Программа по безопасности
рабочая программа по обж на тему
Программа
Основы безопасной жизнедеятельности
«Безопасность и защита человека»
Для учащихся 1-4 классов
коррекционных образовательных учреждений VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 39.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа
психолого-педагогической поддержки № 104»
Программа
Основы безопасной жизнедеятельности
«Безопасность и защита человека»
Для учащихся 1-4 классов
коррекционных образовательных учреждений VIII вида.
Составители:
Перевозников К.В. зам. директора по Б.Ж.
Разина С.А. учитель начальных классов.
Рецензенты:
Загляда Л.И. методист, доцент кафедры психологического социально – педагогического общего и специального (коррекционного) образования КРИПК и ПРО.
Программа «Основы безопасной жизнедеятельности»/ К. В. Перевозников;
С А. Разина. – Кемерово, 2012. - 8 с.
Вся система работы по программе призвана реабилитировать и социально адаптировать умственно отсталого школьника к реальностям окружающего мира.
Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Программа рекомендуется для учителей и воспитателей коррекционных образовательных учреждений VIII вида.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка_______________________________ с. 1
2.Тематическое планирование___________________________ с. 3
3.Список рекомендуемой литературы_____________________ с. 7
4. Приложение________________________________________ с. 8
Пояснительная записка
В целях социализации и адаптации в обществе необходимо формирование у детей с умственной отсталостью правильного поведения.
Основным направлением в формировании навыков правильного поведения должна стать организация постоянно активной практической деятельности умственно отсталых детей на протяжении изучения материала, предлагаемого в пяти блоках.
Занятия по основам безопасности жизнедеятельности призваны решить серьёзные проблемы учащихся в самостоятельном понимании, осмысливании, сохранении и использовании получаемой из окружающей среды информации, выстраивании на её основе правильного безопасного поведения, адекватном оценивании сложных жизненных ситуаций.
Вся программа поделена на 5 блоков:
I. Безопасность и защита человека.
II. Безопасность на дороге.
III. Безопасность на улице.
IV. Безопасность в помещении.
V. Пожарная безопасность.
Каждый блок содержит тематику, краткое содержание каждого занятия и наглядно – агитационный материал в соответствии с направлением данного блока. Учитывая особенности развития детей обучающихся в школе VIII вида, данная программа предполагает свободный выбор тем в зависимости от необходимости возникшей ситуации (во время прогулки, экскурсии, на уроках при использовании различных инструментов и материалов, при изучении тем по правилам личной безопасности, при анализе поступков героев мультфильмов, сказок, учебных фильмов во время работы летнего пришкольного лагеря, при возникновении чрезвычайных ситуаций).
Основное внимание уделяется правилам поведения ученика и технике безопасности в окружающей действительности, на уроках, внеклассных мероприятиях, в пришкольном лагере. Работа начинается с теоретического блока, в котором раскрываются понятия «безопасность», «защита» как основа учебного материала данного блока Важнейшее место отводится работе под рубрикой «особое внимание». Демонстрация правильного поведения сопровождается объяснением, обращается внимание детей на то, как правильно и безопасно для своего здоровья вести себя в экстремальной ситуации.
После знакомства детей с предлагаемой темой, переходят к пробному выполнению действий. Эта работа представлена в виде тренировочных эвакуаций, минуток безопасности, настольных игр, экскурсий в автогородок, музеи пожарной безопасности, детские площадки, городские парки.
На всех этапах деятельности осуществляется развитие устной речи школьника, вырабатывается стереотип правильного ситуативного поведения.
По окончании работы необходимо подвести итог. Выяснить, для какой цели была выполнена работа, на что в будущем следует обратить внимание, если дети допускают ошибки, тема прорабатывается вновь. Предполагаемые результаты при решении коррекционных задач, это адекватное ситуативное поведение в окружающей действительности.
Данная программа может применяться учителями начальных классов, воспитателями, вожатыми лагеря дневного пребывания, в учреждениях VIII вида.
Тематическое планирование
1 класс
№ | Тема | Кол- во часов | Содержание | Наглядно – агитационный материал |
I. | Безопасность и защита человека. | 6 | Раскрыть значения слов: безопасность и защита, рассматривая предлагаемые темы к блоку. Землетрясение, наводнение, осадки. | Используется видео материал Сказки А.А. Усачёва «Умная собачка Соня» «Что лучше» А.Ликум Все обо всем с.33,36,38. |
1.Что такое безопасность. 2.Осторожно животные. 3.Экстримальные ситуации. 4.В общественном месте. 5. Беседа с незнакомцем. | 1 1 2 1 1 | |||
II. | Безопасность на дороге. | 7 | Безопасное поведение у дороги. Тротуар и его предназначение. Роль светофора. Игры и развлечения детей на детских площадках. | Используется видео материал Мультфильмы «Азбука безопасности» |
| 1 1 2 1 2 | |||
III. | Безопасность на улице. | 7 | Правила безопасного поведения в холод, на льду, на воде. Антитеррор. Безопасный путь домой, тротуар, светофор. | Сказки А.А. Усачёва «Умная собачка Соня» Как Соня потеряла всё на свете. Используется видео материал Мультфильмы «Азбука безопасности» |
1.Как не замёрзнуть в холод. 2.Игры на свежем воздухе. 3.Гололёд и сосульки. 4.Опасные игрушки. 5. Путь домой.
| 2 1 1 1 2 | |||
IV. | Безопасность в помещении. | 7 | Подготовка помещений к празднику. Дверной глазок. Бытовые приборы. Предметы быта. Безопасное пользование окном, балконом. | Сказки А.А. Усачёва «Умная собачка Соня» Бинокль; Как Соня устроила рыбалку |
| 1 2 2 1 1 | |||
V. | Пожарная безопасность. | 7 | Применение огня в быту, важность в жизни человека. Обращение с электроприборами. Меры и средства первой необходимости во время пожара. | Сказки А.А. Усачёва «Умная собачка Соня» Как Соня научилась разговаривать Используется видео материал Мультфильмы «Азбука безопасности» |
| 2 1 1 1 2 |
Тематическое планирование
2 класс
№ | Тема | Кол- во часов | Содержание | Наглядно – агитационный материал |
I. | Безопасность и защита человека. | 6 | Раскрыть значения слов: безопасность и защита, рассматривая предлагаемые темы к блоку. Землетрясение, наводнение, осадки. | Дидактическое пособие «Как избежать неприятностей №1» |
1.Что такое безопасность. 2.Животные и человек. 3.Экстримальные ситуации. 4.Поведение при ЧС в общественном месте. 5. Люди вокруг тебя. | 1 1 1 2 1 | |||
II. | Безопасность на дороге. | 7 | Правила безопасного поведение. Тротуар и его предназначение. Роль светофора. | Просмотр видео Серия «Я и дорога» |
1.Перекрёсток. 2.Пешеходная зебра. 3.Светофоры. 4.Автомобили и пешеходы. 5.Дорога не место для игр. | 1 2 1 2 1 | |||
III. | Безопасность на улице. | 7 | Правила безопасного поведения в холод. Злоумышленник на пути. Светофор, зебра. Коньки или ролики? Правила купания | Азбука здоровья в картинках. Дидактическое пособие «Как избежать неприятностей №2 » |
1.Как не замёрзнуть в холод. 2.Как не попасть в беду во время игры. 3.На льду. 4. Безопасность при купании. 5. Безопасный путь домой. | 1 1 1 2 2 | |||
IV. | Безопасность в помещении. | 7 | Лекарственные препараты. Дверной глазок. Безопасное предназначение бытовых предметов. Что такое газ? Если случился пожар. | Видео материалы «Азбука безопасности» |
1.Аптечка. 2.Поведение с незнакомыми в подъезде. 3.Помощники в доме. 4. Уходя из дома – не забудь проверить. 5.Окно, балкон. | 2 1 2 1 1 | |||
V. | Пожарная безопасность. | 7 | Применение огня в быту, важность в жизни человека. Обращение с электроприборами. Предметы первой необходимости во время пожара. | Дидактическое пособие «Как избежать неприятностей №7» |
1.Игры с огнём. 2.Электричество друг или враг. 3.Средства тушения пожара. 4.Как позвать помощь. 5.Причины пожара. | 2 2 1 1 1 |
Тематическое планирование
3 класс
№ | Тема | Кол- во часов | Содержание | Наглядно – агитационный материал |
I. | Безопасность и защита человека. | 7 | Раскрыть значения слов: «безопасность» «защита», Поведение при землетрясении, наводнении. | Видеоряд ЧС. «Человек и его безопасность» |
1. Безопасность. 2.Животные и человек. 3.Экстримальные ситуации. 4.Поведение при ЧС. 5. Внешность человека может быть обманчива. | 1 1 2 1 2 | |||
II. | Безопасность на дороге. | 6 | Безопасное поведение у дороги. Тротуар и его предназначение. Роль светофора. Велосипед, скейтборд. Правильное, безопасное поведение в транспорте. | Азбука здоровья в картинках. Дидактическое пособие «Как избежать неприятностей №2 ». |
1.Перекрёсток. 2.Дорожная разметка. 3.Переход по пешеходной дороге и без неё. 4.Правила перехода дороги при. выходе из транспорта. 5.Средства передвижения. | 1 1 1 2 1 | |||
III. | Безопасность на улице. | 7 | Правила безопасного поведения в холод, на льду, на воде. Антитеррор. Безопасный путь домой, тротуар, светофор. | Дидактическое пособие «Как избежать неприятностей №5 ». |
1.Конфликты между детьми во время игр. 2.Безопасность в зимнее время. 3.Где нас подстерегает опасность. 4. Безопасность на водоёмах. 5.Если ты потерялся. | 1 2 1 1 2 | |||
IV. | Безопасность в помещении. | 7 | Дверной глазок. Домофон. Бытовые приборы. Предметы быта. Безопасное пользование окном, балконом. | Дидактическое пособие «Как избежать неприятностей №2 » |
1.Медицинская аптечка. 2.Поведение с незнакомыми в подъезде, в лифте. 3.Бытовые электроприборы. 4. Уходя из дома проверить. 5.Самые нужные телефоны. | 1 2 2 1 1 | |||
V. | Пожарная безопасность. | 7 | Обращение с электроприборами. Предметы первой необходимости во время пожара. Как действовать при возникновении пожара дома, в транспорте. | Дидактическое пособие «Советы полицейского». |
1.Игры с огнём. 2.Электричество друг или враг. 3.Средства тушения пожара. 4.Как позвать помощь. 5.Причины пожара. Пожар. | 2 2 1 1 1 |
Тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | Кол- во часов | Содержание | Наглядно – агитационный материал |
I. | Безопасность и защита человека. | 6 | Раскрыть значения слов: «безопасность», «защита». Землетрясение, наводнение, осадки. | Дидактическое пособие «Советы полицейского» |
1. Безопасность. 2.Животные и человек. 3.Экстримальные ситуации. 4.Поведение при ЧС. 5. Насильственные действия незнакомого взрослого. | 1 1 1 2 1 | |||
II. | Безопасность на дороге. | 7 | Безопасное поведение у дороги. Тротуар и его предназначение. Значение дорожных знаков. Как избежать травмы. | Используется видео материал Мультфильмы «Азбука безопасности». |
1.Перекрёсток. 2.Знакомство с дорожными знаками. 3.Переход по пешеходной дороге и без него. 4.Правила перехода дороги при выходе из транспорта. 5.Детский дорожно-транспортный травматизм. | 1 2 1 1 2 | |||
III. | Безопасность на улице. | 7 | Соблюдение правил безопасного поведения. | Дидактическое пособие «Советы полицейского». |
1.Правила безопасного и этического поведения на остановке. 2.Безопасность в зимнее время. 3. Безопасность на водоёмах. 4. Безопасный путь домой. 5.Если ты потерялся. | 2 2 1 1 1 | |||
IV. | Безопасность в помещении. | 7 | Дверной глазок, домофон. Бытовые приборы. Предметы быта. Безопасное пользование окном, балконом, входная дверь. | Азбука здоровья в картинках. Дидактическое пособие «Как избежать неприятностей №6 » |
1.Медицинская аптечка. 2.Поведение с незнакомыми в подъезде, в лифте. 3.Бытовые электроприборы. 4. Уходя из дома – не забудь главного. 5.Окно, балкон, дверь – используй по назначению. | 2 2 1 1 1 | |||
V. | Пожарная безопасность. | 7 | Электроприборы. Предметы первой необходимости во время пожара. Важные номера телефонов. Возникновение пожара дома, в транспорте. | видео материал «Азбука безопасности» |
1.Игры с огнём. 2.Электричество друг или враг. 3.Средства тушения пожара. 4.Как позвать помощь. 5.Причины пожара. | 1 2 1 2 1 |
Список рекомендуемой литературы.
- Правила дорожного движения Н.А. Извекова. Просвещение, М. 1984.
- Я бегу через дорогу? А.В.Петров, Г. Д. Дмитров. ИД Карапуз, М. 2003.
- Бытовые травмы Т.Н. Рузякова, М.1979- 103с.
- В школе - без травм. И. Ф. Кононев, Просвещение, М. 1980 – 77с.
- Предупреждайте грипп Г.Ф. Крутова 2010- 27с.
- Пробудитесь! Защитите себя от мошенничества!, М.2004 – 178с.
- Пробудитесь! В чем задача родителей? М.2004 – 139с.
- Сторожевая башня С-П, 2001.
- Сборник сценариев по ОБЖ. Е.М. Миткалёва, Айрис-пресс, М. 2006- 234с.
- Пособие Макеевой А.Г. и Лысенко И.А. “Долго ли до беды?” 2000 приложение к журналу “Обруч”.
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под редакцией Воронковой В. В. - М.: Школа – Пресс, 1994.
- Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А.Извекова и др. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
- Извекова Н.А. Учителю о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1982 . – 160 с.
- Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 127 с.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / Под редакцией кандидата псих.н., проф.И. М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 181 с.
- Поторочина Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: ВАКО, 2008. – 128 с.
- Шорыгина Т.А.. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 60 с.
20. Щипицина Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. - СПб.: Речь, 2005.-447с.
21.Щипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. - СПб.: Союз, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Дидактическое пособие «Как избежать неприятностей » №1 - №12.
- Дидактическое пособие «Советы полицейского».
- Дидактическое пособие «Азбука здоровья в картинках».
- Дидактическое пособие «Правила личной безопасности»
- Мультфильмы «Азбука безопасности».
- Видео «Я и дорога»
- Видеоряд ЧС. «Человек и его безопасность»
Читаем детям: 1. Сказки А.А. Усачёва «Умная собачка Соня».
2. Рассказы В.М. Волков «Держи ухо в остро».
3. Сказки В.Г. Сутеев «Цыплёнок и утёнок».
4. Советы В.В. Горбунов «Вода дарит здоровье».
5. Люсиц К.В. « Азбука здоровья».
6. Сказки в стихах С.Я. Маршак
7. Популярная энциклопедия для детей А. Ликум «Всё обо всём»
8. Сказки в стихах К.И. Чуковский «Путаница»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Школа безопасности" для обучающихся 12-16 лет
Программа включает в себя пояснительная записка, тематический план....
программа "Моя безопасность" 1 класс
Программа составлена для дополнительного образования детей, при отсутствии предмета ОБЖ....
Положение о проведении туристско- спортивного слета по программе "Школа безопасности"
Положение о проведении туристско- спортивного слета по программе "Школа безопасности"...
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
ПРОГРАММА «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИЗМА, ГО И ЧС И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-тра...
Программа «Школа безопасности» по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса
Основная цель программы — формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного ...