Материал к уроку в 9 классе по теме: Биоритмы.
презентация к уроку по обж (9 класс) по теме
В работе рассматриваюся вопросы : определение биоритмов и науки изучающей данную проблему, влияние биоритмов на организм человека. Проводится тестирование учащихся на определение типа личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioritmy.rar | 2.73 МБ |
Подписи к слайдам:
Идея учения о биоритмах
(384– 322 до н. э), древнегреческий философ и педагог.
Аристотель
Наличие своеобразных «биологических часов» люди заметили давно. Еще в IV в. до н. э. греческий философ Платон сказал: «Всей человеческой жизнью управляет гармония и ритм», а русский физиолог И. П. Павлов утверждал, что в жизни человека нет ничего более властного, чем ритм.
Современная биоритмология – это наука, рассматривающая ритмические процессы от самого их зарождения в таинственных глубинах клетки до таких сложных и крупномасштабных явлений, как лунные и сезонные ритмы в жизни природы. Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов.
Биологические ритмы обнаружены на всех уровнях организации живой природы – от одноклеточных до биосферы. Биологические ритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма, обеспечивающим гомеостаз, динамическое равновесие и процессы адаптации в биологических системах. Обнаружены биологические ритмы чувствительности организмов к действию факторов химической (среди них лекарственные средства) и физической природы. Закономерности биологических ритмов учитывают при профилактике, диагностике и лечении заболеваний.
Французские ученые Г. Сардау и Г. Валло установили, что момент прохождения пятен через центральный меридиан Солнца в 84% случаев совпадает с внезапными смертями, инфарктами, инсультами и другими осложнениями.
В.П.Девятов подсчитал, что в первые же дни после появления пятен на Солнце количество автомобильных катастроф возросло примерно в четыре раза по сравнению с периодами, когда пятен было немного.
Физиологические ритмы
Природныеритмы
Ритмичность функций живых организмов определяется природными ритмами: вращение Земли вокруг Солнца имеет период один год; вращение Земли вокруг своей оси — период около 24 часов; вращение Луны вокруг Земли — 28 дней. Эти ритмические процессы приводят к колебаниям освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля, которые служат указателями времени для «биологических часов» живых организмов.
суточные (циркадные), сезонные (годовые), приливные, лунные ритмы
Ритмы жизнедеятельности человека
ритмы биения сердца,ритмы давления, ритмы артериального давления
физический
эмоциональный
интеллектуальный
печень - с 1 до 3 часов ночи; легкие - с 3 до 5 часов утра; толстая кишка - с 5 до 7 часов утра; желудок - с 7 до 9 часов утра; селезенка и поджелудочная железа – с 9 до 11 часов утра; сердце - с 11 до 13 часов дня;
тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня; мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня; почки - с 17 до 19 часов вечера; органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера; органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи; желчный пузырь - с 23 до 1 часу ночи
Суточные, или циркадные (от cirke — около, dias — день), ритмы являются универсальными показателями общего состояния здоровья человека, они повторяются каждые 20—28 ч. Их нарушение — один из первых признаков заболевания организма. Важнейший циркадный ритм — колебания температуры тела. Ночью у человека самая низкая температура, к утру она повышается и во второй половине дня, примерно к 18 ч, достигает максимального значения Изо дня в день к моменту пробуждения, как бы предвосхищая возрастающую потребность организма, в крови повышается содержание адреналина, приводя организм в состояние «боевой готовности». Снижение содержания адреналина в крови к вечеру является непременным условием спокойного сна. В циркадном ритме меняется и работоспособность человека.
Суточная ритмика работоспособности человека
голуби
совы
жаворонки
максимальная работоспособность утром, следование общепринятым нормам, неконфликтность, любовь к спокойствию, неуверенность в себе, наличие психологических проблем.
максимальная работоспособность вечером (ночью), легко приспосабливаются к изменению режимов, не страшатся трудностей и эмоциональных переживаний,относятся к экстравертамстрессостойки, легко относятся к удачам и неудачам.
биоритмы и показатели находятся между показателями "жаворонков" и "сов". пик активности физиологических функций приходится на дневные часы.
Благо ритмичной жизниОбычно, когда человек согласует режим дня со своими биоритмами, уровень его физической и умственной работоспособности значительно выше. Биологические ритмы являются основой рационального распорядка дня, так как высокая работоспособность, хорошее самочувствие могут быть достигнуты лишь в том случае, если ритм жизни СООТветствует свойственному организму ритму физиологических функций.
Вследствие рассогласования биоритмов возникают «болезни биоритмов». Их причины:несоответствие режима умственной и физической активности потребностям организма;частые перестройки организма, связанные с интенсивными миграциями людей. Для тех, кто часто меняет часовые пояса, характерно заболевание — десинхроноз — типичная болезнь цивилизации конца XX — начала XXI в.;алкоголь: после приема большой дозы биоритмы вос- станавливаются только на третьи сутки.
К сожалению, жизнь современного человека такова, что нарушения биологических ритмов для него практически неизбежны, поскольку режим трудового дня часто не совпадает с индивидуальными потребностями, а командировки требуют частых переездов. Нарушение биологических ритмов вызывает неврозы, раздражительность, приводит к глубоким расстройствам физиологических процессов. Одним из основных их проявлений является постоянное ощущение усталости.
Рекомендации по профилактике утомления и переутомления
для профилактики переутомления и во время отдыха устраните или уменьшите воздействие вредных раздражающих факторов среды обитания. В первую очередь — снизьте уровень шума, яркость света; лучшим отдыхом служит переключение на другой вид деятельности, чередование умственных нагрузок с физическими упражнениями. Отдых, состоящий из чередования разных видов деятельности, называется активным отдыхом. Он более эффективен, чем пассивный, осуществляющийся в условиях полного покоя. Так, работники умственного труда, имеющие регулярную физическую нагрузку, живут в среднем на 10 лет больше тех, кто ведет сидячий образ жизни;
важным фактором профилактики усталости является рациональное питание; природные ландшафты — лучшее место отдыха. Врачи все больше обращаются к природе как к немедикаментозному лечебно-профилактическому средству воздействия на человека. Природные ландшафты воздействуют на организм человека психологически целостно, одновременно через все органы чувств, вызывая ощущение прекрасного. Особенно сильным оздоровительным эффектом обладают леса с их прохладой, тишиной, мягким освещением, гармонией звуков и красок, приятным запахом;
Пространственные границы восприятия ландшафтов разными органами чувств
регулярно отдыхайте. Обязателен отдых после занятий в школе, необходимы перерывы во время выполнения домашних заданий. Недопустимо работать без перерыва на обед, не использовать для полноценного отдыха выходные дни.
- лучшее время посещения врача – 9 часов (кожа более восприимчива к уколам)- заводить знакомства лучше между 9 и 10 часами утра- занятия спортом принесут наибольшую пользу между 13 и 14 часами- обедать старайся в 13 часов – именно тогда в желудке образуется больше всего кислоты- выполнять домашнее задание лучше в 16 часов- вязать, шить, мастерить хорошо между 15 и 16 часами- открывать форточку между 16 и 18 часами – тогда лёгкие дышат наиболее активно( тогда же усиленно растут ноги)- уход за кожей надо производить с 18 до 20 часов- не желательно оставаться в одиночестве между 20 и 22 часами
Оценка теста Отсберга
СПАСИБОЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы.Материал для урока английского языка на тему «Экологические проблемы современности».
Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников. На уроках английского языка в вашей школе мы вводим тему в том объеме, в ...
Презентация для 10 класса по теме "Биоритмы"
Презентация к уроку ОБЖ в 10 классе по теме: "Биологические ритмы"...
"Where\'s the teddy?" Презентация к уроку-закреплению материала во 2-м классе по теме "Мой дом" (Module 1 "My Home!"), УМК Spotlight-2 (Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова).
Презентация "Where\'s the teddy?" является хорошим наглядным материалом к уроку- повторению для 2 класс по теме "Мой дом" (УМК "Английский в фокусе-2, модуль 1).Состоит из 3-х "блоков" заданий по теме:...
учебно-методический материал Самоанализ урока физической культуры по теме "Подвижные игры в 3 классе"
Использование национальных игр, нестандартного оборудования приводит к росту мотивации учащихся для самостоятельных занятий физическими упражнениями, интересу к предмету «физическая культура» что, без...
Конспект урока 6 класс по теме "Виды корней и типы корневых систем" + лист самооценки+раздаточный материал
На протяжении урока учащиеся погружены в самостоятельную работу, используются различные формы работы, возможны различные варианты замены одного упражнения другим....
Учебно-методический материал к уроку английского языка по теме "Школа. Любимый предмет" 3 класс
Задания по английскому языку, которые можно использовать для отработки лексико-грамматических навыков....
Методическая разработка учителя английского языка Адыловой Л.Р. МБОУ «ОКЛ им. Г. Т. Берегового» г. Симферополь Республика Крым Рабочий материал к уроку английского языка по теме «Образование в Великобритании» Учебник «Spotlight» 8 класс
Методическая разработка может быть использована на уроке английского языка, поможет ознакомить учащихся с системой образования в Великобритании. Учащиеся узнают об одном из самых престижных учебных за...