классный час на тему "Действия в чрезвычайных ситуациях"
классный час по обж (8 класс) по теме
в данной разработке рассказывается о правилах поведения при ЧС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_deystviya_v_chs.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС
Тема: «Основные мероприятия Единой российской системы предупреждения и
ликвидации ЧС по защите населения от ЧС мирного и военного времени»
Вопросы:
- Организация оповещения населения о ЧС мирного и военного времени;
- Действия населения по сигналам оповещения;
- Действия педагогического, обслуживающего персонала и учащихся
МОУ СОШ с.Данилкино
при угрозе и возникновении ЧС.
Цель:
1. Рассказать учащимся о порядке организации на всей территории РФ оповещения
населения в случае угрозы или возникновения ЧС мирного или военного времени.
2. Объяснить (напомнить) им последовательность действий при получение
сигналов оповещения.
3. Напомнить о действиях педагогического состава и учащихся МОУ СОШ с.Данилкино
_
в случае угрозы возникновения ЧС в школе.
.
Вопрос 1
Бедствия, аварии, катастрофы и обусловленные ими чрезвычайные ситуации становятся постоянной и все более важной частью нашего общественного бытия (в России ежедневно имеет место в среднем более десятка аварий и бедствий довольно крупного масштаба).
Конституция РФ, провозглашающая человека, его права и обязанности высшей ценностью, их признание, соблюдение и защиту вменяет в обязанности государства.
Для реализации этих новых важнейших положений Конституции приняты законы:
- «О безопасности» - (1992г.);
- «Об охране окружающей природной среды» - (1993г.);
- «О пожарной безопасности» - (1994г.);
- «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994);
- «О радиационной безопасности» - (1995г.);
- «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» - (1995г.);
- «О гражданской обороне» - (1998г.);
- «О борьбе с терроризмом» - (1998г.).
Однако даже специальные государственные структуры не смогут эффективно защитить человека, незнакомого хотя бы с элементарными правилами личной и общественной безопасности в чрезвычайных ситуациях.
В Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» дано следующее определение Чрезвычайной Ситуации – «это неблагоприятная обстановка сложившаяся на определённой территории в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей».
В 1994 году в РФ была окончательно сформирована и начала активно действовать Единая российская система предупреждения и ликвидации ЧС (сокращённо “Единая РЧСЧ”), главным координирующим органом которой в мирное время является Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России.
/министр - генерал армии Сергей Кожугетович Шойгу/.
На всей территории РФ в областных и районных центрах (г. Балашов является районным центром) имеются комитеты и управления по делам ГО и ЧС /в г. Балашове Управление по делам ГО и ЧС находится по адресу ул. К. Маркса 69 /. Тел 4-17-51
При возникновении угрозы или самой ЧС Управление по делам ГО и ЧС организует оповещение и информирование населения о возникшей опасности.
Оповещение населения – это заблаговременное предупреждение жителей о возможных ЧС и их последствиях, которое проводится посредством местных систем оповещения и других сигнальных средств.
В РФ для привлечения внимания населения включаются сирены, дублируемые прерывистыми гудками предприятий и другими сигнальными средствами, обозначающими подачу Единого предупредительного сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ !»
Услышав сигнал необходимо:
1. Включить теле- и радиоприёмники и прослушать экстренное сообщение
Управления по делам ГО и ЧС; /текст передаётся 3 раза, в дальнейшем – каждые 30 мин/
2. Предпринять действия в соответствии с сообщением /сигналом/
В настоящее время в РФ установлены следующие сигналы оповещения:
- В мирное время -- «Угроза радиационной опасности»
-- «Угроза химического заражения»
-- « Штормовое предупреждение»
- В военное время -- «Угроза нападения противника»
-- « Воздушная тревога»
-- «Отбой воздушной тревоги»
Кроме этого после сигнала «Внимание всем!» передаётся речевая информация применительно к реальным условиям конкретной ЧС. Такая информация передаётся несколько раз через интервалы времени.
Услышав сигналы оповещения, действуйте быстро, без паники. Помните, что в этих условиях дорога каждая минута.
Вопрос 2
ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО СИГНАЛАМ ОПОВЕЩЕНИЯ МИРНОГО ВРЕМЕНИ
А/ сигнал «Угроза радиационной опасности» Внимание! Граждане! Возникла угроза радиационного заражения!
г. Балашов находится примерно на одинаковом расстоянии от Балаковской атомной электростанции (АЭС) /на восток от Балашова/ и Нововоронежской АЭС /на запад от Балашова/
Расстояние до этих станций приблизительно 300-350 км. Особенностью аварий на радиационно-опасных объектах, в том числе, в первую очередь на АЭС, является то, что при выбросе в атмосферу радиоактивных веществ (РВ),радиоактивное облако способно проходить под действием и по направлению ветра сотни км., а выпадающие из него РВ образуют на земле зону радиоактивного заражения, с разными величинами внешнего ионизирующего излучения, пагубно воздействующего на всё живое в течение длительного времени (период полураспада РВ от десятков и сотен лет до тысяч). При «благоприятных» для облака условиях оно способно быстро достигнуть Балашова, превратив его для всех жителей в «зону радиоактивного заражения».
Поэтому услышав сигнал и получив информацию о радиационной аварии необходимо:
- При нахождении на улице защитить органы дыхания подручными средствами
(платки, шарфы, др. тканевые изделия /т.к. в воздухе уже могут присутствовать частицы выпадающих РВ/);
- По возможности быстро укрыться в ближайшем здании или защитном сооружении, лучше всего – в собственном доме или квартире;
- Войдя в помещение, снять и положить в пакет верхнюю одежду и обувь т.к. она уже может быть источником внешнего облучения человека/, включить телевизор, радиоприёмник;
- Отключить вентиляцию, провести герметизацию жилища /т.е. закрыть окна, двери, форточки, вентиляционные отверстия, заклеить, законопатить их с целью исключения проникновения уличной пыли в дом. Входную дверь завесить влажной тканью, перед ней положить влажный коврик. Регулярно проводить влажную уборку./;
- Открытые продукты положить в полиэтиленовые пакеты, убрать в шкафы, сделать запас питьевой воды в закрытые ёмкости /водопроводная вода может стать источником постоянного внутреннего облучения/;
- Промывать при приготовлении пищи все продукты, выдерживающие воздействие воды;
- Строго соблюдать правила личной гигиены, значительно снижающие риск внутреннего облучения организма;
- В течение семи дней ежедневно принимать по одной таблетке йодистого калия, при их отсутствии использовать раствор йода: 3-5 капель на стакан воды для взрослых, 1-2 капли для детей /с радиоактивной пылью человек может вдыхать изотопы йода-131, которые имеют свойство накапливаться в щитовидной железе, постоянно облучая её и нарушая тем самым процесс выработки гормонов. Самостоятельно из организма изотопы не удаляются. Обычный йод предотвращает накопление и способствует выведению изотопов из организма/;
- Оставлять помещение только при крайней необходимости и на короткое время. При выходе защищать органы дыхания и надевать накидки из плёночных материалов. По возвращении – переодеваться.
При перерастании аварии в ЧС /т.е. радиационный фон на улице увеличился до опасных для человека значений/, необходимо, не дожидаясь объявления, подготовиться к возможной эвакуации.
Б/ сигнал «Угроза химического заражения» Внимание! Граждане! Возникла угроза химического заражения!
Химически опасными объектами (ХОО) способными вызвать массовые поражения людей и заражение окружающей среды в г. Балашове являются:
- Мясоконсервный комбинат – 70 тонн аммиака /используется в холодильных камерах в качестве хладогента/ район ветлянского переезда;
- Холодильник «Балашоврыба -98» и «Хладокомбинат» - 15 тонн аммиака ; ул Нефтяная;
- Маслосыркомбинат – 12 тонн аммиака; район Рабочего городка;
Аммиак – бесцветный газ с запахом нашатырного спирта в 2 раза легче воздуха, поднимается вверх, при выбросе в атмосферу дымит, образуя взрывоопасную концентрацию, т.е. способен самопроизвольно взрываться. У человека вызывает жжение, першения в горле, кашель, удушье, рвоту. При соприкосновении с кожей вызывает ожоги с пузырями, слезотечение и жжение глаз. При высоких концентрациях – смерть.
- Комбинат плащевых тканей – 4 тонны хлора /используется для отбеливания тканей/;
- Городской водозабор – 2,5 тонны хлора /используется для обеззараживания воды/;
- Водозабор ж/дороги – 2 тонны хлора / используется для обеззараживания воды/;
Хлор – газ жёлто-зелёного цвета, в 2,45 раза тяжелее воздуха. При выбросе в атмосферу стелется по земле, заполняет подвалы, низины и т.п. Раздражает глаза, органы дыхания. Соприкосновение вызывает химические ожоги. 1-2 вдоха концентрированного хлора вызывают смерть, при меньших концентрациях дыхание останавливается через 5-25 мин.
Большое количество сильнодействующих ядовитых веществ перевозится по ж/дороге, которая огибает южную и западную окраины Балашова, представляя потенциальную опасность для жителей этих районов в случае аварии и разрушения цистерн.
Услышав сигнал и получив информацию об аварии с выбросом ядовитых веществ необходимо:
- Уточнить попадает ли район вашего проживания в зону возможного заражения /облако паров или газов будет перемещаться от места аварии по направлению ветра/;
- Провести герметизацию помещения, надеть простейшие средства защиты органов дыхания /Сложенное в несколько слоёв полотенце или ватно-марлевая повязка. Для усиления защитных свойств рекомендуется смочить их р-ром (1 ч.ложка на стакан воды): -если выброс аммиака – то р-ром борной или лимонной кислоты; -если выброс хлора – то р-ром пищевой соды;
- Отключить свет, газ, воду /возможно дом придётся покинуть на время более суток/;
- Одеться, взять запас одежды, питания и без паники выйти в указанном направлении /если по радио оно было указано/,или в сторону перпендикулярную направлению ветра /облако будет двигаться по ветру/;
- Если нет возможности выйти из района аварии, необходимо оставаться в помещении, проведя тщательную герметизацию /это значительно уменьшит проникновение ядовитых веществ в помещение/.
В/ сигнал «Штормовое предупреждение»
Предупреждает о возможном сильном ветровом явлении: буре, урагане, смерче. Эти ветровые явления возможны и случались в Балашове.
Буря – ветер со скоростью 65 -115 км/час; Ураган – ветер со скоростью 115 -210 км/час;
Ураган как одна из самых мощных сил стихии представляет собой ветер разрушительной силы и значительной продолжительности. Как правило, возникает внезапно и сопровождается грозой.
Получив сигнал «Штормовое предупреждение» необходимо:
- С наветренной стороны плотно закрыть окна (ставни), двери, чердачные (вентиляционные) люки /с подветренной стороны с целью выравнивания внутреннего давления на окна двери приоткрывают/;
- С крыш, лоджий, балконов убирают предметы которые могут быть сброшены вниз, Предметы, находящиеся во дворе, надо закрепить или занести в помещение. Печи погасить;
- Приготовить источники автономного освещения /фонари, свечи и т.п./;
- Создать запас продуктов и воды, приготовить аптечку и необходимые вещи;
- При приближении бури или урагана занять место в прочном укрытии.
Если ураган застал вас на улице, укройтесь в ближайшем прочном здании, заглубленном помещении или естественном укрытии.
Вопрос 3
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА И УЧАЩИХСЯ МОУ СОШ С. ДАНИЛКИНО
ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС В ШКОЛЕ
Причины, способные вызвать ЧС в школе, можно разделить на 2 группы:
- Внутренние;
- Внешние.
К наиболее вероятным ВНУТРЕННИМ ПРИЧИНАМ можно отнести:
- Пожар в школе;
- Угроза взрыва (сообщение о заложенном взрывном устройстве);
- Распыление внутри школы отравляющих веществ (нервно-паралитических;
удушающих; общеядовитых или раздражающего действия).
К наиболее вероятным ВНЕШНИМ ПРИЧИНАМ можно отнести:
- Авария на дороге (перекрёстке) транспортного средства с химически-опасными веществами (газы /сжиженные/ или жидкости);
- Сильное ветровое явление (сигнал «Штормовое предупреждение»)
При возникновении внутренней угрозы проводится общая эвакуация всего персонала и учащихся школы на безопасное расстояние от здания школы.
Все учащиеся собираются по классам и строятся. Классный руководитель или учитель, проводивший урок проверяет наличие учащихся, убеждается, что все ученики эвакуировались из школы и докладывает об этом завучу или директору школы.
При возникновении внешней угрозы связанной с выбросом или разливом
химически-опасных веществ, проводится герметизация школы (закрываются двери, окна, вентиляционные отверстия в классах) и все перемещаются на
2 этаж.
Сигнал «Штормовое предупреждение», как правило, доводится до населения заблаговременно (за 1-5 часов). При поступлении этого сигнала в школе прекращаются занятия, учащиеся 5-11 классов инструктируются учителями и отпускаются по домам, а учащиеся 1-4 классов передаются вызванным в этом случае родителям /родственникам/.
ПАМЯТКА
по действиям преподавательского состава и учащихся МОУ СОШ С.ДАНИЛКИНО
при получении предупредительного сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»
1. Основным способом оповещения населения об угрозе или
возникновение ЧС является речевая информация, которая
передаётся по громкоговорителям, теле- и радиоприёмникам
2. ПОМНИ! Для привлечения внимания перед речевой
информацией включаются сирены, производственные гудки,
удары в колокол и т. п., которые означают
Единый предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»
3. В школе основным сигнальным средством, означающим
предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», является
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ЗВОНОК
Порядок действия преподавательского состава и учащихся при получении сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»
№ п/п | Местонахождение | Действия преподавателя | Действия учащихся |
1. | В школе А) на уроке Б) на перемене | Прекращает занятие и готовит учащихся прослушать сообщение Классные руководители спешат в класс, собирают учащихся. | Собирают книги, тетради, портфели. Немедленно спешат в класс. |
2. | В общественном месте в составе класса | Собирает всех учащихся для прослушивания сообщения. | Собираются около учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Меры пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях"
Цель: познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными"; учить детей безопасному поведению в быту; воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, ...
Классный час "Безопасность в чрезвычайных ситуациях"
классный час "Безопасность в чрезвычайных ситуациях"...
Классный час "Действия в чрезвычайных ситуациях"
Классный час "Действия в чрезвычайных обстоятельствах", предназначен для учащихся 5 класса...
7 класс Классный час "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях"
Классный час "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях" 7 класс...
Порядок действий в чрезвычайных ситуациях. Алгоритмы действий при угрозе или возникновении различных чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся на определенной территории или акватории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, кот...
Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций"
Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от оп...
Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций"
Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных...