Боевые традиции русской армии
статья по обж (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Боевые традиции русской армии.
«Потомство мое – бери с меня пример – горжусь, что я Россиянин» А.В. Суворов.
На протяжении своей жизни человек занимается различными видами деятельности, в том числе и воинской. Воинская деятельность специфична по своей структуре и целям. Китайская пословица гласит: «Корми солдата тысячу дней, чтобы использовать его один час». Результат воинской деятельности в мирное время – боеспособность и боеготовность войск, в военное время разгром агрессора.
Константин Симонов назвал войну самой тяжелой в жизни работой. Эту мысль подтвердил и писатель Евгений Носов, показавший что такое труд солдата: «долго идти, тяжело нести, изо всех сил толкать», «копать хлипкой лопатой», «мерзнуть, зуб на зуб не попадая, переносить сырость, дождь, жару». Такая работа по плечу лишь сильным, закаленным физически и морально.
Военные авторитеты многих стран также указывали на зависимость боевых успехов от духовного состояния войск. Наполеон Бонапарт утверждал, что во всяком боевом деле три четверти успеха зависит от нравственной стороны и лишь одна четверть от материальной.
Однако есть у наших воинов еще один ресурс, самый загадочный для наших недругов, - это дух воинства, любовь к Родине, его вера в победу. Эти качества уже много веков передаются из поколения в поколение. Российский патриотизм является прямым наследником героических дел предков. Он опирается на национальные традиции народа в борьбе аз свободу и независимость Отечества.
Без исторической памяти невозможно представить успешное формирование патриотических чувств у учащихся. Поэтому считаю очень важным, чтобы граждане России хорошо знали военную историю нашего народа. Современная программа по ОБЖ позволяет добиться этого.
В основе воинской деятельности и боевых традиций русской армии лежали три основополагающих нравственных понятий – «патриотизм», «воинская честь» и «воинский долг». В традиционно многонациональном составе русского офицерского корпуса национализм считался дурным тоном – как «привнесение обывательских настроений».
В первой десятке награжденных высшим воинским орденом – Святого великомученика и Победоносца Георгия: подполковник Ф.Ф. Фабрициан, генералы П.Г. Племянников, Н.В. Репнин, Ф.В. Боур, «русский Ахилл» Отто-Адольф Вейсман (армия называла Оттон Иванович). В историю вошли слова сподвижника А.В. Суворова генерал-майора Вильгельма Христофоровича Дерфельдена сказанные во время военного совета в Муттенской долине (Итальянский поход): «Веди нас, отец, я ручаюсь за неизменную храбрость и беспрекословное самоотвержение войск, готовых безропотно идти, куда поведешь нас ты, великий полководец. Мы – русские, и с божьей помощью все сделаем».
В «Традициях лейб-гвардии Семеновского полка» было написано: «В офицерском сознании идти в атаку на пулеметы или батарею, стреляющую картечью, было делом совершенно естественным, от офицерского долга проистекающим».
Отсюда вполне естественными становятся слова генерал-майора артиллерии графа Сиверса сказанные при взятии турецкой крепости Журжа в 1810 году: «Мера опасности… Вы сами знаете её. Она чрезвычайно высока, и я не могу посылать на верную смерть солдата. Иное дело мы -каждый из нас сознательно выбирал свой жизненный путь …».
Конечно, не дело генералов вставать во главе атакующих порядков, но знать кого на это место поставить. Однако каждодневно рискуя жизнью на войне солдаты хотят быть утверждены, что в бой их ведет человек не уступающей им в храбрости, и что когда придет минута, он не помедлит занять место в голове наступающих.
Так поступали в нужный момент генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский при Ларге, П.Б. Багратион под Прейсиш-Эйлау, П.В. Волконский в Аустерлицком сражении.
Очевидец Бородинского сражения напишет: «Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки – все стремилось в сей день к истреблению и сокрушению жизней. Смерть летала по всем рядам и покрывала землю кровью и мертвыми телами. Чугун и железо, сии металлы переживающие, оказались недостаточными к дальнейшему применению людей. Ужасный стон умирающих и борющихся со смертью приводит в содрогание саму природу. Звук мечей, восклицание побеждающих, ржание и топот лошадей, крики командования на разных языках придавали этой ужасной картине вид, какой перо описать не в силах …».
Командующий второй русской армией генерал от инфантерии М.Б. Барклай-де-Толли появлялся в самых опасных местах в центре русских позиций. Четыре лошади пали под ним. Все адъютанты его за исключением А.Н. Сеславина (в чьей храбрости нельзя сомневаться) были убиты или ранены. Начальник Николаевской академии Генштаба М.И. Драгомиров подчеркивал значение лично примера начальника, готового «в тяжелые минуты с солдатами поделить последний сухарь», «могучим средством, побуждающим безропотно переносить лишения».
Начальник артиллерии русской армии генерал А.И. Кутайсов перед Бородинским сражением отдал приказ: «… Артиллерии жертвовать собой. Пусть возьмут нас с пушками, но последний картечный выстрел в упор».
Наполеон Бонапарт после сражения отмечал убийственный огонь русской артиллерии. Лишь смерть в самом начале сражения когда Кутайсов возглавил контратаку на батарею Раевского помешала нашим артиллеристам действовать с большей эффективностью. Генералиссимус А.В. Суворов требовал от своих подчиненных: «Сам погибай, а товарища выручай». Этот девиз был основой боевого братства русских войск.
Император Наполеон после «битвы народов» под Лейпцигом в октябре 1813г. в приказе по армии отметил подвиг Георгиевского кавалера ефрейтора лейб-гвардии пехотного Финляндского полка Леонтия Коренного, спасшего в сражении раненых офицеров батальона и израненным попавшим в плен.
Георгиевский кавалер назывался героем, образцом для французских гренадеров, не раз удивлявших противника своим геройством на полях сражений. И был освобожден из плена как только был способен передвигаться. За свой подвиг Л. Коренной был сразу произведен в подпрапорщики – редкостный случай в русской армии.
Генерал-лейтенант М.Г. Ефремов не вошел в плеяду полководцев Великой Отечественной войны, которые довели своих солдат до победы. Он остался в истории войны как командующий 33 армией, героем Ржевско – Вяземской операции.
33 армия в окружении вела активные боевые действия с февраля по апрель 1942 горда при десяти, а в отдельные моменты и в двадцати кратном превосходстве врага. Современные исследователи отмечают высокий дух стойкости в армии. Ни свидетельства выживших, ни немецкие трофейные документы не обнаруживают не одного факта коллективной сдачи в плен.
9 апреля Ставка Верховного Главнокомандования прислала за генералом Ефремовым самолет. Однако он отказался бросить солдат, отправив на самолете знамена армии, чтобы они не достались врагу. Офицеру связи сказал: «Командовал войсками армии в окружении, и если случится и умирать буду с бойцами». При попытке выхода из окружения, чтобы не попасть в плен генерал-лейтенант Ефремов М.Г. застрелился.
Восхищенные мужеством немецкое командование с воинскими почестями захоронили героя. Немецкий генерал обратился к своим солдатам: «Сражайтесь за Германию, так как сражался Ефремов за свою Россию».
В августе 2011 жители г. Таруса поставили на Соборной площади памятник своему земляку и написали на нем: «Не предавшему Родину и солдат».
Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг., после сражения у Лаояна, произошёл такой случай. Русскому командованию стали крайне необходимы сведения о расположении частей противника. Добровольно вызвался пойти в разведку рядовой Василий Рябов. Он не знал ни китайского, ни японского языка, но хорошо владел подражанием. С помощью жестов, мимики, походки он мог копировать китайцев, чем и потешал неоднократно своих товарищей. Переодевшись в китайский халат, привязав к голове косу, солдат отправился в расположение противника. Японцы не разгадали русского разведчика, и Рябов уже возвращался к своим. Но вдруг японский офицер приказал ему напоить коня. Рябов услужливо выполнил приказ, но чем-то не угодил японцу. Тот дернул его за косу, которая оторвалась. Солдата судили как шпиона и приговорили к расстрелу.
Вскоре к разъезду 1-го Оренбургского казачьего полка подъехали японские парламентёры и передали в штаб Русской армии письмо из штаба Японской армии. Текст письма гласил: "Запасной солдат Василий Рябов, 33 лет, из охотничьей команды 84-го пехотного Чембарского полка, уроженец Пензенской губернии, Пензенского уезда, села Лебедевки, одетый, как китайский крестьянин, 17 сентября с.г. был пойман нашими солдатами в пределах передовой линии. По его устному показанию выяснилось, что он по изъявленному им желанию был послан к нам для разведывания о местоположении и действиях нашей армии и пробрался в нашу цепь 14 сентября через Янтай, по юго-восточному направлению.
После рассмотрения дела установленным порядком Рябов приговорён к смертной казни. Последняя была совершена 17 сентября ружейным выстрелом. Доводя об этом до сведения Русской армии, наша армия не может не высказать наше искреннейшее пожелание уважаемой Русской армии, чтобы последняя побольше воспитывала таких истинно прекрасных, достойных полного уважения воинов, как означенный рядовой Рябов. На вопрос, имеет ли что сказать перед смертью, он ответил: "Готов умереть за Царя, за Отечество, за Веру". На предложение: мы вполне входим в твоё положение, обещаемся постараться, чтобы ты так храбро и твёрдо шёл на подвиг смерти за царя и отечество, притом, если есть, что передать твоим от тебя, пусть будет сказано. Он ответил: "Покорнейше благодарю, передайте, что было…" - и не мог удержаться от слёз. Перекрестившись, помолился долго в четыре стороны света, с коленопреклонениями, и сам вполне спокойно стал на своё место. Присутствовавшие не смогли удержаться от слёз. Сочувствие этому истинно храброму, преисполненному своего долга, примерному солдату достигло высшего предела. С почтением. Капитан штаба Японской армии. .
Подвиг героя не был забыт. В 1910 году его прах перевезли из Маньчжурии на Родину, в с. Лебедевку Пензенской губернии, и похоронили у школы, которой присвоили имя Рябова. Семье выдали тысячу рублей, а его детей устроили в казенные учебные заведения. Солдат был навечно зачислен в списки полка, как сказано в приказе: "В назидание потомству".
Требования к чести Боевого Знамени и Военно-Морского флага были лаконично сформулированы еще императором Петром I: «Ни при каких обстоятельствах не спускать флаг перед неприятелем. Воспитанные в этом духе русские моряки действовали так, что позже адмирал С.О. Макаров мог сказать: «Русским морякам лучше всего удавались операции абсолютно невыполнимые».
В Севастополе на Матросском бульваре стоит памятник с лаконичной подписью: «Казарскому потомству. Потомству в пример».
14 мая 1829 г. капитан-лейтенант А.И. Казарский на бриге «Меркурий» выиграл бой с двумя турецкими линейными кораблями «Селиме» и «Реал – Бей» с более чем тридцатикратным преимуществом бортового залпа. В отчете о сражении Казарский писал: «Имея честь донести …, о деяниях вверенного мне брига, я не имею ни слов, ни возможностей описать жара сражения. А еще менее выразить отличную храбрость и усердие офицеров и команды, коих мужеством и расторопностью спасен российский флаг и бриг от неизбежной гибели».
Победа «Меркурия» была настолько фантастична, что некоторые знатоки военно-морского искусства отказывались в это верить. Английский историк Ф. Джейн, узнав о произошедшем сражении, заявил: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как «Меркурий», вывело из строя два линейный корабля».
10 февраля 1904 года на всех иностранных военных кораблях ,стоявших в порту Чемульпо восхищенные подвигом крейсера «Варяг» идущим в бой с японской эскадрой контр-адмирала Уриу играли гимн Российской империи, а выстроившиеся команды приветствовали идущих на верную смерть героев. В этом неравном бою русские моряки под командованием В.Ф. Руднева вывели из строя два крейсера и потопили миноносец.
5 июня 1942 года торпедная атака подводной лодки «К-21» под командованием капитана третьего ранга Н.А. Лунина линкора «Тирпиц» изменила ход морской войны на северном театре военных действий.
В европейских армиях XVIII – XIX веков, армия считалась не сломленной морально, если потери в сражении не превышали 20%. Начальник генерального штаба русской армии генерал Н.П. Михневич приводит следующие примеры: 1790 г. – штурм Измаила, потери русских 60%, 1758 г. сражение при Цорндорфе – 49%, 1812 г. Бородино – 35%. Во всех перечисленных сражениях боевые действия отличались стойкостью и решительностью. «Доблестные войска могут иметь большие потери, но они не будут разбиты» подчеркивал генерал. Достойны славы предков стали бойцы и командиры 6 роты 104 полка 76 Гвардейской дивизии ВДВ.
В Аргунском ущелье в марте 2000 г. более суток 90 человек личного состава сдерживали более 2 тысяч боевиков. 84 героя десантника погибли, однако многократно превосходивший по численности враг не смог выполнить своей боевой задачи. Более 500 боевиков остались на поле боя.
В западноевропейских флотах и армиях издавна практиковалось вознаграждение матроса и солдата деньгами за успех в боевых действиях. Вопрос о введении такого рода вознаграждения в русском флоте однажды был поднят Морским Министерством. Адмиралу Макарову было предложено высказаться по этому поводу. Он резко возразил против чуждых новшеств и написал прекрасные слова в честь рядового солдата своей Родины: «Русский воин идет на службу не из-за денег, он смотрит на войну, как на исполнение своего священного долга, к которому он призван судьбой, и не ждет денежных наград за свою службу. Отучать его от этих правил – значит подкапывать тот принцип, на которых зиждется вся доблесть русского солдата». Закончить же повествование можно словами А.С. Пушкина: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ОБЖ "Боевые традиции ВС России"
Краткое описание истории создания Боевого Знамени воинской части. Воспитание чувства гордости за свою Родину....
Научно-исследовательская работа. «Боевые и нравственные традиции русского народа».
В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его с...
Воспитание военнослужащих на боевых традициях вооруженных сил России
материал для воспитателей...
Дружба, воинское товарищество - славная боевая традиция Российской армии и флота, основа боеготовности частей и подразделений
Конспект урока ОБЖ в 10 классе. Слайды для Вашего выбора - на http://yadi.sk/d/x3ywmmMjDSiyq...
Методическая разработка "Боевые традиции ВС РФ. Дни Воинской Славы"
Методическая разработка урока по теме: "Боевые традиции ВС РФ.Дни воинской Славы". Героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия ...
Боевые традиции ВС РФ. Дни Воинской Славы. (Методическая разработка)
На занятии закрепляются знания по дням Воинской Славы, использованы разнообразные формы работы....
Истоки боевых традиций белорусской армии
Воин, солдат, защитник Родины—эти слова уходят в прошлое нашей любимой синеокой Беларуси. Славяне—мирные и гостеприимные народы, но не единожды за всю историю нашим предкам приходилось бра...