урок "Ядерное оружие"
план-конспект урока по обж на тему

РЫЧКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Конспект урока и самоанализ урока по теме "Ядерное оружие" ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_yadernoe_oruzhie.doc61 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_yadernoe_oruzhie.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по ОБЖ в 10 классе

Тема урока: Ядерное оружие и его боевые свойства

Цели урока: - ознакомление учащихся  с понятием «ядерное оружие», его поражающих

                                 факторах;

                               - знакомство с историческими фактами использования ядерного оружия;                      

                               - познакомить с мерами защиты от поражающих факторов ядерного взрыва;

                               - воспитание в детях человеколюбия, стремления к миру  и добрым отношениям

                                 между людьми;

Задачи урока:  - способствовать получению и расширению знаний учащихся о ядерном оружии;

                              - формирование гражданского сознания, знания истории;

                              - формирование гражданских чувств и качеств: патриотизма, чувства  

                                гражданского долга и ответственности, готовности защищать своё Отечество.                            

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, компьютер, проектор, доска,    

                              презентация;

Учебные вопросы:

  1. История происхождения ядерного оружия.
  2. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва.
  3. Воздействие поражающих факторов ядерного взрыва на население.

Ход урока

I. Организация урока.

II.Сообщение темы, целей.

III.Изучение нового материала.

Слово учителя: ХХ век ушёл в историю. Но нам всем нельзя забывать  эти уроки  потому, что невыученные, неусвоенные уроки всегда могут обернуться трагедией в будущем. Давно окончилась  Вторая мировая война. Мы знаем о ней по фильмам и рассказам. Но до сих пор в различных уголках нашей планеты по-прежнему гремят взрывы, льётся кровь, происходят вооружённые столкновения. И тем более опасно это тем, что многие страны мира обладают самым разрушительным, самым смертоносным оружием. Оружием, которое использовалось в истории мировой цивилизации только дважды. Но и этих двух раз хватило для того, чтобы понять, какую смертельную угрозу всему человечеству оно несёт.

- Наш  урок посвящён ядерному оружию. Мы с вами постараемся понять сегодня, что такое ядерное оружие?  Чем оно опасно? Какие страны мира обладают этим оружием и самое главное, постараемся вспомнить, восстановить в памяти события  тех лет, которые происходили в 1945 году и последующие годы.

Готовясь к уроку, я провёл анкетирование среди 10-11 классов с целью выяснить, что же знают сегодняшние школьники о событиях тех лет. Результаты этой анкеты мы можем сейчас посмотреть.

Итак, на первый вопрос назвать ядерные державы мира ученики ответили следующим  образом:

                   США – 94%

                   Индия – 5%

                   Китай – 28%

                   Россия – 56%

                   Япония – 5%

                   Казахстан – 11%

                   Не знаю – 5%

К сожалению, как мы видим этот вопрос для многих является большой проблемой. Но ответ на него мы получим в течение урока.

Второй  вопрос: назовите вероятные причины использования США атомного оружия против Японии?

Ответы: не  знаю  11%

               Угроза всему миру  16%

               Увидеть результат работы  16%

               Захват Японии  33%

               Улучшить качество ядерной бомбы   17%

               Узнать что это такое  7%

Третий вопрос: назовите год ядерной бомбардировки городов Японии

                1946 г.    28%

                1947 г.    16%

                1945 г.    39%

                1944 г.    16%

К сожалению, и здесь мы видим явные пробелы в знаниях учеников

Четвёртый  вопрос: назовите имя президента США, принявшего решение о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.

         Ответы распределились следующим образом:

                 Рузвельт    58%

                 Трумэн       5%

                 Линкольн   5%

                 Кеннеди     16%

Пятый  вопрос: считаете ли вы необходимым сохранение арсеналов ядерного оружия в мире

              Да        22%

              Нет      67%

              Не знаю 11%

Я выбрал наиболее интересные анкетные данные, хотя вопросов было больше. Проанализировав их, мы можем сделать вывод о том, что, к сожалению, современное поколение молодёжи мало что знает о той войне, об угрозе ядерной войны. Говорить об этом можно бесконечно долго, так как это настолько обширная тема, охватить которую за один урок невозможно.

Итак, я предлагаю совершить краткий экскурс в историю в 1945 год.  Именно в этом году и было применено ядерное оружие США. 6 августа ядерные заряды были сброшены на Японский город  Хиросиму  и 9 августа 1945 года на город Нагасаки.

Последствия этих бомбардировок мы увидим на экране.

  1. Фрагмент фильма

  1. Слово учителя: ядерное оружие – это оружие массового поражения. Владеют ядерным оружием не все государства. А какие,  мы сейчас узнаем

               

  1. Слово предоставляется уч-ся: (рассказ о странах, владеющих ядерным оружием)

  1. История возникновения ядерного  оружия: об истории возникновения ядерного оружия мы узнаем, посмотрев презентацию

             презентация (выступление уч-ся)

  1.  Слово учителя:  ядерное оружие – одно из самых разрушительных средств ведения войны. Оно входит в число основных видов оружия массового поражения и  включает в себя различные ядерные боеприпасы (боевые части ракет и торпед, авиационные и глубинные бомбы, артиллерийские  снаряды и мины, снабжённые ядерными зарядными  устройствами), средства управления ими и средства доставки их к цели (ракеты, авиация, артиллерия). Поражающее  действие ядерного оружия основано на энергии, выделяющейся при ядерных взрывах.

      Виды ядерных взрывов: (карточки на доску) воздушные

                                                                                            наземные (надводные)

                                                                                            подземные (подводные)

Точку, в которой  произошёл взрыв, называют центром, а её проекцию на поверхности земли (воды) – эпицентром ядерного взрыва

Воздушным называют взрыв, светящееся облако которого не касается поверхности земли (воды)

Наземный (надводный) осуществляют на поверхности земли (воды).

Подземный (подводный) называют взрыв, произведённый под землёй (под водой)

  1. Самостоятельная работа (деление на 4 группы)

 (вопросы записываются на доску)

1 группа  ищет ответ на вопросы: Что такое ударная волна  и  электромагнитный импульс» с.99 и 103;

2 группа: световое излучение (с.99);

3 группа: проникающая радиация (с.100);

4 группа: радиоактивное загрязнение (с.103);

  1. Подведение итогов:  усвоение темы мы проверим тестом (тест прилагается)
  2. Домашнее задание: &7.1 стр.97-103
  3. Оценивание учащихся

Тест по теме «Ядерное оружие»

  1. Ядерное оружие – это:

а) высокоточное наступательное оружие, основанное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землёй (под водой);

б) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения за счёт возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, состоящего из ультрафиолетовых, видимых и инфракрасных лучей;

в) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии.

     2.   Поражающими факторами ядерного взрыва являются:

             а) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва; облако, заражённое                 отравляющими      веществами и движущееся по направлению ветра; изменение состава атмосферного воздуха;

             б) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное

                заражение и электромагнитный импульс;

           

             в) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение концентрации

                  кислорода в воздухе, самовозгорание веществ и материалов в зоне взрыва,

                 резкое увеличение силы тока  в  электроприборах и электрооборудовании.

    3. Световое излучение – это:

            а) поток невидимых нейтронов;

            б) поток лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрас-

                 ные лучи;

            в) скоростной  поток продуктов горения, изменяющий концентрацию  атмосферного

                воздуха.

   4. Воздействие какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражения глаз человека и пожары:

            а) световое излучение;

            б) проникающая радиация;

            в) электромагнитный импульс.

   5. Проникающая радиация – это:

           а) поток радиоактивных протонов;

           б) поток невидимых нейтронов;

           в) поток гамма-лучей и нейтронов.

6. Наибольшую опасность радиоактивные вещества представляют:

           а) в  первые часы после выпадения;

           б) во вторые  сутки после выпадения;

           в) в течение трёх суток после выпадения.

Тест по теме «Ядерное оружие»

(для учителя)

  1. Ядерное оружие – это:

а) высокоточное наступательное оружие, основанное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землёй (под водой);

б) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения за счёт возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, состоящего из ультрафиолетовых, видимых и инфракрасных лучей;

в) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии.  (В)

     2.   Поражающими факторами ядерного взрыва являются:

             а) избыточное давление в эпицентре ядерного взрыва; облако, заражённое                 отравляющими      веществами и движущееся по направлению ветра; изменение состава атмосферного воздуха;

             б) ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное

                заражение и электромагнитный импульс;

           

             в) резкое понижение температуры окружающей среды, понижение концентрации

                  кислорода в воздухе, самовозгорание веществ и материалов в зоне взрыва,

                 резкое увеличение силы тока  в  электроприборах и электрооборудовании. (Б)

    3. Световое излучение – это:

            а) поток невидимых нейтронов;

            б) поток лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрас-

                 ные лучи;

            в) скоростной   поток продуктов  горения, изменяющий концентрацию  атмосферного

                воздуха. (Б)

   4. Воздействие какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражения глаз человека и пожары:

            а) световое излучение;

            б) проникающая радиация;

            в) электромагнитный импульс. (А)

   5. Проникающая радиация – это:

           а) поток радиоактивных протонов;

           б) поток невидимых нейтронов;

           в) поток гамма-лучей и нейтронов. (В)

6. Наибольшую опасность радиоактивные вещества представляют:

           а) в  первые часы после выпадения;

           б) во вторые  сутки после выпадения;

           в) в течение трёх суток после выпадения.(А)



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока  по  основам безопасности жизнедеятельности

в 10В классе по теме: «Ядерное оружие»

 В соответствии с целью  урока мы рассмотрели  разновидности ядерного оружия, познакомились  с разрушительным действием ядерного оружия; рассмотрели вопросы, связанные с поражающими факторами ядерного оружия;  

На уроке была создана ситуация успеха

 Урок  включал основные этапы современного урока: организационный момент, постановку целей и задач урока, проверку домашнего задания в форме опроса, организацию восприятия и творческое осмысление новой информации, изучение нового материала (индивидуальные сообщения учащихся)

Разнообразие форм работы позволило вовлечь в работу каждого ученика класса,  способствовало снятию утомляемости учащихся и активизации восприятия новой информации.  Методы работы позволили воздействовать на зрительное и слуховое восприятие школьников, благодаря чему был  достигнут максимальный результат в обучении.  Многие  ребята были задействованы  в работе при изучении нового материала.

 В итоге учащиеся усвоили  данную тему.

В ходе работы  на уроке учащиеся продемонстрировали  владение следующими компетенциями:

  • информационной компетенцией: – умение поиска нужной информации, осознание  осмысливание и выработка умений и навыков по применению полученных знаний.
  • коммуникативной компетенцией - умение вступать в диалог с целью быть понятым, овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи; навыки и умения использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующие опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся школы, публичное выступление.

Владение различными социальными ролями, общение с людьми. 

Я считаю, что занятие достигло своих целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оружие массового поражения. Ядерное оружие.

Понятие о ядерном оружии. Классификация ядер­ных взрывов. Поражающие факторы ядерного взры­ва....

Презентация по теме: «Оружие массового поражения: Ядерное оружие» предназначена для 10класса общеобразовательной школы.

Презентация выполнена в виде 15 слайдов с текстом.Работа может быть использована при подготовке к объяснению нового материала по теме «Современные средства поражения, их поражающие факторы» для ученик...

План урока по теме «Оружие массового поражения. Ядерное оружие»

План урока  по теме «Оружие массового поражения. Ядерное оружие»  является дополнением к презентации состоящей из 15 слайдов.В разделе "ход урока" указана очередность показа слайдов презента...

Презентация по теме: «Оружие массового поражения: Ядерное оружие»

Презентация выполнена в виде 15 слайдов с текстом.Работа может быть использована при подготовке к объяснению нового материала по теме «Современные средства поражения, их поражающие факторы» для ученик...

Оружие Победы Стрелковое оружие

Презентация на тему Оружие Победы - стрелковое оружие...

«Ядерное оружие. Оружие массового поражения»

Понятие о ядерном оружии. Классификация ядер­ных взрывов. Поражающие факторы ядерного взры­ва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнит...

Тема № 1. Ядерное, химическое, биологическое, зажигательное и другие виды оружия. Лекция № 1. Общие сведения о ядерном оружии

ВведениеУчебные вопросы:1. Введение в дисциплину.2. Ядерное оружие.физико-технические основы устройства ядерного оружия;классификация ядерных зарядов;средства применения и виды ядерных взрывов.3. Пора...