Здоровьесбережение на уроках ОБЖ в начальной школе
статья по обж по теме
Здоровьесбережение на уроках ОБЖ в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_na_urokakh_obzh_v_nachalnoy_shkole.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
« Здоровьесбережение на уроках ОБЖ»
Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только жалеть сил, времени, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
М. Монталь
Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. У детей не формируются умения и навыки здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.
Здоровый образ жизни – это поведение, стиль, способствующий укреплению, сохранению, и восстановлению здоровья.
Кроме того, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и пр.- школьника подстерегает множество опасностей.
Подтверждением этому служат печальные факты гибели и калеченье детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально опасными личностями.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь в ввиду, что не всегда сам ребенок, может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей и педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но оттого, как организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть и его будущее поведение.
Это говорит о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодического, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Я считаю, что важную роль в этом процессе может сыграть учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» или сокращённо – ОБЖ. Ведь главные цели и задачи курса это:
- Осознание ценности жизни каждого человека как уникального и неповторимого явления и стремление сохранить её в опасных ситуациях;
- Формирование понимания зависимости своей жизни от поведения, здорового образа жизни;
- Развитие умений и навыков, направленных на сохранение жизни, укрепление индивидуального здоровья, привычек здорового образа жизни.
Мониторинг здоровья, проведённый в нашей школе, выявил следующие показатели:
1 место – миопия (19%)
2 место – сколиоз и нарушение осанки (14 %)
3 место – желудочно-кишечный тракт (9,2)
Эти данные показывают, что около 42.2 % детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а также у учащихся не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки:
- Соблюдение режима дня
- Умение чередовать умственную и физическую нагрузку
- Регулярное и рациональное питание
- Двигательная активность
- Навыки личной гигиены
- Достаточный сон.
- Пребывание на свежем воздухе
Опираясь на изученные литературные источники и данные школы, я пришла к выводу, что проблемы по сохранению здоровья учащихся, выработки устойчивой мотивации на здоровый образ жизни- были, есть и будут актуальными для каждого ученика. Идея формирования здорового образа жизни находит своё отражение на уроках ОБЖ. В своей работе я применяю следующие технологии:
- Личностно – ориентированные
- Игровые
- Технологии проблемного обучения
- Развивающие технологии
Все эти технологии можно отнести к ЗСТ.
Использование ЗСТ даёт нам:
- Повысить результаты обучения и воспитания.
- Вести учёт индивидуальных и интеллектуальных способностей учащихся.
- Недопустимость чрезмерной перегрузки и утомляемости.
- Обеспечение комфортности, сотрудничества, психологической «раскрепощённости» в классе, направленной на поддержание, укрепление и сохранение здоровья.
- Формирование навыков ЗОЖ.
- Исключение отрицательного влияния оценки на состояние здоровья.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока в наибольшей степени зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.
Важную роль в оздоровительной работе на уроках играет правильная организация учебной деятельности. Сюда я отношу:
- Строгое соблюдение режима урока.
- Правильная организация урока (построение урока с учётом диагностики, работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств ЗСТ и т.д.).
- Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, воздушный режим, цветовое оформление).
Правильная организации обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает учащимся осознать важность сохранения здоровья.
На этих уроках учащиеся получают знания о своём организме, о режиме дня, личной гигиене.
У детей формируются умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма. Уроки ОБЖ помогают понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепкими, сильными, что во многом здоровье зависит от самих учащихся.
Цель таких уроков: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Предлагаю упражнения, которые целесообразно проводить на разных этапах урока.
В начале урока выполняются следующие упражнения.
- « Растирание ушных раковин и пальцев рук». Цель: активизирует все системы организма.
Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями.
- « Ленивые восьмёрки». Цель: активизировать структуры, обеспечивающие запоминание, повышение устойчивости внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза: сначала одной рукой, потом - другой, затем – сразу обеими руками.
Снять напряжение во время урока помогут следующие упражнения.
1. « Дыхательная гимнастика». Цель: гармонизировать деятельность дыхательной, нервной сердечнососудистой систем.
Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
2. « Поза дерева». Цель: снимает статическое напряжение позвоночника.
Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представьте себя деревом. Организм, как дерево наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживайте позу 15-20 минут. Это упражнение можно выполнять стоя.
- « Тренаж со зрительными метками». Цель: снять зрительное напряжение
В четырёх углах класса фиксируются сюжетные картинки. Это могут быть картинки из народных сказок, былин, пейзажи. Вместе картинки составляют комплекс. Под каждой картинкой помещается одна из цифр: 1-2-3-4.Все учащиеся принимают положение свободного состояния. По команде учителя 1-2-3-4 начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется:4-3-2-1-;1-3; 4-2 и т.д. При этом учащиеся совершают синхронное движение глазами, головой, туловищем. Дети должны увидеть все четыре сюжета и ответить на вопрос учителя. Продолжительность тренажа 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, а также способствует развитию зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, реакции в экстремальных ситуациях.
В конце работы на уроке выполняются упражнения на релаксацию. Цель: обрести спокойствие и уверенность.
- Релаксация «Медуза» снимает психофизическое напряжение
Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде, (выполняется под спокойную музыку).
- Остановить бег мыслей в голове
- Сказать добрые слова друг другу.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души»
Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе» направлено на снятие напряжения. В природе есть солнце. Оно светит всем и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза и представьте в своём сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который сеет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несёт мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем- всем. ( Руки в стороны перед собой).
Задача оздоровительных пауз – дать знания, формировать умения, навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления здоровья.
Народная мудрость гласит « здоровье всему голова» и поэтому, проводя уроки ОБЖ, я стараюсь учитывать, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную, оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки-упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Уроки ОБЖ включают не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.
Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной активной деятельности.
Помогают мне в этом нетрадиционные уроки:
- Урок- КВН
- Урок-путешествие
- Урок-игра
- Урок-викторина
- Урок-лекция
- Урок - «деловая игра»
- Урок-творчество
Для мотивации важно обеспечит успех первого занятия, я задаю детям несколько вопросов, ответы на которые подтвердили их здоровые привычки. Это приносит им радость и вызывает интерес к дальнейшим занятиям. Отмечаю их искренность, умение улыбаться. Дарю детям листики- карточки с добрыми словами, например: « Ты добрый человек». Они очень радуются этим словам. Здесь на поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не реагирую отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность неуверенность в себе, рождает неискренность. Нужно иметь терпение и уважение к самым неожиданным ответам. В конечном итоге занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости, радости и желания прийти на занятие снова.
Использование валеологического компонента и ЗСТ на уроках ОБЖ привело к положительным результатам:
- Резко снизился уровень утомляемости;
- Сократилось количество простудных заболеваний;
- Наблюдается стабилизация развития миопии;
- Повысилась мотивация учения;
- Наблюдается повышение качества обученности.
Список использованной литературы:
- Антропова М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности, М.,1986г
- Зайцев Г.К. Школьная валеология, С-П.,2001г.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. С-П.,2002г.
- Левитес Д.Т.Практики обучения, современные образовательные технологии,2001г.
- Селевко Т.К.Современные образовательные технологии, СП..2002г.
- Афанасенко В.В., Черкесов Ю.Т. Валеология, 2001 г., «Сопряженное взаимозависимоеразвитие физических и интеллектуальных способностей и оздоровление человека на мотивационной основе».
- Фроленко Т.В. Начальная школа , 2000г.,№7,стр.,48,Валеологическая организация учебной деятельности на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Способы организации дифференцированной работы на уроке по УМК " Начальная школа ХХI века"
В статье предложены варианты организации работы над разноуровневыми заданиями....
Воспитание патриотизма на уроках математики в начальной школе.
Краеведение как средство патриотического воспитания. Использование задач краеведческого характера на уроках математики....
Формирование УУД на уроках технологии в начальной школе.
В ходе работы над формированием универсальных учебных действий у учащихся начальной школы были созданы разработки уроков по данному направлению. Этот материал является тезисным, отправной точкой в ход...
План-конспект открытого урока в 1 классе в рамках городского семинара-практикума по теме "Преемственность в физическом воспитании и здоровьесбережению детей в ДОУ и начальной школе"
План-конспект был разработан для открытого урока городского семинара-практикума. Урок был проведен 11марта 2009г., для инструкторов физической культуры ДОУ и учителей ФЗК, преподающих в начальной школ...
Учебный проект: «Формирование компетентности здоровьесбережения на уроках математики в средней школе» 1) Тема проекта: «Математика здоровья»
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из...
Здоровьесбережение на уроках истории в коррекционной школе VIII вида
Здоровьесбережение на уроках истории в коррекционной школе VIII вида...
Методическая разработка модульного курса «Реализация технологии здоровьесбережения на уроках информатики в современной школе»
В статье представлена программа модульного курса, который может помочь современному учителю поднять вопросы здоровьесбережения в процессе преподавания информатики в основной школе. Разработанная...