выше ординара).
Для защиты города Санкт - Петербурга от нагонных наводнений построена дамба, соединяющая остров Котлин с берегами Финского залива.
Учитель: Все вышеперечисленные виды наводнений в зависимости от их масштаба и наносимого материального ущерба подразделяются на низкие, высокие, выдающиеся и катастрофические.
Сейчас вы заполните таблицу, которая у каждого из вас лежит на рабочем столе. Прочитав текст, вы должны будете для каждого вида наводнений указать их периодичность, чем они характеризуются и каковы их последствия. Эта таблица поможет вам при подготовке домашнего задания. /Слайд №7/
Виды наводнений | Периодичность повторения | Чем характеризуется | Последствия наводнения |
Низкие (малые) | |||
Высокие (большие) | |||
Выдающиеся | |||
Катастрофические |
Низкие (малые) наводнения наблюдаются в основном на равнинных реках. Частота их повторения примерно один раз в 5-10 лет. Охватывают небольшие прибрежные территории, затопляют менее 10% сельскохозяйственных угодий, расположенных в низких местах. Эти наводнения наносят незначительный материальный ущерб и почти не нарушают жизни населения.
Высокие (большие) наводнения сопровождаются значительным затоплением, охватывают большие участки речных долин и нарушают жизнедеятельность населения. В густонаселенных районах наводнения нередко приводят к необходимости частичной эвакуации людей и наносят ощутимый материальный ущерб. Частота повторения больших наводнений примерно один раз в 20-25 лет.
Выдающиеся наводнения охватывают целые речные бассейны, вызывают затопление обширных территорий, примерно 50-70% сельскохозяйственных угодий, некоторые населённые пункты. Парализуют хозяйственную деятельность населения, наносят большой материальный ущерб. При этом возникает необходимость массовой эвакуации населения из зоны затопления. Такие наводнения отмечаются примерно один раз в 50-100 лет.
Катастрофические наводнения вызывают затопление огромных территорий в пределах одной или нескольких речных систем, затопляют более 70% сельскохозяйственных угодий, множество населённых пунктов. В зоне затопления полностью парализуется жизнедеятельность человека. Такие наводнения приводят к огромным материальным убыткам и к гибели людей. Отмечаются примерно один раз в 100-200 лет.
/Ученики заполняют таблицу, после чего дают характеристику каждого вида наводнения/
Учитель: Масштабы последствий наводнения зависят от высоты и продолжительности стояния опасных уровней воды, скорости водяного потока, площади затопления, времени года и плотности проживания населения на затопляемой местности.
Учитель: Наводнение в Санкт – Петербурге, произошедшее 19 ноября 1824 года, когда уровень воды в Неве был на 421 см выше ординара, было катастрофическим по своим масштабам.
А сейчас мы совершим экскурс в историю, касающийся нашей темы.
/Выступление ученика/
Учитель: А сейчас вашему вниманию я предлагаю фоторепортаж о наиболее масштабных наводнениях в мире с начала нового XXI века.
/Слайды с №8 по №15 с картинками наводнений в разных странах/
Учитель: А сейчас послушаем сообщение о наводнении в городе Ленске (Якутия).
/Выступление ученика/
Учитель: Все спасатели и специалисты МЧС работали в эти тяжелые дни практически без отдыха. По итогам выполненных работ спасательную операцию в Республике Саха (Якутия) по праву можно отнести к уникальной по количеству привлеченных сил РСЧС и высокому уровню организации работ, что позволило не допустить больших человеческих жертв (в Ленске во время наводнения погибло 7 человек).
Учитель: Ребята, а какие примеры наводнений вы можете привести из литературных произведений или из произведений живописи? Это было вашим заданием к сегодняшнему уроку.
/Ответы учеников/
Учитель: Сегодня мы с вами познакомились ещё с одним из опасных природных явлений - наводнениями. На следующих уроках мы узнаем о защите населения от последствий наводнений и как действовать при угрозе и во время наводнения.
Оценки за урок.
Домашнее задание: параграф 4.1 из главы 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обж в 7 классе. тема:Наводнения.
урок обж для 7 класса. разработка с презентацией, раздаточным материалом....
Тема "Наводнения" урок для учащихся 7 классов
Наводнения занимают первое место в ряду стихийных бедствий по повторяемости, площади распространения и суммарному среднему материальному ущербу....
Урок географии по теме: "Наводнение на реках", 6 класс.
Интегрированный урок по географии, русскому языку, литературе, ТРИЗ по теме "Наводнение на реках". Данный урок проводится с применением ТРИЗ-технологии (теория решения изобретательских задач). Время п...
Урок в 7 классе Тема: «Наводнения. Виды наводнений и их причины».
Цель урока: познакомить учащихся с понятием наводнение, их видами и причинами.Задачи урока:- познакомить учащихся с опасным природным явлением гидрологического прои...
7 класс. Тема 4, «ЧС гидрологического происхождения», урок 14 «Наводнения, виды наводнений и их причины и защита населения».
Данная презентация иллюстрирует четырнадцатый урок ОБЖ в 7 классе «Наводнения, виды наводнений и их причины и защита населения» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 –...
План конспект открытого урока с презентацией "Виды наводнений и их оценка"
Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветро...
Презентация "Наводнение. Виды наводнений"
Данный материал можно применять на уроках ОБЖ в 7 классе...