Рабочая программа по ОБЖ 7-9 класс (ФГОС)
рабочая программа по обж (7 класс) на тему
Рабочая программа по основам безопасности жизнидеятельности 7-9 класс разработа в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 258 КБ |
Предварительный просмотр:
Калининский район, ст. Новониколаевская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №12
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 20__ года протокол № 1
Председатель _______ Н.В.Лихачева
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ___________________ОБЖ_____________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) ________7- 9 класс___основное общее образование_________________________________
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов __34__(1 час в неделю)_____
Учитель Кравченко Николай Николаевич
Программа разработана на основе рабочей программы по основам безопасности жизнидеятельности 5-9 классы под редакцией А.Т.Смирнова.-М., Просвещение.-2011год.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9 классов основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
- Закон Министерства образования и науки Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 26.12.2012. №273;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089;
- Примерная программа основного общего образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классы и авторской программы (авторы программы – А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов), / под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2013 –2014 учебном году;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФГОС;
- Образовательная программа МБОУ-СОШ №12;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ;
- Учебный план МБОУ-СОШ №12 на 2013-2014 учебный год.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности стали одной из самых насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
В стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года отмечено «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски развития личности, общества и государства. Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка подрастающего поколения россиян в области жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни.
Учебный курс «основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
- безопасное поведение учащихся в ЧС природного, техногенного и социального характера;
- понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
- принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценности семьи, справедливости судов и ответственности власти;
- отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
- Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в ЧС природного, техногенного и социального характера;
- Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
Общая характеристика учебного предмета
Курс предназначен для:
- Формирования у учащихся основных понятий об опасных и ЧС в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
- Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
- Приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умениях адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 классе при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I . Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Раздел II. Чрезвычайные ситуации природного характера
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III . Основы медицинских знаний и основы здорового образа жизни.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Раздел II.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III . Основы здорового образа жизни.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I .Основы комплексной безопасности
Раздел II.Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III . Основы здорового образа жизни.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Особое место в структуре программы занимает раздел II модуля 1
«Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ».
Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности* основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от «2 мая 2009 г. № 537);
- Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного без
опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной, - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственною поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование анти экстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять поняли, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приемок действии в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защита личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и зашиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Содержание учебного предмета
ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоёмах. Экология и безопасность.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
- Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность.
- Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
- Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
- Обеспечение безопасности
- в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
- и социального характера
- Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проб нем безопасности социального характера.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения
Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Правовые основы обеспечения зашиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Организационные основы по обеспечению зашиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.
Противодействие терроризму в мировом сообществе.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.
Национальный антитеррористический комитет (НАК)
Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.
Профилактика наркозависимости.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.
Контртеррористическая операция.
Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании анти террорист чес ко го поведения.
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.
Профилактика террористической и экстремистской деятельности.
Ответственность несовершеннолетних
за антиобщественное поведение и за участие
в террористической и экстремистской деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Взрывы в метах массового скопления людей.
Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.
Правила поведения при возможной опасности взрыва.
Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.
Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.
Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика
Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Оказание первой помощи
Первая помощь и правила её оказания.
Средства оказания первой помощи.
Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.
Первая помощь при массовых поражениях
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | |
7 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч) | |||
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (28 ч) | |||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч) | |||
1. | Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч) 1.1. Различные природные явления. 1.2 Общая характеристика природных явлений. 1.3. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | Различают природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека Характеризуют и анализируют основные природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций. Анализируют, в чём их сходство и различия | |
2. | Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (3 ч) | ||
2.1. Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. 2 2. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. 2.3. Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов | Характеризуют чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни и обвалы). Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геологического происхождения, характерных для региона проживания учащихся | ||
3. | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (2 ч) | ||
3.1. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. 3.2. Смерчи | Характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи) Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения | ||
4. | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (5 ч) | ||
4.1. Наводнения. Виды наводнений и их причины. 4.2. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения 4.3 Сели и их характеристика. 4.4 Цунами и их характеристики 4.5 Снежные лавины | Объясняют и характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины) Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения, характерных для региона проживания учащихся | ||
5. | Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социальиого происхождения (3 ч) | ||
5.1. Лесные и торфяные пожары и их характеристика. 5.2 Инфекционная заболеваемость людей и зашита населения. Эпизоотии и эпифитотии | Моделируют в паре на местности выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах и чрезвычайных ситуациях биолого-со-циального происхождения, характерных для региона проживания учащихся. Анализируют причины возникновения природных пожаров и чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения | ||
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч) | |||
2. | Зашита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (3 ч) | ||
2.1. Зашита населения от последствий землетрясений. 2.2. Последствия извержения вулканов. Зашита населения. 2.3Оползни и обвалы, их последствия. Зашита населения | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера. Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях природного характера. | ||
3. | Зашита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (1 ч) | ||
3.1. Зашита населения от последствий ураганов и бурь | Анализируют причины возникновения землетрясений, наводнений, оползней, обвалов, ураганов, бурь, цунами, селей | ||
Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (3 ч) | |||
4. | 4.1.. Защита населения or последствий наводнений 4.2. Зашита населения от последствий селевых потоков. 4.3. Зашита населения от цунами | Выписывают в дневник безопасности рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения во время наводнения и других чрезвычайных ситуаций природного характера. Записывают в дневнике безопасности порядок своего поведения при угрозе возникновения селя в нескольких ситуациях (во время нахождения в помещении, в горах и т. д.). Составляют план личной безопасности при возникновении цунами с учётом характеристик этого явления | |
5. | Зашита населения от природных пожаров (1ч) | ||
5.1. Профилактика лесных и торфяных пожаров, зашита населения | Сравнивают и анализируют способы тушения лесных пожаров. Характеризуют меры пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели похода в лес | ||
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 ч) | |||
6. | Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч) | ||
6.1.Терроризм и факторы риска вовлечении подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. 6.2.Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения | Характеризуют терроризм как преступление, не имеющее оправдания и представляющее одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности. Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность | ||
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) | |||
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч) | |||
7. | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч) | ||
7.1.Психологическая уравновешенность. 7.2.Стресс и его влияние на человека. 7.3.Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | Характеризуют общие понятия о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья. Анализируют состояние своего здоровья. Описывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают индивидуальную систему здорового образа жизни | ||
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) | |||
8. | Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) | ||
8.1. Общие правила оказания первой помощи. 8.2. Оказание первой помощи при наружном 8.3. Оказание первой помощи при ушибах и переломах. 8.4. Общие правила транспортировки пострадавшего | Характеризуют общие правила оказания первой помощи Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при наружном кровотечении, при ушибах и переломах. Отрабатывают втроём (впятером) правила транспортировки пострадавшего. По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике | ||
8 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч) | |||
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч) | |||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч) | |||
1. | Пожарная безопасность (3 ч) | ||
| Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т. д. Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывают их в дневник безопасности | ||
2. | Безопасность на дорогах (3 ч) | ||
2.1. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. 2.2. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. 2.3 Велосипедист — водитель транспортного средства | Аналиэируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда | ||
3. | Безопасность на водоемах (3 ч) | ||
3.1. Безопасное поведение на водоёмах в различ- 3.2. Безопасный отдых на водоемах. 3.3. Оказание помощи терпящим бедствие на | Характеризуют состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила безопасного поведения на водоемах. Сравнивают способы обеззараживания воды. Объясняют правила безопасного поведения на воде. Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде | ||
4. | Экология и безопасность (2 ч) | ||
4.1. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. 4.2 Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой | ||
5. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч) | ||
5.1. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 5.2. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия 5.3 Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. 5.4, Пожары и взрывы на взрывопожароопасных 5.5. Аварии на гидротехнических сооружениях и | Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Составляют алгоритм своего поведения во время характерной чрезвычайной ситуации техногенного характера, возможной в регионе своего проживания. Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей | ||
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) | |||
6. | Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч) | ||
6.1. Обеспечение радиационной безопасности 6.2. Обеспечение химической зашиты населении. 6.3. Обеспечение зашиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах 6.4. Обеспечение зашиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера | ||
7. | Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч) | ||
7 1. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. 7.2. Эвакуация населения. 7.3. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с другими мероприятиями) в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения (укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и др.) | ||
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч) | |||
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8 ч) | |||
8. | Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч) | ||
8.1. Здоровье как основная ценность человека. 8.2. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. 8.4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья чело 5.5. Здоровый образ жизни и профилактика основных не инфекционных заболеваний. 8.6. Вредные привычки и их влияние на здоровье. 8.7. Профилактика вредных привычек. 8.8. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие. Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как обшей составляющей здоровья человека и общества. Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности. Формулируют кратко свое понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике | ||
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) | |||
9. | Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) | ||
9.1. Первая помощь пострадавшим и ее значение. 9.2. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (практическое занятие». 9.3. Первая помощь при травмах (практическое занятие). 9.4. Первая помощь при утоплении (практическое занятие) | Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приемы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении. По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи- пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике | ||
9 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч) | |||
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч) | |||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч) | |||
1. | Национальная безопасность в России в современном мире (4 ч) | ||
1.1. Современный мир и Россия 1.2. Национальные интересы России в современном мире. 1.3 Основные угрозы национальным интересам 1.4 Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России | Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны. Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире. Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России. Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России | ||
2. | Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч) | ||
2.1. Чрезвычайные ситуации и их классификация. 2.2. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. 2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. 2.4. Угроза военной безопасности России | Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий. Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России. Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России | ||
Раздел 2. Зашита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) | |||
3. | Организационные основы во защите населений страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч) | ||
3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 3.2 Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. 3.3 МЧС России — федеральный орган управления в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Характеризуют основные силы и средства РСЧС для зашиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения or чрезвычайных ситуаций в современных условиях | ||
4. | Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч) | ||
4.1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. 4.2. Инженерная зашита населения от чрезвычайных ситуаций. 4.3. Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. 4.4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Анализируют систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия. Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Составляют и записывают в дневник безопасности перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации. Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации | ||
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч) | |||
5. | Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч) | ||
5.1. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. 5.2. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления | Характеризуют международный терроризм как серьёзную угрозу национальной безопасности России, Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления. формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях | ||
6. | Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (2 ч) | ||
6.1. Основные нормативно-правовые акты по 6.2. Обше государстве иное противодействие тер 6.3. Нормативно-правовая база противодействия | Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму. Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности. С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм — разновидности экстремизма. Составляют правила своего поведения в различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку | ||
7. | Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч) | ||
7.1. Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. 7.2. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации | Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной зашиты населения от терроризма. С помощью Интернета и средств массовой информации составляют сообщение на тему •Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков- России (ФСКН России)* и её положительные результаты» | ||
8. | Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 ч) | ||
8.1.Правила поведения при угрозе террористического акта. 8.2.Профилактика наркозависимости | Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков. По итогам изучения раздела пишут реферат на одну из тем. предложенных в учебнике | ||
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11ч) | |||
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (9 ч) | |||
9. | Здоровье — условие благополучия человека (3 ч) | ||
9.1. Здоровье человека как индивидуальная, так 9.2. Здоровый образ жизни и его составляющие . 9.3. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья. Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России | ||
10. | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч) | ||
10.1. Ранние половые связи и их последствия 10.2. Инфекции, передаваемые половым путем 10.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе | Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП | ||
11. | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч) | ||
11.1. Брак и семья. 11.2. Семья и здоровый образ жизни человека. 11.3. Основы семейного права в Российской Федерации | Анализируют основы семейного права в Российской Федерации. Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества. Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации | ||
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч) | |||
12. | Оказание первой помощи (2 ч) | ||
12.1 Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя) 12.2. Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ | Отрабатывают в паре приёмы в оказании первой помощи при массовых поражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Смирнов А Т. Основы безопасности жизнедеятельности:
7 кл.: учеб. для обшеобразоват. учреждений/ А. Т. Смирнов,
Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2012.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:
8 кл.: учеб. для общеобраюват. учреждений / А. Т. Смирнов.
Б.О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение. 2012.
Смирнов А Т. Основы безопасности жизнедеятельности:
9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А- Т. Смирнов,
Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2012.
Средства оснащения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью. Преподаватель ОБЖ должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Преподавателю ОБЖ должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).
Интерактивный электронный конспект преподавателя ОБЖ должен включать содержание предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио- и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).
Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лаборантскую комнату.
В классе размещаются средства оснащения, необходимые дня доведения до учащихся обшей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих замятий.
Средствами оснащения ОБЖ являются;
I. Учебно-методическая литература.
2 Технические средства обучения.
- Средства программного обучения и контроля знаний.
- Макеты, муляжи, модели.
- Тренажеры.
- Стенды, плакаты.
- Средства индивидуальной зашиты.
- Аудиовизуальные пособия.
1. Учебно-методическая литература
Нормативно -правовые документы'
- Конституция Российской Федерации
- Правила дорожного движения Российской Федерации
- Семейный кодекс Российской Федерации
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.
- Уголовный кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон «О гражданской обороне»
- Закон «Об образовании»
- Федеральный закон «О радиационной безопасности населения*
Все нормативно-правовые документы необходимо иметь в последней редакции.
• Федеральный закон «О пожарной безопасности»
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон «О противодействии терроризму»
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Периодические издания
• Подшивки журналов и газет «Гражданская зашита»,
«Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01», «Спасатель» и др.
Учебная литература
• Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного
движения. 5—9 классы»
- Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5— 1J классы»
- Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5—9 классы»
- Пособие для учащихся «Дорожное движение Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5—9 классы»
- Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности
- Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»
- Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»
- Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5—9 классов1
- Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях
2. Технические средства обучения
• Мультимедийный компьютер
• Принтер лазерный
- Мультимедиапроектор
- Экран настенный
3. Средства программного обучения и контроля знаний
- Компьютерные программы и пособия по учебному pat-делу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
- Компьютерные программы и пособия по учебному плану «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»
- Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
3. Стенды, плакаты
Стенды
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
- Безопасность на улицах и дорогах
- Криминогенные ситуации
- Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
Правила поведения при землетрясениях
- Пожары, взрывы
- Наводнения и затопления
- Правила оказания первой помощи
- Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
- Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
- Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)
- Дорожные знаки
- Пожарная безопасность
- Безопасность в быту
- Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
- Активный отдых на природе
- Опасные ситуации в природных условиях
- Безопасность на воде
4. Средства индивидуальной защиты
Средства защиты дыхания
- Ватно-марлевые повязки
- Противопылевые тканевые маски
- Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)
- Противогазы (типа ГП-7. ПДФ-7, ИП-4М и т.п.)
- Средства защиты кожи
- Фильтрующие СЗК (типа КИП-8)
- Изолирующие СЗК (типа КИХ-5 и т. п.)
- Медицинское имущество
- Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)
- Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)
- Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-И и т. п.)
- Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи
- Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см
- Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см
- Вата медицинская компрессная
- Косынка медицинская (перевязочная)
- Повязка медицинская большая стерильная
- Повязка медицинская малая стерильная
- Булавка безопасная
- Шина проволочная (лестничная) для ног
- Шина проволочная (лестничная) для рук
- Шина фанерная ДЛИНОЙ 1 м
- Жгут кровоостанавливающий эластичный
- Манекен-гренадер для реанимационных мероприятии
- Шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная)
- Носилки санитарные
- Знак нарукавного Красною Креста
- Лямка медицинская носилочная
- Флаг Красного Креста
5. Аудиовизуальные пособия
Учебные видеофильмы на цифровых носителях
- Действия учащихся по сигналам ГО
- Средства индивидуальной зашиты
- Средства коллективной зашиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия»
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые документы
Закон *Об образовании» (последняя редакция).
Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.).
Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116).
Постановление Правительства Российской Федерации -О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).
Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера* (от 21 мая 2007 г. № 304).
Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).
Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690).
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакции).
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г. № 116).
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» (последняя редакция).
Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция)
Федеральный закон «О гражданской обороне» (последняя редакция).
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (последняя редакция)
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах* (последняя редакция).
Федеральный закон *0 пожарной безопасности» (последняя редакция)
Федеральный закон *0 противодействии терроризму» (последняя редакция).
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя редакция).
Федеральный закон »0 физической культуре и спорте в Российской Федерации» (последняя редакция).
Основная и дополнительная литература
Антитеррор. Практикум для горожанина: сб. / сост.: редакция сайта «Антитеррор.Ру*. — М.: Европа, 2005. — (Серия «Войны»),
Гражданская зашита. Энциклопедия. В 4 т. / под ред. С. К Шойгу. — М.:
Игнатенко Л. А. Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся / А А. Игнатенко. — М.: Просвещение, 2010.
Когда не один противостоишь злу...: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 10 кл. обшеобразоват. учреждений с мультимедийным учеб. в оболочке TеchPro на CD-ROM / под ред. С. К. Шойгу, Ю. Л. Воробьёва, М. И. Фалеева. — 2-е изд. — М: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003.
Сальникова И. В. «Свой?» — «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащиеся / И. В. Сальникова. — М.: Просвещение, 2010.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь: 5 КЛ.: пособие дня учащихся обшеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение. 2012.
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь: 6 кл.: пособие для учащихся обшеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов. Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение. 2012.
Терроризм — ты под прицелом: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2011.
Экстремизм — идеология и основа терроризма: пособие для учащихся. — М.: Просвещение,2011.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
http://www.it-n.ru/communities – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
http://www.4students.ru/search– Рефераты по безопасности жизнедеятельности
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выпускник получит возможность научиться:
• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Выпускник научится:
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
• характеризовать РСЧС[1]: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;
• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;
• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;
• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Выпускник научится:
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;
• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Выпускник научится:
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;
• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;
• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Выпускник научится:
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.
Выпускник получит возможность научиться:
• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Отметка «1» ставится, если:
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС (по программе Т.А. Ладыженской)
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС) по программе Б. М.Неменского
Рабочая программа разработана по ФГОС для работы с учащимися 5 классов, по программе Б.М.Неменского...
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...
Рабочие программы по обществознанию 7, 8 класс ФГОС, 9, 11 класс ФК ГОС
Рабочие программы по обществознанию на 2018-2019 учебный год составлены в соответствии с требованиями ФГОС (7 класс, 8 класс) и Федерального компонента ГОС (9 класс, 11 класс)...
Рабочие программы по технологии 5-8 класс (ФГОС ООО), адаптированные программы для детей с ОВЗ
Представленные программы без календарно-тематического планирования....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...