Рабочая программа
методическая разработка по обж по теме

Евсюнин Артём Артурович

Рабочая программа по здоровью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Содержание,  структура соответствует возрастным особенностям обучающихся, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом  ОБЖ.  Элективный курс «Технологии укрепления и сбережения здоровья» разработан  для обучающихся  9-тых классов посвящён одной из главных проблем – укрепления и сбережения здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 34 часа, которые проводятся в течение учебного года по одному часу в неделю. В данном курсе используются различные виды занятий: 8 часов отводится на комбинированные уроки  и 26 часов  на практические занятия с элементами исследования и мини-тренингов. Программа курса «Технологии укрепления и сбережения здоровья» составлена на основе программы элективных курсов по ОБЖ (А.Л.Винник – доктор медицинских наук, профессор).

     Здоровье детей и подростков при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой, так как  оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики, показывает, что оно значительно хуже, чем большинстве индустриально развитых стран. В качестве характеристик здоровья исследователи рассматривали уровень физического и психического состояния, моторного развития, социально-бытовые условия, качество и характер питания, характер двигательной активности, склонность к употреблению психоактивных веществ, острую и хроническую заболеваемость. Кроме того, вырос интегральный показатель травматизма, причем значительное место занимают тяжелые травмы. В этой связи важное значение приобретают факторы, связанные с разумным, здоровым образом жизни, преодолением вредных привычек, построением правильного вектора движения к цели, управлением собой при выполнении любой работы, в том числе и в сложных жизненных ситуациях, освоением здоровьесберегающих технологий.

    Отрицательная экологическая обстановка в некоторых районах проживания и обучения школьников повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса. Страдает и психическое здоровье подрастающего поколения: наблюдаются различные неврозы, невротические реакции, задержки психоречевого развития.

     За последнее время отмечается рост значительных отклонений в физическом развитии  обучающихся. Здесь следует отметить низкую массу тела при нормальном росте, избыток массы тела. Не снижается также и уровень хронических заболеваний среди школьников.

 Изучение состояния здоровья старшеклассников имеет тенденцию к ухудшению. Основной причиной этого является интенсификация процесса обучения, не подкрепленная системой восстановления, сохранения и укрепления здоровья. Поэтому, чем раньше начинать выполнять мероприятия, связанные с коррекцией здоровья, тем более вероятными станут положительные результаты в этом направлении.

 Разумный и здоровый образ жизни  – главный резерв человека, основа его благополучия в личной, учебной, профессиональной и общественной жизни. Достичь определенного уровня здоровья можно только приложением конкретных волевых усилий в этом направлении. Кроме волевых усилий, важны и знания о том, как следует изменить себя, чтобы стать здоровым во всех отношениях.

Актуальность

     Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье. Большинство людей не знают, какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы, чтобы на многие годы продлить активную и счастливую жизнь. Основной причиной неблагополучного состояния здоровья человека является пренебрежительное отношение к своему здоровью. Яркие и убедительные примеры из научной литературы и жизни позволяют убедить школьников в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья, выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам. В данном курсе раскрываются основные факторы, определяющие здоровый образ жизни человека, рассматриваются вопросы сохранения и укрепления здоровья, а также профилактика вредных привычек у подростков.

Главная цель факультатива:

     Ознакомить обучающихся с теоретическими и практическими подходами к решению вопросов сбережения и укрепления здоровья в процессе учебной деятельности.

Достижения цели предполагает решения ряда задач:

     В результате освоения программы элективного курса«Технологии укрепления и сбережения здоровья» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта :

  - Развить познавательные интересы у школьников на основе приобретения и применения новых знаний о факторах здоровья

    - Воспитать  у школьников бережное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Вести здоровый образ жизни.

   - Развитие  стремлений  к  получению  дополнительной  информации  по  вопросам  сохранения  и  укрепления  здоровья  своего  и   своих  близких.

   - Воспитание  потребности  в  здоровом  образе  жизни,  возможности приобретения умений  и навыков жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

      Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 8-9классов. Программа рассчитана на 2 года. В восьмом классе – 32 часа в год, в девятом классе 32часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю.

Основное содержание факультатива.

Распределение учебного материала и время его изучения для 8 класса: Количество часоввгод-32
Количество часов в неделю – 1.

Название разделов

Количество часов

1

Сущность и понятие здоровья. Факторы здоровья. Социальные представления о здоровье.

1

2

Человек и здоровье. Определения уровня здоровья.

1

3

Эмоциональное здоровье. Азы аутотренинга. Психодиагностические методики. Распорядок дня школьника.

2

4

Механизмы сохранения и укрепления здоровья.

2

5

Образовательная среда и здоровье школьников.

2

6

Физическое здоровье. Особенности методики подвижных игр. Подвижные игры с дидактической направленностью. Методика пользования игр.

4

7

Нравственное и социальное здоровее. Семейное воспитание. Нравственная защита школьников. Актуализация нравственности.

4

8

Здоровье сберегающая педагогика. Принципы и методы здоровье сберегающей педагогики. Основные формы организации обучения. Технология организации урока в условиях здравотворчества.

4

9

Практические аспекты здорового образа жизни. Разумный двигательный режим. Целенаправленные дыхательные упражнения. Оптимальный уровень питания. Профилактика повреждения и травм.

6

10

Школа здоровья. Основы школы здоровья. Профилактика вредных привычек.

6

Итого:

32

Основное содержание факультатива.

Распределение учебного материала и время его изучения для 9 класса: Количество часоввгод-32
Количество часов в неделю – 1.

Название разделов

Количество часов

1

Сущность и понятие здоровья. Факторы здоровья. Социальные представления о здоровье.

1

2

Человек и здоровье. Определения уровня здоровья.

1

3

Эмоциональное здоровье. Азы аутотренинга. Психодиагностические методики. Распорядок дня школьника.

2

4

Механизмы сохранения и укрепления здоровья.

2

5

Образовательная среда и здоровье школьников.

2

6

Физическое здоровье. Особенности методики подвижных игр. Подвижные игры с дидактической направленностью. Методика пользования игр.

4

7

Нравственное и социальное здоровее. Семейное воспитание. Нравственная защита школьников. Актуализация нравственности.

4

8

Здоровье сберегающая педагогика. Принципы и методы здоровье сберегающей педагогики. Основные формы организации обучения. Технология организации урока в условиях здравотворчества.

4

9

Практические аспекты здорового образа жизни. Разумный двигательный режим. Целенаправленные дыхательные упражнения. Оптимальный уровень питания. Профилактика повреждения и травм.

6

10

Школа здоровья. Основы школы здоровья. Профилактика вредных привычек.

6

Итого:

32


Календарно-тематическое планирование. Технология укрепления и сбережения здоровья  - 32 часа

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

План

Факт

Корр-ка

1

2

3

4

5

6

8

9

10

1

Сущность и понятия здоровья. Факторы здоровья. Социальные представления о здоровье.

1

Урок усвоения новых знаний.

Знать  динамическое равновесие организма, его функции и окружающей среды.

Лекция, беседа.

2

Человек и здоровье. Определение уровня здоровья.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать  три уровня состояния здоровья: биологический, социальный, личностный.

Беседа, работа с книгой

3

Эмоциональное здоровье. Азы аутотренинга.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать что такое эмоции и мотивация .Этические чувства и эстетические.

Фронтальный опрос.

4

Психодиагностические методики. Распорядок дня школьника.

1

Комбинированный урок

Знать что такое  психомышечные тренировки.

Самостоятельная работа

5

Механизмы сохранения и укрепления здоровья.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать  понятие об адаптации в биологических, психологических и социологических исследованиях.

Лекция

6

Механизмы сохранения и укрепления здоровья

1

Урок усвоения новых знаний

Знать понятие о гомеостаза.

Беседа, работа с книгой

7

Образовательная среда и здоровье школьников.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать принципы педагогики, занимающейся формированием у обучаемых стремление к здоровому образу жизни.

Фронтальный опрос

8

Образовательная среда и здоровье школьников

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь распределять учебные нагрузки и перегрузки.

Беседа, работа с книгой

9

Физическое здоровье.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать физическое развитие и здоровье учащихся.

Лекция, беседа.

10

Особенности методики подвижных игр.

1

Практическая работа

Знать летние подвижные игры на воздухе, зимние подвижные игры и развлечения на открытом воздухе.

Индивидуальный опрос

11

Подвижные игры с дидактической направленностью.

1

Практическая работа

Знать летние подвижные игры на воздухе, зимние подвижные игры и развлечения на открытом воздухе.

Индивидуальный опрос

12

Методика использования игр

1

Практическая работа

Знать межпредметные связи физической культуры с другими общеобразовательными дисциплинами.

Анкетирование

13

Нравственное и социальное здоровье.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать летние подвижные игры на воздухе, зимние подвижные игры и развлечения на открытом воздухе.

Фронтальный опрос

14

Семейное воспитание.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать летние подвижные игры на воздухе, зимние подвижные игры и развлечения на открытом воздухе.

Лекция, беседа

15

Нравственная защита школьников.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать летние подвижные игры на воздухе, зимние подвижные игры и развлечения на открытом воздухе.

Лекция, беседа

16

Актуализация нравственности.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать понятие о нравственной защите детей и подростков.

Фронтальный опрос

17.

Здоровье- сберегающая педагогика

1

Урок усвоения новых знаний

Знать формы и методы воспитания, сохранения, укрепления, и умножения здоровья школьников в образовательных учреждениях.

Лекция, беседа

18

Принципы и методы здоровьесберегающей педагогики.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать формы и методы воспитания, сохранения, укрепления, и умножения здоровья школьников в образовательных учреждениях

Лекция, беседа

19

Основные формы организации обучения.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь формировать основы духовно- нравственной культуры.

Лекция, беседа.

20

Технология организации урока в условиях здравотворчества.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь работать с семьей в плане пропаганды здорового образа жизни.

Фронтальный опрос

21

Практические аспекты здорового образа жизни.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать понятие о аспектах здорового образа жизни. Способы удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Самостоятельная работа

22

Практические аспекты здорового образа жизни.

1

Урок усвоения новых знаний

Знать понятие о аспектах здорового образа жизни. Способы удовлетворения материальных и духовных потребностей

Лекция, беседа.

23

Разумный двигательный режим.

1

Практическая работа

Знать понятия режим дня, психогигиена.

Самостоятельная работа

24

Целенаправленные дыхательные упражнения.

1

Практическая работа

Знать основные принципы  оздоровительно –дыхательной системы.

Индивидуальный опрос

25

Оптимальный уровень питания.

1

Практическая работа

Знать понятие о аспектах здорового образа жизни.

Индивидуальный опрос.

26

Профилактика повреждения и травм.

1

Практическая работа

Уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах.

Индивидуальный опрос

27

Школа здоровья.

1

Комбинированный урок

Уметь формировать у обучающихся жизненно важные гигиенические  знания, умения, навыков и полезных привычек.

Фронтальный опрос

28

Основы школы здоровья.

1

Урок усвоения новых знаний

Уметь формировать у обучающихся жизненно важные гигиенические  знания, умения, навыков и полезных привычек.

Лекция, беседа.

29

Профилактика вредных привычек(Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения).

4

Практическая работа

Уметь формировать у обучающихся жизненно важные гигиенические  знания, умения, навыков и полезных привычек.

Фронтальный опрос


Содержание тем  учебного курса.

Тема 1 (1 час).

Сущность и понятие о здоровье. Факторы здоровья. Социальные представления о здоровье. Практическая работа.  Анкетирование среди обучающихся по выявлению знаний  о собственном организме и основным вопросам, которые их интересуют. Определение уровня заболеваемости по школе.

Тема 2 (1 час)

Человек и здоровье. Определение уровня здоровья..

Практическая работа. Определение уровня здоровья среди населения города. Анализ статистических материалов.

Тема 3 (2 часа)

Эмоциональное здоровье. Азы аутотренинга. Психодиагностические методики. Распорядок дня школьника.

Практическая работа. Учимся контролировать эмоции. Решение ситуационных задач.

Тема 4 (2 часа)

Механизмы сохранения и укрепления здоровья.

Практическая работа. Составление памяток об адаптации в различных биологических, психологических и социальных условиях.

Тема 5 (2часа)

Образовательная среда и здоровье школьников.

Практическая работа. Анкетирование среди обучающихся   по выявлению комфортности пребывания в школе.

Практическая работа. Исследование качества питания в школьной столовой.

Практическая работа. Выявление причин школьных  болезней среди обучающихся школы.

Тема 6 (4 часа)

Физическое здоровье. Подвижные игры с дидактической направленностью. Особенности методики подвижных игр. Методика использования игр.

Физическое развитие и здоровье обучающихся. Закаливание организма. Пассивное и активное закаливание. Воздушные ванны. Летние подвижные игры на воздухе. Зимние подвижные игры и развлечения на открытом воздухе. Мотивационные и операционные компоненты подвижных игр с дидактической направленностью.

Практическая работа. Мини-исследование о влиянии разных видов закаливания на организм подростка. Составление памятки о правилах закаливания. Провести беседы по закаливанию среди младших школьников.

Практическая работа. Составление каталога летних и зимних подвижных игр с дидактической направленностью.

Тема 7 (4 часа)

Нравственное и социальное здоровье. Семейное воспитание. Нравственная защита школьников. Актуализация нравственности.

 Укрепление роли семьи. Семейное воспитание. Возрождение нравственных ценностей. Нравственная защита детей и подростков.

Практическая работа. Работа с информационными источниками и определение влияния семейного воспитания на нравственное здоровье подростков.

Тема 8 (4 часа)

Здоровье сберегающая педагогика. Принципы и методы. Основные формы организации обучения. Технология организации урока в условиях здравотворчества

Тема 9 (6 часов)

Практические аспекты здорового образа жизни. Разумный двигательный режим. Профилактика повреждений и травм.

 Условия, уровень, качество и уклад жизни. Вынужденный и разумный образ жизни. Режим дня. Позитивное отношение к жизни. Основные принципы оздоровительной дыхательной системы. Теоретические и практические аспекты профилактики повреждений и травм. Принципы оказания первой медицинской помощи.

Практическая работа. Сбор полного анамнеза обучающихся класса с целью выбора оздоровительной гимнастики.

Практическая работа. Оказание ПМП при разных видах травм (перелом, вывих, растяжение).

Практическая работа с использованием тренажера «Витим». Отработка навыков при легочной реанимации и при остановке сердца.

Тема 10 (6 часов)

Школа здоровья. Основы школы здоровья. Профилактика вредных привычек.

Формирование у обучающихся жизненно важных знаний, умений, навыков и полезных привычек.

Профилактика наркомании. Причины и последствия потребления наркотиков. Способы вовлечения в наркоманию. Аспекты профилактики. Лечение наркомании.

Профилактика алкоголизма. Причины, по которым подростки употребляют алкоголь. Действие алкоголя на внутренние органы. Алкоголь и семья. Принципы профилактики и лечения алкоголизма.

Профилактика табакокурения. Причины курения табака. Стадии никотиновой зависимости. Вредное действие табака на организм подростка. Терапия табачной зависимости.

Практическая работа. Мозговой штурм и определение понятия «наркотики»,  упражнение-метафора «Стул»,  игра-дикуссия «Любопытство, воля, разум»,  моделирование ситуации «Пытаясь уйти от проблемы», упражнение «Аргументы отказа от пробы наркотиков»,  упражнение «Ватман удовольствия», просмотр и обсуждение видеофильма «Дневник Насти». Работа с тренажером «Витим» показать наглядно какие изменения происходят с человеком во время ломки.

Практическая работа. Игра-викторина «Похититель рассудка». Беседа врача-нарколога о действии алкоголя на внутренние органы.

Практическая работа. Анкетирование среди обучающихся школы с цель выяснения причин табакокурения. Мини-исследование заболеваний среди курящих подростков. Конкурс плакатов «Жизнь без вредных привычек».

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

После  изучения  курса  «Технологии укрепления и сбережения здоровья»  обучающиеся  должны  знать:

- о факторах  формирующих  здоровье;

о  факторах  разрушающих здоровье;

знать  способы  укрепления  здоровья;

о  болезнях  «поведения»  и  их  последствиях;

о  наследственности  и  здоровье;

элементарные  санитарно-гигиенические  нормы,  способствующие  сохранению  здоровья.

После  изучения  курса  «Технологии укрепления и сбережения здоровья» обучающиеся  должны  уметь:

- понимать  причины  состояния  своего  здоровья в         определенное  время  и  в  определенной  ситуации;

воспроизводить  нужную  информацию  и  противостоять  вредным  привычкам  и  пристрастиям;

избегать  стрессовых  ситуаций,  плохого  настроения,  неумеренности  и  невоздержания  во  всех  проявлениях;

учиться  рефлексии  и  навыкам  укрепления  и  улучшения  своего  здоровья;

оказывать первую медицинскую помощь при различных видах травм.

В  процессе   изучения  курса  вырабатываются  определенные  навыки:

  1. Навыки  позитивного  и  конструктивного  отношения  к  собственной  личности – способность  познавать  себя,  свой  характер,  свои  возможности.
  2. Навыки  самооценки,  которые  позволяют  правильно  вести  себя  и  уметь  оказывать  само- и  взаимопомощь.
  3. Навыки  правильного  поведения  в  стрессовых  ситуациях.
  4. Навыки  творчества – способность  творчески  решать  различные  задачи  в  любом  виде  деятельности

Перечень учебно - методического обеспечения

1.Баль Л.В., Барканов С.В., Горбатенко С.А. педагогу о здоровом образе жизни детей: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2005.

2.Горбунов Н.В. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности// Педагогика. – 2003. - № 8.

3.Зелинская Д.И. О состоянии здоровья детей России// Школа здоровья. – 1995. - № 2.

4.Ирхин В.Н., Кащенко В.П. Здоровье учителя и учащихся – приоритетная ценность // Педагогика. – 1997. - № 3.

5.Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание: учебное пособие. – Воронеж: МОДЭК, 2001.

6.Погадаев Г.И., Мишин Б.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.

7.Симонов П.В. Адаптивные функции эмоций // Физиология человека. – 1996. - № 2.

8.Селевко Г.К. Управляй собой. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.

9.Фомин Н.А. Физиология человека.- М.: Просвещение, 1992.

10.Хейнз У. Нравственное воспитание и развитие личности. – М.: Изд-во МФО, 1997.

11.Науменко Ю.В. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий. – М.: Изд-во «Глобус», 2009.

12.Шапиро Б.Ю., Царапкина Е.Б. Подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ – инфекции среди молодежи. Москва. «Здоровая Россия», 2005.

Специфическое сопровождение (оборудование).

1.Музыкальное сопровождение

 2 .Иллюстрации, доклады, буклеты. плакаты.

 3. Средства первой медицинской помощи.

Список  литературы.

1.Баль Л.В., Барканов С.В., Горбатенко С.А. педагогу о здоровом образе жизни детей: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2005.

2.Горбунов Н.В. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности// Педагогика. – 2003. - № 8.

3.Зелинская Д.И. О состоянии здоровья детей России// Школа здоровья. – 1995. - № 2.

4.Ирхин В.Н., Кащенко В.П. Здоровье учителя и учащихся – приоритетная ценность // Педагогика. – 1997. - № 3.

5.Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание: учебное пособие. – Воронеж: МОДЭК, 2001.

6.Погадаев Г.И., Мишин Б.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.

7.Симонов П.В. Адаптивные функции эмоций // Физиология человека. – 1996. - № 2.

8.Селевко Г.К. Управляй собой. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.

9.Фомин Н.А. Физиология человека.- М.: Просвещение, 1992.

10.Хейнз У. Нравственное воспитание и развитие личности. – М.: Изд-во МФО, 1997.

11.Науменко Ю.В. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий. – М.: Изд-во «Глобус», 2009.

12.Шапиро Б.Ю., Царапкина Е.Б. Подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ – инфекции среди молодежи. Москва. «Здоровая Россия», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...