Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.
презентация урока для интерактивной доски по обж (10 класс) по теме

Урок с применением ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_primeneniem_ikt.docx43.75 КБ
Файл yadernoe_oruzhie.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Урок с применением ИКТ

10 КЛАСС. ОБЖ

ТЕМА: Современные средства поражения, их поражающие факторы,
мероприятия по защите населения.

Урок 1: “Ядерное оружие и его поражающие факторы” (45 минут)

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание и выработка умений и навыков по применению полученных знаний.

Задачи:

  • обучающие – рассмотреть разновидности ядерного оружия, познакомить учащихся с разрушительным действием ядерного оружия; рассмотреть вопросы, связанные с поражающими факторами ядерного оружия; дать характеристику поражающим факторам;
  • развивающие – обучить учащихся как необходимо действовать при ядерном взрыве;
  • воспитывающие – воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Оборудование и наглядные пособия:

  1. ПК с мультимедийным проектором.
  2. Презентация к уроку.
  3. Набор тестовых заданий на компьютере или бумаге.

Ход урока:

Этапы урока /
Слайды (Время)

Деятельность учителя

Что делают ученики

I этап: организационный (2I)
Слайды № 1, 2, 3.

Организация начала урока.
Проверяет наличие учеников и готовность класса к работе.
Объявляю место урока в учебном плане, план работы.

Готовятся к уроку (тетради, учебники, ручки, карандаши, дневники)
Знакомятся с планом урока.

II этап:
проверка домашнего задания (5
I)

Слайд № 4.

Проверяет папки с работами, пока ученики слушают сообщение.

Просматривает:

•Рецензии на сайт МЧС РФ в интернете.

•Какие сайты с названием «Гражданская оборона» вы встретили?

Организует демонстрацию лучших работ.

Сообщения «Условия и история создания гражданской обороны».
Одни ученики читают сообщение, другие слушают, готовятся дополнить.
Смотрят лучшие работы, сравнивая со своими.
Самоанализ. Рефлексивная оценка результата.

III этап:
Закрепление знаний прежней темы (8
I)

Слайд № 5.

Фронтальный опрос:

  • Принципы организации ГО и её предназначение?
  • Назовите задачи ГО?
  • Как осуществляется управление гражданской обороной?

Кто является Начальником ГО в школе?
По ходу, задаю вопросы слушателям: А как по вашему мнению? А как сказать точнее?
А где найти правильный ответ?
Подвожу итоги опроса, указываю, что необходимо усвоить лучше.

Отвечают на вопросы, следят за ответами товарищей, активно участвуют в обсуждении.

Рефлексивная оценка результата.

Находят пропуски в своих знаниях. Уточняют детали.

IV этап: подготовка учащихся к усвоению нового материала (21 )

Слайд № 6.

Актуализация межпредметных знаний

- Физика: Устройство атома;
Ядерные реакции деления и синтеза; Явление радиации;
- Химия: Понятия: изотоп, атомный вес, радиоактивные вещества и их период полураспада.
- История: Даты первых атомных бомбардировок.

Отвечают на вопросы, следят за ответами товарищей, активно участвуют в обсуждении.

Вспоминают знания, способствующие усвоению темы урока.

В 1896 году французским физиков Антуаном Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения.

V этап:
изучение нового материала. (20
I)

Слайд № 7.
Тема, цели и задачи урока.

Тема сегодняшнего урока “Ядерное оружие и его поражающие факторы”.

Итогом нашего урока будет проверочная работа по тестам. Поэтому я перед вами ставлю следующую задачу: “Внимательно прослушать материал урока, сделать в тетради необходимые записи и в результате урока правильно заполнить тесты”.

 На основных понятиях по теме урока я буду останавливаться.

Запись в тетради даты и темы урока.

 Цель урока (проговаривается
учащимся ):
Ознакомимся с поражающими факторами ядерного взрыва, для этого рассмотрим четыре основных вопроса:
1. Исторические данные
2. Ядерное оружие.
3. Характеристика ядерного взрыва.
4. Основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва.

Слайд № 8

1. Исторические данные

Когда был произведён первый атомный взрыв?
Об этом нам расскажет

Оценка 1-ому докладчику

Итак, ……… сказал, что новое оружие готово к применению. Что же оно из себя представляет?

Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы.
1 –  вый доклад. Учащийся рассказывает о первом ядерном взрыве произведённом в США.

Запись в тетрадь (выделенное жирным шрифтом)

Слайды № 9-10
Внешний вид и устройство атомной и водородной бомб.

2. Ядерное оружие.

Ядерное оружие – это оружие массового поражения взрывного действия.

Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях.

Слайд № 11
Таблицы с перечислением поражающих факторов ядерного взрыва.

Поражающим фактором ядерного взрыва являются:
* ударная волна
* световое излучение
* проникающая радиация
* радиоактивное заражение

Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях.

Слайд № 12
Иллюстрации с последствиями воздействия ударной волны.

1. Ударная волна – основной поражающий фактор. Большинство разрушений и повреждений зданий и сооружений, а также массовые поражения людей обусловлены, как правило, ее воздействием.

Ударная волна представляет собой область резкого сжатия воздушной среды, распространяющейся во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью (более 331 м/с). Передняя граница сжатого слоя воздуха называется фронтом ударной волны. Под воздействием ударной волны люди могут получить легкие поражения (ушибы и контузию); поражения средней тяжести, требующие госпитализации (потеря сознания, повреждение органов слуха, вывихи конечностей, кровотечение из носа и ушей); тяжелые травмы (сильные контузии всего организма, переломы костей, поражение внутренних органов); крайне тяжелые поражения, часто со смертельным исходом.

Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях.

Слайд № 13

Иллюстрации по световому излучению.

2.Световое излучение – это поток лучистой энергии, включающий видимые, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Оно образуется раскаленными продуктами ядерного взрыва и раскаленным воздухом, распространяется практически мгновенно и длится, в зависимости от мощности ядерного взрыва, до 20 секунд.

Сила светового излучения такова, что оно способно вызывать ожоги, поражение глаз (временную слепоту), возгорание горючих материалов и объектов.

Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях.

Слайд № 14

Иллюстрации по воздействию проникающей радиации и слою половинного ослабления.

3. Проникающая радиация – это поток испускаемых при ядерном взрыве гамма – лучей и нейтронов.

Воздействие данного поражающего фактора на все живые существа (в том числе и на человека) состоит в ионизации атомов и молекул организма, что приводит к нарушению жизненных функций отдельных органов, поражению костного мозга, развитию лучевой болезни.

Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях.

Слайд № 15

Иллюстрации по радиоактивному заражению местности.

Зоны заражения.

4. Радиоактивное заражение местности происходит за счет радиоактивных веществ, выпадающих из облака ядерного взрыва. Опасность поражения людей в районах радиоактивного заражения местности может сохраняться продолжительное время – дни, недели и даже месяцы. Заражение местности зависит от вида взрыва. Наиболее опасен наземный взрыв. Здесь сильна так называемая наведенная активность. Она увеличивается за счет вовлечения частиц грунта в облако взрыва, и вместе с осколками деления они вызывают радиоактивное заражение за пределами района взрыва. Масштабы и степень заражения местности зависит от количества, мощности и вида ядерного взрыва, метеорологических условий, от скорости и направления ветра. Например, при взрыве мощностью в 1 мегатонну испаряется и вовлекается в огненный шар около 20 тысяч тонн грунта. Образуется огромное облако, состоящее из большого количества радиоактивных частиц. Облако перемещается. Радиоактивные частицы, выпадая из облака на землю, образуют зону радиоактивного заражения. Этот процесс длится в течение 10–20 часов после взрыва.

Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы. Делают записи в тетрадях.

Слайды № 16, 17, 18
Слайды результатов атомных бомбардировок городов Хиросимы и Нагасаки, вид бомб.

.

Итак: вы себе пометили в тетради основные поражающие факторы ядерного взрыва:
* ударная волна
* световое излучение
* проникающая радиация
* радиоактивное заражение

Второе ядерное испытание было уже произведено на людях в конце второй мировой войны. О взрыве в Хиросиме расскажет……………

После сообщения ответите на вопрос: Что является результатом воздействия проникающей радиации и радиоактивного заражения местности на организм человека?
Оценка 2-ому докладчику и ответ на вопрос:Что является результатом воздействия проникающей радиации и радиоактивного заражения местности на организм человека?

Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ ученика, делают пометки в тетрадях.

2 – ой докладчик.
Доклад ученика по ядерному взрыву произведённому в городе ХИРОСИМА .

Ответ после прослушивания доклада: “Лучевая болезнь”.

Слайды № 18,19.

Последствия бомбардировки.

Иллюстрации видов взрывов.

Демонстрация видеоматериала о взрыве в Нагасаки

Взрыв в Нагасаки ……………………

Оценка 3-ему докладчику.

3. Характеристика ядерного взрыва.

Вопрос из курса физики: Что лежит в основе ядерного взрыва? (межпредметная связь)

В результате ядерного взрыва выделяется огромное количество энергии, значительно превышающее энергию взрыва обычного боеприпаса. Понятие “Ядерное оружие” включает различные ядерные боеприпасы, средства доставки их к цели и средства управления. Средствами доставки могут выступать ракеты, авиация, артиллерия. Кроме того, ядерное оружие изготавливается в виде фугасов.

- Посмотрите как это происходит.

Ядерные взрывы осуществляются в воздухе на различной высоте на поверхности земли (воды) и под землей (водой). Поэтому их принято разделять на высотные, воздушные, наземные (надводные) и подземные (подводные). Точка, где произошел взрыв, называется центром, а ее проекция на поверхность земли (воды) – эпицентром ядерного взрыва.

3-ий докладчик. “Нагасаки”

Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя и своего товарища.
Отвечают на вопросы учителя. Делают записи в тетрадях.

Ответ: “В основе ядерного взрыва лежит использование внутриядерной энергии, выделяющейся при цепных ядерных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер- изотопов водорода”.

Просмотр отрывка видеофильма.

Наглядность (рисунок ядерного взрыва).

Слайды № 20-29

Примеры способов укрытия от поражающего воздействия ядерных взрывов.

Варианты изготовления ВМП, защитной одежды.

4. Основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва.

П А М Я Т К А

ПОМНИТЕ: защитой от ударной волны могут служить углубления на местности, убежища, подвальные и иные прочные сооружения.
ПОМНИТЕ: от прямого действия светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.
ПОМНИТЕ: от воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия, а открытые и особенно перекрытые щели уменьшают это воздействие. В два раза ослабляют интенсивность гамма – лучей сталь толщиной 2,8 см, бетон – 10 см, грунт – 14 см, древесина – 30 см.
ПОМНИТЕ: очень важно первое время после ядерного взрыва, особенно первые сутки, пересидеть в убежищах, противорадиационных укрытиях или в подвалах.

Рассматривают и анализируют наглядный ряд презентации. Слушают рассказ учителя, отвечают на его вопросы.

Составляя памятку, используют тексты слайдов презентации, делают записи в тетрадях.

VI этап:
Первичное закрепление знаний (4
I)
Слайд № 30

Работа с тестами (на компьютере по пройденной теме: “Ядерное оружие и его поражающие факторы”),
можно предложить тесты в бумажном варианте.

Ответы на тесты. Взаимопроверка (если тесты в бумажном варианте).

VII этап:
Итог урока(2
I)
Слайд № 31

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

Задают вопросы по теме учителю.

VIII этап:
Информация о домашнем задании(2
I)
Слайд № 32

Выучить записи в тетради.

Ознакомить семью с памяткой “Основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва”.

Записывают в дневник и тетрадь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. Презентацию подготовил учитель ОБЖ Симонов А.С. .

Слайд 2

Проверка домашнего задания: Принципы организации ГО и её предназначение. Назовите задачи ГО. Как осуществляется управление гражданской обороной? Кто является Начальником ГО в школе?

Слайд 3

Первое испытание ядерного оружия В 1896 году французским физиком Антуаном Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения. На территории Соединенных Штатов, в Лос-Аламосе, в пустынных просторах штата Нью-Мексико, в 1942 году был создан американский ядерный центр. 16 июля 1945 года, в 5:29:45 по местному времени, яркая вспышка озарила небо над плато в горах Джемеза на севере от Нью-Мехико . Характерное облако радиоактивной пыли, напоминающее гриб, поднялось на 30 тысяч футов. Все что осталось на месте взрыва - фрагменты зеленого радиоактивного стекла, в которое превратился песок. Так было положено начало атомной эре.

Слайд 4

ОМП Химическое оружие Ядерное оружие Биологическое оружие

Слайд 5

ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ И ЕГО ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ Изучаемые вопросы: Исторические данные. Ядерное оружие. Характеристика ядерного взрыва. Основные принципы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва.

Слайд 6

В начале 40-х гг. XX века в США разработаны физические принципы осуществления ядерного взрыва. Первый ядерный взрыв произведен в США 16 июля 1945г. К лету 1945 года американцам удалось собрать две атомные бомбы, получившие названия "Малыш" и "Толстяк". Первая бомба весила 2722 кг и была снаряжена обогащенным Ураном-235. "Толстяк" с зарядом из Плутония-239 мощностью более 20 кт имела массу 3175 кг. История создания ядерного оружия

Слайд 7

В СССР первое испытание атомной бомбы проведено в августе 1949г. на Семипалатинском полигоне мощностью в 22 кт. В 1953 г. в СССР прошли испытания водородной, или термоядерной, бомбы. Мощность нового оружия в 20 раз превышала мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму, хотя размерами они были одинаковыми. В 60-х годах XX века ЯО внедряется во все виды ВС СССР. Кроме СССР и США ЯО появляется: в Англии (1952г.), во Франции (1960г.), в Китае (1964г.). Позже ЯО появилось в Индии, Пакистане, в Северной Корее, в Израиле. История создания ядерного оружия

Слайд 8

ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ – это оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использо - вании внутриядерной энергии.

Слайд 9

Устройство атомной бомбы Основными элементами ядерных боеприпасов являются: корпус, система автоматики. Корпус предназначен для размещения ядерного заряда и системы автоматики , а также предохраняет их от механического, а в некоторых случаях и от теплового воздействия. Система автоматики обеспечивает взрыв ядерного заряда в заданный момент времени и исключает его случайное или преждевременное срабатывание. Она включает: - систему предохранения и взведения, - систему аварийного подрыва, - систему подрыва заряда, - источник питания, - систему датчиков подрыва. Средствами доставки ядерных боеприпасов могут являться баллистические ракеты, крылатые и зенитные ракеты, авиация. Ядерные боеприпасы применяются для снаряжения авиабомб, фугасов, торпед , артиллерийских снарядов (203,2 мм СГ и 155 мм СГ-США). Различные системы были изобретены, чтобы детонировать атомную бомбу. Самая простая система - оружие типа инжектора, в котором снаряд, сделанный из делящегося вещества, врезается, а адресанта образуя сверхкритическую массу. Атомная бомба, выпущенная Соединенными Штатами по Хиросиме 6 августа 1945 года, имела детонатор инжекторного типа. И имела энергетический эквивалент приблизительно в 20 килотонн тротила.

Слайд 10

Устройство атомной бомбы

Слайд 11

Средства доставки ЯО

Слайд 12

Ядерный взрыв Световое излучение Радиоактивное заражение местности Ударная волна Проникающая радиация Электромагнитный импульс Поражающие факторы ядерного взрыва

Слайд 13

( Воздушная ) ударная волна - область сильного давления, распространяющаяся от эпицентра взрыва - самый мощный поражающий фактор. Вызывает разрушения на большом пространстве, может " затекать " в подвальные помещения, щели и т. д. Защита : укрытие. Поражающие факторы ядерного взрыва:

Слайд 14

Действие ее продолжается несколько секунд. Расстояние 1 км ударная волна проходит за 2 с, 2 км — за 5 с, 3 км — за 8 с. Поражения ударной волной вызываются как действием избыточного давления, так и метательным ее действием (скоростным напором), обусловленным движением воздуха в волне. Личный состав, вооружение и военная техника, расположенные на открытой местности, поражаются главным образом в результате метательного действия ударной волны, а объекты больших размеров (здания и др.)— действием избыточного давления.

Слайд 15

2 . Световое излучение: длится несколько секунд и вызывает сильные пожары на местности и ожоги у людей. Защита : любая преграда, дающая тень. Поражающие факторы ядерного взрыва:

Слайд 16

Световое излучение ядерного взрыва — это видимое, ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, действующее в течение нескольких секунд. У личного состава оно может вызвать ожоги кожи, поражение глаз и временное ослепление. Ожоги возникают от непосредственного воздействия светового излучения на открытые участки кожи (первичные ожоги), а также от горящей одежды, в очагах пожаров (вторичные ожоги). В зависимости от тяжести поражения ожоги делятся на четыре степени: первая —покраснение, припухлость и болезненность кожи; вторая —образование пузырей; третья — омертвление кожных покровов и тканей; четвертая — обугливание кожи.

Слайд 17

Поражающие факторы ядерного взрыва: 3. Проникающая радиация - интенсивный поток гамма- частиц и нейтронов, длящийся в течение 15-20 сек. Проходя через живую ткань, вызывает быстрое ее разрушение и смерть человека от острой лучевой болезни в самое ближайшее время после взрыва. Защита: укрытие или преграда (слой грунта, дерева, бетона и т. д.) Альфа-излучение представляет собой ядра гелия-4 и может быть легко остановлено листом бумаги. Бета-излучение это поток электронов, для защиты от которого достаточно алюминиевой пластины. Гамма-излучение обладает способностью проникать и в более плотные материалы.

Слайд 18

Поражающее действие проникающей радиации характеризуется величиной дозы излучения, т. е. количеством энергии радиоактивных излучений, поглощенной единицей массы облучаемой среды. Различают экспозиционную и поглощенную дозу. Экспозиционную дозу измеряют в рентгенах (Р). Один рентген — это такая доза гамма- излучения, которая создает в 1 см3 воздуха около 2 млрд. пар ионов.

Слайд 19

Снижение поражающего действия проникающей радиации в зависимости от защитной среды и материала

Слайд 20

4 . Радиоактивное заражение местности: возникает по следу движущегося радиоактивного облака при выпадении из него осадков и продуктов взрыва в виде мелких частиц. Защита: средства индивидуальной защиты(СИЗ). Поражающие факторы ядерного взрыва:

Слайд 21

В очаге радиоактивного заражения местности категорически запрещается:

Слайд 22

5 . Электромагнитный импульс: возникает на короткий промежуток времени и может вывести из строя всю электронику противника (бортовые компьютеры самолета и т. д.) Поражающие факторы ядерного взрыва:

Слайд 23

Утром 6 августа 1945 г. над Хиросимой было ясное, безоблачное небо. Как и прежде, приближение с востока двух американских самолетов (один из них назывался Энола Гей) на высоте 10-13 км не вызвало тревоги (т.к. каждый день они показывались в небе Хиросимы). Один из самолетов спикировал и что-то сбросил, а затем оба самолета повернули и улетели. Сброшенный предмет на парашюте медленно спускался и вдруг на высоте 600 м над землей взорвался. Это была бомба "Малыш". 9 августа еще одна бомба была сброшена над городом Нагасаки. Общие людские потери и масштабы разрушений от этих бомбардировок характеризуются следующими цифрами: мгновенно погибло от теплового излучения (температура около 5000 градусов С) и ударной волны - 300 тысяч человек, еще 200 тысяч получили ранение, ожоги, облучились. На площади 12 кв. км были полностью разрушены все строения. Только в одной Хиросиме из 90 тысяч строений было уничтожено 62 тысячи. Эти бомбардировки потрясли весь мир. Считается, что это событие положило начало гонке ядерных вооружений и противостоянию двух политических систем того времени на новом качественном уровне.

Слайд 24

Атомная бомба "Малыш", Хиросима Виды бомб: Атомная бомба "Толстяк", Нагасаки

Слайд 25

Виды ядерных взрывов

Слайд 26

Наземный взрыв Воздушный взрыв Высотный взрыв Подземный взрыв Виды ядерных взрывов

Слайд 27

основной способ защиты людей и техники от ударной волны - укрытие в канавах, оврагах, лощинах, погребах, защитных сооружениях; от прямого действия светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад. от воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ). Мероприятия по защите от ядерного оружия

Слайд 28

Мероприятия по защите от ядерного оружия

Слайд 29

Мероприятия по защите от ядерного оружия

Слайд 30

Вопросы для закрепления: Что понимают под термином «ОМП»? Когда впервые появилось ядерное оружие и когда было применено? Какие страны сегодня официально обладают ядерным оружием?

Слайд 31

Заполните таблицу « Ядерное оружие и его характеристики », основываясь на данных учебника ( стр. 47-58). Домашнее задание: Поражающий фактор Характеристика Продолжительность воздействия после момента взрыва Единицы измерения Ударная волна Световое излучение Проникающая радиация Радиоактивное заражение Электро-магнитный импульс

Слайд 32

Закон РФ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28 (в ред.ФЗ от 9.10.2002 № 123-ФЗ, от 19.06.2004 № 51-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ). Закон РФ «О военном положении» от 30.01.2002 № 1. Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в РФ». Постановление Правительства РФ от 23.11.1996 № 1396 «О реорганизации штабов ГОЧС в органы управления ГОЧС». Приказ МЧС РФ от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований». Методические рекомендации по созданию, подготовке, оснащению НАСФ – М.: МЧС, 2005. Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации ФЗ от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Наставление по организации и ведению ГО в городском районе (городе) и на промышленном объекте народного хозяйства. Журнал «Гражданская защита» № 3-10 за 1998 г. Обязанности должностных лиц ГО организаций. Учебник «ОБЖ. 10 класс », А.Т.Смирнов и др.М, «Просвещение»,2010г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. Ю.П.Подолян.10 класс . http://himvoiska.narod.ru/bwphoto.html Литература, Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 10 классе. «Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения».

«Современные средства поражения и их поражающие факторы.  Мероприятия по защите населения». Урок ОБЖ в 10 классе по разделу учебной программы " Гражданская оборона – составная часть обороноспособ...

Конспект к уроку по ОБЖ "Современные средства поражения и их поражающие факторы"

Конспект к уроку (лекция) по ОБЖ "Современные средства поражения и их поражающие факторы". Рассчитан на 2 урока....

Конспект урока по теме: «Современные средства поражения, их поражающие факторы. Химическое оружие».

Конспект к уроку-беседе по ОБЖ  «Современные средства поражения, их поражающие факторы. Химическое оружие». Рассчитан на одно занятие....

Конспект урока по теме: «Современные средства поражения, их поражающие факторы. Ядерное оружие».

Данный ресурс представляет собой иллистратвный материал к уроку ОБЖ. В нем представленны основные понятия, поражающие факторы и способы защиты....

Современные средства поражения, их характеристика, поражающие факторы

По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о современных средствах поражения, их характеристиках, поражающих факторах....