классный час на тему "Действия в чрезвычайных ситуациях"
классный час по обж (8 класс) по теме

в данной разработке рассказывается о правилах поведения при ЧС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_deystviya_v_chs.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: «Основные мероприятия Единой российской системы предупреждения и  

          ликвидации ЧС по защите населения от ЧС мирного и военного времени»

Вопросы:

  1. Организация оповещения населения о ЧС мирного и военного времени;
  2. Действия населения по сигналам оповещения;
  3. Действия педагогического, обслуживающего персонала и учащихся

     МОУ СОШ с.Данилкино

при угрозе и возникновении ЧС.

Цель:

1. Рассказать учащимся о порядке организации на всей территории РФ оповещения  

    населения в случае угрозы или возникновения ЧС мирного или военного времени.

2. Объяснить (напомнить) им последовательность действий при получение

    сигналов оповещения.

3. Напомнить о действиях педагогического состава и учащихся МОУ СОШ с.Данилкино

_        

    в случае угрозы возникновения ЧС в школе.

.

Вопрос 1

     Бедствия, аварии, катастрофы и обусловленные ими чрезвычайные ситуации становятся постоянной и все более важной частью нашего общественного бытия (в России ежедневно имеет место в среднем более десятка аварий и бедствий довольно крупного масштаба).

    Конституция РФ, провозглашающая человека, его права и обязанности высшей ценностью, их признание, соблюдение и защиту вменяет в обязанности государства.

Для реализации этих новых важнейших положений Конституции приняты законы:

  • «О безопасности» - (1992г.);
  • «Об охране окружающей природной среды» - (1993г.);
  • «О пожарной безопасности» - (1994г.);
  • «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994);
  • «О радиационной безопасности» - (1995г.);
  • «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» - (1995г.);
  • «О гражданской обороне» - (1998г.);
  • «О борьбе с терроризмом» - (1998г.).

    Однако даже специальные государственные структуры не смогут эффективно защитить человека, незнакомого хотя бы с элементарными правилами личной и общественной безопасности в чрезвычайных ситуациях.

   В Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» дано следующее определение Чрезвычайной Ситуации – «это неблагоприятная обстановка сложившаяся на определённой территории в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей».

   В 1994 году в РФ была окончательно сформирована и начала активно действовать Единая российская система предупреждения и ликвидации ЧС (сокращённо “Единая  РЧСЧ”), главным координирующим органом которой в мирное время является Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) России.

/министр - генерал армии Сергей Кожугетович Шойгу/.

  На всей территории РФ в областных и районных центрах (г. Балашов является районным центром) имеются комитеты и управления по делам ГО и ЧС /в г. Балашове Управление по делам ГО и ЧС находится по адресу ул. К. Маркса 69 /. Тел 4-17-51

 При возникновении угрозы или самой ЧС Управление по делам ГО и ЧС организует оповещение и информирование населения о возникшей опасности.  

Оповещение населения – это заблаговременное предупреждение жителей о возможных ЧС и их последствиях, которое проводится посредством местных систем оповещения и других сигнальных средств.

В РФ для привлечения внимания населения включаются сирены, дублируемые прерывистыми гудками предприятий и другими сигнальными средствами, обозначающими подачу Единого предупредительного сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ !»

Услышав сигнал необходимо:

1. Включить теле- и радиоприёмники и прослушать экстренное сообщение  

    Управления по делам ГО и ЧС; /текст передаётся 3 раза, в дальнейшем – каждые 30 мин/

2. Предпринять действия в соответствии с сообщением /сигналом/

В настоящее время в РФ установлены следующие сигналы оповещения:

  • В мирное время      -- «Угроза радиационной опасности»

                                         -- «Угроза химического заражения»

                                   -- « Штормовое предупреждение»

  • В военное время    -- «Угроза нападения противника»

                                        -- « Воздушная тревога»

                                   -- «Отбой воздушной тревоги»

Кроме этого после сигнала «Внимание всем!» передаётся речевая информация применительно к реальным условиям конкретной ЧС. Такая информация передаётся несколько раз через интервалы времени.

Услышав сигналы оповещения, действуйте быстро, без паники. Помните, что в этих условиях дорога каждая минута.

Вопрос 2

ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО СИГНАЛАМ ОПОВЕЩЕНИЯ МИРНОГО ВРЕМЕНИ

А/  сигнал «Угроза радиационной опасности» Внимание! Граждане! Возникла угроза радиационного заражения!

 г. Балашов находится примерно на одинаковом расстоянии от Балаковской атомной электростанции (АЭС) /на восток от Балашова/ и Нововоронежской АЭС /на запад от Балашова/

Расстояние до этих станций приблизительно 300-350 км. Особенностью аварий на радиационно-опасных объектах, в том числе, в первую очередь на АЭС, является то, что при выбросе в атмосферу радиоактивных веществ (РВ),радиоактивное облако способно проходить под действием и по направлению ветра сотни км., а выпадающие из него РВ образуют на земле зону радиоактивного заражения, с разными величинами внешнего ионизирующего излучения, пагубно воздействующего на всё живое в течение длительного времени (период полураспада РВ от десятков и сотен лет до тысяч). При «благоприятных» для облака условиях оно способно быстро достигнуть Балашова, превратив его для всех жителей в «зону радиоактивного заражения».

Поэтому услышав сигнал и получив информацию о радиационной аварии необходимо:

  1. При нахождении на улице защитить органы дыхания подручными средствами

(платки, шарфы, др. тканевые изделия /т.к. в воздухе уже могут присутствовать частицы выпадающих РВ/);

  1. По возможности быстро укрыться в ближайшем здании или  защитном сооружении, лучше всего – в собственном доме или квартире;
  2. Войдя в помещение, снять и положить в пакет верхнюю одежду и обувь т.к. она уже может быть источником внешнего облучения человека/, включить телевизор, радиоприёмник;
  3. Отключить вентиляцию, провести герметизацию жилища /т.е. закрыть окна, двери, форточки, вентиляционные отверстия, заклеить, законопатить их с целью исключения проникновения уличной пыли в дом. Входную дверь завесить влажной тканью, перед ней положить влажный коврик. Регулярно проводить влажную уборку./;
  4.  Открытые продукты положить в полиэтиленовые пакеты, убрать в шкафы, сделать запас питьевой воды в закрытые ёмкости /водопроводная вода может стать источником постоянного внутреннего облучения/;
  5. Промывать при приготовлении пищи все продукты, выдерживающие воздействие воды;
  6. Строго соблюдать правила личной гигиены, значительно снижающие риск внутреннего облучения организма;
  7. В течение семи дней ежедневно принимать по одной таблетке йодистого калия, при их отсутствии использовать раствор йода: 3-5 капель на стакан воды для взрослых, 1-2 капли для детей /с радиоактивной пылью человек может вдыхать изотопы йода-131, которые имеют свойство накапливаться в щитовидной железе, постоянно облучая её и нарушая тем самым процесс выработки гормонов. Самостоятельно из организма изотопы не удаляются. Обычный йод предотвращает накопление и способствует выведению изотопов из организма/;
  8. Оставлять помещение только при крайней необходимости и на короткое время.  При выходе защищать органы дыхания и надевать накидки из плёночных материалов. По возвращении – переодеваться.

При перерастании аварии в ЧС /т.е. радиационный фон на улице увеличился до опасных для человека значений/, необходимо, не дожидаясь объявления, подготовиться к возможной эвакуации.

Б/ сигнал «Угроза химического заражения»  Внимание! Граждане! Возникла угроза химического заражения!

Химически опасными объектами (ХОО) способными вызвать массовые поражения людей и заражение окружающей среды в г. Балашове являются:

  • Мясоконсервный комбинат – 70 тонн аммиака /используется в холодильных камерах в качестве хладогента/  район ветлянского переезда;
  • Холодильник «Балашоврыба -98» и «Хладокомбинат» - 15 тонн аммиака ; ул Нефтяная;
  • Маслосыркомбинат – 12 тонн аммиака; район Рабочего городка;

Аммиак – бесцветный газ с запахом нашатырного спирта в 2 раза легче воздуха, поднимается вверх, при выбросе в атмосферу дымит, образуя взрывоопасную концентрацию, т.е. способен самопроизвольно взрываться.  У человека вызывает жжение, першения в горле, кашель, удушье, рвоту. При соприкосновении с кожей вызывает ожоги с пузырями, слезотечение и жжение глаз. При высоких концентрациях – смерть.

  • Комбинат плащевых тканей – 4 тонны хлора  /используется для отбеливания тканей/;
  • Городской водозабор – 2,5 тонны хлора /используется для обеззараживания воды/;
  • Водозабор ж/дороги – 2 тонны хлора / используется для обеззараживания воды/;

Хлор – газ жёлто-зелёного цвета, в 2,45 раза тяжелее воздуха. При выбросе в атмосферу стелется по земле, заполняет подвалы, низины и т.п. Раздражает глаза, органы дыхания. Соприкосновение вызывает химические ожоги. 1-2 вдоха концентрированного хлора вызывают смерть, при меньших концентрациях дыхание останавливается через 5-25 мин.

Большое количество сильнодействующих ядовитых веществ перевозится по ж/дороге, которая огибает южную и западную окраины Балашова, представляя потенциальную опасность для жителей этих районов в случае аварии и разрушения цистерн.

Услышав сигнал и получив информацию об аварии с выбросом ядовитых веществ необходимо:

  1. Уточнить попадает ли район вашего проживания в зону возможного заражения /облако паров или газов будет перемещаться от места аварии по направлению ветра/;
  2. Провести герметизацию помещения, надеть простейшие средства защиты органов дыхания /Сложенное в несколько слоёв полотенце или ватно-марлевая повязка. Для усиления защитных свойств рекомендуется смочить их р-ром (1 ч.ложка на стакан воды):      -если выброс аммиака – то р-ром борной или лимонной кислоты;                                                -если выброс хлора – то р-ром пищевой соды;
  3. Отключить свет, газ, воду /возможно дом  придётся покинуть на время более суток/;
  4. Одеться, взять запас одежды, питания и без паники выйти в указанном направлении /если по радио оно было указано/,или в сторону перпендикулярную направлению ветра /облако будет двигаться по ветру/;
  5. Если нет возможности выйти из района аварии, необходимо оставаться в помещении, проведя тщательную герметизацию /это значительно уменьшит проникновение ядовитых веществ в помещение/.

В/ сигнал «Штормовое предупреждение» 

Предупреждает о возможном сильном ветровом явлении: буре, урагане, смерче. Эти ветровые явления возможны и случались в Балашове.

Буря – ветер со скоростью 65 -115 км/час; Ураган – ветер со скоростью 115 -210 км/час;

Ураган как одна из самых мощных  сил стихии представляет собой ветер разрушительной силы и значительной продолжительности. Как правило, возникает внезапно и сопровождается грозой.

Получив сигнал «Штормовое предупреждение» необходимо:

  1. С наветренной стороны плотно закрыть окна (ставни),  двери, чердачные (вентиляционные) люки /с подветренной стороны с целью выравнивания внутреннего давления на окна двери приоткрывают/;
  2. С крыш, лоджий, балконов убирают предметы которые могут быть сброшены вниз, Предметы, находящиеся во дворе, надо закрепить или занести в помещение. Печи погасить;
  3. Приготовить источники автономного освещения /фонари, свечи и т.п./;
  4. Создать запас продуктов и воды, приготовить аптечку и необходимые вещи;
  5. При приближении бури или урагана занять место в прочном укрытии.

Если ураган застал вас на улице, укройтесь в ближайшем прочном здании, заглубленном помещении или естественном укрытии.

Вопрос 3

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА И УЧАЩИХСЯ МОУ СОШ С. ДАНИЛКИНО

ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС В ШКОЛЕ

Причины, способные вызвать ЧС в школе, можно разделить на 2 группы:

  • Внутренние;
  • Внешние.

К наиболее вероятным ВНУТРЕННИМ ПРИЧИНАМ можно отнести:

  • Пожар в школе;
  • Угроза взрыва (сообщение о заложенном взрывном устройстве);
  • Распыление внутри школы отравляющих веществ (нервно-паралитических;

               удушающих; общеядовитых или раздражающего действия).

      К наиболее вероятным ВНЕШНИМ ПРИЧИНАМ можно отнести:

  • Авария на дороге (перекрёстке) транспортного средства с химически-опасными веществами (газы /сжиженные/ или жидкости);
  • Сильное ветровое явление (сигнал «Штормовое предупреждение»)

При возникновении внутренней угрозы проводится общая эвакуация всего персонала и учащихся школы на безопасное расстояние от здания школы.

Все учащиеся собираются по классам и строятся. Классный руководитель или учитель, проводивший урок проверяет наличие учащихся, убеждается, что все ученики эвакуировались из школы и докладывает об этом завучу или директору школы.

При возникновении внешней угрозы связанной с выбросом или разливом

химически-опасных веществ, проводится герметизация школы (закрываются двери, окна, вентиляционные отверстия в классах) и все перемещаются на

2 этаж.

Сигнал «Штормовое предупреждение», как правило, доводится до населения заблаговременно (за 1-5 часов). При поступлении этого сигнала в школе прекращаются занятия, учащиеся 5-11 классов инструктируются учителями и отпускаются по домам, а учащиеся 1-4 классов передаются вызванным в этом случае родителям /родственникам/.

ПАМЯТКА

по действиям преподавательского состава и учащихся МОУ СОШ С.ДАНИЛКИНО

при получении предупредительного сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»

1.     Основным способом оповещения населения об угрозе или  

    возникновение ЧС является речевая информация, которая  

    передаётся по громкоговорителям, теле- и радиоприёмникам

2.     ПОМНИ!  Для привлечения внимания перед речевой  

    информацией включаются сирены, производственные гудки,  

    удары в колокол и т. п., которые означают

    Единый   предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»

3.     В школе основным сигнальным средством, означающим  

        предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», является

        ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ  ЗВОНОК

 

Порядок действия преподавательского состава и учащихся при получении сигнала  «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»

п/п

Местонахождение

Действия преподавателя

Действия

учащихся

1.

В школе

А)  на уроке

Б)  на перемене

Прекращает занятие и

готовит учащихся

прослушать сообщение

Классные руководители

спешат в класс, собирают

учащихся.

Собирают книги,

тетради,

портфели.

Немедленно

спешат в класс.

2.

В общественном

месте в составе

класса

Собирает всех учащихся

для прослушивания

сообщения.

Собираются

около учителя.

     

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Меры пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях"

Цель:  познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными";  учить детей безопасному поведению в быту;  воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, ...

Классный час "Безопасность в чрезвычайных ситуациях"

классный час   "Безопасность в чрезвычайных ситуациях"...

Классный час "Действия в чрезвычайных ситуациях"

Классный час "Действия в чрезвычайных обстоятельствах", предназначен для учащихся 5 класса...

7 класс Классный час "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях"

Классный час "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях" 7 класс...

Порядок действий в чрезвычайных ситуациях. Алгоритмы действий при угрозе или возникновении различных чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся на определенной территории или акватории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, кот...

Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций"

Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Основы законодательства Российской Федерации по организации защиты населения от оп...

Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций"

Презентация по теме "Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций" - Тест "Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных...