Урок ОБЖ. 8 класс Пожары на объектах экономики. Основные понятия и определения.
план-конспект урока по обж (8 класс) на тему
Тема: Пожары на объектах экономики. Основные понятия и определения.
Цель урока: изучить условия возникновения пожаров на промышленных объектах, поражающие факторы пожара, способы прекращения горения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozhary_na_obektakh.doc | 68 КБ |
pozhary_na_obektakh.ppt | 291.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 5.
Тема: Пожары на объектах экономики. Основные понятия и определения.
Цель урока: изучить условия возникновения пожаров на промышленных объектах, поражающие факторы пожара, способы прекращения горения.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Основная часть.
Проверка выполнения домашнего задания. Повторение и закрепление знаний приобретенных на предыдущих уроках.
- Что такое авария, какую аварию называют катастрофой?
(Авария — происшествие с большим материальным ущербом.
Катастрофа—аварии повлекшие за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, разрушение объектов и другие тяжелые последствия).
- На какие группы подразделяют техногенные чрезвычайные ситуации в зависимости от характера их проявления. (Назовите 3 вида)
Транспортные аварии.
Пожары и взрывы.
Аварии с выбросом опасных химических веществ.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
Аварии с выбросом биологически опасных веществ.
Обрушение зданий и сооружений.
Аварии на электроэнергетических системах.
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.
Арии на очистных сооружениях.
Гидродинамические аварии.
- Каким образом подразделяют производственные аварии и катастрофы в зависимости от масштаба распространения и тяжести последствий?
Локальные
Местные
Территориальные
Региональные
Федеральные
Трансграничные
- Перечислите главные причины, приводящие к авариям и катастрофам.
Ошибочные действия персонала или нарушение правил эксплуатации объекта.
Отказ оборудования из-за несовершенства конструкции или нарушения технологии его изготовления.
Износ оборудования.
Несовершенство технологий.
Отсутствие средств контроля и защиты.
Ошибки персонала, нарушение технологического процесса.
- Любая авария, прежде чем разрастись до масштабов катастрофы или ЧС, проходит несколько стадий, перечислите основные фазы развития ЧС.
Имеется пять фаз развития ЧС:
- Накопление отклонений
- Инициирование ЧС
- Процесс ЧС
- Действие остаточных факторов
- Ликвидация ЧС
- «У каждой аварии или катастрофы есть конкретные фамилия, имя и отчество». Как Вы понимаете это высказывание.
- Назовите статьи уголовного кодекса РФ, по которым привлекаются к ответственности должностные лица, виновные в возникновении ЧС.
Изучение нового материала.
Вступительная беседа
Учитель: Пожары и взрывы самые распространенные источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Пожары возникают повсюду: на промышленных предприятиях, объектах сельского хозяйства, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях и в жилых домах, при перевозках грузов на всех видах транспорта.
Каждые 4-5 минут в нашей стране вспыхивает пожар. В дым и пепел превращаются ценности на миллиарды рублей, жилые дома, имущество граждан. Ежегодно на пожарах гибнет много людей, в том числе детей. Еще больше становится обожженных и калек.
О пожарах как стихийных бедствиях вы вели разговор в 7-ом классе, а сегодня на уроке мы поговорим о пожарах, как ЧС техногенного характера.
Наиболее часто пожары возникают на пожароопасных объектах, на которых производятся, хранятся или транспортируются продукты способные к возгоранию. Это объекты нефтяной, газовой, химической, деревообрабатывающей, текстильной промышленности.
Самым крупным бедствием в истории Российской промышленности стал пожар на автогиганте — Камском автомобильном заводе в апреле 1993 г., на котором в три смены работали 18 тыс. человек.
Девять дней и ночей на территории более 80 га бушевал огненный ураган. Пламя пожара достигало 60-метровой высоты, пожирая даже то, что, казалось бы, не должно гореть. К исходу девятого дня в Набережных Челнах на месте завода осталась куча покореженного и расплавленного металла. Россия лишилась одного из главных поставщиков большегрузного автотранспорта. Одним из факторов, способствовавших распространению огня, было широкое применение горючих материалов при гидроизоляции кровли заводских цехов.
Терминологическая работа
Учитель: Что же понимается под словом «Пожар»?
Пожар — это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.
Для возникновения пожара необходимы определенные условия, а именно — совмещение в одном месте в одно время трех основных составляющих:
• горючего вещества в виде горючих материалов (дерева, бумаги, бензина, керосина, природного газа и др.). Горючие вещества встречаются в различных производственных циклах, применяются в отделке жилых и общественных зданий, значительное их
количество содержится в конструкциях зданий и транспортных средств;
• окислителя, в качестве которого при горении веществ чаще всего выступает кислород воздуха (О2). Кроме кислорода, окислителями могут быть химические соединения, содержащие кислород в составе молекул (селитры, азотная кислота, окислы азота), а также отдельные химические элементы (фтор, бром, хлор). Некоторые вещества содержат кислород в количестве, достаточном для того, чтобы реакция горения происходила даже без доступа воздуха (порох, взрывчатые вещества, термит, целлулоид);
• источника воспламенения, постоянно и в достаточном количестве поступающего в зону горения (искры, пламя спички, костра, горелки, непогашенного окурка).
Отсутствие одного из перечисленных элементов делает невозможным возникновение пожара или приводит к прекращению горения и ликвидации пожара.
Горючее вещество или горючие материалы | ||||||
Окислитель (О2 воздуха, окислы азота, селитры) | ||||||
Источник воспламенения | ||||||
Пожар |
Основными поражающими факторами пожара являются:
- Высокая температура окружающей среды;
- Ядовитые вещества, участвующие в технологическом процессе или возникающие в ходе аварии (угарный газ).
- Потеря видимости вследствие задымления.
Способы прекращения горения при тушении пожаров:
Охлаждением водой, специальными растворами, углекислотой и другими огнетушащими веществами.
Разбавлением реагирующих в процессе горения веществ водяным паром, углекислым газом, азотом и другими газами, не поддерживающими горение.
Изоляцией зоны горения пенами, порошками, грунтом, песком, прекращающими поступление горючих веществ или воздуха в зону горения.
Закрепление изученного материала
- Процесс горения протекает при следующих условиях:
(Найдите ошибку в приведенных примерах).
а) наличие горючего вещества;
б) наличие окислителя;
в) наличие условий для теплообмена;
г) наличие источника воспламенения.
- В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:
а) бензин + кислород воздуха;
б) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;
в) дерево + кислород воздуха + факел;
г) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки.
- Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:
а) открытый огонь;
б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;
в) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;
г) токсичные продукты горения, поражающие органы дыхания человека;
- Какие условия способствуют распространению начавшегося пожара? Выберите из приведенных ответов правильные:
а) неправильные действия людей по тушению пожара;
б) скопление различных средств пожаротушения у очага загорания;
в) отсутствие или неисправность средств пожаротушения;
г) скопление большого количества горючих веществ и материалов;
д) запоздалое обнаружение возникшего пожара и сообщение о нем в пожарную охрану;
е) отсутствие достаточного количества кислорода воздуха.
- Как вы поступите, если увидите, что маленькие дети разожгли во дворе костер и бросают в огонь бумагу, пластмассовые упаковки и баллончики из-под аэрозолей? Назовите правильные ответы:
а) остановитесь и объясните им, что это опасно;
б) пройдете мимо;
в) попытаетесь занять их чем-то другим;
г) затушите костер.
- Как вы поступите, если на вас загорелась одежда? Назовите правильный ответ:
а) побежите и постараетесь сорвать одежду;
б) остановитесь, упадете и покатитесь, сбивая пламя;
в) подождете помощи от взрослых, товарищей.
Ключ к тесту
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
(в) | ( в; г) | (а; г) | (а; в; г; д; ) | (а; г) | (б) |
- Заключительная часть.
- Анализ учебной деятельности учащихся.
- Выставление и мотивация оценок
- Домашнее задание:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные понятия и определения информационных технологий
Методическая разработка...
Урок ОБЖ в 10 классе по теме: "Гражданская оборона- основные понятия, определения и задачи"
Урок- лекция. Изучение нового материала.Оборудование: учебник ОБЖ, учебная доска, закон РФ «О гражданской обороне».Методы проведения урока: рассказ, лекция, объяснение, фронтальный устный ...
МЕТОДИЧЕСКА РАЗРАБОТКА ПО ИНФОРМАТИКЕ "Системы программирования. Основные понятия и определения"
В пятидесятые годы двадцатого века с появлением компьютеров на электронных лампах началось бурное развитие систем программирования.К сегодняшнему дню насчитывают несколько поколений систем прогр...
Тема: «Гражданская оборона, основные понятия и определения. Задачи ГО»
Мероприятие было проведено с обучающимися 9-11 классов, приурочено к Дню ГО....
Тест по алгебре (8 класс) по теме "Квадратные уравнения. Основные понятия."
Тест по алгебре (8 класс) по теме "Квадратные уравнения. Основные понятия." Материал подготовлен на основе учебника "Алгебра. 8 класс. Мордкович А.Г."...
Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"
Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...
Векторы на плоскости. Основные понятия и определения. Действия над векторами в геометрической форме.
Векторы на плоскости. Основные понятия и определения. Действия над векторами в геометрической форме....