Методические рекомендации по проведению Дня защиты детей в школе
методическая разработка по обж по теме
Методические рекомендации по проведению Дня защиты детей в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_zashity_detey.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению «Дня защиты детей»
в образовательных учреждениях
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с требованиями Постановлений Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Организационно-методических указаний МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы», в апреле-мае в учебных заведениях общеобразовательных и начального профессионального образования проводится «День защиты детей».
Одновременно ДЗД является объектовой тренировкой по гражданской обороне. ДЗД организуется и проводится руководством учебного заведения во главе с директором. Практическая направленность и соревновательный характер мероприятия «Дня защиты детей» способствует формированию у учащихся навыков распознания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе, выработке умения защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само- и взаимопомощь. Вместе с тем «День защиты детей» призван служить развитию Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности».
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»
Основными целями и задачами «Дня защиты детей» являются:
- всесторонняя проверка готовности учебного заведения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности персонала и учащейся молодежи в чрезвычайных ситуациях и по гражданской обороне;
- выработка у руководящего состава учебных заведений практических навыков по оперативному принятию обоснованных решений и умения осуществлять управление мероприятиями по защите учащихся и постоянного состава в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование учащимися практических навыков, полученных в процессе обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- воспитание у учащихся уверенности в эффективности мероприятий ГО и убежденности в необходимости принимать в них участие;
- формирование и развитие у преподавателей и учащихся высоких морально-психологических качеств и, в первую очередь, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
- пропаганда передового опыта организации и осуществления учебного процесса по курсу ОБЖ и методического мастерства учителей, преподающих этот предмет, а также Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности».
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЯ
«ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»
Успех проведения ДЗД во многом зависит от его заблаговременной подготовки, правильного распределения обязанностей между организаторами ДЗД, четкого руководства и качества разработки документов на его проведение.
К руководящему составу учебного заведения относятся: руководитель гражданской обороны – директор, его заместители, начальник штаба ГО и командно-начальствующий состав (КНС) формирований (там, где они созданы).
За месяц до ДЗД необходимо провести командно-штабное учение (КШУ) с целью выработки навыков у руководящего состава в проведении мероприятий в области защиты от ЧС и по ГО, подготовки органов управления учебного заведения к выполнению комплекса поставленных задач.
Командно-штабное учение может проводиться в виде служебного совещания или педагогического совета.
При выборе темы КШУ (приложение №3) необходимо учитывать специфику учебного заведения, возможность возникновения различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также руководствоваться рекомендациями территориальных штабов по делам ГОЧС или управлений образования.
Лучшее время для проведения ДЗД – апрель-май. К этому периоду завершается учащимися программа курса ОБЖ. По срокам проведения ДЗД должен совпадать со временем проведения плановой ежегодной объектовой тренировки.
Организованное содержательное проведение ДЗД невозможно без тщательного и продуманного планирования всего комплекса мероприятий. Все необходимые документы разрабатываются штабом ГО под руководством директора с привлечением актива учебного заведения.
Основные мероприятия в ДЗД планируются как общие для всего личного состава учебного заведения, так и раздельные – дифференцированно с постоянным составом и учащимися по возрастным группам.
На подготовку ДЗД следует отводить не менее месяца. В этот период штаб ГО учебного заведения активизирует пропаганду курса ОБЖ, используя при этом устные выступления; стенную печать, теле- и радиоузел, учебные видео- и кинофильмы. Обновляется наглядная агитация, оборудуются тематические выставки.
Проводится работа, направленная на повышение качества подготовки постоянного состава, совершенствование обучения учащихся.
В подготовительный период целесообразно провести педагогический совет, на котором рассмотреть состояние ГО в широком плане, определить конкретные задачи и назначить ответственных за подготовку и проведение всех мероприятий, содержание и объем разрабатываемых документов.
К отрабатываемым документам относятся:
Приказ руководителя ГО учебного заведения «О подготовке и проведении ДЗД» (приложение №1);
- План проведения ДЗД (приложение №2).
Узловые вопросы подготовительной работы должны постоянно находиться в поле зрения директора – руководителя ГО учебного заведения. По его инициативе усилиями педагогов и учащихся в учебном заведении совершенствуется учебно-материальная база (УМБ). Посильное участие в этом могут принимать родители и шефские организации. Основными практическими мероприятиями, проводимыми в этот день могут быть:
- сбор руководящего состава;
- учебные эвакуационные мероприятия;
- действия по сигналу оповещения «Внимание всем!» и информации ГО о радиоактивном заражении местности, заражении сильнодействующими ядовитыми веществами, о возникновении стихийного бедствия, угрозе взрыва и т.д.;
- герметизация помещений;
- изготовление простейших средств защиты органов дыхания и тренировки в приспособлении повседневной одежды к защите от радиоактивной пыли и отравляющих веществ;
- открытые и показные мероприятия;
- мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся;
- встречи с ветеранами войны, работниками по делам ГОЧС, УВД, ГАИ, ликвидаторами аварии на чернобыльской АЭС, представителями аварийно- и поисково-спасательных служб и т.д.;
- тренировки в работе с приборами РХР и дозиметрического контроля;
- тренировки по оказанию первой само- и взаимопомощи;
- викторины, соревнования по прикладным видам физической культуры, спортивные эстафеты, военно-спортивные игры, походы и т.д.
Всех учащихся школ в процессе подготовки целесообразно разделить на три возрастные группы (1-4, 5-8, 9-11 классы) и своевременно довести до каждой перечень мероприятий, в которых данная группа участвует, их содержание, место и время проведения.
Мероприятия для первой возрастной группы:
- викторина «Условия безопасного поведения учащихся»;
- тренировки по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».
Мероприятия для второй возрастной группы:
- викторина по разделу «Безопасность и защита человека в ЧС»;
- показное практическое занятие по действиям учащихся в ЧС»;
- соревнования по оказанию первой медицинской помощи.
Мероприятия для третьей возрастной группы:
- открытые и показательные уроки по разделам «Безопасность и защита человека в ЧС» и «Основы подготовки к военной службе» курса ОБЖ;
- соревнования по оказанию первой медицинской помощи;
- военизированная эстафета;
- соревнования по прикладной физической культуре.
Исходя из местных условий и возможностей учебного заведения могут проводиться и другие мероприятия.
Подход в организации мероприятий для каждой возрастной группы должен носить дифференцированный характер.
Для учащихся учебных заведений начального профессионального образования деление на возрастные группы рекомендуется не делать.
Главными условиями успешного проведения ДЗД являются:
- разнообразие форм и методов проведения мероприятий, создание атмосферы праздника;
- максимальное насыщение практическими мероприятиями, состязательный характер;
- борьба за право называться лучшим классом (группой) по курсу ОБЖ;
- правильный выбор времени (все запланированные мероприятия должны проводиться без нарушения учебного процесса).
При проведении мероприятий ДЗД предусматриваются необходимые меры по обеспечению безопасности учащихся и медицинский контроль.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»
«День защиты детей» целесообразно начинать со сбора руководящего состава учебного заведения до начала занятий первой смены. При этом директор доводит порядок проведения ДЗД, заслушивает доклады своих заместителей о готовности постоянного состава и учащихся к проведению мероприятий, предусмотренных планом (приложение №2).
Для введения в обстановку преподавателей (классных руководителей) и постановки задач используются перемены между занятиями.
Учащиеся получают информацию о мероприятиях ДЗД от преподавателей или через радиоузел.
Открытие ДЗД обычно проводится до начала первого урока и начинается торжественной линейкой (если ее организовать невозможно, то проводится радиолинейка, а общешкольный сбор проводится на большой перемене или после занятий первой смены).
Руководящий состав учебного заведения действует от начала и до конца учений, отрабатывая все вопросы, предусмотренные планом.
Весь личный состав учебного заведения (педагогический состав, технический персонал, учащиеся) активно участвуют во всех основных мероприятиях.
Важное значение в мероприятиях ДЗД должно быть отведено отработке действий персонала и учащихся по предусмотренному сигналу «Внимание всем!» и последующим речевым информациям. Подача сигнала «Внимание всем!» осуществляется в зависимости от технического оснащения учебного заведения (радиоузел, прерывистые сигналы звонка и т.п.). При этом руководство учебного заведения осуществляет контроль за прохождением учебного сигнала и его своевременным доведением до исполнителей. Сигнал «Внимание всем!» целесообразно подавать при отработке одного из разделов «Плана гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное время», например проведения эвакомероприятий.
В течение дня в учебном заведении во всех классах (группах) проводятся занятия согласно общему расписанию.
Викторины. По своему содержанию они должны быть тематическими. Все вопросы викторины не превышают объема программы соответствующего класса (группы). Для ее организации назначается жюри из трех человек (учитель, медицинский работник, активист-старшеклассник), а класс (группа) разделяется на команды. По окончании викторины объявляются команды-победители, им вручаются призы, памятные подарки, сувениры или грамоты.
Открытые уроки. Занятия по ОБЖ в третьей возрастной группе в этот день проводятся открытыми. На них, как правило, присутствуют работники органов народного образования и гражданской обороны, приглашенные гости. Уроки ведут опытные преподаватели, прошедшие подготовку в учебно-методическом центре по ГОЧС.
Тренировки по разделу «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях». Такие тренировки проводятся с учащимися первой возрастной группы на уроках, предусмотренных расписанием, или во внеурочное время методом практических занятий. На тренировках под руководством преподавателей учащимися отрабатываются навыки пользования простейшими средствами защиты органов дыхания и принимаются зачеты. Организуется изготовление ватно-марлевых повязок. Учащиеся третьей возрастной группы сдают нормативы ГО в соответствии с программой.
Соревнования по оказанию первой медицинской помощи позволяют совершенствовать приобретенные теоретические навыки. Они проводятся, как правило, во внеурочное время. Для учащихся третьей возрастной группы устанавливаются следующие этапы: оказание первой медицинской помощи при различных видах травм; оказание первой медицинской помощи при массовых поражениях; оказание помощи «утопающему»; оказание первой помощи при ожогах, отморожениях, солнечных и тепловых ударах.
Соревнования по прикладной физической культуре – действенная часть мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и развитию общей выносливости у учащейся молодежи. Во внеурочное время проводится комбинированная эстафета с элементами выполнения различных упражнений программы ОБЖ.
Во внеурочное время могут проводиться смотры художественной самодеятельности, строевые песни, тематические встречи, мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся.
Заканчивается «День защиты детей» подведением итогов, которые целесообразно спланировать раздельно: с учащимися младших классов (групп) - после завершения намеченных для проведения с ними мероприятий; с учащимися средних и старших классов (групп) - после выполнения всего плана мероприятий ДЗД; с педагогическим коллективом и техническим персоналом - в конце рабочего дня с заслушиванием ответственных должностных лиц, разбором и анализом ошибок и недостатков, допущенных в ходе ДЗД, поощрением отличившихся.
Данные рекомендации являются примерными. В зависимости от подготовки учащихся, учебно-материальной базы, помощи местных организаций мероприятия и порядок их проведения могут быть другими. Важно, чтобы они отвечали требованиям защиты детей в ЧС, которые могут возникнуть в учебном заведении в мирное и военное время.
Приложение №1
П Р И К А З
Руководителя ГО МОУ СОШ № ____
«__» ___________200___ г.
О подготовке и проведении
«Дня защиты детей» в МОУ СОШ №
Согласно плану подготовки школы и учащихся по гражданской обороне «__» ___________200___ г. провести «День защиты детей». Для обеспечения высокой организованности, качественного и поучительного проведения всех мероприятий, -
Приказываю:
- Основными целями проведения «Дня защиты детей» считать:
- формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств;
- воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и убежденности в необходимости принимать в них участие;
- пропаганда боевых и трудовых традиций России, ее Вооруженных Сил, Гражданской обороны;
- формирование и развитие у учащихся высокого чувства долга и ответственности за порученное дело, мужества, отваги, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, взаимной выручки, физической выносливости, постоянной готовности самоотверженно выполнять спасательные работы.
- Главными задачами «Дня защиты детей» считать:
- совершенствование у учащихся и педколлектива теоретических знаний и практических навыков по действиям в чрезвычайных ситуациях;
- практическая проверка готовности учащихся действовать в экстремальных ситуациях;
- сплочение коллектива учащихся школы.
- К участию в «Дне защиты детей» привлечь:
- руководящий и педагогический коллектив школы;
- учащихся всех классов (1-11-х).
4. Назначить общешкольную комиссию по проведению «Дня защиты детей» и подкомиссии (жюри) по проведению соревнований, эстафет, викторин и конкурсов в составе:
Общешкольная комиссия:
Председатель – директор школы;
Заместитель председателя – заместитель директора.
Члены комиссии:
Организатор внеклассной воспитательной работы;
Преподаватель-организатор ОБЖ;
Вожатая;
Учитель физвоспитания;
Представитель старших классов.
Подкомиссия (жюри) по проведению эстафеты:
Председатель –
Члены подкомиссии:
Заместителю председателя общешкольной комиссии и председателям жюри до
________________ 200___г. разработать судейскую документацию и ознакомить всех членов комиссии, жюри с порядком проведения соревнований, тренировок.
5. Подготовку руководящего и командно-начальствующего состава будет проводить лично согласно прилагаемому расписанию. Занятия с учащимися по изучению отдельных элементов эстафеты в период с ___ по ____ 200___г. провести __________________________.
6. Преподавателю-организатору ОБЖ в период с ___ по ____ 200___г. провести с учащимися тренировки по выработке умения пользоваться средствами индивидуальной защиты.
7. Организатору внеклассной работы до ________________ 200___г. разработать и представить на утверждение план проведения «Дня защиты детей».
8. Заместителю директора по хозяйственной части до ________________ 200___г. обеспечить имуществом проводимые мероприятия.
9. До ________________ 200___г. преподавателю физической культуры подготовить маршруты следования и разметку местности для проведения «Дня защиты детей».
10. Классным руководителям до ________________ 200___г. провести классные собрания «О задачах учащихся по подготовке и участию в Дне защиты детей». Ознакомить учащихся с мерами безопасности в ходе проведения мероприятий.
11. Дата общей готовности к «Дню защиты детей» ________________ 200___г.
12. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на организатора внеклассной работы.
Приказ объявить всему руководящему и преподавательскому составу школы.
Руководитель гражданской обороны ______________________________
Начальник штаба гражданской обороны ________________________
Приложение №2
УТВЕРЖДАЮ
директор школы – руководитель ГО
______________ ____________
(подпись) (фамилия)
« ___» ________________200___г.
П Л А Н
подготовки и проведения «Дня защиты детей» в МОУ средней школе № _____
_________________________ района ______________________________
№ п/п | Проводимые мероприятия | Время и место проведения | Кто проводит | Отметка о выполнении |
1 | Подготовительный период Изучение с администрацией школы, учителями младших классов и классными руководителями нормативных документов Министерства образования Российской Федерации, территориального органа управления МЧС РФ по вопросам подготовки учащихся по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» и задачи планов ГО на мирное и военное время. | директор- руководитель ГО (РГО) школы, начальник штаба ГО (НШГО) школы | ||
2 | Рассмотреть на служебном совещании при директоре вопросы: «О состоянии ГО в школе и задачах педколлектива по подготовке и проведению «Дня защиты детей». | директор- РГО школы | ||
3 | Определение состава участников, привлекаемых для подготовки и проведения «Дня защиты детей». | директор, НШГО школы пр-орг. ОБЖ, учитель физкультуры | ||
4 | Инструктивно-методическое занятие членов общественной комиссии и подкомиссий (жюри) по изучению положения, судейской документации и различных вариантов проведения мероприятий «Дня защиты детей». Корректировка плана проведения дня. | директор, НШГО школы, пр-орг. ОБЖ, учитель физкультуры | ||
5 | Отработка порядка и последовательности (сценария) «Дня защиты детей» с его организаторами, членами общешкольной комиссии и подкомиссии. | директор, ответственные за проведение дня | ||
6 | Организация и осуществление контроля за качеством занятий и тренировок по программе ОБЖ в 3-7-8 и 9-10-11 классах в период подготовки к «Дню защиты детей». | НШГО школы | ||
7 | Завершение подготовки педагогического состава и технического персонала по основным темам программы ГО. | НШГО школы | ||
8 | Организация и проведение занятий с лицами, назначенными на пункт выдачи противогазов. | НШГО школы | ||
9 | Подготовка имущества ГО, которое будет использоваться при проведении «Дня защиты детей». | НШГО школы | ||
10 | Изготовление простейших средств защиты органов дыхания, заготовка материала для проведения практических мероприятий. | классные руководители | ||
11 | Организация и проверка средств противопожарной защиты (ППЗ), | |||
12 | Разработка судейских документов для членов жюри и классных руководителей по проведению соревнований по ГО. | |||
13 | Связаться со штабом ГО района, ГАИ, ОППН, ОППНЖ, экологическим центром, службой противопожарной защиты с целью привлечения их к проведению мероприятий в ходе «Дня защиты детей». | НШГО школы | ||
14 | Приобрести и доставить в школу, организовать демонстрацию кинофильмов по темам: -«Человек в экстремальных ситуациях»; -«Действия человека в условиях заражения»; -«Коллективные средства защиты»; -«Оказание первой медицинской помощи пострадавшим». | НШГО школы | ||
15 | Объявить конкурс на лучшую стенную газету на тему: -«Окружающая природа и человек»; -«Экологические проблемы»; -«Чрезвычайные ситуации и что мы знаем о них». | классные руководители | ||
16 | В школьной библиотеке организовать выставку книг, брошюр, альбомов по тематике: -«Природа и человек»; -«Чрезвычайные ситуации и что мы знаем о них»; -«ГО в современной печати». | зав. библиотекой | ||
17 | В школе на 1 этаже подготовить уголок ГО. | НШГО школы | ||
18 | Совершенствовать учебно-материальную базу ГО школы: -привести в порядок классы для проведения занятий; -подготовить для соревнования спортивный зал, учебный городок; -привести в порядок и проверить исправность технологических средств обучения. | НШГО школы | ||
1 | Проведение «Дня защиты детей» Сбор руководящего и начальствующего состава ГО, заслушивание доклада начальника ГО, директора школы о выполнении учебного плана курса «Основы безопасности жизнедеятельности», о готовности к проведению мероприятий, предусмотренных планом «Дня защиты детей». | актовый зал | ||
2 | Выступление агитбригады школы | актовый зал | ||
3 | Открытие «Дня защиты детей», проведение общешкольной линейки с участием учащихся, преподавателей школ, штаба ГО района, отдела образований района и привлеченных для проведения мероприятий. | спортзал | директор школы | |
4 | Открытые уроки по программе ОБЖ | |||
2 кл.: «Знай и соблюдай правила дорожного движения» | 10.40-11.20 | преподаватели | ||
2 кл.: «Домашние животные и безопасность при общении с ними» | 10.40-11.20 | преподаватели | ||
3 кл.: «Основные средства защиты органов дыхания» | 10.40-11.20 | преподаватели | ||
3 кл.: «Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные подручные средства защиты в воде.» | 10.40-11.20 | преподаватели | ||
5 кл.: Поле чудес «Знай и соблюдай правила дорожного движения» | 10.40-11.20 | преподаватели | ||
6 кл.: «Правила поведения человека при попадании в условия автономии в природе» | 10.40-11.20 | классный руководитель | ||
6 кл.: «Автономное существование человека в природных условиях» (Игра-путешествие) | 10.40-11.20 | преподаватели | ||
6 кл.: «Влияние смены климато-географических условий на организм человека» | 10.40-11.20 | преподаватели | ||
6 кл.: «Оказание первой медицинской помощи в природных условиях» | 10.40-11.20 | преподаватели | ||
6 кл.: «Правила и способы укладки, разведения костров. Способы добычи огня.» | 10.40-11.20 | преподаватели | ||
7 кл.: Практическое занятие. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ЧС. «Скорее скорой». | 10.40-11.20 | преподаватели | ||
7 кл.: «Чрезвычайные ситуации криминального характера», «Последствия нарушения ТБ на ж/д транспорте». | 10.40-11.20 | преподаватели | ||
8 кл.: «Действия населения при химических опасных явлениях». | 10.40-11.20 | преподаватели | ||
8 кл.: Военизированная эстафета. | 10.40-11.20 | преподаватели | ||
9 кл.: «Приборы РХР и их применение». | 10.40-11.20 | преподаватели | ||
10 кл.: «Основные мероприятия по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени». | 10.40-11.20 | преподаватели | ||
5 | Действия учащихся и педколлектива при сигнале: -«Внимание всем!» -«Пожарная опасность» Эвакуация педколлектива и учащихся на спортивную плащадку. | 11.30 11.35 | РГО школы РГО школы | |
1 | Подведение итогов Сбор педагогического состава для подведения итогов «Дня защиты детей» | директор школы, заместитель | ||
2 | Заслушивание ответственных должностных лиц. Обсуждение итогов «Дня защиты детей». | директор школы, заместитель | ||
3 | Определение победителей проводимых мероприятий | директор школы | ||
4 | Объявление приказа директора школы об итогах «Дня защиты детей» на построении школы | НШГО школы | ||
5 | Вручение призов, памятных подарков победителям соревнований | директор школы |
Начальник штаба гражданской обороны ________________________
Приложение №3
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА
для проведения командно-штабных учений и «Дня защиты детей»
в учебных заведениях общеобразовательных и
начального профессионального образования
- Командно-штабные учения
- Работа штаба ГО учебного заведения при угрозе взрыва.
- Работа штаба ГО и руководства учебного заведения по эвакуации персонала и учащихся в заданный, назначенный район.
- Работа штаба ГО по определению роли и места учителя (преподавателя) учебного заведения в организации защиты жизни и здоровья учащихся при возникновении ЧС.
- Уточнение, изучение и корректировка функциональных обязанностей руководящим составом и штабом ГО учебного заведения при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
- Работа штаба ГО учебного заведения при внезапном нападении противника.
- Работа штаба ГО и руководящего состава учебного заведения при возникновении пожара.
- Работа штаба ГО и руководящего состава учебного заведения по эвакуации персонала и учащихся при аварии на химически опасном объекте.
- День защиты детей
- Действия персонала и учащихся учебного заведения при угрозе взрыва.
- Действия персонала и учащихся учебного заведения при возникновении пожара.
- Действия персонала и учащихся учебного заведения по эвакуации при аварии на химически опасном объекте.
- Организация и проведение эвакомероприятий при возникновении чрезвычайной ситуации.
- Действия руководящего состава, преподавателей и учащихся учебного заведения при обнаружении заражения помещений химическими веществами.
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности персонала и учащихся учебного заведения в условиях видоизмененной и зараженной природной среды.
- Действия руководящего состава, персонала и учащихся учебного заведения при угрозе нападения противника.
- Действия руководящего и преподавательского состава, учащихся при угрозе и возникновении стихийных бедствий.
- Действия руководящего состава, персонала и учащихся старших классов общеобразовательного учебного заведения при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Приложение №4
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении военно-спортивной эстафеты,
посвященной «Дню защиты детей»
- Цели и задачи:
- пропаганда гражданской обороны среди учащихся;
- совершенствование выполнения учебных нормативов по ГО;
- проверка овладения учащимися умениями и навыками ГО;
- выявление лучших спортсменов.
- Руководство проведением эстафеты
Руководство проведением эстафеты возлагается на главную судейскую коллегию, утвержденную руководителям ГО школы. Главным судьей эстафеты назначается ________________________ учитель физвоспитания.
- Место и время
Эстафета проводится в _________________________________________.
Участники:
участниками эстафеты являются сборные команды 8 «А» и 9 «А» классов. Состав команды – 10 человек.
- Условия проведения
Эстафета состоит из 10 этапов. Участники должны преодолеть полосу препятствий и выполнить определенный норматив ГО.
1 этап (1 чел.) –изготовление ватно-марлевой повязки
2 этап (1 чел.) –надевание респиратора
3 этап (1 чел.) –надевание и снимание противогаза
4 этап (1 чел.) –наложение резинового кровоостанавливающего жгута на плечо и наложение первичной повязки на предплечье
5 этап (1 чел.) – надевание противогаза на «раненого» и переноска «раненого»
Подведение промежуточных итогов.
6 этап (1 чел.) –замена одной из частей противогаза (соединительная трубка и т.д.)
7 этап (1 чел.) –обнаружение в воздухе отравляющих веществ с помощью прибора ВПХР (войсковой прибор химической разведки)
8 этап (1 чел.) –надевание ОЗК (общевойсковой защитный комплект)
9 этап (2 чел.) –наложение шины на «пострадавшего с переломом голени», переноска «пострадавшего»
10 этап (9 чел.) –надевание противогаза по команде «Газы» (выполняет вся команда)
- Определение победителей
Соревнования командные. Победитель определяется по времени прохождения всех этапов эстафеты. За ошибки при преодолении полосы препятствий и при выполнении норматива ГО начисляются штрафные очки. 1 ошибка – 1 очко – 5 секунд.
- Схема полосы препятствий
- Награждение победителей
Приложение №5
УСЛОВИЯ
проведения комбинированной эстафеты
(вариант)
- этап
Установка палатки (8-10 кл.)
Палатка находится в рюкзаке, колышки и штоки лежат рядом. Ставит ее любое количество ребят из каждой команды. Установив, вся команда выстраивается перед входом. Судья этапа сразу после построения фиксирует затраченное время, оценивает правильность установки и дает дополнительное время на исправление ошибок. Учащиеся исправляют их и снова выстраиваются у входа в палатку.
Ошибки: перекос палатки (штоков), складки на крыше.
Разжигание костра (5-7 кл.)
Костровище оборудовано стойками. Над землей установлен ограничитель (30 см) – выше его поднимать дрова запрещено. Вверху натянута капроновая нить, которую необходимо пережечь. Дрова обеспечивает каждая команда сама (использование ГСМ, листьев, хвои, травы запрещено). Спички (у каждой команды свои) должны быть герметично упакованы. До старта их опускают в ведро с водой. Судья отдает команде спички, и она (в любом составе) разжигает костер. Время фиксируют по пережиганию нити. Костровые обязаны работать в штормовках с надетыми капюшонами. Держащий дрова должен быть в рукавицах.
Условия: первая спичка не штрафуется, каждая последующая – штраф 20 с, работа без капюшона или рукавиц – по 10 штрафных с.
- этап
Движение по азимуту
На старте судья сообщает команде азимут и расстояние. Ей необходимо пройти данный участок. На финише команда попадает на контрольный ориентир (дорога, просека…), где установлена мишень (карточки с буквами через равные промежутки). Судье на финише сообщают букву карточки, на которую вышла команда. Один из членов команды передает это сообщение оставленному на старте товарищу с помощью флажного семафора. Затем судьи сравнивают данные. При несовпадении – штраф – 30 с.
- этап
Кочки
На старте – стенд, в верхней части написано слово, а в нижней - вразброс его буквы. Необходимо восстановить это слово в нижней части. После этого – преодоление «болота» по кочкам (ямкам).
Штраф: сразу двое на этапе – 60 с, ошибка в слове – 60 с, касание земли – 30 с., пропуск кочки (за каждую) – 30 с.
- этап
Противогаз
Все участники надевают противогазы и пробегают 60 м.
Штраф: за нарушение правил надевания противогаза – 30 с.
- этап
Международная кодовая таблица сигналов и
топографические знаки
Участникам выдаются 4 карточки (для 4 человек) с тремя нарисованными знаками (назвать судье этапа) и 4 карточки (для 4 человек) с названием знаков (нарисовать на судейских листах названные знаки). Кто будет называть знаки, а кто – рисовать определяет команда.
Штраф: за каждый неправильно нарисованный или названный знак – 10 с.
- этап
Первая медицинская помощь
Надевание противогаза на «пострадавшего», наложение жгута, шины, перевязка.
Штраф: за каждую ошибку – 20 с.
- этап
Переноска «пострадавшего»
Этап оборудован двумя жердями. Участники вдевают жерди в застегнутую штормовку, пропуская их через вывернутые рукава. «Пострадавшего» укладывают на эти носилки головой в сторону движения, переносят его на 25-30 м.
Штраф: неправильное положение пострадавшего – 20 с, касание земли участником или «пострадавшим» - 30 с, падение участника – 40 с, падение носилок с «пострадавшим» - 60 с.
- этап
Подлаз (мышеловка)
На этапе установлены ворота с незакрепленными перекладинами высотой 40,35 и 30 см, которые участники преодолевают ползком.
Штраф: на этапе двое участников – 60 с, сбитая перекладина ворот (каждая) – 20 с, не прохождение ворот (за каждые) – 30 с.
- этап
Стрельба из пневматической винтовки
Каждый участник делает один выстрел.
Штраф6 промах – 10 с, 10 очков – 0 с, 9 очков – 1 с, 8 очков – 2 с и т.д.
- этап
Охраняемые и лекарственные растения
Команда получает 4 карточки (одна на 2 человек), на каждой из которых изображены два растения и три варианта их названий. Частники выбирают правильное и называют его судье этапа.
Штраф: неправильное название – 20 с.
Приложение №6
УРОК В 6 КЛАССЕ (вариант)
ТЕМА: «Поведение и защита учащихся в чрезвычайных ситуациях».
ЦЕЛЬ: «Проверить знания и умения действовать в условиях чрезвычайной ситуации».
УЧИТЕЛЬ: Мы сегодня живем в мире с различными опасностями – радиацией, опасными технологиями, химическими соединениями, газами.
Значит ли это, что сегодня мы должны жить в стране в ожидании несчастья?
Конечно нет! Но знать как поступить, если что-то случилось, долг каждого гражданина, в том числе и детей.
«Человек сложно устроен… Что такое опасность? Она и сковывает, и на тебя давит, с другой стороны, заставляет быстрее решать технические, инженерные задачи. И это придает тебе уверенность. Ощущая уверенность в себе как специалист, ты лучше себя чувствуешь и как человек» (из документальной повести Ю. Щербакова «Чернобыль»).
Если знаешь как вести себя, то не появится желание убежать с места беды или шоковое состояние не лишит тебя возможности двигаться.
Ты будешь более уверенно, с достоинством выполнять свои опасные, трудные обязанности в чрезвычайных ситуациях.
Ситуация 1
Вы в школе. Перемена. Слышите звуки сирены. Что означает этот сигнал, как вы будете действовать?
Ответ: Услышав сигнал, надо немедленно войти в класс, включить радио или телевизор и слушать сообщение местных органов власти или штаба гражданской обороны.
О содержании информации может сообщить учитель.
Следовательно, в настоящее время есть лишь один предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ?»
Да. Для мирного и военного времени установлен лишь один предупредительный сигнал. После этого сигнала следует информация как о воздушной, химической или радиационной опасности, так и о стихийных бедствиях, авариях или катастрофах.
УЧИТЕЛЬ: Каждый ученик должен владеть умениями и навыками пользования противогазом.
Ситуация 2
Классу выданы противогазы. Необходимо проверить соответствует ли рост маски (шлем-маски) тому, который необходим учащемуся в соответствии с данными, полученными при измерениях головы, высоты лица и т.п.
Те, кого «проверяет» «сосед», должны оценить действия «проверяющих». При необходимости помоги ему.
Если вдвоем они не могут решить ситуацию или у них возникают разногласия, то необходимо обратиться к учителю.
Затем тренировка по команде:
«Походное» положение
«Наготове»
«Боевое»
Ситуация 3
Какие подручные средства используются в тех случаях, когда у населения не оказалось ни противогазов, ни простейших средств защиты органов дыхания?
Ответ: В таких случаях можно использовать для защиты органов дыхания полотенце, шарф, кусок ткани, увлажненные и сложенные в несколько слоев.
Соревнования. Путешествие по веселому кольцу…
Класс делится на 3 команды.
этап Ситуация «Угадайка»
Каждой команде по 1 вопросу.
1. Вы в школе. Премена. Слышите звуки сирены. Что означает этот сигнал и как вы будете действовать?
Ответ: Этот сигнал означает «Внимание всем!» По этому сигналу необходимо включить все радиоприемники, телевизоры. В данной ситуации необходимо слушать школьное радио и тлеинформацию штаба ГО.
2. Вы дома один. Слышите прерывистые гудки предприятий и транспортных средств. Что это означает? Как вы будете действовать?
Ответ: Это сигнал «Внимание всем!» Включу радио на первую программу или телевизор. Послушаю информацию штаба ГО.
3. Вы на улице. Слышите прерывистые гудки предприятий и транспортных средств. Что это значит? Как вы будете действовать?
Ответ: Это сигнал «Внимание всем!» Если я близко от дома, то иду домой, включаю радио или телевизор для прослушивания информации ГО. Если далеко от дома, то зайду в любой магазин, кинотеатр (там, где есть радио) и попытаюсь послушать информацию штаба ГО.
этап Ситуация «Музыкальная»
Всем командам предлагается исполнить 1 куплет патриотической песни, посвященной Дню космонавтики.
этап Ситуация «Умельцев»
Необходимо приготовить ватно-марлевую повязку.
этап Ситуация «Чрезвычайная»
Всем командам предлагается создать ситуацию для команды соперницы (словесную).
Подведение итогов урока.
Награждение победителей.
Приложение №7
ТЕМА: «Основные виды экстремальных ситуаций и правила поведения в них».
ЦЕЛЬ: «Формирование психологической подготовленности учащихся в экстремальных ситуациях».
Наглядность: Диапроектор, диафильмы «Что надо делать, если возник пожар», «Действия населения при угрозе химического заражения».
Методические рекомендации: Урок построен в виде игры «Телепередача». Заранее класс делится на группы: «Ведущие», «Репортеры и корреспонденты», «Участники интервью», «Зрители». Каждая группа готовит внешнее оформление своего сюжета. В ходе изложения материала идет просмотр диафильмов.
Таблица
Наименование объекта | Тип АХОВ | Радиус поражения |
Фильтровальная станция | хлор | 4,8 км |
ООО «Саратоворгсинтез» | хлор | 4,8 км |
ОАО «Молокомбинат» | хлор | 4,8 км |
Хладокомбинат | аммиак | 1,85 км |
ОАО «Жиркомбинат» | аммиак | 2,3 км |
ОАО «СЭПО» | аммиак | 1,85 км |
Ведущий: Внимание! В эфире очередной выпуск передачи «Операция». Мы снова возвращаемся к экстремальным ситуациям. Условно их можно разделить на три группы: экстремальные ситуации аварийного характера, экстремальные ситуации криминального характера и экстремальные ситуации экологического характера.
Слово нашему корреспонденту.
Корреспондент: Современное городское хозяйство насыщено разнообразной техникой и выход ее из строя порождает целый ряд аварийных ситуаций. При этом в условиях электрифицированных, газифицированных многоэтажных зданий одна авария часто может стать причиной другой и неблагоприятное воздействие на человека может быть комбинированным. Приходилось ли вам сталкиваться с аварийными ситуациями? Какими? С этим вопросом мы обратились к жителям Заводского района г. Саратова.
Ответы прохожих:
1) В прошлом году вблизи нашей школы произошел разрыв газопровода.
2) Часто на территории нашего района происходят аварии водопроводных сетей.
3) Я наблюдал уже несколько пожаров в жилых зданиях.
Корреспондент: Знаете ли вы как себя вести в подобных ситуациях?
Ответы прохожих:
1) Поскольку мы школьники, то первое, что мы должны сделать – это поставить в известность взрослых об обнаруженной аварии или пожаре.
2) А если взрослых поблизости нет, то позвонить: 01 - о пожаре, 04 - в службу газа, если обнаружена утечка газа, или 02 – в отделение милиции сообщить об аварийной ситуации.
3) И еще: главное – не растеряться.
Корреспондент: Спасибо!
Ведущий: Пожар! Эту ситуацию легче предупредить, чем справиться с ее последствиями. В 1990 году при пожаре в универсальном магазине «Инвацион» города Брюссель (Бельгия) погибло 350 и было ранено 150 человек. Трагедия продолжалась в течении 10 минут. За это время большой универмаг, по площади занимающий целый гектар, превратился в пылающий костер. В нашей стране во время пожаров ежегодно гибнет более 8 тысяч человек и большое число людей получает травмы, теряет здоровье.
Мы предлагаем вам интервью с начальником пожарной части Кировского района.
Начальник пожарной части: Существенно осложнилась в современных условиях ситуация пожара во-первых потому, что появились новые источники возгорания – телевизоры, радиотехника и во-вторых поскольку в отделке стали широко использоваться синтетические материалы, многие из которых при горении выделяют сильнодействующие ядовитые вещества, требуется защита органов дыхания при эвакуации. Последняя также может быть затруднена: запасные пожарные выходы через балконы очень захламлены домашним имуществом. На дверях квартир металлические двери, а на окнах – решетки. Все это мешает проникновению внутрь помещений, тушению огня.
Корреспондент: Назовите, пожалуйста, опасные факторы пожара, воздействующие на людей.
Начальник пожарной части: Это открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды, предметов, токсичные продукты горения, дым, пониженная концентрация кислорода, падающие части строительных конструкций. Наибольшую опасность для человека представляет вдыхание нагретого воздуха с токсичными продуктами горения, приводящие к удушению и смерти. Во время пожара, происходящего на третьем этаже магазина одежды в городе Токио погибло 118 человек, из них 96 – от отравления токсичными продуктами горения. Многие люди теряли сознание в течение первых 2-3 минут, а смерть наступала через 4-5 минут после этого.
Ведущий: Как известно, во время пожара в жилище его жертвами часто бывают дети. Предлагаем вам небольшой сюжет на эту тему.
Демонстрация документального фильма «Что надо делать, если возник пожар».
Ведущий: Помните! Только от вашего поведения, от вашего соблюдения мер безопасности зависит ваша жизнь.
Президент России объявил об окончании любых военных действий на территории России и разрешении любых конфликтов другими средствами. но террористические акты продолжаются. Это побуждает нас напомнить гражданам о чрезвычайных ситуациях криминального и экологического характера.
Следующее интервью с сотрудником ОМОНа.
Cотрудник ОМОНа: В настоящее время ко многим проблемам людей добавилась реальная угроза в любой момент стать жертвой преступления. Места скопления людей, где преступникам легко совершить преступление и легко скрыться, называют зонами повышенной опасности. Это могут быть вокзалы, кинотеатры, театры, рынки.
Запомните эти простые правила «не»:
- не проникаться доверием к незнакомым;
- не садиться одному в такси;
- не гулять в темноте;
- не заигрываться допоздна во дворе или школе;
- не ездить в лифте с «чужаками».
И еще: обязательно говорить родным и знакомым куда и на сколько времени отлучаетесь из дома.
Ведущий: Теперь об экологических проблемах.
Окружающая среда – это то, что находится вокруг нас: земля, воздух, вода, леса… В настоящее время наша промышленность находится в упадке и не может работать в высоком экологическом режиме. На предприятиях возможны аварии с выбросом отравляющих веществ в атмосферу. Если рассмотреть район Новой Сортировки, то он со всех сторон окружен промышленными предприятиями. В промышленном цикле этих предприятий используются ядовитые вещества. Хлор и аммиак, что в случае аварии приведет к экологической катастрофе района. Взгляните на таблицу. Здесь приведены ближайшие к району промышленные предприятия. Что необходимо предпринять в случае опасности химического заражения. Посмотрим еще один небольшой сюжет.
Демонстрация документального фильма «Действия населения при угрозе химического заражения».
Ведущий: Время нашей передачи ограничено. Предвидеть каждую экстремальную ситуацию невозможно, как невозможно дать указания вашего поведения в ней. Но вот главное о чем вы должны всегда помнить:
- Никогда не считайте, что если экстремальные ситуации встречаются редко, то они не угрожают вам вообще.
- Попав в незнакомое помещение, вагон, салон самолета осмотритесь и запомните, где находится аптечка, огнетушитель, аварийный выход.
- Попав в экстремальную ситуацию оцените ее, принимайте меры спасения и действуйте быстро и решительно.
- Накапливайте знания и опыт поведения в различных ситуациях – они никогда не бывают лишними.
Приложение №8
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Для проведения занятий с учителями начальных классов и классными руководителями»
ТЕМА: «Проведение тренировок, «Дня защиты детей» в общеобразовательных учреждениях»
ЦЕЛЬ:
- Дать понятие слушателям о порядке подготовки и проведения тренировок, «Дня защиты детей».
- Ознакомить слушателей с порядком разработки документов по подготовке и проведению «Дня защиты детей».
ВРЕМЯ – 45 минут.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ – класс.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ – практическое занятие.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:
Вводная часть - 3 минуты.
- Планирование и подготовка к проведению «Дня защиты детей». Разработка документов к ним – 25 минут.
- Порядок проведения «Дня защиты детей» в общеобразовательном учреждении - 15 минут.
Заключение – 2 минуты.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Образцы планирующих документов по проведению «Дня защиты детей».
- Видеофильм «День защиты детей».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ «ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ»
Здесь планируется:
- Сбор участников для подведения итогов.
- Объявление приказа директора – об итогах.
- Вручение призов, памятных подарков, грамот победителям.
- Разбор проведения «Дня защиты детей» с руководящим составом, ответственными лицами, педработниками.
План подготовки и проведения «Дня защиты детей» подписывается начальником штаба ГО, преподавателем ОБЖ и утверждается директором школы – руководителем ГО.
Итоговым документом является приказ руководителя ГО «Об итогах проведения «Дня защиты детей». В нем дается оценка действий руководящего состава, педагогов, учащихся. Указываются положительные стороны и недостатки, намечаются действия, направленные на улучшение положения. В приказной части объявляется благодарность, награждаются лучшие (указываются конкретно и пофамильно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по проведению "Дня защиты детей" по тематики "Пожарная безопасность"
Учебно – методическое пособие по теме «Рекомендации по проведению Дня защиты детей» по тематики «Пожарная безопасность»....
Рекомендации по проведению"Дня защиты детей" по тематики "Пожарная безопасность"
Учебно – методическое пособие по теме «Рекомендации по проведению Дня защиты детей» по тематики «Пожарная безопасность»....
Общие методические рекомендации к проведению уроков обучения грамоте в школе для слепых детей
Рекомендации тифлопедагога к проведению уроков с незрячими школьниками...
«Методические рекомендации по проведению занятий в спортивном зале школы по дополнительной общеразвивающей программе «Спортивное ориентирование»
Цель данной методической разработки: помощь начинающему педагогу в выборе заданий для проведения занятий и организации проведения занятий в спортивном зале.В работе представлены комплексы заданий для ...
Методические рекомендации по проведению первых практических занятий по обучению основным положениям, ударам, защитам
Исследованию техники защитных и ударных действий, методике обучения ей, посвящено большое количество работ, а такой раздел техники бокса, как обучение основным положениям, остался мало изученным.Предл...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке и проведению «Дня защиты детей»
Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий ...
Методические рекомендации по проведению первых практических занятий по обучению основным положениям, ударам, защитам
Методы обучения движениямВ теории и методике физического воспитания различают целостный и расчлененный методы. Какой метод применять, целиком зависит от степени сложности изучаемого упражнения. Если з...