Примерная рабочая программа по ОБЖ для 5 класса в соответствии с ФГОС
рабочая программа по обж (5 класс) на тему
Программа ПРИМЕРНАЯ, особенно календарно-тематическое планирование; возможны изменения. Однако структура - в соответствии с методическими указаниями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Устьинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом Протокол № ____ от _____2015 | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _____________ Приказ № ____ от _____2015 |
Рабочая программа
учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
5а, 5б классы
Срок реализации: 2015 – 2016 учебный год
Составитель: Костин И.Е.,
преподаватель-организатор ОБЖ
с. Устье, 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», авторской программы предметной линии учебников под редакцией Ю.Л.Воробьёва Москва 2012 год.
Цели и задачи курса
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
- безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
- принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
- антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
- отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Нормативные документы
Комплексная учебная программа по Основам Безопасности Жизнедеятельности для 5 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по ОБЖ и в целях изучения нормативно-правового обоснования предмета ОБЖ реализуется основные положения следующих нормативно-правовых актов в области безопасности:
- Конституции РФ,
-Закона РФ "Об образовании",
- Приказ министерства образования и науки о введении ФГОС;
- Основные образовательные программы основного общего образования МБОУ УСОШ,
- Учебный план МБОУ УСОШ.
Система ценностных ориентиры содержания учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения ЗОЖ в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье..
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявлении высшей человеческой способности – любви.
Ценность семьи – как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Общая характеристика учебного предмета
Межпредметные связи
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» связан со следующими предметами:
– математика – умение делать расчеты при решении ситуационных задач, умение анализировать графики;
– химия – темы «Аварийно химические опасные вещества», «Химические факторы загрязнения окружающей среды», «Химическое оружие массового поражения»;
– история – Дни воинской славы, создание Российской армии, стрелковое оружие и т.д.
– физика – «Звуковые волны», «Электричество», «Электромагнитные поля» и т.д.
Общая характеристика учебного предмета
Курс предназначен для:
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Формы контроля и оценка деятельности обучающихся:
1. Тестовые задания (7- 15 мин).
2. Устный опрос (7-15 мин)
4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)
Средства контроля и оценки результатов обучения:
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
- Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Отметка «1» ставится, если:
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год, на основе учебного плана МБОУ Устьинской СОШ.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная;
Методы обучения:
- Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
- Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций, материальной базы);
- Эвристические (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
- Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
Педагогические технологии
Развивающее обучение, проблемное обучение, коммуникативное обучение, проектная технология, игровые технологии, диалог культур, информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации, дидактическая многомерная технология, групповые технологии, КСО, компетентностный подход, деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
личностно-ориентированный подход
Организационные формы:
учебная исследовательская деятельность;
изготовление учебных продуктов;
работа в системе погружения.
Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Планируемые образовательные результаты обучающихся
На конец 5 класса ученик научится и получит возможность научиться.
Личностные результаты обучения:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД).
- Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
(5 класс) 35 часов
Раздел I. Дорожная безопасность (9 часов, включая 1 ч. в мае)
Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия. Правила дорожного движения. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Правила поведения на железнодорожном транспорте.
Раздел II. (23 часа)
Опасные и чрезвычайные ситуации. Главные правила ОБЖ. Как научиться выявлять и предвидеть опасность. Какие службы защищают население. Какие сигналы оповещают нас об опасностях. Опасности в городе и в сельской местности. Опасные ситуации в жилище. Пожары в жилище. Оповещение при пожаре и эвакуация. Средства тушения пожаров. Опасные газы. Затопление жилища. Разрушения зданий. Опасные вещества в быту. Безопасность в общественном и личном транспорте. Правила поведения в метро. Правила поведения на железнодорожном транспорте. Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте. Опасный лёд. Аварийные ситуации на воздушном транспорте. Криминальные ситуации. Как защитить свой дом. Ситуации на улице и в других местах. Как защитить себя при угрозе террористического акта. Нарушение экологического равновесия. Чистый воздух! Вода – формула жизни! Загрязнение почвы. Продукты под контролем.
Раздел III. (4 часа)
Безопасный компьютер. Что следует знать об оказании первой помощи.
Помощь при термических и химических ожогах. Правила здорового образа жизни.
Правила дорожной безопасности (повторение). Заключительный урок.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Тема урока | УУД (к разделу) |
1 | Раздел I. Дорожная безопасность | 8 | ||
2 | Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия. | |||
3 | Раздел 2. Личная безопасность в повседневной жизни | 23 | Опасные и чрезвычайные ситуации. Главные правила ОБЖ Как научиться выявлять и предвидеть опасность. Какие службы защищают население. Какие сигналы оповещают нас об опасностях. Опасности в городе и в сельской местности. Опасные ситуации в жилище. Пожары в жилище. Оповещение при пожаре и эвакуация Средства тушения пожаров. Опасные газы. Затопление жилища Разрушения зданий. Опасные вещества в быту. Безопасность в общественном и личном транспорте. Правила поведения в метро. Правила поведения на железнодорожном транспорте. Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте. Опасный лёд. Аварийные ситуации на воздушном транспорте. Криминальные ситуации. Как защитить свой дом. Ситуации на улице и в других местах. Как защитить себя при угрозе террористического акта. Нарушение экологического равновесия. Чистый воздух! Вода – формула жизни! Загрязнение почвы. Продукты под контролем. | |
4 | Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 4 | ||
Безопасный компьютер. Что следует знать об оказании первой помощи. Помощь при термических и химических ожогах. Правила здорового образа жизни. Правила дорожной безопасности (повторение). Заключительный урок | ||||
5 | ИТОГО: | 35 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература для обучающихся
ОБЖ. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И.Мишин; под. ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2012. – 174 с.: ил.
Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Десять уроков дошкольнику по безопасности движения. ГИБДД ГУВД г. Екатеринбурга, 1998, с. 102
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. – М.: Феникс, 2005, с. 69 Иларионов В.А.Задачи и примеры по ДТП: Учебное пособие. – М.: МАДИ, 1990.
Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных проишествий. – М.: Транспорт, 1989.
Литература для учителя
1. Правила дорожного движения. Введены в действие с 1 июля 1994
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года N 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» (с изменениями на 2 февраля 2000 года)
3. Государственный доклад «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации» (выпускается один раз в два года)
4. Амбарцумян В.В. и др. Безопасность дорожного движения. – М.: Машиностроение, 1998
5. Автогородок. Комплект для занятий по ПДД: дорожные знаки, действующие модели светофора. РИФ “Инфер”. Екатеринбург, 1996
6. Боровских Б.Е. Безопасность движения автомобильного транспорта. Анализ дорожных происшествий. – М.: Транспорт, 1984
7. Бершадский В.Ф., Дудко Н.И., Дудко В.И. Пособие по Правилам дорожного движения: С примерами, задачами и комментариями. – Амалфея, 2004
8. Волшебное колесо. Методические рекомендации по правилам дорожного движения, УГИБДД ГУВД Ставропольского края, г. Ставрополь, 1998, с. 134
9. Волошин Г.Я., Мартынов В.П., Романов А.Г. Анализ дорожно-транспортных происшествий. – М.: Транспорт, 1987
10. Гостюшин В. П., Шубина М. Д. Азбука выживания. М.-1995. Знание.
11. Гуревич Л. В. Управление движением на улицах и дорогах: – М.: Транспорт,1971
Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Электронные образовательные ресурсы
http://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
http://informic.narod.ru/obg.html Основы безопасности жизнедеятельности
http://0bj.ru/
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
http://www.ampe.ru/web/guest/russian Институт психологических проблем безопасности
http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
http://www.goodlife.narod.ru Все о пожарной безопасности
http://www.0-1.ru Охрана труда. Промышленная и пожарная безопасность. Предупреждение чрезвычайных ситуаций
http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
http://www.rwd.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
http://www.rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии
http://www fcgsen.ru Охрана труда и техника безопасности
http://www.znakcomplect.ru
Лига здоровья нации http://www ligazn.ru
Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России»
http://www.znopr.ru Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение
http://www.risk-net.ru "Открытый урок"
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.alleng.ru/edu/saf1.htm-ОБЖ - билеты, ответы, уроки.
http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm-Книги, пособия по ОБЖ
http://satinoschool.narod.ru/test1/p1aa1.html-методическое пособие для учителей ОБЖ
http://www.uchportal.ru/load/81-учительский портал
http://severskijkadet.ru/voennoe_delo/обж/уроки-обж-ссылки.html-уроки ОБЖ
http://zdd.1september.ru/ - газета "Здоровье детей"
http://spo.1september.ru/ - газета "Спорт в школе"
http://www.infosport.ru/press/szr/1999N5/index.htm - Спортивная жизнь России.
Электронная версия ежемесячного иллюстрированного журнала.
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль пед.идей «Открытый урок»
http://kzg.narod.ru/ - Журнал «Культура здоровой жизни»
http://lib.sportedu.ru -
http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
http://www.1september.ru веб-сайт «Объединение педагогических изданий «Первое сентября» (статьи по основам безопасности жизнедеятельности в свободном доступе, имеется также архив статей).
http://www.school-obz.org/ - информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности
http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2 Обучение через Интернет
http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»
http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан в чрезвычайных ситуациях)
http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях
http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности
http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)
http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах)
info@russmag.ru Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог вебресурсов по обеспечению безопасности.
www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности.
http://b23.ru/hsb9 Учебные атласы по медицинской подготовке.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы раздела | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата | ||||||||||||
личностные | Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуника-тивные,) | предметные | план | факт | ||||||||||||||
1 | Азбука дорожной безопасности. | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа | Сформулировать основные правила дорожной безопасности | Р: Применять установленные рекомендации. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. | Уметь избегать опасных ситуаций | 05.09.15 | |||||||||||
2 | История колеса и дорог. История появления автомобиля Краткая характеристика видов современного транспорта. | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа, решение задачи | Понимать необходимость безопасного поведения в условиях развивающегося транспорта | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Давать определение понятиям. К: Ставить вопросы | Автомобиль – средство повышенной опасности | 12.09.15 | |||||||||||
3 | Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль | Урок ознакомления с новым материалом | Тест, задача. | Отработать навык отношения к проезжей части как к опасной зоне | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Давать определение понятиям. К: Ставить вопросы | Элементы дороги | 19.09.15 | |||||||||||
4 | Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа, практическое занятие | Осознавать себя участниками дорожного движения | Р: Применять установленные рекомендации. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы | Знать отличие пешеходов от других участников дорожного движения | 26.09.15 | |||||||||||
5 | ПДД. Общие положения. | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, рисунки-схемы | Понимать необходимость соблюдения ПДД | Р: Применять установленные рекомендации. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы | Усвоить основные правила пешехода и велосипедиста | 03.10.15 | |||||||||||
6 | Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа | Сформулировать основные правила безопасного поведения в общественном транспорте. | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: Ставить вопросы | Уметь правильно вести себя на остановке, в транспорте, при выходе из транспорта | 10.10.15 | |||||||||||
7 | Дорожные знаки. | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа | Воспринимать дорожные знаки как подсказку и указатель | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы | Уметь пользоваться дорожными знаками | 17.10.15 | |||||||||||
8 | ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия. | Урок ознакомления с новым материалом | Письменные ответы на вопросы (тестирование) | Понимать опасность нарушения ПДД | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Давать определение понятиям. К: Ставить вопросы | Избегать ДТП и правильно вести себя в случае происшествия | 24.10.15 | |||||||||||
Раздел 2. Личная безопасность в повседневной жизни | Беседа | |||||||||||||||||
9 | Опасные и чрезвычайные ситуации | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа | Порядок вызова соответствующей службы. | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: Ставить вопросы | Уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации | 31.10.15 | |||||||||||
10 | Главные правила ОБЖ Как научиться выявлять и предвидеть опасность. | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа, ситуационная задача | Умение противодействовать злоумышленнику | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком К: Ставить вопросы. Аргументировать свою точку зрения. | Уметь найти выход из сложной ситуации Уметь избегать опасных домогательств со стороны злоумышленников и насильников | 14.11.15 | |||||||||||
11 | Какие службы защищают население. Какие сигналы оповещают нас об опасностях | Урок ознакомления с новым материалом | Практ. занятие. | Порядок вызова соответствующей службы. | Р: Применять установленные правила в планировании способа решения. П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: Ставить вопросы | Уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации | 21.11.15 | |||||||||||
12 | Опасности в городе и в сельской местности. | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа, ситуационная задача | Умение противодействовать злоумышленнику. | Р: Применять установленные рекомендации П: Как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком К: Аргументировать свою точку зрения. | Уметь избегать опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников | 28.11.15 | |||||||||||
13 | Опасные ситуации в жилище | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа, ситуационная задача | Умение противодействовать злоумышленнику. | Р: Применять установленные рекомендации П: Владеть методами противодействия злоумышленни-кам К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог | Уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях. | 05.12.15 | |||||||||||
14 | Пожары в жилище | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа, практическое занятие. | Правильно действовать в случае пожара в доме | Р: Применять установленные рекомендации. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы | О правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения. | 12.12.15 | |||||||||||
15 | Оповещение при пожаре и эвакуация Средства тушения пожаров | Урок ознакомления с новым материалом | Тест по теме «Травмы» | Правильно действовать в случае пожара в доме | Р: Применять установленные рекомендации. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы | О правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения. | 19.12.15 | |||||||||||
16 | Опасные газы | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа, ситуационная задача | Правильно обращаться с опасными веществами; грамотно действовать в случае появления запаха газа. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы | В чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека; какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления. | 26.12.15 | |||||||||||
17 | Затопление жилища Разрушения зданий | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа, ситуационная задача | Уметь правильно действовать в случае затопления жилища. Уметь действовать при взрыве в квартире (доме). | Р: Применять установленные рекомендации. Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. | Основные причины затопления жилища и меры по его предотвращению; правила поведения при затоплении жилища. Знать, почему происходят взрывы в жилых зданиях и правила безопасного поведения в этих случаях. | ||||||||||||
18 | Опасные вещества в быту | Урок ознакомления с новым материалом | Практическое занятие. | Правильно обращаться с опасными веществами; грамотно действовать в случае появления запаха газа. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы | В чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека; какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления. | ||||||||||||
19 | Безопасность в общественном и личном транспорте | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа, ситуационная задача | Сформулировать основные правила безопасного поведения в общественном транспорте. | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы | Уметь правильно действовать в случае аварийной ситуации в общественном транспорте | ||||||||||||
20 | Правила поведения в метро | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа, ситуационная задача | Сформулировать основные правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы | Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте. | ||||||||||||
21 | Правила поведения на железнодорожном транспорте | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа, ситуационная задача | Сформулировать основные правила безопасного поведения на авиационном транспорте. | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы | Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на авиационном транспорте. | ||||||||||||
22 | Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте. | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа, ситуационная задача | Сформулировать основные правила безопасного поведения на морском и речном транспорте. | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы | Уметь пользоваться спасательным жилетом; правильно действовать в аварийной ситуации. | ||||||||||||
23 | Опасный лёд | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа, ситуационная задача | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы | Знать правила безопасного поведения во время гололеда. | ||||||||||||
24 | Аварийные ситуации на воздушном транспорте | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа | Сформулировать основные правила безопасного поведения на авиационном транспорте. | Р: Применять установленные рекомендации П: Уметь действовать самостоятельно К: Ставить вопросы | Правила безопасного поведения пассажиров при следовании авиационным транспортом. | ||||||||||||
25 | Криминальные ситуации. Как защитить свой дом. | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа | Умение противодействовать злоумышленнику. | Р: Применять установленные рекомендации П: Владеть методами противодействия злоумышленникам К: Аргументировать свою точку зрения. | Уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях. | ||||||||||||
26 | Ситуации на улице и в других местах. | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа | Умение противодействовать злоумышленнику. | Р: Применять установленные рекомендации П: Как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком К: Аргументировать свою точку зрения. | Уметь избегать опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников | ||||||||||||
27 | Как защитить себя при угрозе террористического акта | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа | О манере поведения и о языке жестов. | Р: Применять установленные рекомендации П: Владеть понятиями и приемами самозащиты. К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог | Уметь правильно оценить обстановку и грамотно действовать в опасных ситуациях. | ||||||||||||
28 | Нарушение экологического равновесия | Урок ознакомления с новым материалом | Беседа с использованием медиаресурсов | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии. | Р: Применять установленные рекомендации П: Умение характеризовать, объяснять. К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать | Как можно уменьшить неблагоприятное воздействие загрязненного воздуха на здоровье людей | ||||||||||||
29 | Чистый воздух! Вода – формула жизни! | Урок ознакомления с новым материалом | Беседа с использованием медиаресурсов | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии. | Р: Применять установленные рекомендации П: Умение характеризо-вать, объяснять. К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать | Как можно уменьшить неблагоприятное воздействие загрязненного воздуха на здоровье люде Научиться очищать воду кипячением, фильтрацией, вымораживанием. | ||||||||||||
30 | Загрязнение почвы. | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии. | Р: Применять установленные рекомендации П: Умение характеризовать, объяснять. К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать.. | Владеть понятиями. Снос плодородных земель, опустынивание, загрязнение отходами. | ||||||||||||
31 | Продукты под контролем | Урок ознакомления с новым материалом | Беседа с использованием медиаресурсов | Правильно обращаться с опасными веществами | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Установление аналогий. К: Ставить вопросы. | В чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека; какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления. | ||||||||||||
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа | ||||||||||||||||
32 | Безопасный компьютер | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос, беседа | Правила личной гигиены. Режим дня. | Р: Применять установленные правила по охране здоровья. П: Соблюдение гигиены. К: Аргументировать точку зрения | Знать о последствиях малоподвижного образа жизни. Об особенностях взросления. | ||||||||||||
33 | Что следует знать об оказании первой помощи. Помощь при термических и химических ожогах | Урок ознакомления с новым материалом | Опрос | Владеть правилами оказания первой медицинской помощи | Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи. П: характеризовать различные травмы. К: Умение работать в группе. | Иметь представление о правилах оказания первой медицинской помощи при значительных повреждениях, при глубоких и обширных ранениях, при ушибах и растяжениях, при химических ожогах | ||||||||||||
34 | Правила здорового образа жизни | Урок обобщения и систематизации знаний | Опрос, беседа, ситуационная задача | Умение вести здоровый образ жизни. | Р: Преобразование практической задачи в познавательную. П: Овладевать методами ЗОЖ К: Умение работать в группе. | Иметь представление о важности двигательной активности для здоровья человека. | ||||||||||||
35 | Правила дорожной безопасности (повторение). Заключительный урок | Урок обобщения и систематизации знаний | Опрос, беседа, ситуационная задача |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "География" 5 класс в соответствии с ФГОС
представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование согласно учебнику Плешакова, Сонина, Бариновой....
Рабочая программа по истории 5 класс в соответствии с ФГОС
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение истории в 5 классе отводится 70 часов, т. е. 2 часа в неделю. В программе сочетаются 2 курса – Истории Татарстана и татарского народа и...
Рабочая программа по истории 5 класс в соответствии с ФГОС
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение истории в 5 классе отводится 70 часов, т. е. 2 часа в неделю. В программе сочетаются 2 курса – Истории Татарстана и татарского народа и...
Рабочая программа по обществознанию 5 класс, в соответствии с ФГОС
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Обществознание» изучается с 5-го по 9-й класс. На изучение обществознания...
рабочая программа по обществознанию 5 класс в соответствии с ФГОС
рабочая программа по обществознанию 5 класс...
рабочая программа по алгебре 7 класс в соответствии с ФГОС ООО
рабочая программа по алгебре по учебнику А.Г. Мордкович...
Рабочая программа по математике 5 класс (в соответствии стребованиями ФГОС)
Рабочая программа по математике 5 класс (в соответствии с требованиями ФГОС). Прилагаются контрольно-измерительные материалы (в течении года будут пополняться)....