«Пожарная безопасность»
материал по обж (10 класс) по теме
Игра "Брейн - ринг" для обучающихся 1 курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_breyn-ring_pozharnaya_bezopasnost.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Директор ГОУ НПО ТО Профессиональный лицей «№43» Прохорова Т.А.
Игра «Брейн –ринг» на тему: «Пожарная безопасность».
Участники: учащиеся 2 курса
Дата проведения: 12.03.2013г.
Место проведения ГОУ НПО ТО «Профессиональный лицей №43»
Время проведения: 12 -00
Цель: выявить уровень умений, знаний и действий обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций.
Задачи:
- Привить навыки учащимся в случаях пожароопасных ситуаций.
- Определить круг проблем подростков по ОБЖ.
Оборудование: огнетушители, ватно – марлевые повязки, мультимедийный комплекс, карточки задания, музыкальное сопровождение.
Ход игры
1. Организационный момент
Обучающиеся занимают места за игровым столом, слушают условия и задания игры.
В игре участвуют четыре команды обучающихся гр. №1, №2, №4, №5
Заранее готовятся игровые столы и палочки-знаки для каждой команды. Палочки- знаки: 1 "Запрещается курить", 2 "Запрещается пользоваться открытым огнём", 3 "Осторожно Легковоспламеняющиеся вещества", 4 "Запрещается тушить водой!" (См. ответы)
В жюри предлагаю: учителя ОБЖ, учителя химии, отв. по охране порядка в учреждении, зам. директора по АХЧ, члена Совета лицея.
После знакомства с командами и капитанами команд (заранее подготовленные названия у каждой команды) начинаем игру.
2.Основная часть.
Ребята, на уроках химии вы изучили тему: "Кислород. Оксиды. Горение", познакомились с явлением горения более подробно. Ответьте на
Вопрос 1: Что такое горение? (См. ответы)
Я проделаю (рассказываю и показываю одновременно) небольшой опыт (для опыта всё заранее подготовлено): налью в фарфоровую чашку немного спирта, подожгу его, а затем плотно чашку листом картона.
Вопрос 2. Почему пламя гаснет, а бумага не загорается? Перечислите, условия горения.
Гораздо больше усилий надо приложить, чтобы погасить пламя. Послушайте отрывок из книги "Унесённые ветром", в котором описывается сцена тушения пожара: "... Сухой, как трут, пол мгновенно занялся, заглатывая огонь как воду... Скарлет сунула ковёр в бадью и, набрала побольше воздуха в лёгкие, ринулась в тёмную от дыма кухню, плотно захлопнув за собой дверь: целую, как ей показалось, вечность она кашляла, задыхалась, кружилась по кухне. Била и била мокрым ковром по струйкам огня, змеившимся вокруг неё".
Вопрос 3. Каковы условия прекращения горения? Как, учитывая эти условия, объяснить действия героини?
Знание условий горения веществ необходимо человеку для тушения пожара. Наше народное хозяйство всё ещё несёт немалый урон от пожаров и возгораний. А сколько гибнет людей? Причиной пожаров являются многие факторы и, прежде всего - это химическая неграмотность многих людей, недопустимая небрежность в выполнении учебных, бытовых и производственных операций, нарушение условий обращения с веществами и источниками энергии.
Конкурс 4.
Горючие вещества обычно находятся в соприкосновении с воздухом. Поэтому достаточно наличия источника зажигания, чтобы возник пожар. Источником зажигания или пожара могут быть печь или плита, оставленные без надзора, неотключенные электроприборы, брошенная горящая спичка, непотушенный окурок и другие. Но пожар может быть вызван и самовозгоранием некоторых материалов, которые медленно окисляются, выделяя при этом теплоту, и так постепенно разогреваются. Например, сложенные в кучу после обтирания машин промасленные тряпки или сложенный в кучу навоз - это потенциальные источники самовоспламенения и возникновения пожара. Большой вред наносят пожары лесам. Они возникают в результате непотушенных костров, грозовых разрядов. Пожары приводят к гибели птиц, млекопитающих, ценных пород древесины и всего живого. А ведь лес играет решающую роль в поддержании кислорода в атмосфере. Доказано, что кислород атмосферы Земли возник в результате деятельности живых растительных организмов. Леса всего мира ежегодно высвобождают 55, 5 млн. тонн кислорода, обеспечивая всему живому возможность дышать. Поэтому, отправляясь в лес, помните, что это -бесценное сокровище, а главный враг его - огонь. Итак, ребята, выходя в лес, вы неоднократно повторяли и наверняка соблюдаете определённые правила поведения на природе, чтобы не возник пожар.
Вопрос 5. Каковы же эти правила?
Однако если уж пожар возник, то необходимо принять меры, чтобы как можно быстрее потушить его или хотя бы ограничить. При этом надо действовать чётко, организованно и, самое главное без паники. Пожалуйста, ответьте на вопросы:
Вопрос 6. От непотушенпого костра в лесу началось возгорание хвои деревьев. Ваши действия?
Вопрос 7. Как выходить из зоны лесного пожара?
Мы с вами уже говорили, что пожар можно погасить;
- охлаждением горящего предмета,
- прекращения доступа воздуха к очагу горения.
- удаления горючих веществ и предметов с возможных путей распространения огня.
Ответьте на вопросы:
Вопрос 8. Перечислите все возможные средства тушения пожара.
Вопрос 9. Перечислите виды огнетушителей.
Какие огнетушители находятся у вас на столе (заранее подготовлены разного вида огнетушители)?
Как пользоваться данными огнетушителями? Покажите на одном из огнетушителей.
Вопрос 10. Каковы должны быть ваши действия, если из работающего телевизора или из какого-то другого электроприбора пошёл дым?
Вопрос 11. Чем нельзя тушить электропроводку под напряжением? Почему?
Вопрос 12. Как быть, если загорелся пролитый возле гаража бензин?
Ребята, особое внимание необходимо обратить на то, как вести себя при пожаре, который может возникнуть в помещении, где вы живёте или учитесь.
Вопрос 13. Как правильно вызвать пожарную команду?
Вопрос 14. Что делать при сильном задымлении квартиры едким густым дымом?
Вопрос 15. Что необходимо предпринять, если произошла утечка газа в квартире?
Ну, а сейчас пришла очередь немного поработать капитанам команд.
Прошу остаться за столами только капитанов команд. На листочках написаны вопросы, которые капитаны выберут сами. Им даётся 3 минуты на подготовку ответа на свой вопрос.
Вопросы для капитанов:
- Знаешь ли ты пути эвакуации из класса? Допустим, мы находимся: 1) в актовом зале, 2) в кабинете химии на втором этаже.
- Что нужно сделать, если человек оказался в зоне пожара, и на нём загорелась одежда? Ваши действия по порядку. Объясните, на чём они основаны.
- Как оказать первую помощь человеку, получившему термический ожог.
- Возникло возгорание спирта па твоём рабочем столе при выполнении практической работы по химии. Твои действия, как потушить пролитый горящий спирт. Как вообще правильно
пользоваться спиртовкой?
В то время, пока капитаны готовятся отвечать на свои вопросы, ведущий задаёт вопрос болельщикам.
Вопрос. Скажите, что означают знаки, которые держит капитан каждой команды в руках? Какие знаки и где изображают?
Жюри подводит итоги.
Оглашаются результаты игры.
Ответы на вопросы.
- Горение-это реакция окисления, сопровождающаяся интенсивным выделением теплоты и света.
- Пламя гаснет, так как нет доступа воздуха, а бумага не загорается, так как не нагрелась. т.е., чтобы вызвать горение, нужно:
1) нагреть вещество до температуры воспламенения,
2) обеспечить доступ к нему кислорода, а именно этот газ поддерживает горение.
- Условия прекращения горения: охладить вещество ниже температуры воспламенения (поэтому героиня смочила ковёр) и прекратить доступ кислорода (то есть героиня использовала тяжёлую ткань для тушения огня).
- конкурс
- Пожар- это неконтролируемый, быстропротекающий при высокой температуре химический процесс, сопровождающийся выделением большого количества теплоты, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей. Как правило, пожар возникает из-за несоблюдения мер предосторожности при работе с огнём и нарушения правил противопожарной безопасности.
- Костёр устраивайте лишь на специально отведённых для этого местах; если их нет, выберите старое кострище или вытоптанное место.
- Для нового кострища снимите осторожно слой дерна и сохраните его, а, уходя, тщательно уложите на прежнее место.
- Не следует разводить большой костёр. Особенно осторожно нужно разжигать костёр в засушливое время, а в жару следует вообще отказаться от него. Не бросайте зажжённых спичек, не оставляйте непотушенных костров.
- Не оставляйте после себя мусор. Нужно помнить, что обыкновенная бутылка, брошенная жарким летом туристами, не только захламляет лес, но может стать причиной лесного пожара, подобно линзе, способной сфокусировать солнечные лучи.
- Пучком зелёных веток постараюсь сбить пламя с хвойного дерева.
- На ветреную сторону, перпендикулярно кромке пожара, по просекам, берегам ручьёв и рек.
- Вода, пена, углекислый газ, снег, земля, песок и другие негорючие материалы. Эффективным средством является сода. Она разлагается при повышенной температуре, при этом поглощается.
- Порошкообразные, углекислотные, пенные. У вас на столе углекислотные огнетушители.
- 1. Отключить рубильник (выключить пробки); 2. Накрыть горящий телевизор плотной тканью.
- Водой.
- Засыпать песком, землей.
- Сотовый 112, городской 01.
- Намочить тряпку и укрыть лицо, лечь на пол и ждать пожарных.
Ответы на вопросы для капитанов:
1.Согласно инструкции учебного заведения.
2.Чтобы огонь не распространялся к голове, а затем тушить водой, снегом, песком, жидкой грязью огнегасительным порошком, можно даже пенный огнетушитель. Пострадавший должен при этом закрыть глаза.
3.Доврачебную помощь оказывают только при первой степени ожога. Сразу же нужно обработать чистой мягкой тканью, смоченной спиртом для обеззараживания и уменьшения боли. В последствии на поражённое место можно наложить повязку с фурацилином. Ожоги иных степе* не обрабатывают, их защищают сухой стерильной повязкой. Нельзя при ожогах использовать » или вазелин, а также растворы "марганцовки" (перманганата калия) и "зелёнки", которые затрудняют распознавание степени тяжести ожога.
4. Горящий спирт, разлитый на столе можно тушить самым дешёвым средством тушения – водой так как он в ней хорошо растворяется и прекращает гореть. Правила работы со спиртовкой:?
колпачок, немного выдвинуть фитиль, зажечь спиртовку спичками. Горящую спиртовку нельзя
передавать из рук в руки, переносить по классу. Задувать зажжённую спиртовку нельзя! Для
погашения пламени спиртовки используют колпачок. Подождать, пока спиртовка остынет.
Подведение итогов.
Награждение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкция о мерах пожарной безопасности Инструкции о мерах пожарной безопасности
Инструкция о мерах пожарной безопасности...
Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117
В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...
Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Закрепление правил пожарной безопасности»
Конспект образовательной деятельности, направленной на:Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.Вооружение детей знаниями, умениями и навык...
Конспект тематического занятия по пожарной безопасности «Пожарный номер - 01»
Это познавательное занятие по правилам пожарной безопасности с элементами игры, задачи которого - отработать модели поведения обучающихся в пожароопасных ситуациях, формировать основы их внутренней уб...
Классный час на тему: «День пожарной охраны в России» + инструктаж обучающихся по пожарной безопасности
Инструктаж обучающихся по пожарной безопасности · Проверить, знают ли дети телефон пожарной охраны;·...
ПРОГРАММА «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИЗМА, ГО И ЧС И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-тра...
Сценарий мероприятия по формированию основ пожарной безопасности игра - квест «Школа пожарной безопасности»
Сценарий мероприятия по формированию основ пожарной безопасности...