Разработка занятия по ОБЖ "Типы укрытий"
план-конспект занятия по обж (10 класс) на тему
Каждый человек должен уметь найти безопасное и удобное место для сооружения временного укрытия в любую погоду, в любой местности. Знать, как строить из подручных материалов разные типы укрытий, учитывая характер окружающей местности, погодные условия и географическую широту. Никогда не надо сражаться с силами природы, надо работать в гармонии с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_ukrytiy.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна
Республики Тыва»
Разработка урока-практикума по ОБЖ
«Автономное существование человека в природной среде»
Типы укрытий
10 класс
Разработку составила учитель
ОБЖ и географии МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат
с. Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна
Кызыл-оол Любовь Сергеевна
Чаа-Холь, 2012
Тема: «Типы укрытий»
Образовательная цель: познакомить учащихся с основными типами укрытий, со строительством укрытий из подручных материалов во время экстремальных ситуаций.
Воспитательная цель: воспитание силы воли, терпения, мужества, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Развивающая цель: развитие умения адаптироваться к ситуации, умения жить в одиночестве и в коллективе, умение жить в гармонии с природой, развить мышление, находчивость.
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, частично-поисковый, сравнительный.
Оборудования: рисунки, фотографии, видеоматериалы, подручные средства личного снаряжения и подручные природные средства.
Ход занятия
Организационный этап. (Приветствие, подготовка учащихся к общению, к предстоящему занятию, организация внимания).
Этап проверки знаний.
- назовите долговременные и временные жилища человека.
- найдите укрытия северных народов, народов стран Африки, Латинской Америки, Муссонной и Центральной Азии из предложенных рисунков (На доске вывешены рисунки жилищ разных народов мира).
- приходилось ли вам ночевать на открытых пространствах без палатки?
- строили ли вы укрытия из природных материалов?
- от чего нас защищают укрытия?
Этап усвоения новых знаний (Ученики записывают в тетрадях тему урока. Учитель объясняет вышеназванные цели и задачи предстоящего занятия).
Укрытие – это жилище человека. А жилище – это дом, очаг, родной уголок каждого человека. Укрытия бывают разными: долговременные, в которых люди живут постоянно, и временные, чтобы укрыться в непогоду, в жару и в холод, или защититься от зверей и от насекомых. Их строят из различных материалов – древесины, камня, кирпича, глины, веток, листьев, снега и т.д. Человек независимо от возраста, от профессии может попасть в различные экстремальные ситуации. И чтобы выжить в таких ситуациях, нам необходимо знать, где и как строить временные укрытия в любую погоду, в любой местности, в разных географических широтах и знать, как строить из подручных материалов разные типы укрытий. Важным элементом является выбор места. Если вы выберете место неправильно, вам придется строить новое убежище в другом месте или же можете попасть в еще худшее положение (Можно привести пример выбора места ночлега из личной жизни).
Познакомимся с правилами выбора места:
- нельзя выбирать место под обрывистым берегом, под нависшим снегом из-за возможности обвала;
- на вершине холма, там будет ветрено и холодно;
- в глубокой низине, овраге или на долине, там влажно летом;
- на склонах холмов, где имеются подземные пустоты, там сыро;
- вблизи промоин и оврагов, ведущих к воде, там, как правило, пролегают звериные тропы к водопою;
- возле деревьев с осиными гнездами;
- возле сухих деревьев, которые могут обрушиться;
- под одиноко стоящим деревом в грозу, оно может привлечь молнию;
- рядом со стоячими водоемами, там много комаров, ос, пчел;
- рядом с муравейниками;
- места, где пролегают пути ливневых дождей;
- летом в густом лесу, из-за опасности возникновения лесного пожара
(записывают в тетрадях правила).
В разное время года можно использовать несколько типов укрытий (объяснение идет параллельно с показом рисунков):
1. Укрытие-навес из любой ткани: плащ-накидки, одеяла, простыни. Ткань следует натянуть под углом 45-50 градусов на двух или трех кольях. Под получившийся навес кладут подстилку: трава, сено, солома, лапник.
2. При отсутствии накидки, одеяла и другой ткани можно изготовит укрытие, например шалаш, заслон-навес из подручных материалов. Навес обычно стараются сделать вблизи деревьев: они играют роль опор, на которые укрепляют горизонтальную обрешетку. При отсутствии подходящих деревьев используется два жерди с рогатинами на концах. Шалаш удобнее и лучше навеса защищает от непогоды. Для его изготовления необходимо несколько жердей и большое количество лапника.
3. «Ледяной купол». Строят его, свалив в кучу сучья, кору и накрыв все покрывалом. Затем свалить сооружение снегом, оставив отверстие для выхода. Когда снег слежится и замерзнет, удалить через отверстие входы набивки и покрывало. Дверь убежища сделать из куска материи, набитого ветками и плотно завязанного. Пол выстелить лапником.
4. «Снежная пещера». Строится на открытом пространстве, покрытым плотным снегом. Надо прорыть тоннель в нижнюю камеру пещеры, где будет скапливаться холодный воздух. Здесь можно готовить пищу, хранить снаряжение, провизию. Обитаемый отсек должен находиться выше и имеет высоту, чтобы можно было сидеть. Свод пещеры надо сделать в виде арки, чтобы влага стекала вниз по стенкам. Вход закрыть снежным блоком или рюкзаком и сделать два вентиляционных отверстия – на крыше и на входе.
5. «Желоб». Вырезают блоки из плотного снега, соорудить стену и крышу, выскребить аркообразной вход, сделать два отверстия для вентиляции. Убежища данного типа не должно использоваться в качестве долговременного.
6. «Колодец у дерева». Надо выбрать дерево с мощными, низкими ветвями (например, ель), окруженное глубоким снегом. Расширить естественный снежный колодец вокруг дерева. Сделать крышу из нарубленного лапника и ветвей, стены и пол колодца покрыть теми же материалами.
Этот вид укрытия подходит для кратковременного использования в лесной зоне. В процессе его постройки не рекомендуется тревожить снег на ветвях выбранного дерева.
7. Укрытие с каркасом из ивняка. Сооружают каркас из ивняка, покрывают снизу вверх лапником. Зимой дополнительно покрыть снегом.
8. «Нора». Роют нору в глубоком снегу (Записывают в тетрадях типы укрытий).
Вот такими укрытиями человек может воспользоваться в безвыходной ситуации.
9. «Иглу». Жилище эскимосов, делают его из снежных блоков. Используется уже в течение многих столетий, как долговременное жилище в полярных широтах. Показ презентации из Интернета www.uchportal.ru/load/82-10-25-180
Работа в тетради. Ученики записывают в тетради типы укрытий.
Практическая часть урока. Ученики делятся на четыре группы и сооружают миниатюрные укрытия из заранее приготовленных природных материалов:
а) из искусственного плотного снега-пенопласта «Иглу»
б) из искусственного плотного снега-пенопласта «Желоб»
в) из жердей и рогатин, сены, соломы или мха «Шалаш»;
г) из куска материи, веревки «Навес».
Этап проверки знаний.
- Вспомните, от чего нас защищают укрытия?
- Перечислить правила выбора места для укрытий.
- Какие типы укрытий вы знаете?
-Назовите природные подручные средства, которые могут пригодиться в строительстве временного укрытия.
- Какие типы укрытий наиболее приемлемы для нашей Республики Тыва?
Выставление оценок с комментарием.
Этап информации о домашнем задании.
а) выписать, какие типы укрытий наиболее приемлемы для нашего кожууна, для нашей местности.
в) подготовиться к выходу на природу, чтобы практиковать строительство укрытий. Взять мешки, ковши.
Выводы. Каждый человек должен уметь найти безопасное и удобное место для сооружения временного укрытия в любую погоду, в любой местности. Знать, как строить из подручных материалов разные типы укрытий, учитывая характер окружающей местности, погодные условия и географическую широту. Никогда не надо сражаться с силами природы, надо работать в гармонии с ним (ученики делают вывод сами).
Заключительное слово учителя. Сооружая убежище, надо помнить следующее: никогда не кладите инструмент на снег, чтобы не потерять, не спешите, экономьте энергию, держитесь поближе к костру, пейте как можно больше жидкости во избежание обезвоживания организма, во время работы снимите часть одежды, а одежда, пропитанная потом, перестанет защищать от холода, не спите на голой земле, используйте еловый или сосновый лапник, стружки, сено, мох или листву. Желательно избегать живых веток, растений. А в безвыходных ситуациях, когда существует угроза жизни, надо мысленно попросить прощения у природы, используя тувинскую народную поговорку «Кезер дээш кеспедим, хереглээш кестим». В таком случае даже природа позаботиться о вас. А еще лучше оплатить ей добром, посадив дерево. И, покидая место ночлега, всегда сохраняйте чистоту и порядок, будьте осторожны с огнем!
Литература
1.Воробьева Ю.Л. Основы безопасности и жизнедеятельности: Учебник, 6 класс.-М.: АСТ, Астрель, 2004.
2. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности и жизнедеятельности: Учебник, 9 класс.-М.: АСТ, Астрель, 2005.
3. Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии: Учебно-методическое пособие. М.,ДРОФА, 2003.
4. Питер Дарман. Выживание человека в экстремальной ситуациях. М., «Формула- Пресс», русское издание, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи
Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 13 – 14. Основные средства связи предложений в тексте
закрепить знания об основных средствах связи предложений в тексте...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения»Занятия 15 – 16 . Стили речи
закрепить знания о стилях речи...