Рабочая программа курса ОБЖ 10класс
рабочая программа по обж (10 класс) на тему
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет основы безопасности жизнедеятельности обеспечивает формирование у обучаемых правила поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
В учебной программе для 8 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены в трёх разделах, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в классе с учетом межпредметных и внутренних связей, логику учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, для качественной организации образовательного процесса, перспектив его развития. Логичным продолжением программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по ОБЖ 10 класса (базовый уровень) составлена, на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2004г.;
- Примерной программы основного общего образования. Министерства образования и науки РФ, 2004 г;
- БУП 2012,приказ №4165/12 от10.07 2012г «Об утверждении БУП ОУ РТ, реализующих программу среднего(полного) образования», письмо МОРТ «Об учебных планах на2013-2014 уч год» №9127/13от 09.0713.
- Учебного плана МБОУ СОШ №4 на 2012-2013 учебный год, утверждённый на педагогическом совете, протокол №1 от 31.08.2013
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет основы безопасности жизнедеятельности обеспечивает формирование у обучаемых правила поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
В учебной программе для 8 класса структурные компоненты курса ОБЖ представлены в трёх разделах, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в классе с учетом межпредметных и внутренних связей, логику учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, для качественной организации образовательного процесса, перспектив его развития. Логичным продолжением программы во внеурочное время является участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», в работе различных кружков, секций и клубов.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; Оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Цель обучения:
формирование современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и сознательного отношения к военной службе.
Задачи обучения:
- формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином РФ конституционного долга и обязанностей по защите Отечества.
-развитие :
- личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта;
- потребности в соблюдении норм ЗОЖ; потребности к выполнению требований, предъявляемых гражданину России в области безопасности жизнедеятельности;
- физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооружённой защите РФ, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооружённых Силах РФ или других войсках.
Воспитание патриотов Отечества.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования на изучение предмета «ОБЖ» в 10 классе отводится 35часов из расчета 1 час в неделю. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитаны на 35 часов .
Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов |
Раздел-1 | Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. | 13часов |
Раздел-2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 10 часов |
Раздел-3 | Основы военной службы. | 12часов |
Итого-35 часов |
Основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса
Рабочая программа состоит из трёх разделов: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы.
Раздел-1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. (13ч).
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни включает обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях, в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, РФ от чрезвычайных ситуаций.
Раздел-2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (10ч).
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни включает темы: основы здорового образа жизни, основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях государственная система обеспечения безопасности населения- На второй ступени общеобразовательной школы завершается формирование у обучающихся основных понятий безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО). Рекомендуется при планировании учебного процесса включать следующие актуальные темы: «психолого – педагогические основы подготовки к действиям в опасных и экстремальных ситуациях», «действия в экстремальных и опасных ситуациях, связанных с терроризмом».
Раздел-3. Основы военной службы. (12ч).
Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.
Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства. История создания Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Рода войск.
Обязательная подготовка к военной службе. Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. Первоначальная постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.
Общие обязанности и права военнослужащих.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту. Альтернативная гражданская служба
Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие школьников в Олимпиаде по ОБЖ, кружках.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников г. Издательство Москва «Просвещение», 2010
Учебно-методические пособия
1.Стандарта основного общего образования по ОБЖ-2004г. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 10» Смирнов А.Т. Б.О.Хренников, 2010г.и др., издательство «Просвещение», 2009.
2.Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных школах Авторы: И.К. Топоров Москва «Просвещение», 2007
3.Программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 1–11 классы под редакцией А.Т.Смирнов
Дополнительная литература:
1. Возьми с собой в дорогу Автор В.И. Иванов 1999
2. Литература по ПДД и ДДТТ
3. Литература по основам медицинских знаний
4. Диск по охране безопасности жизнедеятельности (с нормативными документами, материалами для уроков)
5. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» статья из журнала «Администратор образования» 16/2007
Элементы дополнительного содержания:
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций.
Требования к уровню подготовки учащихся 10х классов по предмету ОБЖ
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- владеть навыками в области гражданской обороны;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
- адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
№ п/п | Тема урока | Кол. часов | Дата проведения | ||
план | факт | примечание | |||
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. (13 ч) | |||||
1 | Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования | 1 | 5.09 | ||
2 | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера | 1 | 12.09 | ||
3 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | 1 | 19.09 | ||
4 | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Обеспечение личной безопасности на дорогах. | 1 | 26.09 | ||
5 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи | 1 | 3.10 | ||
6 | Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности | 1 | 10.10 | ||
7 | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны | 1 | 17.10 | ||
8 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. ПБ | 1 | 21.10 | ||
9 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. | 1 | 28.10 | ||
10 | Организация инженерной защиты (самозащиты) населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени | 1 | 14.11 | ||
11 | Средства индивидуальной и коллективной защиты | 1 | 21.11 | ||
12 | Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций | 1 | 28.11 | ||
13 | Организация гражданской обороны в образовательном учреждении | 1 | 5.12 | ||
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (10 ч) | |||||
14 | Здоровье, ЗОЖ и его составляющие. Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности | 1 | 12.12 | ||
15 | Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье | 1 | 19.12 | ||
16 | Основные составляющие здорового образа жизни | 1 | 26.12 | ||
17 | Основные инфекционные заболевания, их профилактика .Инфекционные заболевания, их классификация | 1 | 16.01 | ||
18 | Биологические ритмы. Влияние биологических ритмов на работоспособность человека | 1 | 23.01 | ||
19 | Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека | 1 | 30.01 | ||
20 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. | 1 | 6.02 | ||
21 | Травмы, виды травм. Оказание IМП при травмах. | 1 | 13.02 | ||
22 | Правила оказания IМП при ранениях, ушибах, растяжениях, переломах, отравлениях, тепловых ударах, ожогах, отморожениях, при поражении электрическим током и молнией. | 1 | 20.02 | ||
23 | Правила оказания IМП при ДТП, применение подручных средств для транспортировки пострадавших. | 1 | 27.02 | ||
Основы военной службы. (12 ч) | |||||
24 | История создания Вооруженных Сил России. | 1 | 6.03 | ||
25 | Организационная структура Вооруженных Сил России | 1 | 13.03 | ||
26 | Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение | 1 | 20.03 | ||
27 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил | 1 | 3.04 | ||
28 | Другие войска, их состав и предназначение | 1 | 10.04 | ||
29 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества .Памяти поколений – дни воинской славы России. | 1 | 17.04 | ||
30 | Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений .Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. | 1 | 24.04 | ||
31 | Символы воинской чести .Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации .Подготовка к военной службе. Виды ВС. АК- оружие века. | 1 | 1.05 | Уплотнение материала | |
32 | Огневая подготовка. Разборка АК. | 1 | 8.05 | ||
33 | Огневая подготовка. Разборка и сборка АК. | 1 | 15.05 | ||
34 | Огневая подготовка. Разборка и сборка АК. (Оценочный урок) | 1 | 22.05 | ||
35 | Итоговый урок. Инструктаж по ТБ на учебно-полевых сборах. | 1 | 29.05 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 10класс Рудзитис Г.Е.
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины,календарно-тематическое планирование, требования к знаниям и умениям...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-187877-1383574824.jpg)
рабочая программа по алгебре 10класс по учебнику С.М. Никольского 3ч/н
Данная рабочая программа предназначена для учителей работающих в 10 классе по учебнику С.М. Никольского по трехчасовой программе, базовый уровень....
Рабочая программа по ОБЖ 10класс
В рабочей программе отражается учебный материал по основам безопасности жизнедеятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/19/picture-124350-1408458647.jpg)
Рабочая программа по математике 10класс (базовый уровень)
Рабочая программа по математике 10 класс (базовый уровень) составлена на основе учебника алгебра 10 класс С.М. Никольский и геометрия10-11 Л.С. Атанасян...
Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников потому, что отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школ...
Календарно тематическое планирование к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень.
календарно тематическое планирование по химии 10 класс профильный уровень...
Рабочая программа курса по выбору "Параметры" 10класс
Рабочая программа курса по выбору "Параметры" 10класс...