Защита населения от АХОВ. Первая помощь пострадавшим от АХОВ
план-конспект занятия по обж (8 класс) по теме
конспект урока Защита от АХОВ. Первая помощь пострадавшим от АХОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока АХОВ | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Беличенко Елена Анатольевна
Конспект урока «Защита населения от аварийно химически опасных веществ. Первая помощь пострадавшим от АХОВ»
2013 г.
8 класс
Раздел «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения»
Тема «Защита населения от аварийно химически опасных веществ. Первая помощь пострадавшим от АХОВ»
Цели урока
Образовательные
- Закрепление полученных знаний по теме АХОВ,
- Формирование знаний о действиях в чрезвычайных ситуациях и отработка практических умений обучающихся действовать в ЧС техногенного характера,
Развивающие
- Развитие интереса к курсу ОБЖ
Воспитательные
- Воспитание дисциплинированности и ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих
Задачи
- Выяснить с обучающимися, есть ли в нашем городе и области химически опасные объекты
- Рассмотреть самые распространенные АХОВ: аммиак и хлор, их воздействие на человека, способы защиты
- Выработать алгоритм действий при угрозе заражения АХОВ
- Изготовить ватно-марлевую повязку
Учебно-методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: кабинет, компьютер, Мультимедийный проектор, диск с презентацией, диск с обучающим фильмом, костюм хим. защиты, марля, вата, ножницы, флакон нашатырного спирта, бутылка белизны
Дидактическое обеспечение: учебник ОБЖ 8 класс Смирнов А.Т., М.,«Просвещение»; «Система заданий 5-9 класс» Смирнов А.Т., М., «Просвещение», 2013, карточки-задания контроля домашнего задания обучающихся «Что я знаю об АХОВ», памятки «Защита от АХОВ»
Тема предыдущего урока «Промышленные аварии на химических объектах и их возможные последствия»
Тема следующего урока «Пожары и взрывы на пожаровзрывоопасных объектах»
Время проведения урока 45 мин
Тип урока комбинированный урок
Методы обучения
- словесный (рассказ, объяснение)
- наглядный (показ презентаций, видеоролика, демонстрация костюма хим. защиты)
- практический (изготовление ватно-марлевой повязки)
Формы деятельности обучающихся
- фронтальная
- групповая
- индивидуальная
(подготовка презентаций, публичное выступление, решение ситуационных задач, просмотр видеофильма, проведение экспериментов, практическая работа)
Методы мотивирования учебной деятельности(активности) обучающихся на уроке
- создание ситуации новизны
- метод эмоционального стимулирования (занимательные примеры, эксперименты)
- использование ИКТ
Планируемые результаты
Личностные
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
- развитие навыков сотрудничества
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуации
Предметные
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций
- умение оказать первую доврачебную помощь
Метапредметные
Познавательные УУД
- осознанно находить выход из сложной ситуации
- выдвигать гипотезы и их обосновывать
- составлять алгоритм действий при аварии на химически опасном объекте
- находить необходимую информацию
Регулятивные УУД
- планировать свою деятельность на уроке
- корректировать свою деятельность
- составлять последовательность действий
Личностные УУД
- понимать значение и необходимость изучения действий в ЧС
- оценивать усваиваемое содержание материала
Коммуникативные УУД
- высказывать свою точку зрения
- корректировать свое мнение
- приводить аргументы
- слушать учителя и одноклассников
Критерии диагностики и оценивания степени достижения планируемых результатов
Вопросы по данной теме предусмотрены в контрольной работе «ЧС техногенного характера» и в итоговом тесте за 8 класс. Текущий контроль в конце урока и перед началом нового урока.
Структура урока
- Организационный момент. 2 мин.
Цель этапа – проверка готовности к уроку и эмоциональный настрой обучающихся.
Личностные рез-ты - формирование ответственного отношения к учению Метапредметные рез-ты - умение организовывать свою деятельность | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Приветствие, проверка явки обучающихся, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
- Актуализация знаний. 10 мин
Цель этапа – подготовка обучающихся к восприятию и изучению нового материала, оценка степени этой готовности.
Задачи этапа – проверка усвоения предыдущего материала, мотивация изучения нового, постановка проблемы и учебных задач.
Личностные рез-ты - формирование готовности и способности вести диалог Метапредметные рез-ты - умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи Предметные рез-ты - понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества, умение предвидеть опасные ситуации | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверка домашнего задания. «На прошлом уроке мы с вами познакомились с новой для вас темой «Аварийно химически опасные вещества». Давайте вспомним при помощи карточек с заданием, что вы узнали из этой темы. | Обучающиеся работают с карточками, отвечают на вопросы в них |
Беседа с целью введения в проблему. Постановка проблемы, учебных задач, объявление темы. «Итак, вы узнали об аварийно химически опасных веществах. Чего же мы еще не знаем?» | Обучающиеся выдвигают версии: «Не знаем, как защититься от АХОВ. Не знаем, как оказать первую помощь пострадавшим от АХОВ» |
«Какова будет цель нашего урока?» | Версии обучающихся: «Узнать, как действовать при авариях на химически опасных объектах, научиться защищать себя и окружающих, оказывать первую помощь» |
Как же мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока? | Версии обучающихся: «Защита населения от АХОВ» и «Первая помощь пострадавшим от АХОВ» |
Учитель корректирует название темы. Таким образом, тема сегодняшнего урока звучит так: «Защита населения от АХОВ. Первая помощь пострадавшим от АХОВ». Запись темы на доске. | Записывают тему в тетради |
«Давайте с вами подумаем, есть ли в Калуге и Калужской области химически опасные объекты? Почему вы так думаете?» | Выдвигают версии, гипотезы и аргументируют свой ответ: « Кондровский целлюлозно-бумажный комбинат – используется хлор для отбеливания бумаги. Калужский мясокомбинат, молокозаводы Медынский, Жуковский – используется аммиак в холодильниках. Коммунальное хозяйство – хлор. Ж/дорога – перевозятся хим. вещества: хлор, аммиак и т.д.) |
«На этих предприятиях используются различные химические вещества. Скажите, а какие вещества вы называли наиболее часто?» | Версии обучающихся –хлор и аммиак |
- Первичное усвоение новых знаний. 6 мин
Цель этапа – организация работы по выработке у обучающихся умений и навыков, раскрытие новых понятий
Задачи этапа – организация учебных действий, направленных на поиск и восприятие новой информации
Личностные рез-ты - формирование понимания ценности безопасного образа жизни Метапредметные рез-ты - умение воспринимать и перерабатывать информацию, формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ Предметные рез-ты - понимание необходимости подготовки граждан в области безопасности в ЧС | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
«Давайте рассмотрим 2 наиболее часто применяемых АХОВ. О них вы знаете или узнаете более подробно из курса химии. Сегодня мы послушаем Н. и А., которые подготовили презентацию и краткий рассказ об аммиаке, раствор которого нам известен как нашатырный спирт. (Учитель демонстрирует и дает понюхать нашатырный спирт) В большом количестве он представляет уже не спасение, а опасность для здоровья. | Ученики Н. и А. демонстрируют презентацию, сопровождая ее рассказом. «Аммиак – это бесцветный газ с резким запахом, легче воздуха. Хим. формула NH3. Газ горюч. Перевозится в сжиженном состоянии в железнодорожных цистернах с надписью «аммиак». Используется при производстве азотной кислоты, соды, удобрений, при окрашивании тканей, в качестве хладагента в холодильниках. Обладает удушающим действием, возбуждает нервную систему, вызывает судороги, возможен смертельный исход. Для защиты населения используются противогазы марок М,К,Д, респиратор, гражданские противогазы ГП5, ГП7 с дополнительным патроном ДПГ3, при его отсутствии – ватно-марлевая повязка, смоченная 5% раствором лимонной кислоты, защитный костюм. Первая доврачебная помощь (ученики показывают с комментариями): промыть глаза и кожу водой, не разбрызгивая капли вокруг, надеть противогаз или ватно-марлевую повязку, покинуть очаг заражения – спуститься с верхних этажей. Одежду затем утилизовать. Расчет молекулярной массы М(NH3) =14+3х1=17 г/моль Мвозд=29 г/моль М(NH3)‹ Мвозд почти в 2 раза |
«Запишите молекулярную массу аммиака и воздуха. Сравните их» | Обучающиеся записывают молекулярную массу и сравнение ее с молекулярной массой воздуха. |
Вопрос учителя. «Как вы думаете, почему необходимо спуститься с верхних этажей?» | Версии обучающихся: «Т.к. аммиак легче воздуха, распространяется вверх». |
«Не менее опасен хлор. В быту многие хозяйки, в больницах тех. персонал применяют для обеззараживания хлорку. (Учитель демонстрирует белизну, дает понюхать издалека) Неприятный запах. А представьте себе это в крупном масштабе. Давайте теперь послушаем В. и Б., которые тоже подготовили презентацию и рассказ о свойствах хлора, где применяется и какое действие оказывает на человека. | Ученики В. и Б. демонстрируют презентацию, сопровождая рассказом. «Хлор – газ желто-зеленого цвета с резким раздражающим запахом, не горюч. Хим. формула Cl2. М (Cl2)=35,5х2=71 г/моль Мвозд= 29 г/моль. Хлор тяжелее воздуха почти в 2,5 раза. Применяется при производстве пластмасс, в коммунально-бытовом хозяйстве, для отбеливания тканей и бумажной массы. При воздействии на организм поражается дыхательная система, вызывает резь в глазах, слезотечение, мучительный сухой кашель, боль в груди, головную боль. Для защиты населения используются фильтрующий противогаз марок В, БКФ, МКФ, при их отсутствии ватно-марлевая повязка, смоченная 2% раствором питьевой соды (обуч-ся демонстрируют, как приготовить 2% раствор питьевой соды), защитный костюм, резиновые сапоги. Первая доврачебная помощь – промыть глаза и лицо водой, надеть противогаз или при его отсутствии ватно-марлевую повязку, покинуть очаг, а после выхода из зоны поражения промыть открытые участки кожи водой с мылом. Избегать низин». |
Запишите молекулярную массу хлора и сравните с молекулярной массой воздуха | Обучающиеся записывают и сравнивают молекулярные массы веществ |
Вопрос учителя: «Как вы думаете, а можно использовать хлор в качестве оружия?» | Версии обуч-ся : «Да, можно, так как хлор уничтожает все живое, а хозяйственные объекты остаются нетронутыми» |
Учитель корректирует версии обучающихся | |
Учитель приводит историческую справку, сопровождая рассказ презентацией: «В I Мировую войну в апреле 1915 года немецкие войска применили ядовитый газ – хлор. Французские солдаты и офицеры в траншеях начали задыхаться. Началась паника. Около 5000 человек погибли, 15000 получили тяжелые отравления. Через месяц немцы применили химическую атаку против русских войск. Погибли 1200 человек. | Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию |
- Первичная проверка понимания. 2 мин
Цель этапа – выяснение степени усвоения обучающимися материала
Задачи этапа – решение ситуационной задачи, составление алгоритма действий.
Личностные рез-ты - освоение правил поведения в различных сообществах Метапредметные рез-ты - овладение навыками принятия решений, умение применять знания, умение находить общее решение Предметные рез-ты - умение предвидеть возникновение опасных ситуаций, умение оказать первую помощь | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Учитель предлагает решить ситуационную задачу. «Ребят, давайте рассмотрим такой пример. Две девочки решили постирать полотенца при помощи белизны. Они закрылись в ванной и нечаянно уронили бутылку, белизна разлилась. Что должны сделать девочки в данном случае? | Версии обуч-ся: «Защитить органы дыхания, выйти из ванной, вызвать скорую, если есть повреждения, промыть кожу водой» |
- Первичное закрепление. 8 мин
Цель этапа – формирование навыков защиты в условиях ЧС
Задачи – на основе просмотренного видеофильма составить алгоритм действий при аварии на ХОО.
Личностные рез-ты - усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС Метапредметные рез-ты - умение воспринимать и перерабатывать информацию Предметные рез-ты знание безопасного поведения в условиях ЧС, умение применять их на практике | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Как же действовать при аварии на химически опасном объекте, мы узнаем из учебного фильма. (Демонстрация видеоролика) | Смотрят видеофильм «Защита от АХОВ» |
После просмотра видеофильма учитель задает вопрос обучающимся: «Посовещавшись в паре, ответьте на вопрос: В чем же заключается защита и первая доврачебная помощь во всех случаях поражения аварийно химически опасными веществами, какие общие рекомендации вы могли бы дать?» | Версии обучающихся. Вместе составляют алгоритм действий и озвучивают его. |
- Контроль усвоения, обсуждение ошибок, их коррекция. 4 мин
Цель этапа – контроль усвоения материала, выявление и корректировка ошибок
Задачи – проверить правильность составления плана действий при аварии на ХОО.
Личностные рез-ты - усвоение правил усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС Метапредметные рез-ты - умение воспринимать и перерабатывать информацию Предметные рез-ты - формирование культуры безопасного поведения | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Давайте мы проверим себя и посмотрим правильный алгоритм действий. Учитель демонстрирует слайд с алгоритмом действий. | Смотрят презентацию |
| Перечисляют средства защиты органов дыхания |
| |
| |
4) Эвакуация перпендикулярно ветру на расстояние 1,5 км (Почему перпендикулярно ветру?) или укрытие в безопасном месте, закрыв щели. Запомните! Пострадавших эвакуируют только в лежачем положении, чтобы избежать отека легких! При затруднении ответа на вопрос учитель объясняет. | Версии обуч-ся: «Чтобы облако с АХОВ не преследовало по пути следования и навстречу» |
При затруднении ответа учитель задает наводящие вопросы и объясняет. | Версии обуч-ся: «Повторное заражение, капли станут источником АХОВ» |
| |
Если обучающиеся назвали неправильную последовательность действий, то вместе с учителем необходимо выяснить, почему именно такой порядок. | Корректируют свои ошибки |
Учитель раздает памятки «Защита от АХОВ и первая доврачебная помощь пострадавшим» | Вклеивают памятки в тетрадь |
- Практическая работа. 6 мин
Цель этапа – организация работы по выработке у обучающихся умений и навыков, применения их на практике
Задачи – изготовление индивидуального средства защиты
Личностные рез-ты - формирование коммуникативной компетентности в творческой деятельности, Метапредметные рез-ты - освоение способов применения средст защиты в условиях ЧС, Предметные рез-ты - умение применять правила безопасного поведения на практике | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
«На предприятиях, в МЧС есть защитные костюмы, которые используются для защиты от АХОВ. Сейчас мы вам продемонстрируем этот костюм. Желающие могут примерить на себя.» (Демонстрация защитного костюма). | Смотрят, учатся правильно одевать костюм хим. защиты |
«Такого костюма, конечно, нет у населения. А как вы думаете, как при аварийном выбросе или проливе АХОВ защитить себя от их воздействия?» При затруднении учитель корректирует ответ, объясняя ошибки. | Версии обуч-ся: «Одеть плотную верхнюю одежду, желательно прорезиненную, резиновые сапоги, головной убор» |
«На крупных ХОО работникам выдаются индивидуальные средства защиты на случай аварии. А вот местное население, как правило, не обеспечено ими. Поэтому важно уметь самим изготавливать средства индивидуальной защиты. Сегодня мы с вами научимся делать ватно-марлевую повязку» | Слушают учителя |
«Давайте вспомним технику безопасности» На презентации слайд «Техника безопасности» | Ответ учеников: «Ножницы высоко не поднимать, передавать кольцами вперед и т.д.» |
Учитель демонстрирует слайд с алгоритмом изготовления ватно-марлевой повязки. | Изготавливают ватно-марлевую повязку по заданному алгоритму |
Учитель напоминает, как правильно одевать ватно-марлевую повязку |
- Домашнее задание. 2 мин
Цель – закрепление изученного на уроке материала
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
«Выучить памятку уметь объяснить действия в условиях выброса АХОВ, дифференцированное задание повышенной сложности – желающие могут подготовить презентацию на тему «Ртуть. Защита от ртути» | Записывают задание в дневник |
- Рефлексия 5 мин
Цель этапа – подведение итогов урока
Задачи – анализ затруднений, оценивание результатов работы
Личностные рез-ты - формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания Метапредметные рез-ты - умение оценивать собственные возможности, умение правильно применять речевые средства для выражения своих мыслей, формирование ответственного отношения у учению Предметные рез-ты - формирование культуры безопасности | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
«Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Какие трудности возникли на уроке? На каком этапе практической работы возникли трудности?» | Отвечают на вопросы |
Учитель дает объективную оценку результатов коллективной и индивидуальной работы обучающихся на уроке, выставляет оценки в классный журнал и дневники. Критерии оценки: - за подготовку презентаций и выступление:
- за практическую работу:
| |
«А теперь давайте представим, что произошел выброс АХОВ. Звучит сообщение: «Внимание! Говорит управление по делам ГО и ЧС города! В результате аварии на химическом комбинате произошел выброс хлора. В зону поражения попала школа №7!»» Утечка хлора, значит, где необходимо укрыться? | Версии обуч-ся: «На верхние этажи зданий» |
А если бы мы эвакуировались за пределы школы, то каким образом следовало бы это делать? Если возникли затруднения, еще раз проговорить это правило. | Ответы обуч-ся: «Перпендикулярно ветру на 1,5 км от очага заражения» |
На слайде презентации звучит сигнал тревоги. Учитель: "Спасибо за урок!» | Обуч-ся надевают ватно-марлевую повязку, собирают вещи и выходят из кабинета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первая медицинская помощь пострадавшим от АХОВ
Презентация к одному из уроков в 8 классе к разделу "Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ"...
Презентация к уроку в 8 классе "Оказание первой помощи пострадавшим от АХОВ"
Данная работа способствует повышению эффективности усвоения материала в ходе рассмотрения вопроса оказания первой помощи пострадавшим от АХОВ. В работе рассматриваются вопросы безопасности и эффективн...
ОБЖ_8 класс_19-Первая помощь пострадавшим_ПП при отравлениях АХОВ
Учебный материал в рамках курса ОБЖ для обучающихся 8 классов средней школы....
Применение технологии "Кубик Блума" к уроку по ГО "Защита населения от АХОВ" (8 класс)
Б.Блум считал, что самой главной задачей, которая стоит перед школой, является развитие умения решать проблемы, которые будут возникать перед учениками в будущей жизни, умению применять знания, получе...
Первая помощь пострадавшим от АХОВ
Первая помощь пострадавшим от АХОВ...
Конспект урока "Средства индивидуальной защиты и первая помощь пострадавшим"
Конспект урока с использованием кейс-технологии...
Конспект к уроку по теме "Первая помощь пострадавшим" популярные заблуждения при оказании первой помощи
Конспект к уроку по теме "Первая помощь пострадавшим" популярные заблуждения при оказании первой помощи...