Открытый урок в 6-м классе "Бытовые травмы"
план-конспект урока по обж (6 класс) по теме

Лимарчук Людмила Владимировна

Открытый урок в 6-м классе "Бытовые травмы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 6-м классе

Тема: «Бытовые травмы»

Цель урока. Познакомить учащихся с различными видами травм и мерами их предупреждения; с приемами оказания первой медицинской помощи при травмах.

Материалы. Бинт, вата, пластырь, бумага, листы с тестами для всех учащихся.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы начнем разговаривать о видах травм и о том, как от них можно уберечься.

  1. Знакомство с новым материалом ( повторение пройденного материала в 3-ей четверти)

Учитель. Как вы думаете, что такое травма ( вспомните пожалуйста, что такое травма?)

Учитель. Давайте посмотрим,( вспомним) что об этом написано в учебнике. Прочитайте и найдите ответ.

Учащиеся. Травма- любое повреждение организма.

Учитель. Какие травмы вы можете назвать?.

Учащиеся. Царапины, ушибы, ожоги, переломы.

Учитель. Все получаемые детьми травмы врачи условно делят на пять основных групп: бытовые, уличные, школьные, спортивные, дорожные и прочие.

Об этих группах травм мы будем говорить сегодня и на следующем уроке. Начнем с первой – бытовой травматизм. Как вы понимаете смысл этого выражения?

Учащиеся. Это травмы, полученные в быту, дома.

Учитель. Бытовой травматизм включает в себя травмы, которые произошли дома, в детских учреждениях, на детских площадках. Как вы думаете, какие травмы чаще всего случаются в этих местах.

Учащиеся. Ссадины, ушибы, порезы, растяжения, ожоги, вывихи, переломы, отравления, электротравмы.

Учитель. Начнем с самого легкого вида травм с ушибов. Что это такое?

Учащиеся. Это когда человек обо что-то ударился.

Учитель. Какой отличительный признак ушиба вы знаете?

Учащиеся. Синяк.

Учитель. Правильно. Он образуется из-за того, что к месту ушиба приливает кровь. Какую помощь нужно оказать себе, если ушибся?.

Учащиеся. Приложить что-нибудь холодное.

Учитель. Верно. Лучше всего -  лед, завернутый в тряпочку или полотенце, но можно и просто салфетку, намоченную в холодной воде. Подойдет ли такой способ, если человек ушибся головой, у него появилась сонливость и болит голова?

Учащиеся. Нет, не подойдет. Это может быть не просто ушиб, а сотрясение мозга.

Учитель. Что делать в таком случае?

Учащиеся. Срочно обратиться к врачу.

Учитель. Молодцы! Правильно рассуждаете. Следующие виды бытового травматизма – ССАДИНЫ, ПОРЕЗЫ. Кто из вас может объяснить, что это такое?

Учащиеся. Это когда содрана кожа. Идет кровь.

Учитель. Чем ссадина отличается от пореза?

Учащиеся. Ссадина – более легкая травма, поверхностная, порез – более глубокий.

Учитель. Что надо делать при этих травмах? Какими средствами пользоваться? Послушаем рассказ.

й водой. После этогРассказывает заранее подготовленный ученик. Для доклада используется энциклопедия «Личная безопасность»

Ученик. Пословица гласит «Дома и стены помогают». Но и в стенах никто не застрахован от несчастных случаев. Даже самый обычный порез пальца может привести к неприятным последствиям, если рану вовремя и правильно не обработать. Дома у нас должны быть необходимые лекарства и медицинские средства, например бинты и вата. Свежую ранку или царапину надо сначала закрыть кусочком бинта или марли, сверху положить немного ваты, а потом забинтовать.

Но прежде ранку надо обработать: уничтожить микробы, которые в нее попали. Для этого в аптечке держат пузырьки с растворами йода и бриллиантовой зелени (зеленки). Смазывать надо только края ранки, иначе йод и зеленка вызовут боль и жжение.

Большой разницы между йодом и зеленкой нет. Если из ранки течет кровь, то берут 3-% раствор перекиси водорода. Чистую вату или марлю обильно смачивают перекисью и тщательно протирают поврежденное место. Перекись водорода не только остановит кровотечение, но и убьет микробы.

В аптечке должен быть и лейкопластырь, который удобно использовать при небольших ранках, порезах ссадинах. Он просто незаменим, когда новая обувь натерла ногу. Лейкопластырь накладывается сухими руками на сухую, предварительно обработанную кожу.

В домашней аптечке необходимо иметь пинцет, например, если кто-нибудь посадит себе занозу. Если сразу щепочку удалить не удается, несколько минут подержите палец в ванночке с горячео распаренная кожа легче «отдаст» занозу.. Удалив занозу, обработайте ранку зеленкой или йодом.

Учитель. Какими средствами, находящимися в домашней аптечке, вы можете воспользоваться, получив ссадину или порез?

Учащиеся. Йодом, зеленкой, ватой, бинтом, перекисью водорода, пластырем.

Учитель. Если вы продезинфицировали ранку, но через некоторое время вокруг нее появляется краснота, значит инфекция уже успела попасть внутрь. В таком случае надо обратиться к врачу.

Еще при бытовой ране может пойти кровь из носа.. Что делать в этом случае?

Учащиеся отвечают. Главное – вести себя спокойно, сесть, много не разговаривать, дышать через рот. На переносицу положить что-нибудь холодное. Если кровь долго не останавливается, нужно заложить в ноздрю тампон, смоченный перекисью водорода.

Ни в коем случае не запрокидывайте голову.

Следующие виды бытовых травм – ВЫВИХИ, РАСТЯЖЕНИЯ.

В каких ситуациях человек может получить вывих или растяжение?

Учащиеся. Споткнулся, об что-то, поскользнулся.

Учитель. Скажите, у кого были такие травмы? Что делали взрослые?.

Учащиеся. Накладывали тугую повязку и обращались к врачу.

Учитель. Правильно. Чем вывих отличается от растяжения?

Учащиеся отвечают. Вывих- более серьезная травма, это когда кость выступает из сустава и в этом месте появляется опухоль. При вывихе помочь может только врач. Пострадавший может лишб приложить что-нибудь холодное и очень аккуратно обращаться с поврежденной конечностью.

Следующий вид бытового травматизма – ОЖОГ. Прочитайте о нем в учебнике (читают).

Как дома можно получить ожог?.

Учащиеся. Дотронуться до горячих предметов, опрокинуть на себя что-то с плиты, обжечься пламенем

Учитель. Правильно.

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V.Творческая работа.

Учитель. Сейчас возьмите листочки, которые лежат у вас на партах, и нарисуйте любую ситуацию, при которой человек может получить ожог. Рисунок подпишите советом, как избежать такой травмы. Работают 5 минут.

Итак, что вы нарисовали?

Проводится анализ работ. Учитель выбирает рисунки для выставки, прикрепляет их на доске под общим заголовком. «Чтоы не было ожогов»

VI. Знакомство с новым материалом ( повторим ранее изученный материал по ожогам)

Учитель. Сейчас я вам загадаю несколько загадок. Отгадав их, надо будет ответить на вопрос, что объединяет эти все предметы?

Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были

(пылесос)

Влез на стол он из-под лавки,

Осмотрелся на подставке,

Гибким хвостиком вильнул,

Складки с галстука слизнул. (утюг)

Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино. (телевизор)

Учитель. Что объединяет эти предметы?

Учащиеся. Электроприборы

Учитель. Какая опасность подстерегает нас при обращении с ними?

Учащиеся. Удар током.

Учитель. Относится ли удар током к бытовому травматизму? Почему?

Учащиеся. Относится. Так как эти предметы ( приборы) находятся дома.

Учитель. Об обращении с электроприборами мы с вами говорили много. Вспомните. В каких случаях прибор может быть опасен? (Дома запишите в тетрадь).

Учащиеся. Когда розетки «вылезают» из стены, повреждена изоляция на проводах, приборы не исправны и т.д.

Учитель. Как надо обращаться с электроприборами? Что делать, если ударило током?

Учащиеся. Отключить неисправный прибор. Оттащить пострадавшего.

Учитель. Можно ли просто взять человека за руки и оттащить его в сторону, если прибор не отключается?

Учащиеся. Нельзя. Надо взять сухой предмет, который не проводит ток – деревянную палку, книгу и сбросить с человека провод, затем вызвать «скорую помощь».

Учитель. Следующий вид бытового травматизма – ОТРАВЛЕНИЯ,. Чем можно отравиться?.

Учащиеся. Несвежими продуктами, ядовитыми грибами, лекарствами, предметами бытовой химии, газом.

Учитель. Об это мы уже подробно говорили на уроках.. Сегодня вы узнаете, что делать, чтобы не отравиться обычным градусником.

Рассказывает заранее подготовленный ученик.

Один из самых опасных предметов в аптечке- термометр!. То, что ртуть ядовита, знают все. Знают, но часто недооценивают ее опасность. Сама по себе металлическая ртуть не столь опасна, как ее пары. А испаряется она довольно быстро. В легких пары этого металла превращаются в очень вредные вещества, которые приводят к отравлению организма и прежде всего к нарушениям центральной нервной системы.

При остром ртутном отравлении появляется головная боль, краснеют и набухают десны, лимфатические и слюнные железы, нарушается пищеварение.

Опасность отравления ртутью возможна. Если разбился термометр и капли ртути разбежались по паркету, забились в щели.

Если термометр разбился, пролитую труть надо собрать очень тщательно. И ни в коем случае не использовать пылесос! Он только равномерно распределит пары по всему дому, и они осядут на стенах и мебели. А сам пылесос придется выбросить. Капельки ртути удобно собирать при помощи медной фольги или тонкой медной проволочки.

Собранную ртуть поместите в плотно закрывающуюся баночку и сдайте в СЭС ( санитарно-эпидемиологическая станция) или в службу спасения.. те места, где ртуть могла бы задержаться, заливают крепким раствором марганцовки или хлорной извести. В течение нескольких недель (или даже месяцев) надо проветривать помещение, где была пролита ртуть.

Кроме термометра, ртуть можно найти в тонометрах ( аппаратах для измерения артериального давления), в некоторых конструкциях мелодичных звонков, в люминесцентных лампах (дневного света).

Учитель. У нас с вами остался еще один вид бытового травматизма – ПЕРЕЛОМЫ. Оказать помощь при переломе может только врач. В результате чего можно получить перелом?

Учащиеся. В результате падения, какой-то аварии.

Учитель. Упасть человек может случайно или его могут толкнуть. Но иногда кто-то может подтолкнуть не руками или ногами, а словами. Как это бывает?. Прослушайте пожалуйста.

Учащийся читает. Несколько ребят собрались у Кости дома и стали спорить, кто из них смелее. Всех обошел сам Костя, открыл окно и встал на подоконник.

Все дальнейшее произошло так быстро, что никто не успел даже крикнуть. Открылась входная дверь – бабушка вернулась из булочной, сильный порыв ветра увлек открытую оконную раму – она вытолкнула мальчика. Через миг все было кончено. Кости на подоконнике больше не было.

Учитель. Как вы думаете, чем в большинстве случаев заканчиваются такие истории?

Учащиеся. Человек разбивается насмерть, остается инвалидом. Если этаж не высокий, то ломает руки, ноги.

Учитель. Смелый ли человек Костя?.

Учащиеся. Такие поступки- не показатель смелости.

Учитель. Стоит ли повторять такой героический поступок?

Учащиеся. Нет.

Учитель. Послушайте один из ответов, который написал Григорий Остер.

Если табуретку ты на стол пристроишь

И поставишь сверху маленький свой стульчик,

А потом положишь стопку толстых книжек,

Выйдет путь отличный прямо к самой люстре.

Если осторожно будешь подниматься

И беды в дороге если не случится,

То довольно скоро можешь оказаться

В первой же ближайшей от тебя больнице.

В гипсе руки, ноги, бинт на пояснице.

Как вы думаете, для чего остер это сочинил?

Учащиеся. Чтобы предостеречь от шалостей, которые могут привести в больницу.

VII. Закрепление пройденного ( повторенного) материала.

Учитель. О каких травмах мы говорили на уроке?

Учащиеся. О бытовых.

Учитель. Проверим, как вы будете справляться с некоторыми такими травмами. Для этого ответьте на вопросы теста.

На доске:

  1. Чтобы помочь при ушибе, нужно:

 А) приложить что-нибудь холодное;

 Б) наложить повязку;

 В) срочно обратиться к врачу.

2.   Для того чтобы сбросить провода с пораженного током человека, можно воспользоваться:

  А) своими руками;

  Б) деревянной ручкой от щетки;

  В) железной линейкой.

3.   Какие вещества могут понадобиться при ожоге:

   А) баночка с кремом;

   Б) холодная вода;

   В) йод или зеленка.

4.    Собирать пролитую ртуть надо:

    А) пылесосом;

    Б) веником;

    В) медной фольгой.

5.   Какие действия ты можешь проводить с телевизором:

     А) нажимать кнопки переключения каналов;

     Б) заменить детали;

     В) открыть заднюю крышку и разобраться, почему исчез звук.

VIII.  Подведение итогов.

IX. Домашнее задание.

Учащийся читает. Несколько ребят собрались у Кости дома и стали спорить, кто из них смелее. Всех обошел сам Костя, открыл окно и встал на подоконник.

Все дальнейшее произошло так быстро, что никто не успел даже крикнуть. Открылась входная дверь – бабушка вернулась из булочной, сильный порыв ветра увлек открытую оконную раму – она вытолкнула мальчика. Через миг все было кончено. Кости на подоконнике больше не было.

Один из самых опасных предметов в аптечке- термометр!. То, что ртуть ядовита, знают все. Знают, но часто недооценивают ее опасность. Сама по себе металлическая ртуть не столь опасна, как ее пары. А испаряется она довольно быстро. В легких пары этого металла превращаются в очень вредные вещества, которые приводят к отравлению организма и прежде всего к нарушениям центральной нервной системы.

При остром ртутном отравлении появляется головная боль, краснеют и набухают десны, лимфатические и слюнные железы, нарушается пищеварение.

Опасность отравления ртутью возможна. Если разбился термометр и капли ртути разбежались по паркету, забились в щели.

Если термометр разбился, пролитую труть надо собрать очень тщательно. И ни в коем случае не использовать пылесос! Он только равномерно распределит пары по всему дому, и они осядут на стенах и мебели. А сам пылесос придется выбросить. Капельки ртути удобно собирать при помощи медной фольги или тонкой медной проволочки.

Собранную ртуть поместите в плотно закрывающуюся баночку и сдайте в СЭС ( санитарно-эпидемиологическая станция) или в службу спасения.. те места, где ртуть могла бы задержаться, заливают крепким раствором марганцовки или хлорной извести. В течение нескольких недель (или даже месяцев) надо проветривать помещение, где была пролита ртуть.

Кроме термометра, ртуть можно найти в тонометрах ( аппаратах для измерения артериального давления), в некоторых конструкциях мелодичных звонков, в люминесцентных лампах (дневного света).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытое занятие "Оказание первой помощи при травмах: ранениях, растяжении и ушибах"

Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности, поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социаль­ной проблемой.Тема занятия: «Оказание первой помощи при травмах: ...

презентация открытого урока по теме травмы

презентация урока 6 класс травмы...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Презентация "Техника безопасности на уроках физкультуры, первая помощь при травмах"

Урок физической культуры считается самым травмоопасным, поэтому каждый ученик должен знать технику безопасности и правила поведения на уроке физической культуры, а также оказание первой помощи пр...

Технологическая карта урока "Оказание первой помощи при травмах"

Технологическая карта урока ОБЖ в 6 классе.Тема урока: «Оказание первой помощи при травмах». Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.Цели урока: сф...