Рабочая программа курса ОБЖ 10класс
рабочая программа по обж (10 класс) на тему
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет основы безопасности жизнедеятельности обеспечивает формирование у обучаемых правила поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
В учебной программе для 8 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены в трёх разделах, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в классе с учетом межпредметных и внутренних связей, логику учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, для качественной организации образовательного процесса, перспектив его развития. Логичным продолжением программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по ОБЖ 10 класса (базовый уровень) составлена, на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2004г.;
- Примерной программы основного общего образования. Министерства образования и науки РФ, 2004 г;
- БУП 2012,приказ №4165/12 от10.07 2012г «Об утверждении БУП ОУ РТ, реализующих программу среднего(полного) образования», письмо МОРТ «Об учебных планах на2013-2014 уч год» №9127/13от 09.0713.
- Учебного плана МБОУ СОШ №4 на 2012-2013 учебный год, утверждённый на педагогическом совете, протокол №1 от 31.08.2013
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет основы безопасности жизнедеятельности обеспечивает формирование у обучаемых правила поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
В учебной программе для 8 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены в трёх разделах, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в классе с учетом межпредметных и внутренних связей, логику учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, для качественной организации образовательного процесса, перспектив его развития. Логичным продолжением программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; Оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Цель обучения:
формирование современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и сознательного отношения к военной службе.
Задачи обучения:
- формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином РФ конституционного долга и обязанностей по защите Отечества.
-развитие :
- личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта;
- потребности в соблюдении норм ЗОЖ; потребности к выполнению требований, предъявляемых гражданину России в области безопасности жизнедеятельности;
- физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооружённой защите РФ, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооружённых Силах РФ или других войсках.
Воспитание патриотов Отечества.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования на изучение предмета «ОБЖ» в 10 классе отводится 35часов из расчета 1 час в неделю. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитаны на 35 часов .
Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов |
Раздел-1 | Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. | 13часов |
Раздел-2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 10 часов |
Раздел-3 | Основы военной службы. | 12часов |
Итого-35 часов |
Основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса
Рабочая программа состоит из трёх разделов: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы.
Раздел-1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. (13ч).
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни включает обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях, в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, РФ от чрезвычайных ситуаций.
Раздел-2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (10ч).
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни включает темы: основы здорового образа жизни, основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях государственная система обеспечения безопасности населения- На второй ступени общеобразовательной школы завершается формирование у обучающихся основных понятий безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО). Рекомендуется при планировании учебного процесса включать следующие актуальные темы: «психолого – педагогические основы подготовки к действиям в опасных и экстремальных ситуациях», «действия в экстремальных и опасных ситуациях, связанных с терроризмом».
Раздел-3. Основы военной службы. (12ч).
Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.
Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства. История создания Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Рода войск.
Обязательная подготовка к военной службе. Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. Первоначальная постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.
Общие обязанности и права военнослужащих.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту. Альтернативная гражданская служба
Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие школьников в Олимпиаде по ОБЖ, кружках.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников г. Издательство Москва «Просвещение», 2010
Учебно-методические пособия
1.Стандарта основного общего образования по ОБЖ-2004г. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 10» Смирнов А.Т. Б.О.Хренников, 2010г.и др., издательство «Просвещение», 2009.
2.Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных школах Авторы: И.К. Топоров Москва «Просвещение», 2007
3.Программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 1–11 классы под редакцией А.Т.Смирнов
Дополнительная литература:
1. Возьми с собой в дорогу Автор В.И. Иванов 1999
2. Литература по ПДД и ДДТТ
3. Литература по основам медицинских знаний
4. Диск по охране безопасности жизнедеятельности (с нормативными документами, материалами для уроков)
5. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» статья из журнала «Администратор образования» 16/2007
Элементы дополнительного содержания:
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций.
Требования к уровню подготовки учащихся 10х классов по предмету ОБЖ
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- владеть навыками в области гражданской обороны;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
- адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
№ п/п | Тема урока | Кол. часов | Дата проведения | ||
план | факт | примечание | |||
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. (13 ч) | |||||
1 | Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования | 1 | 5.09 | ||
2 | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера | 1 | 12.09 | ||
3 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | 1 | 19.09 | ||
4 | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Обеспечение личной безопасности на дорогах. | 1 | 26.09 | ||
5 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи | 1 | 3.10 | ||
6 | Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности | 1 | 10.10 | ||
7 | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны | 1 | 17.10 | ||
8 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. ПБ | 1 | 21.10 | ||
9 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. | 1 | 28.10 | ||
10 | Организация инженерной защиты (самозащиты) населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени | 1 | 14.11 | ||
11 | Средства индивидуальной и коллективной защиты | 1 | 21.11 | ||
12 | Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций | 1 | 28.11 | ||
13 | Организация гражданской обороны в образовательном учреждении | 1 | 5.12 | ||
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (10 ч) | |||||
14 | Здоровье, ЗОЖ и его составляющие. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности | 1 | 12.12 | ||
15 | Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье | 1 | 19.12 | ||
16 | Основные составляющие здорового образа жизни | 1 | 26.12 | ||
17 | Основные инфекционные заболевания, их профилактика .Инфекционные заболевания, их классификация | 1 | 16.01 | ||
18 | Биологические ритмы. Влияние биологических ритмов на работоспособность человека | 1 | 23.01 | ||
19 | Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека | 1 | 30.01 | ||
20 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. | 1 | 6.02 | ||
21 | Травмы, виды травм. Оказание IМП при травмах. | 1 | 13.02 | ||
22 | Правила оказания IМП при ранениях, ушибах, растяжениях, переломах, отравлениях, тепловых ударах, ожогах, отморожениях, при поражении электрическим током и молнией. | 1 | 20.02 | ||
23 | Правила оказания IМП при ДТП, применение подручных средств для транспортировки пострадавших. | 1 | 27.02 | ||
Основы военной службы. (12 ч) | |||||
24 | История создания Вооруженных Сил России. | 1 | 6.03 | ||
25 | Организационная структура Вооруженных Сил России | 1 | 13.03 | ||
26 | Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение | 1 | 20.03 | ||
27 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил | 1 | 3.04 | ||
28 | Другие войска, их состав и предназначение | 1 | 10.04 | ||
29 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества .Памяти поколений – дни воинской славы России. | 1 | 17.04 | ||
30 | Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений .Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. | 1 | 24.04 | ||
31 | Символы воинской чести .Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации .Подготовка к военной службе. Виды ВС. АК- оружие века. | 1 | 1.05 | Уплотнение материала | |
32 | Огневая подготовка. Разборка АК. | 1 | 8.05 | ||
33 | Огневая подготовка. Разборка и сборка АК. | 1 | 15.05 | ||
34 | Огневая подготовка. Разборка и сборка АК. (Оценочный урок) | 1 | 22.05 | ||
35 | Итоговый урок. Инструктаж по ТБ на учебно-полевых сборах. | 1 | 29.05 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 10класс Рудзитис Г.Е.
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины,календарно-тематическое планирование, требования к знаниям и умениям...
рабочая программа по алгебре 10класс по учебнику С.М. Никольского 3ч/н
Данная рабочая программа предназначена для учителей работающих в 10 классе по учебнику С.М. Никольского по трехчасовой программе, базовый уровень....
Рабочая программа по ОБЖ 10класс
В рабочей программе отражается учебный материал по основам безопасности жизнедеятельности....
Рабочая программа по математике 10класс (базовый уровень)
Рабочая программа по математике 10 класс (базовый уровень) составлена на основе учебника алгебра 10 класс С.М. Никольский и геометрия10-11 Л.С. Атанасян...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников потому, что отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школ...
Календарно тематическое планирование к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень.
календарно тематическое планирование по химии 10 класс профильный уровень...
Рабочая программа курса по выбору "Параметры" 10класс
Рабочая программа курса по выбору "Параметры" 10класс...