ПРОГРАММА ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ
календарно-тематическое планирование по обж по теме
Данная программа разработана на основе Типового положения о кадетской школе и предназначена для обучения учащихся 6-10 классов. Полный цикл обучения по программе – 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ognevaya_podgotovka1.doc | 323 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 49»
Утверждена на заседании методического
Совета МАОУ «Кадетская школа №49»
Протокол № ______
от «____» ____________________ 2013__ г.
МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ
(для учащихся 6-10 классов)
Срок реализации – 5 лет
Руководитель программы: Шаязданов Равиль Вилович
Офицер-воспитатель
г. Набережные Челны
2013г.
Пояснительная записка
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций.
Вопросы патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и подростков нашли свое отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации. В этом документе объединены цели воспитания и обучения как единого процесса. Социальный заказ государства на воспитание хорошо образованного, высоконравственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны имеет место и в других документах.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы» ставит основной целью совершенствование системы патриотического воспитания граждан, формирование у них высокого патриотического сознания, верности Отечеству и готовности к выполнению конституционных обязанностей.
В связи с этим значительно возрастает роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций. Именно здесь происходит духовно-нравственное становление и подготовка к самостоятельной жизни детей и молодежи.
Военно-патриотическое воспитание является одной из составных частей патриотического воспитания. Эта работа должна проводиться с учетом возрастных особенностей детей и молодежи, в комплексе, объединяющем все ее составные части. Составными частями военно-патриотической подготовки являются духовно-нравственное воспитание, изучение военно-исторического наследия, подготовка по основам военной службы, военно-техническая и военно-специальная подготовка, совершенствование физического развития.
Данная программа разработана на основе Типового положения о кадетской школе и предназначена для обучения учащихся 6-10 классов. Полный цикл обучения по программе – 5 лет.
Программа 1-го года обучения предназначена для учащихся 6-х классов. Программой предусматривается:
В разделе «Огневая подготовка» - изучение истории создания и развития стрелкового оружия, изучение пневматического оружия и практическую стрельбу из него.
В разделе «Оружие массового поражения и защита от него» - изучение сигналов гражданской обороны и действий по ним, знакомство с индивидуальными средствами защиты органов дыхания и умение пользоваться ими.
Программа 2-го года обучения предназначена для учащихся 7-х классов. Программой предусматривается изучение основ и правил стрельбы из стрелкового оружия, материальной части мелкокалиберных винтовок, проведение практических стрельб из пневматических винтовок и пистолетов. Во второй раздел программы включаются занятия по организации защиты учащихся от оружия массового поражения и использованию индивидуальных средств защиты от его поражающих факторов.
Программа 3-года обучения предусматривает дальнейшее изучение по разделам «Огневая подготовка», «Оружие массового поражения и защита от него».
Основное время отводится на занятия по изучению автомата Калашникова, приемам и правилам стрельбы из него. Изучаются ручные осколочные гранаты, занятия по практическому метанию учебных гранат.
Предусматривается периодическое проведение соревнований по стрельбе из пневматической винтовки и использования средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения во время, не входящее в учебную часть программы.
В разделе «Оружие массового поражения и защита от него» предусмотрено изучение истории гражданской обороны, задач, стоящих перед ней, а также знакомство с современными средствами массового и обычного поражения.
Программа 4-го обучения предусматривает дальнейшее изучение разделов предусмотренных программой 3-го года обучения, военно-профессиональную ориентацию учащихся, т.е. морально-психологическую подготовку их к военной службе в Российской армии на офицерских должностях. Для этого в программу вводится раздел «Офицерские кадры – основной костяк Российской армии».
Практическая часть программы предусматривает проведение с учащимися учебно-полевых сборов.
Программа 5-го года обучения подводит итог обучения по всему курсу.
Условия реализации программы:
Количество учебных недель – 34 недели
Количество занятий в неделю – 1
Количество обучаемых в группе – не более 15 человек
Тематический план занятий
1-й год обучения
№ | Наименование разделов | Часы | ||
п/п | темы занятий | всего | теор | практ |
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА | ||||
1 | Вводное занятие. Цели и задачи изучения предмета «Огневая подготовка». Порядок проведения занятий | 1 | 1 | |
2 | История создания ручного стрелкового оружия. | 4 | 4 | |
* рождение ручного стрелкового оружия; первые образцы; ручницы, кулеврины, пищали | 1 | 1 | ||
* от пищали до мушкета; кремневые ружья | 1 | 1 | ||
* совершенствование ручного стрелкового оружия в 16-17 веках; нарезные ружья; штуцеры | 1 | 1 | ||
* выдающиеся русские оружейники 17-го века | ||||
* первые винтовки; появление магазинных винтовок | 1 | 1 | ||
3. | Совершенствование ручного огнестрельного оружия в России во второй половине 19-го века | 4 | 4 | |
* винтовки Бердана | 1 | 1 | ||
* винтовки системы С.И. Мосина | 1 | 1 | ||
* ручное стрелковое оружие периода Великой Отечественной войны | 2 | 2 | ||
4 | Пневматическое оружие. Развитие и совершенствование пневматического оружия | 12 | 6 | 6 |
* история создания пневматического оружия | 1 | 1 | ||
* меры безопасности при обращении с пневматическим оружием; * пневматическая винтовка ИЖ-60. Назначение, устройство и принцип работы | 2 | 2 | ||
* разборка и сборка винтовки ИЖ-60; чистка и смазка | 4 | 4 | ||
* пневматическая винтовка МР-512. Назначение, устройство и принцип работы | 1 | 1 | ||
* разборка и сборка винтовки МР-512; чистка и смазка | 2 | 2 | ||
* пневматические пистолеты; назначение, устройство и принцип работы | 2 | 2 | ||
5 | Практические стрельбы из пневматической винтовки | 6 | 6 | |
ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ И ЗАЩИТА ОТ НЕГО | ||||
1 | Сигналы гражданской обороны и действия населения по сигналам ГО | 1 | 1 | |
2 | Индивидуальные средства защиты органов дыхания от ОВ и бактериальных средств | 6 | 3 | 3 |
* фильтрующие противогазы; детский противогаз ПДФ-2Ш; назначение, устройство, принцип действия | 1 | 1 | ||
* общевойсковой фильтрующий противогаз; назначение, устройство, принцип действия | 1 | 1 | ||
* подбор шлем-маски; подготовка шлем-маски к использованию | 1 | 1 | ||
* осмотр, сборка и укладка противогаза в противогазовую сумку | 1 | 1 | ||
* респираторы ШБ-1 «Лепесток», «Кама», У-2К; назначение, устройство, правила пользования | 1 | 1 | ||
* простейшие средства индивидуальной защиты органов дыхания; изготовление ватно-марлевых повязок | 1 | 1 | ||
Итого 34часа; теоретических занятий – 19, практических - 15 |
Тематический план занятий
2-й год обучения
№ | Наименование разделов | часы | ||
темы занятий | всего | теор | практ | |
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА | ||||
1 | Вводное занятие. Меры безопасности при обращении с оружием и при проведении учебных стрельб | 1 | 1 | |
2 | Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия | 6 | 6 | |
* явление выстрела; периоды выстрела | 1 | 1 | ||
* начальная скорость пули; отдача оружия и угол вылета | 1 | 1 | ||
* образование траектории; элементы траектории | 2 | 2 | ||
* пробивное и убойное действие пули; прямой выстрел и его практическое значение | 1 | 1 | ||
* прикрытое, поражаемое и мертвое пространство | 1 | 1 | ||
3 | Материальная часть стрелкового оружия | 3 | 1 | 2 |
* малокалиберные винтовки ТОЗ-8, ТОЗ-12; уход за оружием; разборка, чистка и смазка винтовки | 3 | 1 | 2 | |
4 | Приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия | 5 | 1 | 4 |
* общие положения; способы определения дальности до цели; элементы наводки | 1 | 1 | ||
* изготовка к стрельбе: принятие положения для стрельбы, заряжание винтовки | 2 | 2 | ||
* производство стрельбы: прикладка, прицеливание, спуск курка, прекращение стрельбы | 2 | 2 | ||
4 | Практические стрельбы из пневматических пистолетов | 4 | 4 | |
ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ И ЗАЩИТА ОТ НЕГО | ||||
1 | Организация защиты учащихся от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 3 | 3 | |
* план гражданской обороны учебного учреждения; комиссия по чрезвычайным ситуациям | 1 | 1 | ||
* система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебном учреждении | 1 | 1 | ||
* обязанности учащихся в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций | 1 | 1 | ||
2 | Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи от РАВ, ОВ и БС | 12 | 2 | 10 |
* общевойсковой противогаз; правила пользования | 2 | 2 | ||
* надевание противогаза на пострадавшего | 1 | 1 | ||
* правила временного пользования неисправным противогазом | 1 | 1 | ||
* общевойсковой защитный комплект; назначение, устройство | 1 | 1 | ||
* правила пользования общевойсковым защитным комплектом | 1 | 1 | ||
* приемы использования ОЗК | 6 | 6 | ||
Итого -34 часа; теоретических занятий - 14 , практических - 20 |
Тематический план занятий
3-й год обучения
№ | Наименование разделов | часы | ||
темы занятий | всего | теор | практ | |
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА | ||||
1 | Вводное занятие. Меры безопасности при обращении с оружием и при проведении учебных стрельб | 1 | 1 | |
2 | Материальная часть стрелкового оружия | 6 | 6 | |
* автомат Калашникова: назначение, боевые свойства; история создания | 1 | 1 | ||
* общее устройство автомата, основные части и механизмы | 1 | 1 | ||
* назначение и устройство частей и механизмов автомата: ствол, ствольная коробка | 1 | 1 | ||
* назначение и устройство частей и механизмов автомата: возвратный механизм, затворная рама с газовым поршнем, затвор | 1 | 1 | ||
* назначение и устройство частей и механизмов автомата: ударно-спусковой механизм | 1 | 1 | ||
** назначение и устройство частей и механизмов автомата: крышка ствольной коробки, газовая трубка со ствольной накладкой, магазин, штык-нож, принадлежность к автомату | 1 | 1 | ||
3 | Работа частей и механизмов автомата | 3 | 2 | 1 |
* положение частей и механизмов автомата до заряжания; работа частей и механизмов при заряжании | 1 | 1 | ||
* работа частей и механизмов при стрельбе очередями и одиночными выстрелами | 1 | 1 | ||
* возможные задержки при стрельбе из автомата и способы их устранения | 1 | 1 | ||
4 | Уход за автоматом, его хранение и сбережение | 6 | 6 | |
* неполная разборка автомата и сборка автомата после неполной разборки | 4 | 4 | ||
* чистка и смазка автомата | 2 | 2 | ||
5 | Приемы и правила стрельбы из автомата | 5 | 5 | |
* общие положения; прицельное приспособление; установка прицела и переводчика огня | 1 | 1 | ||
* изготовка к стрельбе – принятие положения для стрельбы лежа; прикладка автомата | 2 | 2 | ||
* изготовка к стрельбе – прицеливание, спуск курка, прекращение стрельбы | 2 | 2 | ||
6 | Ручные осколочные гранаты | 3 | 1 | 2 |
* назначение и боевые свойства ручных осколочных гранат РГД-5, Ф-1; устройство гранат | 1 | 1 | ||
* приемы и правила заряжания и метания ручных осколочных гранат; меры безопасности при метании гранат | 2 | 2 | ||
ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ И ЗАЩИТА ОТ НЕГО | ||||
1 | Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время | 2 | 2 | |
* из истории гражданской обороны | 1 | 1 | ||
* предназначение и задачи гражданской обороны; структура и органы управления | 1 | 1 | ||
2 | Современные средства массового поражения | 6 | 6 | |
* ядерное оружие; общая характеристика, виды ядерных взрывов, средства доставки к цели | 1 | 1 | ||
* поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна, световое излучение | 1 | 1 | ||
* поражающие факторы ядерного взрыва: проникающая радиация, радиоактивное заражение местности; электромагнитный импульс | 1 | 1 | ||
* химическое оружие: общая характеристика, признаки применения, средства доставки к цели | 1 | 1 | ||
* боевые токсичные химические вещества | 1 | 1 | ||
* бактериологическое оружие: общая характеристика, способы применения | 1 | 1 | ||
3 | Современные обычные средства поражения | 2 | 2 | |
* обычное оружие | 1 | 1 | ||
* зажигательное оружие | 1 | 1 | ||
Итого -34 часа; теоретических занятий - 20 , практических - 14 |
Тематический план занятий
4-й год обучения
№ | Наименование разделов | часы | ||
темы занятий | всего | теор | практ | |
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА | ||||
1 | Вводное занятие. Меры безопасности при обращении с оружием и при проведении учебных стрельб | 1 | 1 | |
2 | Практические занятия | 10 | 10 | |
* практические занятия по разборке – сборке автомата | 3 | |||
* практические занятия по снаряжению магазина автомата учебными патронами | 1 | 1 | ||
* выполнение практического упражнения стрельбы из малокалиберной винтовки | 3 | 3 | ||
* практические занятия по метанию ручных осколочных гранат | 3 | 3 | ||
ОФИЦЕРСКИЕ КАДРЫ – ОСНОВНОЙ КОСТЯК ВООРУЖЕННЫХ СИЛ | ||||
1 | История военно-учебных заведений России: от Петра I до современности | 2 | 2 | |
2 | Система военного образования Российской Федерации | 1 | 1 | |
3 | Правила приема в военные образовательные учреждения Министерства обороны РФ | 2 | 2 | |
4 | Обучение в военно-учебном заведении; присвоение офицерского звания | 1 | 1 | |
Итого | 6 | 6 | ||
ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ И ЗАЩИТА ОТ НЕГО | ||||
1 | Средства коллективной защиты населения | 4 | 4 | |
* убежища; предназначение, устройство и оборудование | 1 | 1 | ||
* противорадиационные укрытия; назначение, устройство и оборудование | 1 | 1 | ||
* простейшие укрытия; назначение, устройство | 1 | 1 | ||
* правила поведения людей в коллективных укрытиях | 1 | 1 | ||
2 | Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге бактериологического поражения | 4 | 4 | |
* действия по сигналам оповещения ГО | 1 | 1 | ||
* правила поведения и действий в зоне радиоактивного заражения | 1 | 1 | ||
* правила поведения и действий в зоне химического заражения | 1 | 1 | ||
* правила поведения и действий в очаге бактериологического поражения | 1 | 1 | ||
3 | Эвакуация и рассредоточение населения | 2 | 2 | |
* способы и порядок проведения эвакуации населения | 1 | 1 | ||
* экипировка эвакуируемых; обязанности эвакуируемых | 1 | 1 | ||
4 | Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля | 7 | 3 | 4 |
* войсковой прибор химической разведки (ВПХР): назначение, устройство, принцип работы | 1 | 1 | ||
* определение наличия (отсутствия) ОВ в воздухе | 2 | 2 | ||
* рентгенометр (измеритель дозы мощности) ДП-5А, (ДП-5Б, ДП-5В): назначение, устройство, принцип работы | 1 | 1 | ||
* подготовка прибора к работе и работа с прибором | 2 | 2 | ||
* индивидуальные дозиметры ДП-22В | 1 | 1 | ||
Итого -34 часа; теоретических занятий - 20 , практических - 14 |
Тематический план занятий
5-й год обучения
№ | Наименование разделов | часы | ||
темы занятий | всего | теор | практ | |
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА | ||||
1 | Вводное занятие. Меры безопасности при обращении с оружием и при проведении учебных стрельб | 1 | 1 | |
2 | Практические занятия | 23 | 23 | |
* практические занятия по разборке – сборке автомата | 10 | 10 | ||
* практические занятия по снаряжению магазина автомата учебными патронами | 4 | 4 | ||
* выполнение практического упражнения стрельбы из малокалиберной винтовки | 6 | 6 | ||
* практические занятия по метанию ручных осколочных гранат | 3 | 3 | ||
ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ И ЗАЩИТА ОТ НЕГО | ||||
1 | Практические занятия по пользованию индивидуальными средствам защиты | 4 | 4 | |
* выполнение нормативов по одеванию противогаза | 2 | 2 | ||
* выполнение нормативов по одеванию общевойскового защитного комплекта | 2 | 2 | ||
2 | Службы гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях | 2 | 2 | |
* штаб и службы гражданской обороны школы | 1 | 1 | ||
* невоенизированные формирования ГО школы, их задачи | 1 | 1 | ||
3 | Действия населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера | 4 | 3 | 1 |
* действия населения при землетрясениях | 1 | 1 | ||
* действия населения при наводнениях | 1 | 1 | ||
* действия населения при пожарах | 1 | 1 | ||
* оказание первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации | 1 | 1 | ||
Итого -34 часа; теоретических занятий - 6 , практических - 28 |
Предполагаемые результаты 1-го года обучения
По огневой подготовке кадеты знают:
* историю создания ручного стрелкового оружия;
* историю создания и развития пневматического оружия;
* назначение, устройство, принцип действия пневматических винто-
вок и пистолетов;
* знают меры безопасности при обращении с оружием и при прове-
дении учебных стрельб.
кадеты умеют:
* разбирать, собирать, чистить и смазывать пневматическое оружие;
* умеют стрелять из пневматического оружия.
По оружию массового поражения и защите от него кадеты знают:
* сигналы гражданской обороны;
* индивидуальные средства защиты органов дыхания
кадеты умеют:
* правильно подбирать средства индивидуальной защиты (противо-
газ, респиратор) и пользоваться ими;
* производить осмотр, сборку и укладку противогаза;
* изготавливать ватно-марлевые повязки.
Предполагаемые результаты 2-го года обучения
По огневой подготовке кадеты знают:
* теоретические основы и правила стрельбы из стрелкового оружия;
* устройство, принцип работы пневматических винтовок ИЖ-60,
МР-512
кадеты умеют:
* производить разборку, чистку, смазку пневматических винтовок и
пистолетов;
* правильно изготавливаться к стрельбе, определять расстояние до
цели и т.д.
* выполнять стрельбу из пневматического оружия.
По оружию массового поражения и защите от него кадеты знают:
* правила организации защиты учащихся от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени;
* индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи, прие-
мы и правила их использования;
кадеты умеют:
* правильно пользоваться общевойсковым фильтрующим противога-
зом;
* временно пользоваться неисправным противогазом;
* правильно пользоваться общевойсковым защитным комплектом;
* надевать противогаз на пострадавшего (пораженного).
Предполагаемые результаты 3-го года обучения
По огневой подготовке кадеты знают:
* материальную часть автомата Калашникова;
* правила и приемы стрельбы из автомата;
* ручные осколочные гранаты, состоящие на вооружении ВС РФ.
кадеты умеют:
* производить неполную разборку и сборку после неполной разбор-
ки АК, уход за ним;
* снаряжать магазин патронами;
* заряжать ручные осколочные гранаты и метать их в цель.
По оружию массового поражения и защите от него кадеты знают:
* историю гражданской обороны;
* предназначение и задачи гражданской обороны в современных ус-
ловиях;
* современные средства массового и обычного поражения, их харак-
теристики и поражающие факторы
кадеты умеют:
* пользоваться индивидуальными средствами защиты органов дыха-
ния и кожи.
Предполагаемые результаты 4-го года обучения
По огневой подготовке кадеты знают:
* материальную часть автомата Калашникова;
* назначение, устройство, ТТХ ручных осколочных гранат, правила
метания, меры безопасности при метании ручных гранат;
кадеты умеют:
* производить неполную разборку и сборку автомата после неполной
разборки;
* снаряжать магазин автомата патронами;
* стрелять из пневматического и малокалиберного оружия;
* метать ручные осколочные гранаты в цель;
По оружию массового поражения кадеты знают:
* назначение, оборудование и правила эксплуатации коллективных
средств защиты от оружия массового поражения;
* правила поведения и действий людей в зонах радиоактивного, хи-
мического заражения и в очаге бактериологического поражения
* назначение, устройство и принцип работы приборов радиационной,
химической разведки и дозиметрического контроля;
кадеты умеют:
* действовать по сигналам гражданской обороны;
* действовать в зонах радиоактивного, химического заражения;
* действовать в очаге бактериологического поражения.
Предполагаемые результаты 5-го года обучения
По огневой подготовке и оружию массового поражения кадеты в полном объеме знают теоретический материал, предусмотренный программой
кадеты умеют:
* применять на практике полученные теоретические знания;
* производить неполную разборку и сборку автомата после
неполной разборки;
* вести стрельбу из пневматического и малокалиберного оружия.
* действовать по сигналам гражданской обороны;
* пользоваться средствами индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового поражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оружие массового поражения. Ядерное оружие.
Понятие о ядерном оружии. Классификация ядерных взрывов. Поражающие факторы ядерного взрыва....
Презентация по теме: «Оружие массового поражения: Ядерное оружие» предназначена для 10класса общеобразовательной школы.
Презентация выполнена в виде 15 слайдов с текстом.Работа может быть использована при подготовке к объяснению нового материала по теме «Современные средства поражения, их поражающие факторы» для ученик...
План урока по теме «Оружие массового поражения. Ядерное оружие»
План урока по теме «Оружие массового поражения. Ядерное оружие» является дополнением к презентации состоящей из 15 слайдов.В разделе "ход урока" указана очередность показа слайдов презента...
Выступление учащихся на Жуковских чтениях "Оружие массового поражения"
История человечества неразрывно с появлением всё более и более совершенных видов оружия и средств поражения. Особое место в истории развития вооружения и техники отводится XX веку, когда появили...
Презентация по теме: «Оружие массового поражения: Ядерное оружие»
Презентация выполнена в виде 15 слайдов с текстом.Работа может быть использована при подготовке к объяснению нового материала по теме «Современные средства поражения, их поражающие факторы» для ученик...
«Ядерное оружие. Оружие массового поражения»
Понятие о ядерном оружии. Классификация ядерных взрывов. Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнит...
Обычные средства поражение, оружие массового поражения. Их факторы поражения (кратко)
В презентации даны определения основным понятиям по теме, их краткая характеристика, а также их поражающие факторы...