НЕКОТОРЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОЧИЩЕНИИ ОРГАНИЗМА.
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока
НЕКОТОРЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОЧИЩЕНИИ ОРГАНИЗМА.
НРАВСТВЕННОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
Автор: Паутов А. М.
Цель: дать понятие о некоторых способах очищения организма; рассмотреть компоненты нравственного здоровья.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
1.Опрос учащихся по проблемам личной гигиены:
- Назовите составляющие личной гигиены.
- Для чего необходимо чистить зубы не менее 2-х раз в сутки?
- Каковы причины возникновения себореи?
- Как вам помогает физическая культура в преодолении дневной усталости?
- Поделитесь своими предложениями об изменении работы учебного заведения для соблюдения правил личной гигиены.
2. Сообщения учащихся на тему «Способы очищения организма».
Учитель предлагает выступить с сообщениями об очищении организма. Комментируя их, учитель предлагает некоторые предложения записать для возможного применения в своей личной гигиене.
- Изучение новой темы.
- Терминологическая работа.
Учитель дает определение понятия «мораль»:
МОРАЛЬ (от лат. moralis – нравственный);
- нравственность – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной – этикой.
- Отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т. п.). (Большой энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1981, с. 840)
- Беседа о взаимосвязи понятий «нравственность и здоровье».
Учитель: Подумайте над тем, где закладываются основы морали. (Ответы учащихся.) Верно – в семье. Именно жизнь членов семьи, их поведение и повседневная деятельность является основой нравственности или, наоборот, безнравственного поведения. Какой еще фактор имеет большое значение для формирования личности подростка? (Ответы учащихся.) Да, это общество, окружающее человека. И случается нам видеть примеры идеальной семьи, в которой растет моральный урод, поведение которого основывается на вседозволенности, хамстве, праве силы и грубости. Внешне привлекательный, физически здоровый молодой человек не может и не хочет жить по нравственным нормам общества и превращается в морального урода, изгоя. Его обходят, стараются не иметь с ним никаких общих дел, терпят его присутствие насколько это возможно, а расставшись, стараются скорее забыть. Тяжело жить на свете такому индивиду. Есть ли выход из такой ситуации? Конечно, есть. Читайте русскую классику – Чехова, Толстого, Достоевского, живите так, как вас учат ваши родители, поступайте по их примеру, и вы заслужите уважение окружающих, да и сами себя оцените по-другому.
Наиболее ярко проявляется это при взаимоотношении с представителями противоположного пола. Это отношения, когда и правовые и нравственные нормы соблюдаются всеми людьми. Что же вынуждает человека следовать нормам этикета? Выполняя определенные нормы этикета в определенном кругу, а если вы добровольно выполняете эти нормы, то вполне можете рассчитывать на доброжелательное отношение окружающих к себе.
- Валеологическая оценка самочувствия, активности и настроения «САН».
Тест «САН» (самочувствие, активность, настроение) является психологическим тестом изучения изменений функционального состояния учащихся под влиянием учебной нагрузки.
Тест рекомендуется применять у учащихся старше 12-ти лет.
Цель работы: ознакомиться с методикой оценки самочувствия «САН».
Для работы необходимо: тестовая карта.
Ход работы
Испытуемому выдается тестовая карта и дается инструкция.
Карта служит для самооценки вашего состояния в момент исследования.
Она состоит из 30 пар слов, каждая под своим номером и характеризующая различные стороны самочувствия, активности и настроения. Между ними расположены цифры: 3 2 1 0 1 2 3.
Эти цифры отражают выраженность данного признака в баллах.
Надо зачеркнуть ту цифру, которая более всего соответствует Вашему состоянию. Например, между первыми парами слов (№1 самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 самочувствие плохое) «0» соответствует среднему самочувствию, которое нельзя отнести ни к хорошему, ни к плохому. «1» слева от «0» отражает самочувствие несколько лучше среднего, «2» - удовлетворительное самочувствие, а цифра «3» соответствует хорошему самочувствию. Цифры в этой строке, стоящие ближе к словам «самочувствие плохое», аналогичным образом характеризует самочувствие, если оно ниже среднего.
Таким образом, из семи цифр надо зачеркнуть ту, которая наиболее подходит вашему состоянию в данный момент. Другими словами, в каждой строке необходимо зачеркнуть только одну цифру.
Не задумывайтесь над каждой парой слов, зачеркивайте цифры по первому впечатлению.
Время работы с картой – 3 минуты.
При обработке карты все оценки перекодируйте в ряд от 1 до 7. При этом балл «3», соответствующий плохому значению самочувствия, активности, настроения, оценивается цифрой 1, балл «0» - цифрой 4, а балл «3», отражающий хорошее самочувствие активность и настроение, оценивается цифрой 7.
В карте пары слов
№ 1 2 7 8 13 14 19 20 25 26 – характеризуется самочувствие;
№ 3 4 9 10 15 16 21 22 2 7 28 – активность;
№ 5 6 11 12 17 18 23 24 29 30 – настроение;
Одним из особенностей теста «САН» является небольшое влияние мотивации на результаты исследования, а сами исследования проводятся практически с любым количеством испытуемых и через любые интервалы времени, начиная с 45 минут.
Для каждой категории (самочувствия, активности, настроения) рассчитываются индивидуальные средние баллы путем сложения всех баллов данной категории, и деления суммы на 10 (количество пар слов данной категории). Индивидуальные средние баллы от 3 до 5 оцениваются как средние категории (самочувствие, активность, настроение). Количество баллов от 5 до 6 – как выше среднего, от 6 до 7 – как высокие, от 2 до 3 как ниже среднего, от 1 до 2 – как низкие.
Тестовая карта «САН»
Фамилия____________________Имя_______________Возраст____________
№ 1Самочувствие хорошее | 3210123 Самочувствие плохое |
№ 2 Чувствую себя сильным | 3210123 Чувствую себя слабым |
№ 3 Пассивный | 3210123 Активный |
№ 4 Малоподвижный | 3210123 Подвижный |
№ 5 Веселый | 3210123 Грустный |
№ 6 Хорошее настроение | 3210123 Плохое настроение |
№ 7 Работоспособный | 3210123 Разбитый |
№ 8 Полный сил | 3210123 Обессиленный |
№ 9 Медлительный | 3210123 Быстрый |
№ 10 Бездеятельный | 3210123 Деятельный |
№ 11 Счастливый | 3210123 Несчастный |
№ 12 Жизнерадостный | 3210123 Мрачный |
№ 13 Напряженный | 3210123 Расслабленный |
№ 14 Здоровый | 3210123 Больной |
№ 15 Безучастный | 3210123 Увлеченный |
№ 16 Равнодушный | 3210123 Взволнованный |
№ 17 Восторженный | 3210123 Унылый |
№ 18 Радостный | 3210123 Печальный |
№ 19 Отдохнувший | 3210123 Усталый |
№ 20 Свежий | 3210123 Изнуренный |
№ 21 Сонливый | 3210123 Возбужденный |
№ 22 Желание отдохнуть | 3210123 Желание работать |
№ 23 Спокойный | 3210123 Озабоченный |
№ 24 Оптимистичный | 3210123 Пессимистичный |
№ 25 Выносливый | 3210123 Утомляемый |
№ 26 Бодрый | 3210123 Вялый |
№ 27 Соображать трудно | 3210123 Соображать легко |
№ 28 Рассеянный | 3210123 Внимательный |
№ 29 Полный надежд | 3210123 Разочарованный |
№ 30 Довольный | 3210123 Недовольный |
- Итог урока.
Учитель. Какие системы самооздоровления и самосовершенствования считаете для себя наиболее приемлемыми? Почему отдали им предпочтение? Какой смысл вкладываете в понятия «экология и здоровье», «культура и здоровье», «труд и здоровье», «информация и здоровье», «нравственность и здоровье»?
Прочитайте записанные на доске мудрые мысли о красоте физической и душевной. По желанию можете записать те из них, которые наиболее соответствуют вашему мировоззрению.
На доске:
Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой.
В.Гюго
Красота тела может привлечь истинных поклонников, но для того, чтобы удержать их, требуется красота души.
К.Колтон
Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение.
Г. Лессинг
Домашнее задание: привести примеры и назвать правила поведения мужчины по отношению к женщине: при входе в дверь, при подъеме по лестнице, при спуске с лестницы, при выходе из общественного транспорта и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общие понятия о макроэлементах, их роль и влияние на организм человека
Общие понятия о макроэлементах, их роль и влияние на организм человека...
Влияние занятий плаванием на некоторые жизненно важные системы организма учащихся.
Плавание – это прекрасное средство оздоровления, закаливания организма и развития его приспособительных возможностей. Выбор упражнений в воде намного богаче, чем на суше. При выполнении упражнений в в...
Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"
Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"...
Очищение организма
В данной статье описываются причины необходимости постоянного очищения организма, даются рекомандации....
Конспект урока: Знакомство с понятием «пилатес» и «аэробика» - базовыми шагами оздоровительной аэробики; оздоровление организма.
познакомить учащихся с элементами пилатес и оздоровительной аэробики....
Понятие об организме. Организм это биосистема
Презентация к уроку...
Презентация "Понятие об организме"
Презентация содержит различные приемы опроса и формирования нового знания....