План урока по теме «Оружие массового поражения. Ядерное оружие»
методическая разработка по обж (10 класс) по теме

Шевчук Александр Михайлович

План урока  по теме «Оружие массового поражения. Ядерное оружие»  является дополнением к презентации состоящей из 15 слайдов.В разделе "ход урока" указана очередность показа слайдов презентации ,их объяснение и дополнительная информация для  данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_prezentatsiya_yadernoe_oruzhie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Оружие массового поражения. Ядерное оружие»

Цель и задачи:

-познакомить учащихся с историей появления, принципами действия и поражающими факторами ядерного оружия массового поражения;

-сформировать у учащихся мнение об опасности реального применения ядерного оружия и его последствиях для человека и окружающей среды.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

Электронная доска(мультимедийный проектор), компьютер,

План урока:

1.Организационный момент                                                (5 мин)

2.Актуализация знаний.                                                        (7мин)

3.Теоретическая часть.                                                         (25 мин)

4.Домашнее задание                                                             (1мин)

5.Вопросы учеников.                                                            (3 мин)

6.Краткие выводы по теме урока. Выставление оценок   (4 мин)

Методическое сопровождение урока:

1. Марков Учебник ОБЖ (  В.В. Марков, В.Н. Латчук,  С.К.Миронов  ,С.Н. Вангородский)10 класс, издание 10-е,издательство«Дрофа»  .Москва ,2010г. Учебник разработан с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования.

2. Учебник ОБЖ под общей редакцией А.Т.Смирнова (А.Т.Смирнов,Б.И.Мишин,В.А.Васнев)10 класс  Российская академия наук  , издание 9-е,издательство«Просвещение»  .Москва ,2008г.

3. Конспект урока.

4. Сообщения учащихся по теме «Создание ядерного оружия».

5. Презентация «Ядерное оружие».

Дополнительные источники:

1.http://gochs.info/p0942.htm   - ГО объекта > Библиотечка ГО и ЧС

2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%DF%E4%E5%F0%ED%EE%E5_%EE%F0%F3%E6%E8%E5                    Ядерное оружие материал из Википедии

Ход урока:

Эпоха великих открытий в ядерной физике (конец XIX — начало XX в.) послужила началом разработки нового оружия огромной разрушительной силы, основанного на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония.

Приведите 3-5 примеров видов оружия (с древности до настоящего времени) – 1 минута. Перечислить по цепочке.

Что из перечисленного оружия причиняет наибольший вред? На какие группы можно их классифицировать?

Научные работы в области овладения внутриядерной энергией велись в лабораториях Германии, Франции, Англии, СССР и США.

Первое испытание нового оружия произвели Соединенные Штаты Америки. 16 июля 1945 г. в штате Нью-Мексико на специальном полигоне был взорван первый атомный боеприпас.

Впервые, ядерное оружие, без всякой военной необходимости, было применено Соединенными Штатами Америки по японским городам Хиросима и Нагасаки, соответственно, 6 и 9 августа 1945 года с бомбардировщиков В-29. При этом использовались авиационные бомбы – "Малыш", мощностью 20 тыс. тонн и "Толстяк" мощностью также 20 тыс. тонн. Эти две бомбы – единственные ядерные боеприпасы,  примененные для поражения целей в войне. В результате этой варварской  бомбардировки потери мирного населения составили более 300 тыс. человек, из них около 200 тыс. человек погибли    .   слайд №2

В настоящее время из всех существующих средств поражения по степени их воздействия на живую силу противника, его технику и сооружения выделяют

 оружие массового поражения (ОМП)

-ядерное,

-химическое

-бактериологическое                   слайд №3

Ядерное оружие  и его поражающие факторы

Ядерным называется оружие, поражающее действие которого основано на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при цепной реакции деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза ядер легких изотопов водорода. слайд №4 

                                                                               

Ядерное оружие включает в себя различные ядерные боеприпасы, средства их доставки к цели (носители) и средства управления.

Средствами доставки ядерного оружия считаются :

-баллистические ракеты

-самолеты бомбардировщики

-надводные корабли  крейсера (НК)

- подводные лодки, (ПЛАРБ)

-крылатые ракеты

-самолеты истребители

-тактические ракетные комплексы

-минометы

оснащенные ядерным оружием и доставляющие его к месту nyска (стрельбы).                                                  слайд №5

Различают также носители ядерных зарядов:

 -ракеты,

- торпеды,

-снаряды,

-авиационные и глубинные бомбы,

доставляющие их непосредственно к целям. Они могут запускаться (выстреливаться) со стационарных установок или с подвижных объектов

В зависимости от высоты и глубины ядерные взрывы подразделяются на:

-наземный

-подземный

-воздушный

-подводный

-высотный

-космический

-надводный      слайд №6               

Поражающие факторы ядерного взрыва.

-Ядерный взрыв сопровождается:

- ударной волной,

-световым излучением,

-ионизирующим излучением (проникающей радиацией),

- радиоактивным заражением местности

-электромагнитным импульсом. слайд №7

Ударная волна — основной поражающий фактор ядерного взрыва, так как большинство разрушений и повреждений сооружений, зданий, а также поражения людей обусловлены, как правило воздействием ударной волны. Она представляет собой область резкого сжатия среды, распространяющуюся во все стороны  от места взрыва со сверхзвуковой скоростью.

Передняя граница сжатого слоя воздуха называется фронтом ударной волны.

Поражающее действие ударной волны характеризуется  величиной избыточного давления, т. е. величиной разности между максимальным давлением во фронте ударной волны и нормальным атмосферным давлением. слайд №8 

Характеристика разрушений ударной волны.

 слайд №9

Световое излучение — поток лучистой энергии, включающим :

-видимые,

-ультрафиолетовые

- инфракрасные лучи.

Его источник — светящаяся область, образуемая раскаленными продуктами взрыва и раскаленным воздухом.

 Световое излучение распространяется практически мгновенно и длится в зависимости от мощности ядерного взрыва до 20 с. Однако сила его такова, что, несмотря на кратковременность, оно способно вызывать :

-ожоги кожи (кожных  покровов),

-поражение (постоянное или временное) органов зрении людей

- возгорание горючих материалов и объектов.

 слайд №10

Ионизирующее излучение (проникающая радиация) есть поток гамма-лучей и нейтронов.

 Оно длится 10—15 с. Проходя через живую ткань, гамма-излучение и нейтроны ионизируют молекупы, входящие в состав клеток Под влиянием ионизации в организме происходят изменения в биологических процессах, приводящие к нарушению жизненных функций организма. В результате прохождения излучений через материалы окружающей среды уменьшается их интенсивность.

Ослабляющее действие принято характеризовать слоем половинного ослабления, т. е. такой толщиной материала, проходя через которую интенсивность излучения уменьшается в 2 раза. Например, в 2 раза ослабляют интенсивность гамма-лучей:

- сталь толщиной 2,8 см,

-бетон — 10 см,

- грунт — 14 см,

- древесина — 30 см.

 слайд №11

Радиоактивное заражение местности, приземного слоя атмосферы, воздушного пространства, воды и других объектов возникает в результате выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва.

Значение радиоактивного заражения как поражающего фактора определяется тем, что высокий уровень радиации может наблюдаться не только в районе, прилегающем к месту взрыва, но и на расстоянии десятков и даже сотен километров от него. После спада уровня радиации основной опасностью для людей и животных будет потребление продуктов питания, кормов и воды, загрязненных радиоактивными веществами. Эта опасность будет

действовать года и десятилетия . слайд №12

На местности, подвергшейся радиоактивному заражению при ядерном взрыве, образуются два участка: район взрыва и след облака. В свою очередь, в районе взрыва различают наветренную и подветренную стороны

Результат выпадения из поднятого на большую высоту облака взрыва

огромного количества радиоактивных веществ – как ставших таковыми

из-за наведенной радиоактивности, так и продуктов деления.

Оседая на поверхность земли по направлению ветра, они создают участок, называемый радиоактивным следом. Этот участок условно делят на зоны:

 А – умеренного,

Б – опасного,

 В – сильного,

 Г – чрезвычайно опасного заражения в районе взрыва различают наветренную и подветренную стороны. слайд №13

Электромагнитный импульс- есть кратковременное электромагнитное поле, возникающее при взрыве ядерного боеприпаса в результате взаимодействия гамма-лучей и нейтронов, испускаемых при ядерном взрыве, с атомами окружающей среды. Следствием его воздействия может быть перегорание или пробои отдельных элементов радиоэлектронной и электротехнической аппаратуры. слайд №14

Последствия воздействия ЭМИ(электромагнитного излучения)

слайд №15

Краткие выводы по теме урока. Опрос учащихся, закрепление изученного материала, – 4 минуты.

Выставление оценок   .Обмен мнениями – 3 минуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оружие массового поражения. Ядерное оружие.

Понятие о ядерном оружии. Классификация ядер­ных взрывов. Поражающие факторы ядерного взры­ва....

Конспект урока по теме: «Современные средства поражения, их поражающие факторы. Ядерное оружие».

Данный ресурс представляет собой иллистратвный материал к уроку ОБЖ. В нем представленны основные понятия, поражающие факторы и способы защиты....

Презентация по теме: «Оружие массового поражения: Ядерное оружие» предназначена для 10класса общеобразовательной школы.

Презентация выполнена в виде 15 слайдов с текстом.Работа может быть использована при подготовке к объяснению нового материала по теме «Современные средства поражения, их поражающие факторы» для ученик...

Презентация по теме: «Оружие массового поражения: Ядерное оружие»

Презентация выполнена в виде 15 слайдов с текстом.Работа может быть использована при подготовке к объяснению нового материала по теме «Современные средства поражения, их поражающие факторы» для ученик...

Презентация к уроку в 10 классе "Оружие массового поражения и его поражающие факторы"

Современные средства поражения и их поражающие факторы.Мероприятия по защите населения.  Электронное приложение к уроку по теме: «Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприят...

Группа МСТ2 (14.01.2022) Основы безопасности жизнедеятельности. Урок по тема "Средства коллективной защиты от оружия массового поражения"

Тема: "Средства коллективной защиты от оружия массового поражения"Задание:1. Изучить презентацию по теме урока (Файл1)2. Ответить писменно на тест по теме урока (Файл 2)...

Обычные средства поражение, оружие массового поражения. Их факторы поражения (кратко)

В презентации даны определения основным понятиям по теме, их краткая характеристика, а также их поражающие факторы...