Урок по ОБЖ 8 класс Правила перевозки пассажиров на транспортных средствах
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 179
Урок по ОБЖ.
Тема урока:
ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ НА
ТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВАХ
Преподаватель – организатор ОБЖ
Алексеева Г.В.
Нижний Новгород
2015
Урок - 8 класс
Цель урока:
Освоить основные правила перевозки пассажиров на различных видах транспортных средств.
Задачи урока:
- Развитие активной познавательной деятельности.
- Формирование общеинтеллектуальных умений (умение сравнивать, анализировать, обобщать).
- Развитие общеучебных умений и навыков (работа с правилом, работа со схемами, работа по алгоритму).
- Воспитание самоконтроля.
- Активизация внимания учащихся.
Основные принципы обучения на уроке:
- Увеличение числа тренировочных задач репродуктивного характера.
- Материал излагается небольшими частями и сразу закрепляется путем повторения.
- Использование дифференцированных заданий и работ с последующей самопроверкой.
- Максимальная наглядность.
- Включение различных форм помощи ученикам (алгоритмы, опорные сигналы).
Формы работы на уроке:
- Коллективная.
- Парная.
- Индивидуальная.
Технологические приемы и методы, используемые на уроке:
- Стимулирование инициативы и самостоятельности.
- Создание ситуации свободного выбора учебных заданий.
- Учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход.
- Создание ситуаций взаимопомощи.
- Самооценка своей деятельности и коррекция.
- Создание проблемных ситуаций.
- «Мозговая атака».
Результативность проведенного урока:
- Проявление индивидуальности учащихся.
- Успешная реализация поставленных задач.
- Создание благоприятной атмосферы на уроке.
- Качественное овладение учебным материалом.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Учитель: Напомните мне ваше домашнее задание.
Ученики: Поработать самостоятельно над вопросами теста.
Учитель: Вы наверное заметили, что все задания в нем охватывают одну из важнейших тем ПДД. Как вы озаглавили этот тест?
Ученики: Правила перевозки пассажиров на транспортных средствах.
Учитель: - Сложно или легко вам было выполнить это задание?
- К кому за помощью вы обращались?
- Чем пользовались, выполняя тест?
- Какие вопросы вызвали затруднение?
Тест
Выполнялся дома самостоятельно учащимися карандашом на печатных листах. Сложные вопросы нужно было обвести в кружок. Ответы не проверяются в начале урока. Задание мотивирует каждого к получению знаний. Ответы корректируются в течение урока, в конце урока тест сдается учителю. Поддерживает дух соперничества и соревновательности. |
- Почему нельзя перевозить пассажиров на велосипеде?
А) потому что он сломается
Б) потому что он неустойчив
В) так предложила ГИБДД
2. С какого возраста можно ездить на заднем сидении мотоцикла?
А) с 14 лет
Б) с 16 лет
В) с 12 лет
3. Защитный шлем обязаны одевать?
А) водители спортивных мотоциклов
Б) водители всех мотоциклов и их пассажиры
В) водители мотоциклов, за исключением мотоциклов с коляской
4. Можно ли производить посадку и высадку пассажиров со стороны проезжей части?
А) можно, если нет приближающегося транспорта
Б) можно, если посадка и высадка пассажиров со стороны тротуара или обочины невозможна
В) нельзя
5. Можно ли перевозить пассажиров в кузове грузового автомобиля?
А) можно, если дорога ровная
Б) можно, если автомобиль оборудован скамейками (посадочными местами)
В) нельзя
6. С какого возраста можно ездить ребенку на переднем сидении легкового автомобиля?
А) с 12 лет
Б) с 14 лет
В) с 16 лет
7. Можно ли перевозить детей в кузове грузового автомобиля?
А) нельзя
Б) можно, в сопровождении взрослого и при наличии сидений
В) только в исключительных случаях
8. Можно ли ездить в грузовике стоя?
А) можно, если держаться руками за борта
Б) можно, если покрытие дороги без выбоин
В) нельзя
9. Кого можно перевозить на оборудованном дополнительным сидением и подножками велосипеде?
А) взрослого
Б) двоих детей
В) одного ребенка в возрасте до 7 лет
10. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми обязаны:
А) водитель (включая водителей, обучающих вождению и водителей оперативных служб), пассажиры
Б) водитель обязательно, а пассажиры по желанию
В) водитель (за исключением водителей, обучающих вождению и водителей оперативных служб), пассажиры
11. Перевозка детей на мотоцикле на баке для горючего или между водителем и пассажиром:
А) запрещена
Б) допускается, если ребенку более 12 лет
В) допускается, если ребенку менее 7 лет
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся найти верные ответы на поставленные вопросы и узнаем все о правилах безопасной перевозки пассажиров на транспортных средствах.
Запись темы урока на доске и в тетради.
Тема: «Правила перевозки пассажиров на транспортных средствах».
Учитель: Работать мы сегодня будем по следующему плану (на доске).
План:
- Требования ПДД к перевозке пассажиров на транспортных средствах.
- Правила безопасного поведения пассажиров в ДТП.
Учитель: По ходу урока нам встретится много терминов из ПДД, которыми мы должны владеть. Давайте вспомним некоторые из них. (Учитель работает с мультимедиа, дети с ПДД.)
СЛАЙД № 1 Основные термины.
1. Пассажир рисунок понятие
2. Транспортное средство рисунок понятие
3. Механическое транспортное средство рисунок понятие
4. Велосипед рисунок понятие
5. Мотоцикл рисунок понятие
6. Дорожно-транспортное происшествие рисунок понятие
Понятия:
Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит или выходит из транспортного средства.
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.
Велосипед – транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека.
Мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него.
ДТП – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, а также повреждены сами транспортные средства.
Учитель: Очень многое, в том числе и безопасность в пути, зависит от уровня культуры пассажиров. Так во время движения не следует открывать двери транспортного средства, не высовываться в открытое окно и не вытягивать руки, а также не отвлекать разговорами водителя.
А вот требования ПДД к перевозке пассажиров нужно знать и выполнять.
(На экране рисунок)
Во-первых, садиться в автомобиль и выходить из него можно только со стороны проезжей части или обочины и обязательно после его полной остановки.(Надпись под рисунком.)
Рассмотрим правила перевозки пассажиров на различных транспортных средствах.
- ВЕЛОСИПЕД (на экране рисунок).
Учитель: Сколько сидений у велосипеда?
Ученики: Одно.
Учитель: Сколько людей может передвигаться на велосипеде одновременно?
Ученики: Один человек.
Учитель: Разрешено ли перевозить пассажиров на раме или багажнике велосипеда?
Ученики: Запрещено, так как это не предусмотрено правилами из-за неустойчивости данного ТС.
Учитель: Допускается ли исключения из этого правила?
Ученики: Да, нам известно, что в качестве пассажиров на велосипеде можно перевозить ребенка до 7 лет на специальном сидении с подножками.( Надпись под рисунком.)
- МОТОЦИКЛ (на экране рисунок).
Учитель: А чем это транспортное средство на ваш взгляд отличается от
предыдущего?
Ученики: - У мотоцикла больший объем двигателя.
- Он может развивать большую максимальную скорость
движения.
- Может иметь боковой прицеп.
Учитель: Какое необходимое мероприятие должны выполнить люди перед посадкой на данные транспортные средства?
Ученики: Перед посадкой необходимо надеть и застегнуть защитный мотошлем.
Учитель: В чем его необходимость?
Ученики: Защитные мотошлемы уменьшают тяжесть травм головы при ДТП.
(На экране рисунок).
На мотоцикле тем, кому еще нет 12 лет разрешено ехать только в коляске, и лишь после 12 лет – на заднем сидении за водителем. Причем пассажиров не должно быть сверх мест, предназначенных для их перевозки.
- ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ (на экране рисунок).
Учитель: Сколько взрослых пассажиров может находиться в салоне легкового автомобиля?
Ученики: Согласно предусмотренного числа мест.
Учитель: Лишь с 12 лет можно располагаться рядом с водителем. Водитель и пассажиры легкового автомобиля должны быть пристегнуты ремнями безопасности. (На экране рисунок).
Действительно ли оправдывают себя ремни безопасности?
Давайте послушаем исследовательский отчет учащихся:
Учащиеся:
Мы попытаемся дать ответ на следующий вопрос: Что угрожает жизни и здоровью людей, находящихся в кабине автомобиля в момент совершения ДТП. Способны ли ремни безопасности спасти водителя и пассажиров от гибели?
В момент столкновения, жизни и здоровью людей действительно угрожают удары о различные предметы интерьера салона, выбрасывание из автомобиля через лобовое (заднее) стекло и удары пассажиров друг о друга.
Поэтому роль ремней безопасности велика.
Результаты исследований, приведенные в книге К. Жерондо «Безопасность движения: прошлое, настоящее, будущее», проведенные методом скоростной съемки показывают, что при наезде автомобиля, скорость движения которого 80 км/ч, на неподвижное препятствие происходит следующее:
ВРЕМЯ ОТ МОМЕНТА СТОЛКНОВЕНИЯ | ПОСЛЕДСТВИЯ |
Спустя 0,026 секунды | - Вдавливается бампер до линии передних сидений - Пассажиры со скоростью 80 км/ч продолжают движение в салоне |
Спустя 0,039 секунды | - Водитель вместе с передним сидением передвигается вперед на 15 см |
Спустя 0,044 секунды | - Он грудной клеткой ломает руль |
Спустя 0,050 секунды | - На всех пассажиров начинает действовать сила, в 80 раз превышающая их собственный вес |
Спустя 0,068 секунды | - Водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток |
Спустя 0,092 секунды | - Водитель и сидящий рядом пассажир врезаются головами в переднее ветровое стекло и получают смертельные повреждения черепа |
Спустя 0,1 секунды | - Повисший на руле водитель отбрасывается назад, он уже мертв |
Спустя 0,11 секунды | - Автомобиль начинает откатываться назад |
Спустя 0, 113 секунды | - Сидящий за рулем водитель сталкивается с пассажиром сзади, нанося ему смертельные повреждения |
МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА 0,2 СЕКУНДЫ ВСЕ ОКОНЧЕНО! |
СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ | ТРАВМЫ, АНАЛОГИЧНЫЕ ПАДЕНИЮ С ВЫСОТЫ |
30 км/ч | 3,5 м (одноэтажное здание) |
60 км/ч | 14 м |
80 км/ч | 30 м (семиэтажное здание) |
Распределение элементов оборудования автомобиля по частоте причиняемых ими травм, в %
ОБОРУДОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ | СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ | СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ |
Рулевое колесо | 33,3 % | - |
Лобовое стекло | 21,1 % | 28,4 % |
Рулевая колонка | 14,3 % | - |
Панель приборов | 13,4 % | 38,4 % |
Двери и передние стойки | 10,4 % | 20,2 % |
Крыша | 5,2 % | 4,0 % |
Спинки сидений | 1,0 % | 3,6 % |
Учитель: Для безопасной перевозки малолетних детей в салоне легкового автомобиля правилами также предусмотрены специальные детские сидения.
Учитель: В некоторых городах России существуют специальные детские такси. Ученица нам о них сейчас расскажет.
Ученица:
Да, это верно и действительно вызывает интерес. Подобные такси уже более года существуют в Иркутске и Екатеринбурге. Автомобили оснащены универсальными удерживающими устройствами, которые подходят детям любого возраста. Все водители имеют педагогическое образование – в большинстве случаев это бывшие учителя школ и воспитатели детских садов. В салонах машин установлены мониторы, на которых демонстрируются мультфильмы.
Учитель: С 1 июля 2008 года принято постановление о внесении изменений в Правила дорожного движения по перевозке пассажиров. Каковы новые требования? Доклад ученика.
Ученик:
Согласно действующим правилам, применительно к теме нашего урока, перевозка детей в кузове бортового грузового автомобиля допускается только в исключительных случаях. С 1 июля она запрещена при любых обстоятельствах. Вместе с тем любое другое транспортное средство, в котором едут маленькие пассажиры, должно, как сказано в документе, «иметь спереди и сзади» специальный опознавательный знак «Перевозка детей» (ФОТО на экран). Кроме того, уточняется, что все дети в транспортном средстве во время движения должны сидеть (сейчас в ПДД такого указания нет).
Еще одно новшество: согласно новым Правилам, шофер обязан включать аварийную сигнализацию «при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей», и высадке из него.
СЛАЙД: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПО ТЕМЕ «ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ».
II. Правила безопасного поведения пассажиров в ДТП.
Учитель: А если авария неизбежна?
Пассажиры и водители могут выжить, если обучены совместным действиям в опасных ситуациях на дороге.
Самостоятельная работа учащихся с текстом:
«ПОВЕДЕНИЕ ПАССАЖИРОВ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ».
Работа в парах по принципу «слабый – сильный»:
1 этап: Самостоятельное ознакомление с текстом по плану.
2 этап: Выполнение задания по заполнению таблицы.
3 этап: Обобщение на экране (слайды-картинки из текста).
4 этап: Самопроверка в парах с выставлением оценок за лучшие результаты.
ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:
|
Заполните пропуски в таблице, используя приведенные ниже способы действий.
Вид ДТП | Положение пассажира | Способ защиты |
Лобовое столкновение | Переднее сидение | |
Заднее сидение | ||
Боковое столкновение | Переднее сидение | |
Заднее сидение | ||
Задний удар | Переднее сидение | |
Заднее сидение | ||
Опрокидование | Переднее сидение | |
Заднее сидение |
Способы защиты пассажиров в ДТП:
- Руками упереться в переднюю панель.
- Крепко обхватить затылок руками.
- Один кладет голову на колени другому, а тот накрывает собой первого.
- Соскользнуть вниз, уперевшись головой в спинку сидения.
- Подбородок прижать к груди, а руками защитить голову.
- Упереться плечом в спинку переднего сидения.
- Руками схватиться за переднее сидение.
Самопроверка:
Вид ДТП | Положение пассажира | № | Способ защиты |
Лобовое столкновение | Переднее сидение | 1 | Руками упереться в переднюю панель. |
Заднее сидение | 6 | Упереться плечом в спинку переднего сидения. | |
Боковое столкновение | Переднее сидение | 5 | Подбородок прижать к груди, а руками защитить голову. |
Заднее сидение | 7 | Руками схватиться за переднее сидение. | |
Задний удар | Переднее сидение | 2 4 | Крепко обхватить затылок руками. ИЛИ Соскользнуть вниз, уперевшись головой в спинку сидения. |
Заднее сидение | 2 4 | Крепко обхватить затылок руками. ИЛИ Соскользнуть вниз, уперевшись головой в спинку сидения. | |
Опрокидование | Переднее сидение | 3 | Один кладет голову на колени другому, а тот накрывает собой первого. |
Заднее сидение | 3 | Один кладет голову на колени другому, а тот накрывает собой первого. |
Используемая литература:
- Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе, Волгоград: Учитель, 2006г.
- Логинова Л. 365 уроков безопасности, Москва: Рольф, 2000 г.
- Энциклопедия Аванта+ «Личная безопасность», 2001 г.
- Интернет-ресурсы
http://www.igraza.ru/page-4-1-18.html
http://zanimatika.narod.ru/OBJ2.htm
http://kloomba.ru/strollers/cybex/callisto/fotos/
Оборудование к уроку:
Презентация на мультимедиа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии-5 класс «Правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитого изделия. Окончательная отделка вышитой салфетки»
Урок На уроке учитель знакомит учащихся со способами стирки, глажения и ухода за вышитыми изделиями. Для проведения урока необходимы следующие оборудование:...
Правила перевозки пассажиров
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №9 г. Сальска Урок по основам безопас...
Открытый урок в 11 классе "Правила вычисления производных"
На уроке рассматриваются способы закрепления правил вычисления производных....
презентация к уроку обществознания 9 класс "Права человека"
Данная презентация позволяет раскрыть вопрос об истории формирования прав человека, показать место, которое занимает этот вопрос в современном мире. Используя презентацию на уроке можно сформировать п...
урок обществознания 9 класс "Право"
Урок изучения нового материала на основе презентации, практической работы с Конституцией РФ...
Открытый урок в 6 классе "Правила приготовления блюд из картофеля. Приготовление картофельного пюре"
Ознакомить со значением картофеля в питании человека и научить готовить картофельное пюре.Расширать знания и практические умения по приготовлению блюд....
Открытый урок социально-бытовой ориентировки в 5 классе по теме "Основные виды транспортных средств"
Представлен открытый урок в 5 классе по теме "Основные виды транспортных средств". При проведении урока использовались различные образовательные технологии: игровая техно...