Интернет-зависимость одна из важнейших проблем XXI века»
проект по обж (7 класс) по теме
Термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. На сегодняшний день известна зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде, видеоиграм и пр.
Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё большим и большим дозам. Но в случае с интернет-зависимостью никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова не существует. Поэтому характер зависимости иной, чем при употреблении наркотиков или алкоголя, то есть физический компонент полностью отсутствует. А вот психологический проявляется очень ярко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1111.doc | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема работы: «Интернет-зависимость одна из важнейших проблем XXI века»
Оглавление:
1. Введение.
1.1. Цели, задачи и методы исследования
2.Основная часть.
2.1. Виды зависимостей
2.1.1. Трудоголизм
2.1.2.Любовная или эмоциональная зависимость
2.1.3. Зависимость от телевизора
2.1.4.Зависимость от физических упражнений
2.1.5.Шопоголизм
2.1.6.Танорексия (зависимость от загара)
2.1.7.Сексуальная зависимость
2.1.8.Зависимость от пластических операций
2.1.9.Зависимость от лекарств
2.1.10.Курение
2.1.11.Алкогольная и наркотическая зависимости
2.1.12.Пищевая зависимость
2.1.13.Лудомания
2.1.14.Религиозный фанатизм
2.1.15.Перфекционизм
2.1.16.Стяжательство, алчность
2.2.Интернет- зависимость
2.2.1.Социальные признаки Интернет- зависимости
2.2.2.Типы Интернет- зависимости
2.2.3.Влияние компьютерных технологий на психику человека
2.3.Подросток и Интернет- зависимость
2.3.1.Причины зависимости
2.3.2.Симптомы зависимости
2.3.3.Стадия увлечённости
2.3.4.Факторы риска
2.3.5.Статистические данные
2.3.6.Правила безопасной работы в сети
2.3.7.Информация для родителей
2.3.8.Пять способов борьбы с Интернет зависимостью
2.3.9.Тест
3.Заключение
4. Список использованных источников и литературы
5. Приложения (описание проделанной работы)
- Введение
Если человек не сумеет сам заметить опасность,
если не отгородит глухой стеной ту сферу своей
жизни и деятельности, где властвует техника,
от остальных сфер своей жизни и души,
он превращается в духовного калеку.
Даниил Андреев. «Роза Мира
Термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. На сегодняшний день известна зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде, видеоиграм и пр.
Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё большим и большим дозам. Но в случае с интернет-зависимостью никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова не существует. Поэтому характер зависимости иной, чем при употреблении наркотиков или алкоголя, то есть физический компонент полностью отсутствует. А вот психологический проявляется очень ярко.
1.1.Цель исследования: изучение причин возникновения Интернет-зависимости у подростков, степени и стадии её распространённости и способы её предотвращения.
Задачи:
1. Изучить источники информации по теме исследования.
2. Рассмотреть различные виды зависимостей человека.
3. Определить особенности подросткового общения в сети Интернет.
4. Проанализировать Интернет- зависимость подростков в нашей школе.
Гипотеза: мы предположили, что в нашей школе среди обучающихся есть дети, которые относятся к группе риска от интернет-зависимости.
Актуальность исследования: влияние Интернета на возникновение зависимости у людей, в том числе у подростков. Мы выбрали данную тему для исследования, так как многие подростки поменяли реальный мир на виртуальный. Это проблема XXI века.
Научная новизна проведённого исследования состоит в выявлении признаков и симптомов Интернет - зависимости у подростков.
Практическая ценность исследования состоит в возможности использования полученных результатов анкетирования для предотвращения Интернет - зависимости у подростков путем изготовления рекламных буклетов, памяток; рекомендации подросткам и их родителям опубликованы на школьном сайте, подобран материал по данной теме для проведения родительских собраний.
Объект исследования - обучающиеся 7-9 классов ГБОУ СОШ №10 г.о. Чапаевск и их родители.
Предмет исследования – признаки и симптомы Интернет - зависимости у подростков, выявление данной зависимости и её предотвращение.
Методы исследования: 1.Анализ литературы по теме. 2.Анкетирование и аналитическая работа. 3.Беседа с родителями. 4.Беседа с обучающимися.
Основная часть.
2.1. Виды зависимостей
НЕВЕРОЯНЫЕ ФАКТЫ
В современном мире почти у каждого человек есть свои зависимости, которые отрицательно влияют на его здоровье и жизнь.
Зависимость – это привычка или потребность, которая толкает человека на определенные действия.
Люди, страдающие зависимостью, не могут контролировать то, что они делают, принимают или используют.
Всем известны такие виды зависимости, как наркотики и алкоголь, которые могут значительно ухудшить качество жизни и привести к печальным последствиям.
Часто людей, у которых есть, какая-либо зависимость называют людьми воронками. Потому что их болезнь «вытягивает» все деньги, силы и даже влияет на окружающих людей.
Однако сегодня, список типов зависимости значительно расширился, и любая вещь, начиная от шоколада до компьютерных игр, может вызвать физическое и психологическое привыкание.
Согласно информации экспертов, механизм формирования зависимости запускается, когда человеку тяжело принимать реальность, которая наносит ущерб его психологическому состоянию.
Таким образом, человек «уходит» в другой, более удобный для него мир, чтобы «забыться» и избавиться от неприятных ощущений.
2.1.1. Трудоголизм
Трудоголики часто заслуживают уважение в современном мире, где каждая минута означает, что вы может заработать больше. Смысл жизни человека, зависящего трудоголизмом, является постоянная работа. Такого человека ничего не интересует: ни семья, ни окружающий мир, ни друзья, ни какие-либо. Чрезмерная преданность работе вытягивает из одержимого работой человека всю энергию. Грань между усердной работой и трудоголизмом начинает стираться. Работоголики, как и другие люди, страдающие от зависимости, возвращаются в реальность только, когда что-то серьезное случается с их здоровьем или отношениями. В Японии, существует термин "кароси" или "смерть от трудоголизма". Этот феномен вызвал настоящую шумиху в 1980-х годах, когда несколько японских чиновников скончались, не имея никакой истории болезни. Переутомление от многочасовой работы без перерыва привело к смерти на рабочем месте.
2.1.2. Любовная или эмоциональная зависимость
Если человек не может жить без своей половины и настолько к ней привязан, что не может жить без неё, то такого человека можно назвать зависимым эмоциональной зависимостью.
У людей, которые испытывают страстную влюбленность, наблюдаются такие же симптомы, такие как бессонница и потеря ощущения времени, что и у тех, кто злоупотребляет кокаином. Некоторые люди испытывают настоящий синдром отмены, им настоятельно требуется заряд влюбленности, от которого они начинают зависеть.
2.1.3. Зависимость от телевизора
Известно, что человек в среднем проводит около 3-4 часов в день, сидя перед телевизором, что составляет половину всего времени отдыха. Это означает, что к 65 годам, человек проведет около 9 лет, будучи приклеенным, к телевизору. Некоторые любители телевизора могут проводить до 8 часов в день за просмотром телевизора. У людей, страдающих зависимостью от телевизора, наблюдаются такие клинические симптомы как беспомощность в отношении прекращения просмотра телевизора, использование телевизора, чтобы успокоить нервы, и раздражительность, если приходиться прекратить просмотр телевизора.
Человек фактически отключается от реальной жизни, погружаясь в то, что показывают на экране, что в свою очередь ведете к навязчивому просмотру телевизора.
2.1.4. Зависимость от физических упражнений Мы все знаем, что физическая активность полезна для здоровья. Когда мы выполняем физические упражнения в организме вырабатываются эндорфины – гормоны хорошего настроения. Для некоторых людей сильное ощущение удовольствия от физических упражнений может превратиться в зависимость.
Люди, зависимые от физических упражнений, имеют различные мотивы своего поведения, включая желание контролировать свой вес и фигуру или чувство необъяснимого страха, когда они прекращают тренироваться. У таких людей часто наблюдается очень плотный график, отведенный для физической активности. Они будут упражняться, даже когда заболеют или получат травму, что может привести к еще большим проблемам. Они могут пропускать работу, школу и игнорировать другие обязательства, только чтобы заняться физическими упражнениями.
2.1.5. Шопоголизм
Шопоголизм – потребность в бесконечной покупке вещей. Человек – шопоголик может осуществлять покупки самых разных вещей, в основном никому не нужных и бесполезных. Для них нужен сам факт приобретения вещей. У таких людей постоянная зависимость ходить по магазинам, вследствие чего покупается много вещей без точного определения и смысла покупки.
При этой зависимости наблюдаются такие симптомы, как чрезмерная трата денег, навязчивые покупки, невозможность остановиться от покупок, ложь по поводу траты денег, конфликты с близкими людьми по поводу покупок.
2.1.6. Танорексия (зависимость от загара)
Медики обеспокоены увлеченностью многих людей солярием. Ученые выяснили, что у любителей соляриев наблюдается поведение, схожее с поведением алкоголиков и наркоманов. В исследовании выяснили, что когда людей, увлекающихся загаром с солярии, подвергли воздействию ультрафиолетовых лучей, то у них в определенных областях мозга, ответственных за зависимость от наркотиков и алкоголя, наблюдался повышенный кровоток. Когда исследователи прекращали воздействие ультрафиолетовых лучей, не говоря об этом участникам, эти области мозга становились менее активными.
Зависимостью от загара, в основном в солярии, чаще страдают женщины.
2.1.7. Сексуальная зависимость
Сексуальная зависимость – это бесконтрольная половая жизнь. Для людей страдающие таким видом зависимости целью жизни становится – секс. Все начинается из-за частых смен сексуального партнера, из-за чего появляется некая неудовлетворенность, что способствует еще более частой смене партнера и даже внесения всяких извращений, для разнообразия. Люди зависимые от секса – не смогут построить семейные отношения.
Как и в случае с другими видами зависимости, она может иметь отрицательное воздействие на отношения. Возрастающая сексуальная провокация в обществе привела к увеличению числа людей, которые занимаются необычными или незаконными сексуальными практиками, такими как секс по телефону, компьютерная порнография, виртуальный секс, эскорт-услуги и т.д.
2.1.8. Зависимость от пластических операций
Отрицательный образ своего тела заставляет множество людей ложиться под нож. Небольшое увеличение, коррекция, подтяжка и тому подобные операции делаются ради одного - стать еще ближе к идеалу.
Человек может иметь навязчивую идею о том, что у него существует какой-то физический дефект и проводить много времени, скрывая этот дефект с помощью косметики, одежды и операций. Часто такие люди имеют нереалистичные ожидания от пластических операций, думая, что это приведет к желаемым отношениям или высокооплачиваемой работе. Даже если они будут удовлетворены одной процедурой, они могут найти у себя другой дефект, который нужно подкорректировать.
2.1.9. Зависимость от лекарств
Многие люди принимают лекарства по медицинским причинам, потому что доктор им их выписывает. Но около 20 процентов людей могут использовать лекарства не для медицинских целей. Это называется злоупотреблением лекарственными средствами и является серьезной проблемой. Чаще всего люди начинают злоупотреблять такими лекарствами, как наркотические болеутоляющие, седативные средства и транквилизаторы и стимуляторы.
Эксперты не знают, почему повышается число людей, страдающих от зависимости к лекарствам. Но возможной причиной является доступность лекарств. Также, доктора сегодня выписывают больше лекарств, чем раньше, а в аптеках можно достать гораздо больше лекарств без рецепта врача.
2.1.10. Курение
Курение – зависимость от табака. Человеку нужна суточная доза для нормального функционирования привыкшего к табаку организма. При эмоциональных переживаниях требуется больше нормы.
Врачи по всему миру обеспокоены тем, что, несмотря на активную борьбу с курением, число курильщиков практически не уменьшается. Статистика по курению среди россиян становится угрожающей: в России курит 39,1% населения.
2.1.11. Алкогольная и наркотическая зависимости
Алкогольная зависимость – потребность употреблять алкоголь – это пожалуй самая популярная потребность во всем мире. Вначале алкоголь принимают, чтобы снять стресс и прочие отрицательные эмоциональные ощущения. Постепенно алкоголь начинает привязываться к человеку и организм начинает требовать регулярного употребления. И в конечном результате у человека появляется зависимость, от которой он практически не сможет избавиться.
Согласно статистике, Россия занимает первое место в мире по потреблению водки - 13,9 л в год на одного россиянина. А смертность от алкоголизма становится причиной смерти каждого 5-ого россиянина. Кроме того, по потреблению героина мы тоже лидеры в мире: Россия потребляет 21% всего производимого в мире героина.
Наркотическая – одна из самых сильных и неизлечимых потребностей. Эта потребность толкает человека на принятие химических веществ, которые на некоторое время вызывают расстройство восприятия, ложное ощущение «кайфа».
2.1.12.. Пищевая зависимость
На втором месте в списке занимает психологическая зависимость от еды, или пищевая зависимость. Эта зависимость формируется у человека как протест против личных проблем и неурядиц в жизни.
Психологическая зависимость от еды легко приводит к неправильному режиму питания, проблемам с лишним весом и другим связанным с этим проблемам со здоровьем.
Человек может есть от десяти до двадцати раз в сутки. Булимия (зависимость от переедания) начинается, как и многие зависимости человека, из-за стрессового эмоционального состояния человека. Человек начинает кушать все, чтобы забыть неприятные для него мысли, вследствие чего появляется зависимость от переедания.
2.1.13. Лудомания
Лудомания – зависимость от азартных игр. Смысл жизни людей, зависящих от азартных игр – является сыграть в рулетку, карточную игру и в другие азартные игры для того, чтобы выиграть денежную сумму. Вначале человек просто играет для интереса, далее, выиграв один раз, пытается повторить свой выигрыш, однако вместо выигрыша наступают поражения, но это только стимулирует дальнейшую заинтересованность и человек становится зависимым. Эта зависимость причиняет не меньше проблем семьям и самим людям, страдающим от нее, так как зависимость от азартных игр заставляет людей тратить последние деньги на азартные игры, проигрывать огромные суммы денег и проводить массу времени в казино и у игровых автоматов.
2.1.14. Религиозный фанатизм – зависимость следовать принципам и законам определенной религии. С каждым днем все больше и больше людей подвержены этому виду зависимости. Вероучения создают харизматичные, обладающие выдающимися качествами люди и умеющие хорошо убеждать ораторы. За ними следуют слабые неуверенные в себе люди. Основой вероучения являются бессмысленные законы, однако люди начинают следовать им. Применяются всевозможные средства и технологии, действующие на психологию человека, за счет чего человек становится фанатом. В основном люди, которые пропагандируют вероучение, делают это для определенной выгоды, либо физической, либо материальной.
2.1.15. Перфекционизм – зависимость от стремления к совершенству. Данный вид способен распространиться, как на самого человека, так и на окружающих его людей. В первом случае человек начинает совершенствоваться и это хорошо, но он не остановится достигнув цели и начинает переусердствовать. К примеру женщина- перфекционист недовольна своей внешностью, за счет этого она начинает садиться на всякие диеты истощая организм. Достигнув хороших результатов она не увидит положительные стороны своих трудов, а наоборот будет искать изъяны и никогда не остановится.
Постоянное недовольство окружающими перфекциониста людьми: членами семьи, сотрудниками на работе, одногруппниками в институте их действиями и т.д. Человек зависящий от стремления к совершенству вечно всех критикует, угодить такому человеку невозможно. В основном перфекционизм у такого человека проявляется в чрезмерной чистоплотности, организованности, упорядоченности.
2.1.16.Стяжательство, алчность – потребность приобретать материальные ценности, собирая денежные средства. Такие люди ставят накопление денег на первое место в своей жизни. Деньги для них не средства для осуществления комфорта и удовольствия, а основа их жизни. Такие люди будут экономить на еде, на потребностях короче говоря на всём, лишь бы собрать большую сумму. Человек зависимый от стяжательства будет добывать деньги любой ценой: будь то убийство, воровство, обман.
2.2. Интернет зависимость
Если вы находитесь в сети в течение многих часов без перерыва и бесцельно бродите по сайтам, не желая выключать компьютер, то возможно у вас все в порядке. Но если это повторяется изо дня в день, а отключение компьютера вызывает у вас раздражение, то возможно вы страдаете от Интернет- зависимости.
Сегодня учёные со всего мира начинают признавать такие разновидности Интернет- зависимости, как онлайн порнография, увлечение компьютерными играми, увлеченность социальными сетями, пристрастие к виртуальным знакомствам и т.д. В некоторых странах Интернет- зависимость стала настоящей социальной проблемой. Так, согласно опросу в 2013 году, в Южной Корее, 50 процентов людей в возрасте до 18 лет страдали интернет зависимостью.
Человек, страдающий от Интернет- зависимости, может часами бродить по интернет сайтам, при этом, не занимаясь поиском информации, а, просто поглощая все, что попадается ему в интернете.
В настоящее время людей с интернет-зависимостью больше, чем с алкогольной и наркотической зависимостью вместе взятых - поэтому они находятся в списке зависимостей на первом месте в роли «чемпионов».
Впервые психическое расстройство на фоне Интернет-зависимости было описано в 1995 году доктором Иваном Голдбергом Он выделил следующие основные симптомы этого расстройства:
• использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;
• использование Интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.
В 1994 году психиатр Кимберли Янг разработала и опубликовала на сайте тест-опросник, направленный на выявление интернет-зависимости и получила около 500 ответов. Большинство ответивших были признаны согласно выбранному критерию интернет-зависимыми. Оказалось, что распространённость этого расстройства сходна с распространённостью патологической азартности и составляет от 1 до 5 % пользователей Интернета.
В 1997—1998 гг. были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы по данной проблематике. В 1998—1999 гг. вышли первые монографии по проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд и др.). В России данный феномен изучается в основном психологами. Интерес представляют работы психиатра Виталины Буровой, которая первая из российских врачей начала серьёзно изучать данное явление.
В наше время термин «компьютерная зависимость» всё ещё не признан многими учёными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает всё больший размах. Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость? Безусловно, да. Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких - нет. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, - тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так. В отличие от действительно зависимых людей у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто по работе им приходится это делать. Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек - прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.
Учёные выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера;
- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- человек предпочитает есть перед монитором;
- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.
Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей - туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью. Врачи из Университета Эмори в Атланте (США) провел специальное исследование. Они наблюдали 632 человека, которые в силу должностных обязанностей проводили за компьютером 15 часов в неделю и более.
Результаты оказались неутешительными: 40% обследованных отмечали неопределенные неприятные ощущения, а у 21% удалось диагностировать различные заболевания, вызванные долгой работой за компьютером. При этом женщины оказались более подвержены болезням, нежели мужчины. Врачи также отметили, что для людей, печатающих больше 20 часов в неделю, риск получить какое-либо заболевание увеличивается вдвое.
В свою очередь Интернет-зависимость зависимость менее заметна для человека. Он даже может не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.
2.2.1. Различные подходы к определению Интернет-зависимости.
Термин «Интернет-зависимость» предложил доктор (психиатор из Нью-Йорка) И. Голдберг в 1995 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет (Internet Addiction Disorder (IAD)).
В основных чертах критерии Голдберга соответствовали уже описанным в справочниках критериям патологической зависимости от азартных игр. Но не было представлено никаких клинических материалов, удостоверяющих правильность выбора критериев и существования самого заболевания как такового. Поэтому мнения психологов разделяются: одни считают зависимость от Интернета болезнью и предлагают методы лечения, другие же называют ее пародией, и говорят, что Интернет-зависимость как болезнь не существует.
И. Голдберг приводит следующую систему критериев интернет-аддикции. По его мнению, можно констатировать интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из следующих:
- Толерантность – для достижения удовлетворения человеку требуется все больше и больше времени нахождения в интернете. Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в интернет, то эффект заметно снижается.
- «Синдром отказа» - характерный «синдром отказа»: прекращение или сокращение времени, проводимого в интернет. Далее в период от нескольких дней до месяца могут появиться следующие симптомы: психомоторное возбуждение, тревога, навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в интернет; фантазии или мечты об интернет; произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре. Возвращение к использованию интернет позволяет избежать симптомов «синдрома отказа».
- Интернет часто используется в течение большего количества времени или чаще, чем было задумано.
- Существуют постоянное желание или безуспешные попытки прекратить или начать контролировать использование интернет.
- Огромное количество времени тратится на деятельность, связанную с использованием интернет (покупку специальных книг, поиск новых броузеров, поиск провайдеров, организация найденных в интернет файлов).
- Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или редуцируются в связи с использованием интернет.
- Использование интернет продолжается, несмотря на знание об имеющихся периодических или постоянных физических, социальных, профессиональных или психологических проблемах, которые вызываются использованием интернет (недосыпание, семейные (супружеские) проблемы, опоздания на назначенные на утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями, или чувство оставленности значимыми другими).
А.Е. Войскунский обобщил все ранее описанные поведенческие характеристики:
- неспособность и нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в интернете, и тем более прекратить работу;
- досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об интернете в такие периоды;
- стремление проводить за работой в интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы;
- побуждение тратить на обеспечение работы в интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или влезанием в долги;
- готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в интернете;
- способность и склонность забывать при работе в интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях; важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой;
- стремление и способность освободиться на время работы в интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории;
- нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства;
- готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в интернете;
- пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время;
- избегание физической активности или стремление сократить ее, оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с применением интернета; пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка «личное» время, работая в Интернете;
- постоянное «забывание» о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера;
- злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами;
- подбор, просматривание и изучение специальной литературы о новинках Интернета, обсуждение их с окружающими.
И. Голдберг характеризует интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности». Однако вместо термина «интернет-зависимость» И. Голдберг предпочитал использовать термин «патологическое использование компьютера» (PCU – pathological computer use). В настоящее время PCU употребляется для более широкой категории, в которой некто патологически использует компьютер вообще, включая виды использования, не относящиеся к социальным, а термин «интернет-зависимость» используется для обозначения патологического использования компьютера для вовлечения в социальные взаимодействия.
К концу 1998 г. интернет-зависимость оказалась фактически легализована – пусть не как клиническое направление в узком смысле слова, а как отрасль исследований и как сфера оказания людям психологической помощи. В 1998 году вышла в свет первая монографическая публикация К. Янг. Осенью 1999 г. появились монографии Дэвида Гринфилда и Карлы Сурратт. Обсуждение феномена зависимости от интернета происходит как в форме профессиональных публикаций, так и в форме он-лайновых дискуссий.
Наряду с исследованиями интернет-зависимости ведется популяризация этого феномена. Так, К. Янг основала «Центр он-лайн зависимости». Д. Гринфилдом был основан «Центр исследований Интернета» и организован специализированный веб-сайт по проблематике зависимости от интернета (www.virtual-addiction.com). Также в WWW созданы специализированные «группы помощи» страдающим от подобного синдрома или их семьям, организованы консультационные пункты для обращения за психотерапевтической помощью. Несколько клиник, ряд частнопрактикующих специалистов активно занимаются терапией интернет – зависимости.
2.2.2. Симптомы и стадии интернет-зависимости
Доктор М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости:
Психологические симптомы:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;
- ложь членам семьи о своей деятельности за компьютером;
- проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
- синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
- сухость в глазах;
- головные боли по типу мигрени;
- боли в спине;
- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
- пренебрежение личной гигиеной;
- расстройства сна, изменение режима сна.
К. Янг также описала негативные феномены, проявляющиеся в условиях применения информационных технологий:
1. зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);
2. «информационная перегрузка», т.е. навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;
3. постоянное применение Интернета, т.е. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;
4. зависимость от «киберотношений», т.е. от социальных применений Интернета: от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, от установления в ходе такого общения дружеских отношений или «флирта» , что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;
5. зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях «для взрослых».
2.3. Подросток и Интернет-зависимость.
Особенно подвержены Интернет-зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже.
Причинами возникновения компьютерной зависимости могут стать:
- Нарушение процессов обмена информацией. Испытывая дефицит общения в семье, а порой и среди сверстников, подросток может «уйти» в другую, компьютерную реальность, где он находит и общение и много информации;
- Скрытая или явная неудовлетворенность окружающим миром. В реальной жизни подросток может иметь не очень хорошую успеваемость, чувствовать себя уязвимым и испытывать высокую тревожность, считая, что люди относятся к нему враждебно. В то время как в компьютерном мире, он великий воин, либо отважный капитан космического корабля. Он абстрагируется от проблем реального мира, в виртуальном мире он может все, и он сам устанавливает правила;
- Невозможность самовыражения, как правило, связанна с отсутствием у подростка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Те мечты, которые подросток не может воплотить в реальности, он легко может воплотить в виртуальном мире;
- Нарушение социальной адаптации. Пожалуй, наиболее важная составляющая обобщающая все остальные. Отсутствие теплых, доверительных отношений в семье, недостаток общения, отсутствие у родителей искреннего интереса к миру подростка ограничивают возможности подростка в развитии и способствуют формированию у него пассивного стиля поведения, неадекватного восприятия себя, неспособность к взаимодействию с социальным пространством.
Так же нарушение социальной адаптации может быть вызвано наличием видимого физического недостатка или заболевания, препятствующего общению.
На первый взгляд компьютерная зависимость не столь социально опасна, как алкоголизм или наркомания. Но вред личности она способна нанести не меньший.
У подростка, по своей воле прикованному к компьютеру, начинаются проблемы с реальностью. Нарушается социальная адаптация, становится трудно находить общий язык и общие темы с родителями, сверстниками и другими людьми. Многие социально значимые вещи, такие как учеба, семья перестают заботить. Происходит негативное влияние на бытовую, учебную, социальную, семейную сферы деятельности.
Так же могут возникнуть головные боли, скачки давления, резь в глазах, ломота в костях.
В наиболее тяжелых случаях подросток, отлученный от компьютера, может чувствовать настоящую «ломку», как наркоман, не получивший «дозу».
Играя в игры, подчас жестокие, подросток начинает воспринимать жизнь как компьютерную «стрелялку» или «бродилку». Практически во всех играх есть такая функция, как восстановление героя. Таким образом, у подростка формируется убеждение, что все действия в жизни можно «откатить» назад. Это приводит к социальной дезадаптации, чувству вседозволенности, небольшой ценности как своей, так и чужой жизни.
Увлеченность компьютером может привести к равнодушию к окружающему миру – ведь виртуальная реальность так разнообразна и привлекательна.
Интернет-зависимость не наступает мгновенно, она проходит несколько стадий.
Стадия легкой увлеченности.
После нескольких раз игры в компьютерные игры, подростку начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.
Подросток получает удовольствие, играя в компьютерную игру или проводя время в интернете, это доставляет ему положительные эмоции. Как доказали ученые, человек стремится повторять действия, доставляющие удовольствие. Подросток начинает играть уже целенаправленно. Однако на этой стадии игра в компьютерные игры носит пока еще ситуационный, а не систематический характер. Устойчивая потребность в игре еще не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.
Стадия увлеченности.
Свидетельством того, что подросток перешёл на вторую стадию служит возникновение потребности в игре или нахождении в интернете. Это потребность формируется, как желание уйти от реальности. Игра или общение в интернете приобретают систематический характер. Если по каким-то причинам подросток не может удовлетворить свою потребность в игре, он может предпринять достаточно активные действия для получения желаемого. Если дома не разрешают играть родители, он может, втайне от них, ходить в интернет-клуб, прогуливать уроки, чтобы поиграть дома, пока нет родителей и т.п.
Стадия зависимости.
На эту стадию зависимости от компьютера переходят лишь 10-14% подростков, играющих в компьютерные игры или «зависающих» в интернете.
На этой стадии происходят серьезные изменения в ценностносмысловой сфере личности, происходит изменение самооценки и самосознания.
Эта стадия имеет две формы проявления: социализированную и индивидуализированную.
Индивидуализированная форма зависимости - это крайняя форма зависимости. При ней нарушаются нормальные человеческие особенности мировоззрения, разрушается взаимодействие подростка с окружающим миром. Психика начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти подростки часто подолгу играют в одиночку, по многу часов, а иногда и дней, не «выходят» из интернета. Потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра и интернет — это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это образ жизни, ведущий к патологии.
Стадия привязанности.
На этой стадии происходит угасание игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Подросток «держит дистанцию» с компьютером, но полностью отказаться от психологической привязанности к компьютерным играм или интернету не может. Стадия привязанность может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
Если формирование компьютерной зависимости остановится на первой или второй стадии, то тяга к игре пройдет быстрее и легче. Но если подросток прошел все три стадии, то преодолеть зависимость становится на много тяжелее. Подросток будет долго находится на стадии привязанности. Можно предположить, что полностью зависимость не пройдет никогда. Она может угасать на время и появляться, при условии каких-либо житейских трудностей, как побег от реальности в уже знакомый мир виртуального удовольствия.
2.3.1.Рекомендации родителям.
Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Очень часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет. Родители, с ранних лет передавая ребенку знания основ безопасности дома и на улице, между тем «выпуская» его в Интернет не представляют себе, что точно также нужно обучить его основам безопасности в сети. Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации, сваливающейся на него из сети. Наша задача выработать в нем критическое мышление. С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, так как без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить силами только образовательной организации.
Родители, заботящиеся о физическом и психическом здоровье своего ребенка, должны установить часы для работы с компьютером. Проверяйте, чем занимается ваш сын или дочь. Ни для кого же не является тайной, что если возникновение печатных и видеоматериалов порнографического содержания пока что вроде контролируется государством, то выход на такие сайты в Интернете доступен всем. Непродолжительная работа за компьютером в течение 1 – 2 ч вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, хотя стандартные уроки приводят к утомлению только у 54% подростков. Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный позитивный настрой, ученики даже не осознают переполняющего их утомления и не бросают своих дел. Когда же на мониторе отображается не обучающая программа, а обычная виртуальная игра, дети и при сознательном чувстве утомления не в силах оторваться от него.
Родителям необходимо выяснить, что побудило подростка уйти в виртуальный мир. Возможно, подростку не хватает информации и у него дефицит общения и родителям стоит больше уделять время своему ребенку. Совместное посещение музеев, театров, отдых на природе, общение с интересными людьми все это поможет подростку стать гармоничной личностью. Чем больше граней мира родители смогут показать ребенку, тем больше возможностей у подростка реализовать себя в нем (в мире).
- Скрытая или явная неудовлетворенность окружающим миром то же имеет свои причины и кому, как не родителям легче понять причину. Если подросток не очень успешен в учебе, возможно лучше не говорить ему в очередной раз, что он «двоечник и ни на что не годиться» (опуская при этом его самооценку), а помочьему наверстать упущенный материал и лишний раз похвалить его, пусть даже за маленькие, успехи.
- Не нужно критиковать подростка за то, что он слишком много проводит время за компьютером, акцентируя тем самым внимание на проблеме. Лучше найти способ ненавязчиво оторвать его от этого занятия. Подумайте, что может быть интересно вашему ребенку, займитесь этим вместе с ним. Так вы сможете ненавязчиво контролировать время, проведенное за компьютером.
- Договоритесь с подростком о времени, которое он может проводить за компьютером. Например, после десять часов вечера компьютер должен быть выключен. Обязательно контролируйте этот процесс. Если подросток «заигрался», постарайтесь переключить его внимание.
- Не нужно резко отнимать или запрещать компьютерные игры подростку, который уже втянулся. Этим вы вызовите еще большее отстранение от вас подростка.
И самый важный совет, в любой ситуации, принимать вашего ребенка таким, какой он есть, слушать и слышать его.
2.3.2. Рекомендации для обучающихся.
1. Установить предел времени, которое можно проводить в Интернете.
2. Заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете.
3. Программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета.
4. Установить для себя правило — ни под каким видом не обращаться к Интернету в течение рабочего дня (если только это не входит в рабочие обязанности).
5. Ввести чувствительные для себя (однако, без нанесения ущерба здоровью) санкции за несоблюдение такого рода правил и ограничений.
6. Налагать на себя подобные санкции до тех пор, пока не восстановится способность выполнять данные самому себе обещания.
7. Заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься чем-то другим.
8. Научиться извлекать из жизни другие наслаждения, способные заменить или превзойти удовольствие, получаемое при работе в Интернете.
9. Обращаться за помощью всякий раз, когда собственных усилий оказывается недостаточно.
10.Избегать таких встреч и пребывания в таких местах, которые могли бы побудить вернуться к аддитивному поведению.
3.Заключение.
Поговорим о том, как человек теряет свою независимость. Происходит это незаметно, посредством воздействия компьютера на образ жизни человека, поведение его в обществе и образ его мыслей. Интернет-зависимый человек начинает стремиться соответствовать тому образу, который он сам себе создал в процессе переписки в киберпространстве. А если он игроман, то скорее всего выберет себе образ героя игры. Человек перестает обращать внимание на присутствие дурных черт характера, таких как распущенность, погоня за большими деньгами, частая смена половых партнеров и др. Очень многое зависит от выбора этого человека. То, что мы смотрим или во что мы играем, напрямую влияет на образ наших мыслей, поведение и характер.
Исследования тканей мозга самоубийц показывают, что у 95% из них было пониженное содержание серотонина. Это вещество отвечает за самоконтроль человека. Существует тесная связь между эмоциями и биохимическими процессами, происходящими в организме человека. Ученые из Колумбийского университета доказали, что снижается уровень выработки серотонина под влиянием электромагнитного излучения. В списке самоубийц специальность программиста стоит не на последнем месте. Прогноз специалистов очень неутешителен, с каждым годом число интернет-зависимых людей будет расти. Эта зависимость является одним из способов реализации в киберпространстве планов, не осуществимых в реальной жизни. Таких людей становится все больше по той причине, что компьютеры прочно вошли в обиход почти каждого человека.
Человек – существо тонкое и очень многогранное. Когда он работает за компьютером, то соприкасается с ним очень многими своими гранями. В результате происходят изменения различного рода в организме и психике (изменяются эти грани). Мнение, что миллионы людей сидят за компьютером и прекрасно себя чувствуют, неправильное. Это доказано. Многие носят очки, значит, уже не все в порядке. Восстановить зрение удается не всем. Люди страдают нечетким видением мира, а это может сказаться на характере и других личных качествах. Посмотрим на другую проблему – искривление позвоночника. В результате идет защемление нервов, нарушение кровотока к органам, соответственно, нарушается функционирование этих органов. На подсознательном уровне у этих людей ощущается дисгармония в работе мозга и тела. Часты проявления эмоционального плана, когда возникают любые боли или неприятные ощущения – нервозность, взволнованность, нетерпение, тревожность, капризность. Все эти проявления приводят к неустойчивой и расшатанной психике. (Сегодня этими качествами наделен почти каждый современный человек, и мы не замечаем, как все стали больными людьми.) Каждый раз, включая компьютер, вспомните правила безопасности при работе с ним. Нужно уметь восстанавливаться: делать физические упражнения через каждые 2 ч, проводить гимнастику для глаз, соблюдать правильный и щадящий для организма режим питания. Все это приведет к тому, что человек сможет контролировать работу своего организма всегда и везде – сидя за компьютером, перед телевизором, во время еды и в других ситуациях.
То, что компьютерная зависимость существует это факт, лечить или нет? Учёные склонны верить, что любая компьютерная зависимость – временная. Рано или поздно у человека произойдёт насыщение играми и Интернетом, и былое увлечение либо перерастёт в профессиональную деятельность, либо компьютер утратит былую привлекательность. Естественно, одержимый (пусть и временно) человек выпадает из общества, из реальной жизни, у него возникают проблемы с учебой или работай. Но тогда стоит ли ждать насыщения? Особенно это касается детей. Действительно, смогут ли они потом наверстать упущенное время, хорошо закончить школу, поступить в институт? Здесь следует подходить индивидуально к каждому случаю. Вряд ли жесткими методами можно спасти ребенка от зависимости. Он просто будет ходить играть к своим друзьям, либо вместо школы пропадать в компьютерных клубах. Лучше заранее научить ребёнка контролировать своё время или найти ему другое хобби. Зависимому человеку необходимо показать, что реальный мир намного интереснее виртуального.
4. Список использованных источников и литературы
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4.
2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета.Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.).
3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.).
4. Балонов И.М. «Компьютер и подросток» М., 2002 г. стр.32-58.
5. Бирюков В. «Сеть и наркомания». Компьютерный еженедельник «Компьютерра» №16, 1998, стр.13-15.
6. Боровкова Н. Виртуальное зависание / журнал «Человек и наука». Февраль 2012.
7. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. М, 2000. С 100-131.
8. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского.М., 2000. - 431 с.
9. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПБ.: Речь, 2007. - 190 с.
10. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т.5. № 2.С. 20-27.
11. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.
Интернет-ресурсы
http://psyfactor.org/lib/addict.htm.
http://www.netaddiction.com/parents.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФЕНОМЕН «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ. ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Мир не стоит на месте, жизнь человечества за последние несколько десятилетий коренным образом изменилась: научно-технический прогресс существенно облегчил нашу ...
Разработка урока - конференции по теме «Охрана природы - одна из актуальнейших проблем для человечества » для учащихся 7-х классов Автор - учитель немецкого языка Александра Васильевна Масакова МБОУ «Гимназия №22 города Белгорода»
Урок конференция может быть использован для заключительного урока по теме "Охрана природы" в 7 классе....
методическая разработка игры «Интернет и интернет-зависимость»
Компьютер и сеть интернет сегодня доступна подросткам из каждой семьи. Бурное развитие компьютерных технологий и интернета привело к тому, что такая удобная вещь способна заменить практически любые уд...
Занятие по профилактике компьютерной и интернет зависимости «Вне зависимости»
Задачи: 1) Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютерной, интернет – зависимости; 2) Формировать положительное отношение к живому общению. 3) Побужда...
Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России.
Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России....
Классный час на тему: «Интернет безопасность. Интернет-зависимость»
Увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе. Интернет плохо влияет на человека....
Демографический кризис как одна из глобальных проблем
В статье рассмотрены причины возникновения, прогноз и предложения по разрешению демографического кризиса как актуальной проблемы современности....