Паспорт дисциплины ОБЖ для студентов 1 курсов СПО
рабочая программа по обж на тему
Рабочая программа разработана на основе примерное программы, одобренной ФИРО в 2008г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_obzh_2014-2015.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ №54
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности
для специальностей 210705 «Средства связи с подвижными объектами»
210721 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»
090303 «Информационная безопасность телекоммуникационных сетей»
220707 «Системы и средства диспетчерского управления»
210709 «Многоканальные телекоммуникационные системы»
210723 «Сети связи и системы коммутаций»
2013 год
ОДОБРЕНО СОСТАВЛЕНА в соответствии
на заседании комиссии с примерной программой по
по физической культуре ОБЖ 2008 г.
и ОБЖ
Протокол № _____ «____» _________ 2013 г.
Председатель ______________ Заместитель директора
М.С.Кислякова по учебной работе _______________
М.И.Вдовина
Составитель: Кисляков И.С. - преподаватель 2 квалификационной категории
Рецензенты: ___________________________________________________________
_______________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1 | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2 | Структура и содержание учебной дисциплины | 7 |
3 | Условия реализации учебной дисциплины | 16 |
4 | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 20 |
6 | Формирование общих и профессиональных компетенций | 21 |
7 | Список тем самостоятельных работ | 23 |
8 | Список практических работ | 24 |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Основы безопасности жизнедеятельности
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС и входит в общеобразовательный цикл дисциплин базовой направленности.
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения основ безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего (полного) общего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных служащих по специальностям:
11.02.08 Средства связи с подвижными объектам
11.02.10 Радиосвязь, радиовещание и телевидение
10.02.02 Информационная безопасность телекоммуникационных сетей
27.02.05Системы и средства диспетчерского управления
11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные системы
11.02.11 Сети связи и системы коммутаций
11.02.12 Почтовая связь
11.02.14 Электронные приборы и устройства
21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности
21.02.05 Земельно-имущественные отношения
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
09.02.02 Компьютерные сети
Рабочая программа составлена согласно «Рекомендациям про реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» в соответствии с федеральным базисным учебным планом (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и на основании примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для специальностей среднего профессионального образования, разработанной Федеральным институтом развития образования Минобрнауки России, 2008г.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Программа выполняет две основные функции:
– информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»;
– организационно-планирующую, предусматривающую выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Основными содержательными модулями программы являются: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность, основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
За основу тематического плана рабочей программы взят пример тематического плана 2-го варианта, из которого резерв учебного времени используется на проведение дифференцированного зачета во 2-м семестре, на изучение «Введения» даётся 2 часа.
Программа состоит из «Введения», где рассматривается актуальность изучения дисциплины, её цели и задачи, основные теоретические положения, и 3-х разделов, по каждому из которых приводятся требования к знаниям и умениям обучающихся. Темы примерной программы № 1 и 4 объединены в рабочей программе, в связи с взаимосвязью содержания учебного материала. В связи с увеличением количества часов по дисциплине и для удобства усвоения учебного материала разделы рабочей программы поделены на темы.
При изучении дисциплины у обучающихся формируется адекватное представление о военной службе, развиваются качества личности, необходимые для ее прохождения, навыки здорового образа жизни, оказания первой медицинской помощи при различных травмах.
- Таким образом, рабочая программа предоставляет возможность формирования у обучающихся системы знаний, умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
-умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в сфере безопасной жизнедеятельности;
-умений оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде на основе выполнения экологических требований, участвуя в проектной деятельности, учебно-исследовательской работе;
-умений отстаивать свою гражданскую позицию, осознанно осуществлять выбор пути продолжения образования или будущей специальности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» может быть использована в среднем профессиональном образовании для подготовки специалистов технического профиля и входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
знать/понимать
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; \
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
• основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту.
альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Программа предусматривает следующий объем часов по дисциплине: максимальная нагрузка - 117 часов, самостоятельная работа - 39 часов, обязательная аудиторная нагрузка – 78 часов, из них практические занятия – 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические занятия | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
Реферат на тему: Вредные привычки и их профилактика. | 9 |
Реферат на тему: Космические опасности: мифы и реальности. | 9 |
Реферат на тему: Участие Вооруженных сил в миротворческой деятельности. | 9 |
Презентация на тему: Государственная символика и награды. | 12 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы безопасности жизнедеятельности
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
Введение | Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения и понятия. | 2 | 1 | |
Раздел 1. Государственная система обеспечения безопасности населения. | 29 | |||
1.1 Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. | Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.). | 4 | 1 | |
Практическая работа №1 Объектовая тренировка. | 2 | 3-4 | ||
1.2 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. | 2 | 2 | |
Практическая работа №2 Действия населения и персонала объектов по сигналам оповещения. | 2 | 3-4 | ||
1.3 Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие, способы и признаки его применения. Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы. Проводимые мероприятия по защите населения от современных средств поражения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени. Мероприятия по защите населения. | 6 | 1-2 | |
Практическая работа №3 Индивидуальные средства защиты. | 2 | 3-4 | ||
Самостоятельная работа № 1 Реферат на тему: Космические опасности: мифы и реальности. | 9 | 4 | ||
1.4 Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Милиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Другие государственные службы в области безопасности. | 2 | 2 | |
Раздел 2. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья | 33 | |||
2.1 Здоровье и здоровый образ жизни. Факторы способствующие укреплению здоровья. | Здоровый образ жизни основа как средство сохранения и укрепления индивидуального здоровья. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе его жизнедеятельности. Общие понятия о режиме жизнедеятельности человека, пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Правила личной гигиены и здоровье человека. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим труда и отдыха. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека. Значение режима труда и отдыха для гармоничного развития человека. Влияние биологического режима на уровне жизнедеятельности человека. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой. Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость системного выполнения закаливающих процедур. | 2 | 2 | |
2.2 Вредные привычки и их профилактика. | Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа № 2. Реферат по теме: «Вредные привычки и их профилактика» | 9 | 4 | ||
2.3 Репродуктивное здоровье. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика | Социальная роль женщины в современном обществе. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка». Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем. Правовые аспекты взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. | 6 | 1-2 | |
2.4 Первая медицинская помощь. | Ранения, их виды. Первая медицинская помощь при ранениях. Профилактика осложнения ран. Правила наложения повязок на голову, верхние и нижние конечности. Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута. Первая медицинская помощь при травмах и переломах, травматическом шоке, ожогах, поражении электрическим током и острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца. | 8 | 1-2 | |
Практическая работа №4 Отработка навыков первой медицинской помощи. | 4 | 3-4 | ||
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность. | 51 | |||
3.1 История создания Вооруженных Сил России. | Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы. | 2 | 2 | |
3.2 Организационная структура Вооруженных Сил. | Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура. Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Космические войска: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа № 3 Реферат на тему: Участие Вооруженных сил в миротворческой деятельности. | 9 | 3-4 | ||
3.3 Воинская обязанность. | Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях среднего профессионального образования. Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы. Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).
| 8 | 1-2 | |
Практическая работа №5 Огневая подготовка. Сборка, разборка автомата АК-74. | 2 | 3-4 | ||
Практическая работа №6 Огневая подготовка. Обучение навыкам стрельбы. | 2 | 3-4 | ||
3.4 Военнослужащий-защитник своего Отечества. | Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.). | 2 | 1-2 | |
| Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации. | 2 | 1 | |
3.6 Боевые традиции Вооруженных Сил России. | Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Дни воинской славы России – дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). | 2 | 2 | |
3.7 Символы воинской чести. | Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. | 2 | 1 | |
Практическая работа №7 Строевые приемы. | 2 | 3-4 | ||
Самостоятельная работа № 4 Презентация на тему: Государственная символика и награды. | 12 | 4 | ||
3.8 Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку. | 2 | 1 | |
Дифференцированный зачет | 2 | 3-4 |
Уровни усвоения учебной информации:
1-узнавание- студент выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек;
2-воспроизведение- студент самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной;
3-применение- способность студента использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное;
4-творчество- студент, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-- комплекты заданий для тестирования и контрольных работ;
- учебники по курсу Основ безопасности жизнедеятельности
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
-интерактивная доска;
-массогабаритный макет 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова;
-7,62-мм модернизированный автомат Калашникова;
- 5,6- мм малокалиберная винтовка;
- средства индивидуальной защиты:
- общевойсковой противогаз;
- -общевойсковой защитный комплект;
- -респиратор
-приборы:
- радиационной разведки;
- химической разведки;
-бытовой дозиметр;
- макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ;
-макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ;
-компас;
-визирная линейка;
-индивидуальные средства медицинской защиты:
- аптечка АИ;
- пакеты перевязочные ППИ;
- пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11;
- сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи;
- сумка CMC
- перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри:
- бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см
- бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см
- вата медицинская компрессная
- косынка медицинская (перевязочная)
- повязка медицинская большая стерильная
- повязка медицинская малая стерильная
- медицинские предметы расходные:
- булавка безопасная
- шина проволочная (лестничная) для ног
- шина проволочная (лестничная) для рук
- шина фанерная длиной 1 м
- врачебные предметы, аппараты и хирургические инструменты:
-жгут кровоостанавливающий эластичный
-аппараты, приборы и принадлежности для травматологии и механотерапии:
- манекен-тренажер для реанимационных мероприятий;
-шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная);
- санитарно-хозяйственное имущество инвентарное:
- носилки санитарные;
- знак нарукавного Красного Креста;
- лямка медицинская носилочная;
- флаг Красного Креста;
- Набор плакатов и электронные издания:
- Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации;
- Ордена России;
- Текст Военной присяги;
- Воинские звания и знаки различия;
- Военная форма одежды;
- Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе;
- Военно-прикладные виды спорта;
- Военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин;
- Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации;
- Тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств;
- Несение караульной службы;
- Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет;
- Нормативы по прикладной физической подготовке;
- Нормативы по радиационной, химической и биологической защите
- Набор плакатов или электронные издания:
- Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия
- Приемы и правила метания ручных гранат
- Мины Российской армии
- Фортификационные сооружения
- Индивидуальные средства защиты
- Приборы радиационной разведки
- Приборы химической разведки
- Организация и несение внутренней службы
- Строевая подготовка
- Оказание первой медицинской помощи
- Гражданская оборона.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативно-правовые документы
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. - М., 1993—2007.
- Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
- Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Основные источники:
Для обучающихся
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2014.
2. Марков В.В., Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2009.
3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 кл. – М., Просвещение, 2013.
4. Миронов С.К. Ответы на экзаменационные билеты. М., 2011.
Для преподавателей
- Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2007.
- Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
- Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
- Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
- Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы. М., 2010.
- Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров. – 2-е изд., доп. – М., 2009
- Дуров В.А. Отечественные награды / В.А.Дуров. — М.: Просвещение, 2009.
- Миронов С.К., Миронов В.К., Карташева Т.А. Тесты. К любому из действующих учебников по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов. М., 2011.
- Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., НЦ Энас, 2010.
- Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2012.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов или исследований. Программой предусмотрена форма итоговой аттестации за год:
- дифференцированный зачет – за 2-й семестр.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; | практическая работа |
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; | |
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;: | |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи; развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы; вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи | |
Знания | |
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него; | тестирование; фронтальный опрос; контрольная работа; комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы |
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; | |
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; | |
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; | |
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; | |
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; | |
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе; | |
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту. альтернативной гражданской службы; | |
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника; | |
предназначение, структуру и задачи РСЧС; | |
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; |
- ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В процессе преподавания курса «Основ безопасности жизнедеятельности» возможно формирование следующих ключевых компетенций:
Ключевые компетенции | Приобретаемые умения и навыки |
Ценностно-смысловые компетенции | • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. |
Здоровьесберегаие компетенции | -иметь опыт ориентации в природной среде: знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля: -владеть и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, вести здоровый образ жизни; -владеть способами оказания первой медицинской помощи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты |
Информационные компетенции | -владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, Интернетом; -самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её; -ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое: уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ. |
Коммуникативные компетенции | -владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; -выступать с устным сообщением, уметь задавать вопрос, корректно вести учебный диалог: -владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо): -владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий и ситуациях общения. |
Учебно-позновательные компетенции | -ставить цель и организовывать ее достижение; -самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности; -решать учебно-познавательные проблемы; -осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; устанавливать характерные причинно-следственные связи; -самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы. |
- СПИСОК ТЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Наименование раздела | Наименование самостоятельной работы | Количество часов |
1 | Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья. | Реферат на тему: Вредные привычки и их профилактика. | 9 |
2 | Государственная система обеспечения безопасности населения. | Реферат на тему: Космические опасности: мифы и реальности. | 9 |
3 | Основы обороны государства и воинская обязанность. | Реферат на тему: Участие Вооруженных сил в миротворческой деятельности. | 9 |
4 | Основы обороны государства и воинская обязанность. | Презентация на тему: Государственная символика и награды. | 12 |
- СПИСОК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п | Наименование раздела | Наименование практической работы | Количество часов |
1 | Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья. | Практическая работа №2 Отработка навыков первой медицинской помощи. | 4 |
2 | Государственная система обеспечения безопасности населения. | Практическая работа №3 Объектовая тренировка. | 2 |
3 | Государственная система обеспечения безопасности населения. | Практическая работа №4 Действия населения и персонала объектов по сигналам оповещения. | 2 |
4 | Государственная система обеспечения безопасности населения. | Практическая работа №5 Индивидуальные средства защиты. | 2 |
5 | Основы обороны государства и воинская обязанность. | Практическая работа №6 Огневая подготовка. Сборка, разборка автомата АК-74. | 2 |
6 | Основы обороны государства и воинская обязанность. | Практическая работа №7 Огневая подготовка. Обучение навыкам стрельбы. | 2 |
7 | Основы обороны государства и воинская обязанность. | Практическая работа №8 Строевые приемы. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткий курс английского языка по теме "Налоги и налогообложение" для студентов 1 курса, обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Основной целью обучения студентов английскому языку в неязыковом образовательном учреждении является овладение ими навыками практического владения этим языком, что предполагает формирование умения сам...
Краткий курс английского языка по теме "Налоги и налогообложение" для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Основной целью обучения студентов английскому языку в неязыковом колледже является овладение ими навыками практического владения этим языком, что предполагает формирование умения самостоятельно читать...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «География» для студентов І курса
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при вне...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «География» (проф.) для студентов І курса
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при вне...
Паспорт ФОС 1-2 курс
19.01.17 Повар, кондитер...
Результаты диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума, на основании исследования отношения студентов 1 курса техникума к патриотическим ценностям по модифицированной методике диагностики личностного рос
Презентация для выступления "Особенности диагностики уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у студентов техникума"...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по теме: ГОРМОНЫ для студентов IV курса
Дисц Дисциплина: МДК. 03. Теория и практика лабораторных биохимических исследований Спе Специальнсость: 31.02.03 Лабораторная диагностика...