Урок ОБЖ в 7 кл. Наводнения.
план-конспект урока по обж (7 класс) на тему

Тишков Пётр Васильевич

Урок с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_obzh_7_kl._navodneniya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по  основам  безопасности  жизнедеятельности  в  7 классе.

Тема  урока: «Наводнения.  Виды  и  причины  наводнений».

Цель  урока: ознакомить  обучающихся  с  причинами  наводнений,  их  видами  и  последствиями.

Время: 45 минут.

Оборудование:  

на  каждом  столе – рабочая  папка,  в  которой  находятся:  «Словарь  урока»,  рабочий  текст,  таблица  для  заполнения  в  процессе  урока;

на  доске: географическая  карта  мира,  физическая  карта  России,  карта  Тамбовской  области, мультимедийный  экран, мультимедийный  проектор.

План  урока

  1. Организационный  момент – 2 минуты
  2. Проверка  усвоения  предыдущего  урока – 10 минут
  3. Объяснение  нового  материала – 30 минут
  4. Подведение  итогов  урока  и  ознакомление  с домашним  заданием – 3 минуты.

Опережающее задание: найти   информацию  о  наводнении  в  регионах России  и   о  наводнениях, описанных  в  литературных  произведениях.

Ход  урока

Учитель: На  предыдущем  уроке  мы  закончили  изучение  темы «Чрезвычайные  ситуации  метеорологического  происхождения».  Для  проверки  усвоения  предыдущей  темы мы  сейчас  проведём  самостоятельную  работу  в  форме  тестирования.    На  работу  отводится 10 минут.

/Ученики  выполняют  тестирование/

Учитель:  Сегодня  мы начинаем  изучение  чрезвычайных  ситуаций  гидрологического  происхождения,  к  которым  относятся: наводнения,  сели  и  цунами. Тема  нашего  сегодняшнего  урока – «Наводнения.  Виды  наводнений  и  их  причины».     /Слайд №1/

Вы уже знаете, что поверхность нашей планеты более чем на 2/3 занимает вода. Это моря, океаны, ледники и озера, реки, пруды и водохранилища. Вода на Земле находится в постоянном круговороте, движимая силой солнечной энергии и силой тяжести. Под действием солнечных лучей вода испаряется с поверхности океана, поступает в атмосферу и переносится ветрами на большие расстояния, а затем выпадает на поверхность Земли в виде дождя или снега.

Выпавшие осадки питают влагой все живое и подпитывают ручьи и реки, которые несут свои воды в Мировой океан, замыкая круговорот воды.

Мы уже отметили, что в процессе круговорота воды в природе могут возникнуть опасные явления гидрологического характера. Наиболее распространенными и часто повторяющимися являются наводнения.

По данным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади распространения, суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место в России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений.

У  вас  на  столах  есть  «Словарь  урока».  Пожалуйста, прочитайте определение наводнения. /Ученик  зачитывает  определение/.  

Наводнение - это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде.

Учитель: На территории России наводнения угрожают почти 450 городам и нескольким тысячам других населенных пунктов. Повторяемость наводнений в среднем колеблется от одного раза в 5-10 лет до одного раза в 15-20 лет. Но есть города, где наводнения наблюдаются один раз в 2-3 года (Уфа, Орск, Курск и ряд других).  Регионами  в нашей  стране,  где негативное  проявление  наводнений  наиболее  очевидно,  являются  бассейны  рек  Уссури,  Иман,  Зея  и  др.    /Показать  на  карте/.   В  нашей  области   чаще  всего  наводнения  бывают  в  Моршанском  районе,  в  бассейне  реки  Цны  и  её  притоков.   /Показать на карте Тамбовской области/.

Затопление водой местности, которое не сопровождается ущербом окружающей среде, называется разливом реки, озера или водохранилища.

Учитель: Наводнения могут быть вызваны различными причинами. По  причинам  возникновения  наводнения  различают:

1.  Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья.

Найдите  в  «Словаре  урока»  что  означает  слово  половодье.  /Ученик  зачитывает  определение/

Половодье - это ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон увеличение объема воды в реке, которое сопровождается выходом ее вод из берегов и затоплением поймы реки.                 /Слайд  №2/

Учитель: Половодье равнинных рек в местах с умеренным климатом вызывается весенним снеготаянием (весеннее половодье). Это  явление  можно  наблюдать  и  в  местности,  где  мы  живём.

Половодье на реках, берущих начало высоко в горах, вызывается таянием снега и ледников в летнее время (летнее половодье). Этот вид наводнений отличается значительным и довольно длительным подъемом уровня воды в реке.

Учитель:   2.   Наводнения, формируемые за счет паводка.

Дайте  определение  паводка.  /Ученик  зачитывает  определение/

Паводок - это стремительное, кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников, обильных дождей.  /Слайд  №3/

Учитель: Значительный паводок может вызвать наводнение. Этот вид наводнения характеризуется интенсивным, сравнительно кратковременным подъемом уровня воды.

Учитель: 3.  Наводнения, вызываемые большим сопротивлением, которое водный поток встречает в русле реки.

Они происходят при заторах и зажорах льда в реке.

Учитель: Обратимся  опять  к  «Словарю  урока».  Дайте  определение  затора  и  зажора.         /Ученик  зачитывает  определение  затора/

Затор  нагромождение  льдин  во  время  весеннего  ледохода  в  сужениях  русла  реки.    /Слайд  №4/

Учитель: Чаще всего заторы образуются на реках, текущих с юга на север (Северная Двина, Печора, Лена, Енисей, Иртыш). /Показать  реки  на  карте/

/Ученик  зачитывает  определение  зажора/

Зажор - скопление в русле реки рыхлого льда и небольших льдин во  время  ледостава  в  сужениях  реки,  которое  вызывает подъем уровня воды в реке выше  её  русла.  /Слайд  №5/

Учитель: Это явление, сходное с затором льда, но оно наблюдается на реках в начале зимы. Зажоры образуются на реках в период формирования ледяного покрова.   По частоте зажорных наводнений и величине подъема воды отмечаются реки Ангара и Нева. /Показать реки на карте/

Учитель:  4.   Наводнения, связанные с ветровым нагоном воды на берегах больших озер и в морских устьях крупных рек. 

/Ученик  зачитывает  определение  ветрового  нагона

Ветровой  нагон – подъём  уровня  воды  вследствие  действия  ветра  на  поверхность  воды.              /Слайд  №6/

Учитель:  Такие наводнения возникают на наветренном берегу водоема, когда под воздействием на водную поверхность сильного ветра уровень воды поднимается.   В  городе  Санкт - Петербурге  такие  наводнения  бывают  по  нескольку  раз  в  год.   В  чём  же  причина?  Ленинград, а  именно  так  назывался  этот  город  раньше, находится  на  реке  Неве  при  её  впадении  в  Финский  залив  и  на  островах  невской  дельты.   Выборгская  сторона  города  находится  на  высоте  от  5  до  10  метров  над  уровнем  моря.  Но  большая  часть  города  лежит  в самом  низком  месте  невской  дельты  на  высоте  от  1,2 метра  до  2  метров.  При  сильных  западных  ветрах,  которые  задерживают  сток  воды  из  Невы  в  море,  случаются  наводнения.  Наводнения  здесь  возникают  во  все  времена  года,  в  том  числе  и  зимой,  но  самые  опасные  бывают  осенью.  Наиболее  значительные  наводнения  были  в  ноябре  1824 года (421  см  выше  ординара)  и  в  сентябре 1924 года (369 см  выше  ординара).

Для  защиты  города  Санкт - Петербурга  от  нагонных  наводнений  построена  дамба,  соединяющая  остров  Котлин  с  берегами  Финского  залива.  

Учитель: Все вышеперечисленные виды наводнений в зависимости от их масштаба и наносимого материального ущерба подразделяются на низкие, высокие, выдающиеся и катастрофические.  

Сейчас  вы  заполните  таблицу,  которая  у  каждого  из  вас  лежит  на  рабочем  столе.  Прочитав  текст,  вы  должны  будете  для  каждого вида  наводнений  указать их периодичность, чем  они характеризуются  и  каковы  их  последствия.  Эта  таблица  поможет  вам  при  подготовке  домашнего  задания.               /Слайд  №7/

Виды наводнений

Периодичность повторения

Чем  характеризуется

Последствия наводнения

Низкие (малые)

Высокие (большие)

Выдающиеся

Катастрофические

Низкие (малые) наводнения наблюдаются в основном на равнинных реках. Частота их повторения примерно один раз в 5-10 лет.  Охватывают  небольшие  прибрежные территории,  затопляют  менее  10%  сельскохозяйственных  угодий,  расположенных  в  низких  местах. Эти наводнения наносят незначительный материальный ущерб и почти не нарушают жизни населения.

Высокие (большие) наводнения сопровождаются значительным затоплением, охватывают большие участки речных долин и нарушают жизнедеятельность населения. В густонаселенных районах наводнения нередко приводят к необходимости частичной эвакуации людей и наносят ощутимый материальный ущерб. Частота повторения больших наводнений примерно один раз в 20-25 лет.

Выдающиеся наводнения  охватывают  целые речные  бассейны, вызывают затопление обширных территорий, примерно  50-70%  сельскохозяйственных  угодий,  некоторые  населённые  пункты. Парализуют хозяйственную деятельность населения, наносят большой материальный ущерб. При этом возникает необходимость массовой эвакуации населения из зоны затопления. Такие наводнения отмечаются примерно один раз в 50-100 лет.

Катастрофические наводнения вызывают затопление огромных территорий в пределах одной или нескольких речных систем, затопляют  более  70%  сельскохозяйственных  угодий,  множество  населённых  пунктов. В зоне затопления полностью парализуется жизнедеятельность человека. Такие наводнения приводят к огромным материальным убыткам и к гибели людей. Отмечаются примерно один раз в 100-200 лет.

/Ученики  заполняют  таблицу,  после  чего  дают  характеристику  каждого вида наводнения/

Учитель: Масштабы последствий наводнения зависят от высоты и продолжительности стояния опасных уровней воды, скорости водяного потока, площади затопления, времени года и плотности проживания населения на затопляемой местности.

Учитель: Наводнение  в  Санкт – Петербурге,  произошедшее  19  ноября  1824 года,  когда  уровень  воды  в  Неве был  на  421  см  выше  ординара, было  катастрофическим по  своим  масштабам.

А  сейчас  мы  совершим  экскурс  в  историю,  касающийся  нашей  темы.

/Выступление   ученика/

Учитель: А  сейчас  вашему  вниманию  я  предлагаю  фоторепортаж  о  наиболее  масштабных  наводнениях  в  мире  с  начала  нового    XXI  века.

/Слайды с   №8  по  №15  с  картинками  наводнений  в  разных  странах/

Учитель: А  сейчас  послушаем  сообщение  о  наводнении  в  городе  Ленске (Якутия).

/Выступление  ученика/

Учитель: Все спасатели и специалисты МЧС работали в эти тяжелые дни практически без отдыха. По итогам выполненных работ спасательную операцию в Республике Саха (Якутия) по праву можно отнести к уникальной по количеству привлеченных сил РСЧС и высокому уровню организации работ, что позволило не допустить больших человеческих жертв (в Ленске во время наводнения погибло 7 человек).

Учитель:  Ребята,  а  какие  примеры  наводнений вы  можете  привести  из  литературных  произведений или  из  произведений  живописи?  Это  было  вашим  заданием  к  сегодняшнему  уроку.

 /Ответы  учеников/

Учитель: Сегодня  мы  с  вами  познакомились  ещё  с  одним  из опасных  природных  явлений - наводнениями.  На  следующих  уроках  мы  узнаем  о  защите  населения  от  последствий  наводнений  и  как  действовать  при  угрозе  и  во  время  наводнения.

Оценки  за  урок.

Домашнее  задание:  параграф 4.1  из  главы 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обж в 7 классе. тема:Наводнения.

урок обж для 7 класса. разработка с презентацией, раздаточным материалом....

Тема "Наводнения" урок для учащихся 7 классов

Наводнения занимают первое место в ряду стихийных бедствий по повторяемости, площади распространения и суммарному среднему материальному ущербу....

Урок географии по теме: "Наводнение на реках", 6 класс.

Интегрированный урок по географии, русскому языку, литературе, ТРИЗ по теме "Наводнение на реках". Данный урок проводится с применением ТРИЗ-технологии (теория решения изобретательских задач). Время п...

Урок в 7 классе Тема: «Наводнения. Виды наводнений и их причины».

Цель урока: познакомить учащихся с понятием наводнение, их видами и причинами.Задачи урока:-  познакомить учащихся с опасным природным явлением   гидрологического    прои...

7 класс. Тема 4, «ЧС гидрологического происхождения», урок 14 «Наводнения, виды наводнений и их причины и защита населения».

Данная презентация иллюстрирует четырнадцатый урок ОБЖ в 7 классе  «Наводнения, виды наводнений и их причины и защита населения» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 –...

План конспект открытого урока с презентацией "Виды наводнений и их оценка"

Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветро...

Презентация "Наводнение. Виды наводнений"

Данный материал можно применять на уроках ОБЖ в 7 классе...