Состав, назначение и оснащение Вооружённых сил Российской Федерации
план-конспект урока по обж (10 класс) по теме

Ребров Александр Олегович

 

На уроке  форми­руются  чувство  гордости за Вооруженные силы РФ. Учащиеся знакомятся   с основными символами воинс­кой чести, их местом и ролью в деятельности  Воо­руженных сил РФ;

 пробуждается  интерес к жизни и деятельности Вооруженных сил РФ;  воспитывается  любовь к Родине, чувство гор­дости за Вооруженные силы РФ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ОБЖ в 10 классе по теме:

«СОСТАВ, НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ.»

 

СИМВОЛЫ ВОИНСКОЙ ЧЕСТИ

Цель урока:

  • Формирование чувства гордости за Вооруженные силы РФ.
  • Ознакомить с основными символами воинской чести, их местом и ролью в деятельности  Вооруженных сил РФ;
  • Пробудить интерес к жизни и деятельности Вооруженных сил РФ;
  • Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за Вооруженные силы РФ.

Учебные вопросы:

  • Боевое Знамя воинской части (корабля) - основные понятия;
  • Роль и место Боевого Знамени воинской части (корабля);
  • Как менялось Боевое Знамя воинской части (корабля) в Вооруженных силах РФ;

Оборудование: Телевизор, видеомагнитофон, DvD-проигрыватель.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2. Проверка усвоения ранее изученного материала.

Класс разбивается на две равные группы. Одна группа решает тест, другая отвечает на устные вопросы по ранее пройденному материалу, два ученика отвечают письменно на доске.

Замена групп.

3. Объяснение нового материала.

Объявить тему и цель занятия, показать важность данной темы, ее взаимосвязь с предшествующими уроками.

1-й учебный вопрос 

Объявить 1-й учебный вопрос и порядок его отработки: ученикам предлагается просмотреть видеофрагмент. В ходе просмотра видеофрагмента ученики делают пометки в рабочих тетрадях. Просмотрев видеофрагментом, они должны ответить на контрольные вопросы.

Закрепление материала 1-го учебного вопроса 

Ученикам предлагается ответить на вопросы:

1. Что понимается под воинской честью?

2. Что такое Боевое Знамя воинской части?

3. Что олицетворяет собой Боевое Знамя?

4. Как действуют военнослужащие при встрече с Боевым Знаменем?

5. Что может произойти в случае утраты Боевого Знамени?

ВОИНСКАЯ ЧЕСТЬ - это внутреннее нравственное качество и убеждение воина, воинского коллектива, характеризующее его поведение, отношение к выполнению воинского долга.

БОЕВОЕ ЗНАМЯ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ есть особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения воинской части, его истории и заслуг, а также определяющий принадлежность к Вооруженным силам РФ.

БОЕВОЕ ЗНАМЯ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ - символ воинской чести, доблести и славы. Оно служит напоминанием каждому военнослужащему о героических традициях воинской части по защите Отечества.

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛАГ РФ - является Боевым Знаменем корабля. Он символизирует его государственную принадлежность и неприкосновенность, так как он считается частью территории РФ.

Каждый военнослужащий (строй военнослужащих), увидев Боевое Знамя (Военно-морской флаг) или поднимаясь (спускаясь) на корабль, отдает честь флагу.

ПРИ УТРАТЕ БОЕВОГО ЗНАМЕНИ - командир воинской части и военнослужащие, непосредственно виновные в этом позоре, подлежат суду, а воинская часть - расформировывается.

Физкультурная минутка 

Ученики выполняют физические упражнения для снятия напряжения и упражнения для снятия утомления глаз.

2-й учебный вопрос 

Ученикам предлагается рассказать, как они понимают следующие слова из Устава воинского, Военной присяги и Морского устава времен Петра I:

❖ «Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, что от команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду».

❖ «Кто знамени присягал единожды, тот у оного до смерти стоять должен».

❖ «Когда опасный случай в ретираде учинится, тогда знамя от древка отодрать надлежит и у себя схоронить или около себя обвить, и тако себя со оным спасать».

❖ «Кто знамя свое или штандарт до последнего часа свей жизни не оборонит, оный не достоин есть, чтобы имя солдат иметь».

❖ «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем опускать флаги, вымпелы или марсели, под страхом лишения живота».

В ходе ответов другие ученики могут с разрешения преподавателя давать пояснения, свое толкование, выражать другое мнение. При необходимости преподаватель может вносить уточнения.

3-й учебный вопрос 

Ученики получают следующее словесное описание истории Боевого Знамени:

История Боевого Знамени:

❖ У древних славян - это «стяг»: шест с пучком травы или конской гривой наверху;

❖ Позже наверху стали укреплять матерчатый клин ярких цветов, а над ним - металлическое копье;

❖ Слово «знамя» вместо «стяг» вошло в употребление в конце XIV в.;

❖ С образованием стрелецких полков (середина XVI в.) им вручалось окаймленное полотнище в виде прямоугольника с креста в середине, цвет у каждого полка был разный;

❖ В середине XVII в. царь Алексей Михайлович утвердил трехцветный воинский флаг (бело-сине-красный), с нашитым на нем двуглавым орлом, символизирующим власть, силу и единство;

❖ При Петре I - на белом поле (2,5 х 2) м были нашиты царские вензеля, украшенные листьями;

❖ С конца XVIII в. на знаменах изображался государственный герб, императорские вензеля, лавровые ветви и короны;

❖ В Советской (Красной) Армии Боевое Знамя появилось в 1918г. как награда. Единый образец был принят в 1926 г., который был изменен в 1942 г. С этого времени Боевое Знамя воинской части состояло из двустороннего полотнища красного цвета, древка и шнура с кистями, наверху плоское копье с прорезью, в которой помещены серп, молот и красная звезда. С одной стороны надпись «За нашу Советскую Родину», а в центре серп и молот, с другой стороны - наименование воинской части. На гвардейских знаменах в центре золотой нитью вышивалось изображение В.И. Ленина;

❖ С 29 декабря 2000 г. - это красное полотнище, в ВМФ - белое полотнище с синим диагональным крестом. Однако эти Знамена вручаются только вновь сформированным частям, остальные унаследовали знамена Советской Армии.

❖ В настоящее время рассматривается вопрос о возвращении на Боевое Знамя пятиконечной звезды.

4. Подведение итогов занятия.

Напомнить тему, цель, учебные вопросы (могут называться учениками). Дать оценку занятию в целом, отработке каждого учебного вопроса. Объявить оценки, отметить лучших и тех, кто работал слабо, не в полную силу, был невнимателен.

Ответить на вопросы учеников.

5. Домашнее задание.

  • Быть в готовности ответить на вопросы, изученные на сегодняшнем уроке;
  • Изучить материал учебника.

Тест (вариант)

1. Что из перечисленного не является видом Вооруженных сил РФ (ВС РФ)?

А - воздушно-десантные войска;

Б - Военно-Морской Флот;

В - Сухопутные войска.

2. В соответствии со ст. 59 Конституции РФ «Защита Отечества является ... гражданина РФ» - определи, что было пропущено.

А - правом и долгом;

Б - правом и обязанностью;

В - долгом и обязанностью.

3. Военная доктрина РФ имеет:

А - оборонительную направленность;

Б - наступательную направленность;

В - оборонительно-наступательную направленность.

4. Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ является:

А - Премьер-министр РФ;

Б - министр обороны;

В - Президент РФ.

5. Указ о призыве и увольнении граждан с военной службы издает:

А - Государственная Дума;

Б - Президент РФ;

В - Правительство РФ.

6. Что из перечисленного не входит в компетенцию Совета Федерации?

А - подготовка государственной программы вооружений;

Б - утверждение указов Президента РФ о введении военного положения;

В - формирование госзаказа на закупку вооружения.

7. Что из перечисленного является функцией Государственной Думы?

А - утверждение указов президента в области обороны;

Б - принятие законов в области обороны;

В - формирование госзаказа на закупку вооружений.

8. Непосредственное руководство Вооруженными силами РФ министр обороны осуществляет через:

А - министерство обороны;

Б - Правительство РФ;

В - Генеральный штаб.

9. Что не является функцией Генерального штаба? 

А - осуществление разведывательной деятельности;

Б - разработка предложений по военной доктрине;

В - организация материального снабжения ВС РФ.

10.Что не является обязанностью министра обороны?

А - введение военного положения;

Б - издание приказов и директив для ВС РФ;

В - введение в действие правовых актов по различным вопроса жизни войск.

11. Что из перечисленного является функцией Министерства обороны?

А - введение военного положения;

Б - разработка предложений по военной доктрине;

В - принятие законов в области обороны.

12. Для обороны с применением средств вооруженной борьбы созданы:

А - Государственная таможня;

Б - Вооруженные силы;

В - Министерство по чрезвычайным ситуациям.

13. К решению задач обороны с применением средств вооруженной борьбы могут привлекаться:

А - войска Гражданской обороны;

Б - вневедомственная охрана;

В - налоговая инспекция.

14. Основным органом оперативного управления Вооруженными силами РФ является:

А - Министерство обороны;

Б - Правительство РФ;

В - Генеральный штаб.

15. Что из перечисленного не является родом войск Вооруженных сил РФ?

А - Сухопутные войска;

Б - Ракетные войска стратегического назначения;

В - военно-космические войска;

16. Какой из перечисленных видов Вооруженных сил РФ является самым многочисленным?

А - Военно-Воздушные Силы;

Б - Военно-Морской Флот;

В - Сухопутные войска.

17. Какой из перечисленных родов войск не входит в состав Военно-Воздушных Сил (ВВС)?

А - фронтовая авиация;

Б - военно-транспортная авиация;

В - армейская авиация.

18. Какой из перечисленных родов войск не входит в состав Сухопутных войск (СВ)?

А - морская пехота;

Б - ракетные войска и артиллерия;

В - армейская авиация.

19. Какой из перечисленных родов войск не входит в состав Военно-Морского Флота (ВМФ)?

А - морская пехота;

Б - фронтовая авиация;

В - береговые ракетно-артиллерийские войска.

20. Какой род войск не несет постоянного боевого дежурства?

А - военно-космические войска;

Б - воздушно-десантные войска;

В - Ракетные войска стратегического назначения.

Вопросы для фронтального опроса.

1. Что такое «оборона»?

2. Правовые основы организации обороны

3. Основные положение военной доктрины РФ.

4. Что может привлекаться к обороне РФ?

5. Что включает в себя организация обороны?

6. Организация высшего управления обороной государства.

7. Обязанности Президента РФ по управлению обороной государства.

8. Обязанности Совета Федерации в области обороны РФ.

9. Обязанности Госдумы в области обороны РФ .

10. Обязанности Правительства РФ в области обороны РФ.

11. Органы управления ВС РФ.

12. Обязанности Министра обороны РФ.

13. Обязанности Министерства обороны РФ.

14. Обязанности Генштаба.

15. Из чего состоят Вооруженные Силы РФ?

16. Что такое вид Вооруженных сил РФ?

17. Что такое род войск Вооруженных сил РФ?

18. Перечислить виды Вооруженных сил РФ.

19. Дать характеристику Сухопутным войскам. Из чего они состоят?

20. Перечислить основные рода СВ.

21. Дать характеристику мотострелковым войскам.

22. Дать характеристику танковым войскам.

23. Дать характеристику ракетным войскам и артиллерии СВ.

24. Дать характеристику войскам ПВО СВ.

25. Дать характеристику авиации СВ.

26.Перечислить другие войска, входящие в состав СВ.

27. Основные задачи реформирования СВ.

28. Дать характеристику ВВС. Из чего состоят ВВС?

29. Дать характеристику авиации стратегического назначения.

30. Дать характеристику авиации ПВО.

31. Дать характеристику фронтовой авиации.

32. Дать характеристику военно-транспортной авиации.

33. Дать характеристику ВМФ. Что включает в себя ВМФ?

34. Дать характеристику надводным силам флота.

35. Дать характеристику подводным силам флота.

36. Дать характеристику авиации ВМФ.

37. Дать характеристику береговым ракетно-артиллерийским войскам.

38. Дать характеристику морской пехоте.

39. Дать характеристику военно-космическим войскам.

40. Дать характеристику Ракетным войскам стратегического назначения.

41. Дать характеристику воздушно-десантным войскам.

42. Дать характеристику Тылу ВС РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Честь и достоинство военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации

Познакомить учащихся с общими понятиями о чести и достоинстве военнослужащего Вооруженных Сил РФ и их содержанием....

Общешкольное мероприятие «Мы-вместе! Годовщина вхождения в состав Российской Федерации Крыма и Севастополя»

«Мы-вместе! Годовщина вхождения в состав Российской Федерации Крыма и Севастополя»...

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – государственная военная организация, составляющая основу обороны России. ...

Методическая разработка урока по основам безопасности и защиты родины в 8 классе по теме "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации"

Методическая разработка урока по основам безопасности и защиты родины в 8 классе по теме "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации"...

Конспект урока ОБЗР для 8 класса по ФРП ООО "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации"

Конспект урока ОБЗР для 8 класса  по ФРП ООО "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации"...

ОБЗР 8 класс Урок 6 - Тест "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинские символы Вооруженных Сил Российской Федерации"

ОБЗР 8 класс Урок 6 - Тест "Состав и назначение Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинские символы Вооруженных Сил Российской Федерации"...