Урок по ОБЖ. 10 класс. Тема: История создания Вооруженных сил России (технология - концептуальная таблица)
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему

Уколова Татьяна Николаевна

Тема урока: «История создания Вооруженных Сил России»

Цель урока: Продолжить формирование исторического взгляда на причины, содержание военных реформ, проводившихся в России, их роли в усилении обороноспособности государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok10kl-voen.reforma.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Уколова Т.Н. ГБОУ школа №102.

Урок 26. 10 класс

Тема урока: «История создания Вооруженных Сил России»

Цель урока: Продолжить формирование исторического взгляда на причины, содержание военных реформ, проводившихся в России, их роли в усилении обороноспособности государства.

Задачи:

Обучающие 

-  продолжить формирование основ мировоззрения (о роли Вооруженных сил в жизни общества и государства).

- Обеспечить понимание содержания учебного материала всеми учениками, применение знаний истории нашего государства для  формирование общеучебного умения обобщать и систематизировать знания, анализировать и делать выводы.

Воспитывающие

  • формирование и развитие нравственности,  патриотическое воспитание, воспитание необходимости исполнения гражданского долга
  • Отношения с коллективом (чувство уважения к чужому мнению, умение выслушать другого, корректно высказывать свое мнение)
  • Отношение к Родине (ответственность, гордость, патриотизм)

Развивающие  

  • способствовать становлению и развитию речи (расширение словарного запаса, выразительности, развитие коммуникативной культуры
  • развитие мышления (анализ, сравнение, выделение главного, обобщение и систематизация, классификация)

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

Настраивает учащихся на работу, разделяет их на малые группы

Настраиваются на работу, рассаживаются по гшруппам

Актуализация знаний учащихся

Вступительное слово учителя о военных реформах, проводимых в России на протяжении XIII-XX веков. Объясняет задачу – составление концептуальной таблицы, используя учебник и Интернет. Линия сравнения составляется учащимися самостоятельно

Выслушивают задание, задают вопросы по организации работы.

Групповая работа

Контролирует работу групп, отвечает на вопросы

Используя источники информации (учебники и Интернет) составляют таблицу

Обсуждение полученных результатов

Организует выступление групп.

Слушают выступления друг друга, дополняют, сверяют со своими таблицами

Подведение итогов

Просит представителей групп сформулировать выводы о причинах, содержании и результатах реформ, проводимых в России по усилению обороноспособности государства.

Слушают выступления друг друга, дополняют.

Домашнее задание

Найти информацию и представить ее о современных реформах, производимых в вооруженных силах Российской федерации.

Записывают задание в дневник.


Технология: Прием: «Концептуальная таблица»

XIII-XV

XVI

XVIII

Линии

сравнения

XIX

Начало

XX

1918

1992-2012

Иван

Грозный

Петр I

Глава государства

Император

Александр II

Император Николай II

В.И.Ленин

Путин В.В., Медведев Д.А.

Военные дружины отдельных княжеств не могли оказывать сопротивления полчищам монголо-татар

Необходимость укрепления  государства и армии

В России не было регулярной армии, Нарвская конфузия, отсутствие флота

Причина

реформы

Крымская война 1853-1856гг.выявила отсталость армии

Поражение России в русско-японской войне

Гражданская война, борьба за власть

Появление новых геополитических факторов, объективно уменьшившимися возможностями РФ по развертыванию войск

Княжеские конные дружины,

Городские ополчения.

Дворянская конница

Регулярная армия, флот, пехота, артиллерия, конница

Основа ратных сил

Регулярная армия, флот, пехота, артиллерия, конница

Регулярная армия, флот, пехота, артиллерия, конница

Красная Армия, далее Советская Армия (вкл.все виды войск, кроме ВМФ)

ВКО;ВМФ;ВВС;СВ

Дворянское ополчение, стрелецкие полки

Рекрутская повинность

Набор в армию

Всесословная воинская повинность

Всесословная воинская повинность

На добровольных началах(сначала), далее- в/с стала обязательной

В/с обязательная

Упорядочены системы комплектования и военной службы в поместном войске.

Организовано централизованное управление армией

Созданное постоянное стрелецкое войско.

Артиллерия выделена в самостоятельный род войск.

Централизована система снабжения.

Создана  сторожевая служба на юной границе страны и т.д.

Созданы регулярная армия и флот, введены однотипные организация и вооружение в пехоте, коннице и артиллерии.

Введена единая система воинского обучении и воспитания.

Централизовано военное упраление.

Проведены военно-судебные реформы. создание русской (национальной) регулярной армии и флота, основанных на рекрутской системе комплектования, введение однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии, единой системой воинского обучения и воспитания, регламентированных уставами; централизация военного управления, замена приказов Военной коллегии и Адмиралтейств-коллегий, учреждение должности главнокомандующего, при котором был создан полевой штаб во главе с генерал-квартрместером; открытие военных школ для подготовки офицерских кадров и регламентирование службы офицеров; проведение военно-судебных реформ. По организации, вооружению, боевой подготовке реформы Петра I выдвинули русскую армию на одно из первых мест в Европе. 

Суть реформы

Военно-окружная система управления.

(15 округов).

«Положение о полевом управлении войсками в воен.время.»

Реорганизована система подготовки офицерских кадров.

Военно-судебная реформа.

Разработаны и введены воинские уставы. замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью, создание обменного резервного запаса, образование военно-окружной системы управления (15 округов) ; время” , перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией; реорганизация боевой подготовки войск (разработка и введение в войсках новых воинских уставов) , а также системы подготовки офицерских кадров (замена кадетских корпусов военными гимназиями, учреждение военных и юнкерских училищ)
Военно-судебные реформы , часть общих военных реформ, проведенных в России Петром I в начале 18-го века и военным министром Д. А. Милютиным в 60-70 года 19-го века Основное содержание : в начале 18 века - создание временных (от полкового до генерального) и в военное время “скорорешительных” военных судов новых буржуазных принципов военного судоустройства и судопроизводства

Усилена централизация военного управления, сокращены сроки военной службы, новый программы для в.училищ, новые уставы, новые образцы артиллерии, усилены инженерные войска, улучшено положение офицерского состава.

. Военные реформы 1937-39 гг. 

 создание в38 г.. Создаются военные отделы в партийных органах (от ЦК до райкомов) . Водится институт военных комиссаров, (до40г) г., Были увеличены сроки военной службы и снижался призывной возраст, удлинялся срок пребывания в запасе. Повышается ответственность за дезертирство и самовольные отлучки из части. 
В. реф. периода ВОв
изменение системы организации высшего командования, создание в пределах фронтов соединений, оперативных объединений и корпусов, объявляется всеобщая мобилизация всех мужчин с 19 до 55 лет.. Структура ВС включала теперь фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы и отделения. В 1942 г. Издается Боевой устав пехоты. Вводится деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет, были введены новые знаки различия. Усложнилась и увеличилась система военных трибуналов. Для улучшения материального обеспечения войск были учреждено Главное управление тыла. Было принято постановление, обязывающее республиканские, областные и районные комитеты партии развернуть в тылу врага сопротивление (партизанское движение, подпольные партийные и комсомольские организации) . 

сократить численность в/с с 1 млн. 130 тыс. до 1 млн., в армии вместо дивизий и полков ввести бригадную структуру. Штатная численность ВС военного времени составит 1,7 млн. человек. Изменения коснутся основных элементов Вооруженных Сил России:

 – численности,

-органов управления,

-структуры,

 -системы подготовки офицеров

Основными реформистскими мероприятиями, объявленными Анатолием Сердюковым, являются:

- Ускорение сокращения численности Вооруженных Сил России

- Сокращение численности офицеров и реструктуризация состава офицерского корпуса

- Создание кадрового унтер-офицерского корпуса

- Централизация системы подготовки офицеров

- Реорганизация и сокращение органов центрального военного управления, включая Министерство Обороны и Генеральный штаб

- Ликвидация кадрированных соединений Сухопутных Войск и превращение всех соединений в силы постоянной готовности

- Реорганизация системы резерва и системы подготовки резервистов

- Сокращение количества частей и соединений Вооруженных Сил и военных баз

- Перевод Сухопутных Войск на бригадную основу с упразднением дивизионного, корпусного и армейского звена

- Реорганизация Воздушно-десантных войск также с упразднением дивизионной структуры

Военные округа

15

13

16

4(Западный, Южный, Центральный, Восточный)

пожизненно

Нет регулярной армии

Рекруты (пожизненно)

Срок службы

Флот-6 лет

Армия – 5 лет

Флот-6 лет

Армия – 5 лет

(3 и 5) 2года

1 год

Выводы:

Реформы проводились после очередных поражений

Цель реформ – усилить обороноспособность страны

В результате русская армия усиливалась организационно, совершенствовалось вооружение

Армия шла по линии укрепления организации, повышения ее боеспособности, ввиду изменения политических задач, экономических условий.

   Сейчас в РФ полным ходом идет новая реформа, которая призваны в современных сложных экономических и демографических условиях обеспечить высокую обороноспособность страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История создания Вооруженных сил России. презентация к уроку.

Презентация к уроку ОБЖ в 10 классе по теме "История создания вооруженных сил России"...

Конспект урока по ОБЖ в 10 классе. Тема: История создания вооруженных сил России. (технология - концептуальная таблица)

Тема урока: «История создания Вооруженных Сил России» Цель урока: Продолжить формирование исторического взгляда на причины, содержание военных реформ, проводившихся в России, их роли в усилении оборон...

Урок по ОБЖ 10 класс. Тема: История создания Вооруженных сил России (технология - концептуальная таблица)

Тема урока: «История создания Вооруженных Сил России» Цель урока: Продолжить формирование исторического взгляда на причины, содержание военных реформ, проводившихся в России, их роли в усилении оборон...

Урок по ОБЖ 10 класс. Тема: История создания Вооруженных сил России (технология - концептуальная таблица)

Тема урока: «История создания Вооруженных Сил России» Цель урока: Продолжить формирование исторического взгляда на причины, содержание военных реформ, проводившихся в России, их роли в усилении оборон...

Урок по ОБЖ 10 класс. Тема: История создания Вооруженных сил России (технология - концептуальная таблица)

Тема урока: «История создания Вооруженных Сил России» Цель урока: Продолжить формирование исторического взгляда на причины, содержание военных реформ, проводившихся в России, их роли в усилении оборон...

История создания Вооруженных сил России

История создания Вооруженных сил России...

Урок литературы 8 класс. Тема: История создания «Капитанской дочки».

Урок литературы 8 класс.Тема: История создания «Капитанской дочки»....