Рабочая программа
методическая разработка по обж по теме
Рабочая программа по здоровью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_tekhnologiya_ukrepleniya_3_vosstanovlen.docx | 40.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Содержание, структура соответствует возрастным особенностям обучающихся, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ. Элективный курс «Технологии укрепления и сбережения здоровья» разработан для обучающихся 9-тых классов посвящён одной из главных проблем – укрепления и сбережения здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 34 часа, которые проводятся в течение учебного года по одному часу в неделю. В данном курсе используются различные виды занятий: 8 часов отводится на комбинированные уроки и 26 часов на практические занятия с элементами исследования и мини-тренингов. Программа курса «Технологии укрепления и сбережения здоровья» составлена на основе программы элективных курсов по ОБЖ (А.Л.Винник – доктор медицинских наук, профессор).
Здоровье детей и подростков при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики, показывает, что оно значительно хуже, чем большинстве индустриально развитых стран. В качестве характеристик здоровья исследователи рассматривали уровень физического и психического состояния, моторного развития, социально-бытовые условия, качество и характер питания, характер двигательной активности, склонность к употреблению психоактивных веществ, острую и хроническую заболеваемость. Кроме того, вырос интегральный показатель травматизма, причем значительное место занимают тяжелые травмы. В этой связи важное значение приобретают факторы, связанные с разумным, здоровым образом жизни, преодолением вредных привычек, построением правильного вектора движения к цели, управлением собой при выполнении любой работы, в том числе и в сложных жизненных ситуациях, освоением здоровьесберегающих технологий.
Отрицательная экологическая обстановка в некоторых районах проживания и обучения школьников повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса. Страдает и психическое здоровье подрастающего поколения: наблюдаются различные неврозы, невротические реакции, задержки психоречевого развития.
За последнее время отмечается рост значительных отклонений в физическом развитии обучающихся. Здесь следует отметить низкую массу тела при нормальном росте, избыток массы тела. Не снижается также и уровень хронических заболеваний среди школьников.
Изучение состояния здоровья старшеклассников имеет тенденцию к ухудшению. Основной причиной этого является интенсификация процесса обучения, не подкрепленная системой восстановления, сохранения и укрепления здоровья. Поэтому, чем раньше начинать выполнять мероприятия, связанные с коррекцией здоровья, тем более вероятными станут положительные результаты в этом направлении.
Разумный и здоровый образ жизни – главный резерв человека, основа его благополучия в личной, учебной, профессиональной и общественной жизни. Достичь определенного уровня здоровья можно только приложением конкретных волевых усилий в этом направлении. Кроме волевых усилий, важны и знания о том, как следует изменить себя, чтобы стать здоровым во всех отношениях.
Актуальность
Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье. Большинство людей не знают, какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы, чтобы на многие годы продлить активную и счастливую жизнь. Основной причиной неблагополучного состояния здоровья человека является пренебрежительное отношение к своему здоровью. Яркие и убедительные примеры из научной литературы и жизни позволяют убедить школьников в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья, выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам. В данном курсе раскрываются основные факторы, определяющие здоровый образ жизни человека, рассматриваются вопросы сохранения и укрепления здоровья, а также профилактика вредных привычек у подростков.
Главная цель факультатива:
Ознакомить обучающихся с теоретическими и практическими подходами к решению вопросов сбережения и укрепления здоровья в процессе учебной деятельности.
Достижения цели предполагает решения ряда задач:
В результате освоения программы элективного курса«Технологии укрепления и сбережения здоровья» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта :
- Развить познавательные интересы у школьников на основе приобретения и применения новых знаний о факторах здоровья
- Воспитать у школьников бережное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Вести здоровый образ жизни.
- Развитие стремлений к получению дополнительной информации по вопросам сохранения и укрепления здоровья своего и своих близких.
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни, возможности приобретения умений и навыков жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 8-9классов. Программа рассчитана на 2 года. В восьмом классе – 32 часа в год, в девятом классе 32часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю.
Основное содержание факультатива.
Распределение учебного материала и время его изучения для 8 класса: Количество часоввгод-32
Количество часов в неделю – 1.
№ | Название разделов | Количество часов |
1 | Сущность и понятие здоровья. Факторы здоровья. Социальные представления о здоровье. | 1 |
2 | Человек и здоровье. Определения уровня здоровья. | 1 |
3 | Эмоциональное здоровье. Азы аутотренинга. Психодиагностические методики. Распорядок дня школьника. | 2 |
4 | Механизмы сохранения и укрепления здоровья. | 2 |
5 | Образовательная среда и здоровье школьников. | 2 |
6 | Физическое здоровье. Особенности методики подвижных игр. Подвижные игры с дидактической направленностью. Методика пользования игр. | 4 |
7 | Нравственное и социальное здоровее. Семейное воспитание. Нравственная защита школьников. Актуализация нравственности. | 4 |
8 | Здоровье сберегающая педагогика. Принципы и методы здоровье сберегающей педагогики. Основные формы организации обучения. Технология организации урока в условиях здравотворчества. | 4 |
9 | Практические аспекты здорового образа жизни. Разумный двигательный режим. Целенаправленные дыхательные упражнения. Оптимальный уровень питания. Профилактика повреждения и травм. | 6 |
10 | Школа здоровья. Основы школы здоровья. Профилактика вредных привычек. | 6 |
Итого: | 32 |
Основное содержание факультатива.
Распределение учебного материала и время его изучения для 9 класса: Количество часоввгод-32
Количество часов в неделю – 1.
№ | Название разделов | Количество часов |
1 | Сущность и понятие здоровья. Факторы здоровья. Социальные представления о здоровье. | 1 |
2 | Человек и здоровье. Определения уровня здоровья. | 1 |
3 | Эмоциональное здоровье. Азы аутотренинга. Психодиагностические методики. Распорядок дня школьника. | 2 |
4 | Механизмы сохранения и укрепления здоровья. | 2 |
5 | Образовательная среда и здоровье школьников. | 2 |
6 | Физическое здоровье. Особенности методики подвижных игр. Подвижные игры с дидактической направленностью. Методика пользования игр. | 4 |
7 | Нравственное и социальное здоровее. Семейное воспитание. Нравственная защита школьников. Актуализация нравственности. | 4 |
8 | Здоровье сберегающая педагогика. Принципы и методы здоровье сберегающей педагогики. Основные формы организации обучения. Технология организации урока в условиях здравотворчества. | 4 |
9 | Практические аспекты здорового образа жизни. Разумный двигательный режим. Целенаправленные дыхательные упражнения. Оптимальный уровень питания. Профилактика повреждения и травм. | 6 |
10 | Школа здоровья. Основы школы здоровья. Профилактика вредных привычек. | 6 |
Итого: | 32 |
Календарно-тематическое планирование. Технология укрепления и сбережения здоровья - 32 часа
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | План | Факт | Корр-ка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 |
1 | Сущность и понятия здоровья. Факторы здоровья. Социальные представления о здоровье. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Знать динамическое равновесие организма, его функции и окружающей среды. | Лекция, беседа. | |||
2 | Человек и здоровье. Определение уровня здоровья. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать три уровня состояния здоровья: биологический, социальный, личностный. | Беседа, работа с книгой | |||
3 | Эмоциональное здоровье. Азы аутотренинга. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать что такое эмоции и мотивация .Этические чувства и эстетические. | Фронтальный опрос. | |||
4 | Психодиагностические методики. Распорядок дня школьника. | 1 | Комбинированный урок | Знать что такое психомышечные тренировки. | Самостоятельная работа | |||
5 | Механизмы сохранения и укрепления здоровья. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать понятие об адаптации в биологических, психологических и социологических исследованиях. | Лекция | |||
6 | Механизмы сохранения и укрепления здоровья | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать понятие о гомеостаза. | Беседа, работа с книгой | |||
7 | Образовательная среда и здоровье школьников. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать принципы педагогики, занимающейся формированием у обучаемых стремление к здоровому образу жизни. | Фронтальный опрос | |||
8 | Образовательная среда и здоровье школьников | 1 | Урок усвоения новых знаний | Уметь распределять учебные нагрузки и перегрузки. | Беседа, работа с книгой | |||
9 | Физическое здоровье. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать физическое развитие и здоровье учащихся. | Лекция, беседа. | |||
10 | Особенности методики подвижных игр. | 1 | Практическая работа | Знать летние подвижные игры на воздухе, зимние подвижные игры и развлечения на открытом воздухе. | Индивидуальный опрос | |||
11 | Подвижные игры с дидактической направленностью. | 1 | Практическая работа | Знать летние подвижные игры на воздухе, зимние подвижные игры и развлечения на открытом воздухе. | Индивидуальный опрос | |||
12 | Методика использования игр | 1 | Практическая работа | Знать межпредметные связи физической культуры с другими общеобразовательными дисциплинами. | Анкетирование | |||
13 | Нравственное и социальное здоровье. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать летние подвижные игры на воздухе, зимние подвижные игры и развлечения на открытом воздухе. | Фронтальный опрос | |||
14 | Семейное воспитание. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать летние подвижные игры на воздухе, зимние подвижные игры и развлечения на открытом воздухе. | Лекция, беседа | |||
15 | Нравственная защита школьников. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать летние подвижные игры на воздухе, зимние подвижные игры и развлечения на открытом воздухе. | Лекция, беседа | |||
16 | Актуализация нравственности. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать понятие о нравственной защите детей и подростков. | Фронтальный опрос | |||
17. | Здоровье- сберегающая педагогика | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать формы и методы воспитания, сохранения, укрепления, и умножения здоровья школьников в образовательных учреждениях. | Лекция, беседа | |||
18 | Принципы и методы здоровьесберегающей педагогики. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать формы и методы воспитания, сохранения, укрепления, и умножения здоровья школьников в образовательных учреждениях | Лекция, беседа | |||
19 | Основные формы организации обучения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Уметь формировать основы духовно- нравственной культуры. | Лекция, беседа. | |||
20 | Технология организации урока в условиях здравотворчества. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Уметь работать с семьей в плане пропаганды здорового образа жизни. | Фронтальный опрос | |||
21 | Практические аспекты здорового образа жизни. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать понятие о аспектах здорового образа жизни. Способы удовлетворения материальных и духовных потребностей. | Самостоятельная работа | |||
22 | Практические аспекты здорового образа жизни. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать понятие о аспектах здорового образа жизни. Способы удовлетворения материальных и духовных потребностей | Лекция, беседа. | |||
23 | Разумный двигательный режим. | 1 | Практическая работа | Знать понятия режим дня, психогигиена. | Самостоятельная работа | |||
24 | Целенаправленные дыхательные упражнения. | 1 | Практическая работа | Знать основные принципы оздоровительно –дыхательной системы. | Индивидуальный опрос | |||
25 | Оптимальный уровень питания. | 1 | Практическая работа | Знать понятие о аспектах здорового образа жизни. | Индивидуальный опрос. | |||
26 | Профилактика повреждения и травм. | 1 | Практическая работа | Уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах. | Индивидуальный опрос | |||
27 | Школа здоровья. | 1 | Комбинированный урок | Уметь формировать у обучающихся жизненно важные гигиенические знания, умения, навыков и полезных привычек. | Фронтальный опрос | |||
28 | Основы школы здоровья. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Уметь формировать у обучающихся жизненно важные гигиенические знания, умения, навыков и полезных привычек. | Лекция, беседа. | |||
29 | Профилактика вредных привычек(Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения). | 4 | Практическая работа | Уметь формировать у обучающихся жизненно важные гигиенические знания, умения, навыков и полезных привычек. | Фронтальный опрос |
Содержание тем учебного курса.
Тема 1 (1 час).
Сущность и понятие о здоровье. Факторы здоровья. Социальные представления о здоровье. Практическая работа. Анкетирование среди обучающихся по выявлению знаний о собственном организме и основным вопросам, которые их интересуют. Определение уровня заболеваемости по школе.
Тема 2 (1 час)
Человек и здоровье. Определение уровня здоровья..
Практическая работа. Определение уровня здоровья среди населения города. Анализ статистических материалов.
Тема 3 (2 часа)
Эмоциональное здоровье. Азы аутотренинга. Психодиагностические методики. Распорядок дня школьника.
Практическая работа. Учимся контролировать эмоции. Решение ситуационных задач.
Тема 4 (2 часа)
Механизмы сохранения и укрепления здоровья.
Практическая работа. Составление памяток об адаптации в различных биологических, психологических и социальных условиях.
Тема 5 (2часа)
Образовательная среда и здоровье школьников.
Практическая работа. Анкетирование среди обучающихся по выявлению комфортности пребывания в школе.
Практическая работа. Исследование качества питания в школьной столовой.
Практическая работа. Выявление причин школьных болезней среди обучающихся школы.
Тема 6 (4 часа)
Физическое здоровье. Подвижные игры с дидактической направленностью. Особенности методики подвижных игр. Методика использования игр.
Физическое развитие и здоровье обучающихся. Закаливание организма. Пассивное и активное закаливание. Воздушные ванны. Летние подвижные игры на воздухе. Зимние подвижные игры и развлечения на открытом воздухе. Мотивационные и операционные компоненты подвижных игр с дидактической направленностью.
Практическая работа. Мини-исследование о влиянии разных видов закаливания на организм подростка. Составление памятки о правилах закаливания. Провести беседы по закаливанию среди младших школьников.
Практическая работа. Составление каталога летних и зимних подвижных игр с дидактической направленностью.
Тема 7 (4 часа)
Нравственное и социальное здоровье. Семейное воспитание. Нравственная защита школьников. Актуализация нравственности.
Укрепление роли семьи. Семейное воспитание. Возрождение нравственных ценностей. Нравственная защита детей и подростков.
Практическая работа. Работа с информационными источниками и определение влияния семейного воспитания на нравственное здоровье подростков.
Тема 8 (4 часа)
Здоровье сберегающая педагогика. Принципы и методы. Основные формы организации обучения. Технология организации урока в условиях здравотворчества
Тема 9 (6 часов)
Практические аспекты здорового образа жизни. Разумный двигательный режим. Профилактика повреждений и травм.
Условия, уровень, качество и уклад жизни. Вынужденный и разумный образ жизни. Режим дня. Позитивное отношение к жизни. Основные принципы оздоровительной дыхательной системы. Теоретические и практические аспекты профилактики повреждений и травм. Принципы оказания первой медицинской помощи.
Практическая работа. Сбор полного анамнеза обучающихся класса с целью выбора оздоровительной гимнастики.
Практическая работа. Оказание ПМП при разных видах травм (перелом, вывих, растяжение).
Практическая работа с использованием тренажера «Витим». Отработка навыков при легочной реанимации и при остановке сердца.
Тема 10 (6 часов)
Школа здоровья. Основы школы здоровья. Профилактика вредных привычек.
Формирование у обучающихся жизненно важных знаний, умений, навыков и полезных привычек.
Профилактика наркомании. Причины и последствия потребления наркотиков. Способы вовлечения в наркоманию. Аспекты профилактики. Лечение наркомании.
Профилактика алкоголизма. Причины, по которым подростки употребляют алкоголь. Действие алкоголя на внутренние органы. Алкоголь и семья. Принципы профилактики и лечения алкоголизма.
Профилактика табакокурения. Причины курения табака. Стадии никотиновой зависимости. Вредное действие табака на организм подростка. Терапия табачной зависимости.
Практическая работа. Мозговой штурм и определение понятия «наркотики», упражнение-метафора «Стул», игра-дикуссия «Любопытство, воля, разум», моделирование ситуации «Пытаясь уйти от проблемы», упражнение «Аргументы отказа от пробы наркотиков», упражнение «Ватман удовольствия», просмотр и обсуждение видеофильма «Дневник Насти». Работа с тренажером «Витим» показать наглядно какие изменения происходят с человеком во время ломки.
Практическая работа. Игра-викторина «Похититель рассудка». Беседа врача-нарколога о действии алкоголя на внутренние органы.
Практическая работа. Анкетирование среди обучающихся школы с цель выяснения причин табакокурения. Мини-исследование заболеваний среди курящих подростков. Конкурс плакатов «Жизнь без вредных привычек».
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
После изучения курса «Технологии укрепления и сбережения здоровья» обучающиеся должны знать:
- о факторах формирующих здоровье;
о факторах разрушающих здоровье;
знать способы укрепления здоровья;
о болезнях «поведения» и их последствиях;
о наследственности и здоровье;
элементарные санитарно-гигиенические нормы, способствующие сохранению здоровья.
После изучения курса «Технологии укрепления и сбережения здоровья» обучающиеся должны уметь:
- понимать причины состояния своего здоровья в определенное время и в определенной ситуации;
воспроизводить нужную информацию и противостоять вредным привычкам и пристрастиям;
избегать стрессовых ситуаций, плохого настроения, неумеренности и невоздержания во всех проявлениях;
учиться рефлексии и навыкам укрепления и улучшения своего здоровья;
оказывать первую медицинскую помощь при различных видах травм.
В процессе изучения курса вырабатываются определенные навыки:
- Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать себя, свой характер, свои возможности.
- Навыки самооценки, которые позволяют правильно вести себя и уметь оказывать само- и взаимопомощь.
- Навыки правильного поведения в стрессовых ситуациях.
- Навыки творчества – способность творчески решать различные задачи в любом виде деятельности
Перечень учебно - методического обеспечения
1.Баль Л.В., Барканов С.В., Горбатенко С.А. педагогу о здоровом образе жизни детей: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2005.
2.Горбунов Н.В. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности// Педагогика. – 2003. - № 8.
3.Зелинская Д.И. О состоянии здоровья детей России// Школа здоровья. – 1995. - № 2.
4.Ирхин В.Н., Кащенко В.П. Здоровье учителя и учащихся – приоритетная ценность // Педагогика. – 1997. - № 3.
5.Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание: учебное пособие. – Воронеж: МОДЭК, 2001.
6.Погадаев Г.И., Мишин Б.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.
7.Симонов П.В. Адаптивные функции эмоций // Физиология человека. – 1996. - № 2.
8.Селевко Г.К. Управляй собой. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
9.Фомин Н.А. Физиология человека.- М.: Просвещение, 1992.
10.Хейнз У. Нравственное воспитание и развитие личности. – М.: Изд-во МФО, 1997.
11.Науменко Ю.В. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий. – М.: Изд-во «Глобус», 2009.
12.Шапиро Б.Ю., Царапкина Е.Б. Подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ – инфекции среди молодежи. Москва. «Здоровая Россия», 2005.
Специфическое сопровождение (оборудование).
1.Музыкальное сопровождение
2 .Иллюстрации, доклады, буклеты. плакаты.
3. Средства первой медицинской помощи.
Список литературы.
1.Баль Л.В., Барканов С.В., Горбатенко С.А. педагогу о здоровом образе жизни детей: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2005.
2.Горбунов Н.В. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности// Педагогика. – 2003. - № 8.
3.Зелинская Д.И. О состоянии здоровья детей России// Школа здоровья. – 1995. - № 2.
4.Ирхин В.Н., Кащенко В.П. Здоровье учителя и учащихся – приоритетная ценность // Педагогика. – 1997. - № 3.
5.Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание: учебное пособие. – Воронеж: МОДЭК, 2001.
6.Погадаев Г.И., Мишин Б.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.
7.Симонов П.В. Адаптивные функции эмоций // Физиология человека. – 1996. - № 2.
8.Селевко Г.К. Управляй собой. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
9.Фомин Н.А. Физиология человека.- М.: Просвещение, 1992.
10.Хейнз У. Нравственное воспитание и развитие личности. – М.: Изд-во МФО, 1997.
11.Науменко Ю.В. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий. – М.: Изд-во «Глобус», 2009.
12.Шапиро Б.Ю., Царапкина Е.Б. Подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ – инфекции среди молодежи. Москва. «Здоровая Россия», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...