Тренинг волонтеров "Мы за здоровое поколение"
учебно-методический материал по обж по теме
Цель тренинга: воспитание волонтеров как людей, которые могут оказать помощь в профилактике употребления психоактивных веществ, противостоянии давления среды не только себе, но и другим людям; обучение технологиям работы со сверстниками в области пропаганды здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polnyy_trening_volonterov.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель тренинга: воспитание волонтеров как людей, которые могут оказать помощь в профилактике употребления психоактивных веществ, противостоянии давления среды не только себе, но и другим людям; обучение технологиям работы со сверстниками в области пропаганды здорового образа жизни.
Ход тренинга:
1. Приветствие, знакомство.
2. Викторина «Мы за здоровье»-(1-й урок) 8.30-9.15
3. Работа в 4-х командах на сплочение. Эмблема волонтеров. Защита эмблем.(2-й урок) 9.25-10.10
4. Мини тренинг по группам (3-4 уроки)10.20-12.05(для минигруппы подготавливаются 4 ведущих. Они проводят по 2 упражнения. Группы по кругу пересаживаются после прохождения упражений)
1) Шоколадка.
2) Клубок
3) Я- сигарета или Что я делаю со своими ценностями жизни
4) «Как сказать «НЕТ»; Упражнение « Прокуришь ли ты деньги?»
5) Капитан или пассажир- тест
6) Здоровые Потребности
7) Письмо в редакцию
8) Принципы здорового образа жизни»
Обед
5. Общая игра «Распределение сердца»(5-й урок)12.25-13.10
6. Фрагмент фильма: «Точка невозврата» (6-й урок) 13.25-14.10
7. Завершение тренинга. Обсуждение. (6-й урок) 13.25-14.10
Приложение.
Упражнения в минигруппах
1.Я- сигарета или Что я делаю со своими ценностями жизни
Учащимся диктуется список возможных человеческих ценностей:
- интересная работа
- хорошая обстановка в стране
- общественное признание
- материальный достаток и хорошее здоровье
- любовь
- семья
- удовольствия, развлечения
- самосовершенствование
- свобода, независимость
- справедливость
- доброта
- честность
- искренность
- вера
- целеустремленность
На листочках бумаги участники пишут свои ценности. Ведущий встает со своего места со словами «Я-сигарета» или «Я- наркотик» и выхватывает из рук участников несколько листочков с ценностями.
Обсуждение: Как вы себя ощущаете, лишившись этих ценностей?
После того, как участники предложат способы профилактики употребления ПАВЫ, ведущий возвращает листочки.
2 Упражнение « Прокуришь ли ты деньги?»
Предлагается небольшой математический расчет и способность визуализировать, на что еще можно потратить деньги. Пачка сигарет стоит примерно от 7 до 20 рублей. Если выкуриваете полпачки сигарет в день, посчитайте, сколько уходит денег:
- в неделю
- в месяц
- за полгода
- в год
Потом посчитайте, сколько тратится денег, если выкуривать целую пачку сигарет. Вместе подумайте, что полезного можно купить на эти деньги?
3. Упражнение. «Аргументы»
Командам предлагается придумать в течение 1 – 2 минуты и обсудить между собой максимальное количество доводов в пользу отказа от употребления алкоголя, наркотиков, курения. Команды располагаются друг напротив друга, договариваются об очерёдности – кто начнёт первым. Далее задание выполняется следующим образом: первый участник одной команды называет, один из доводов ,после этого свой довод приводит участник противоположной команды. Доводы не должны повторяться, желательно, чтобы высказалось как можно больше участников. Победившей считается команда, которая привела последний довод.
«Нет».
Отказ-соглашение: «Спасибо, мне неудобно вас затруднять»;
Отказ-обещание: «С удовольствием, но у меня курсы»;
Отказ-альтернатива: «Давай лучше почитаем»;
Отказ-отрицание: «Ни за что с тобой не пойду».
4. Упражнение «Удовлетворение потребностей»
Каждая группа должна определить, какие человеческие потребности, записанные на доске, которые якобы удовлетворяются с помощью алкоголя, табака или наркотиков, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов. Например:
Любопытство | Почитать о проблеме вредных привычек, посмотреть на других зависимых людей, поспрашивать их. Сходить в наркодиспансер |
Расслабление | Принять ванну, сделать массаж, сесть и помедитировать |
Влиться в компанию | Стать лидером компании, а не последователем; понравиться умом |
Понравиться молодому человеку (девушке) | Проявлять уважение и искренность, естественность в отношениях |
Получить кайф | Сходить на каток или в аквапарк |
Забыть о проблемах | Поговорить с мамой, папой, друзьями и решать проблемы вместе |
Снять барьеры в общении | Проявлять неподдельный интерес к собеседнику, это располагает и снимает барьеры |
Согреться | Одеться потеплее, попрыгать, зайти в магазин погреться |
Снять напряжение | Проделать физические упражнения, погулять в парке, выпить сок, чай, сходить в театр или кино |
Докладчик от каждой группы зачитывает предложения.
Вывод: Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не знаем себя, своих возможностей и не умеем строить конструктивные взаимоотношения с людьми. Этому можно научиться.
5. Упражнение «Письмо в редакцию».
Упражнение направлено на умение сочувствовать и понимать проблемы таких же людей, как мы сами. Вожатый предлагает детям представить, что они работают в редакции и к ним пришло письмо с просьбой о помощи и совете. Например: «Дорогая редакция, у меня есть парень, и недавно я узнала, что он стал принимать наркотики. Он предлагал и мне... Я не знаю, что мне делать. Я его люблю, и хочу ему помочь. Но он меня не слушает, и продолжает их употреблять. Что делать?...» После этого, дети должны предложить свои способы помощи для этой девочки. Отряд может разбиться на несколько групп, и предложить несколько вариантов помощи.
Как бросить курить?
Вот самые простые советы.
- Посоветоваться с теми, кому удалось бросить курить.
- Решить остановиться (на силе воли)
- Отказаться от старых привычек (всех, не только от табака, но и, если есть, алкогольных напитков, наркотиков, токсических веществ)
- Избегать мест, людей и ситуаций, которые вы не можете контролировать (самый эффективный метод – сменить компанию, перестать встречаться с сомнительными друзьями)
- Развивать отношения с теми, кто не курит
- Помогать другим бросить курить, бороться с курением (вырабатывать активную позицию)
6. Упражнение Групповая работа «Принципы здорового образа жизни» 15 мин
Каждая группа должна придумать Принципы здорового образа жизни» – неких человеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком, чтобы таковым остаться. В конце занятия представитель каждой группы зачитывает заповеди перед классом.
7. Тест «Капитан или пассажир» 15мин.
Отвечайте "Да","Нет" или "Не знаю".
1. Я всегда чувствую ответственностьза все, что происходит в моей жизни.
2. У меня не было бы столько проблем,если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне.
3. Я предпочитаю действовать, апоразмышлять над причинами своих неудач.
4. Иногда мне кажется, что я родился(родилась) под «несчастливой звездой».
5. Алкоголики сами виноваты в своейболезни.
6. Иногда я думаю, что за многое вмоей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал (стала) таким(такой), какой (какая) я есть.
7. Если я простужаюсь, предпочитаюлечиться самостоятельно.
8. Во вздорности и агрессивности,которые так раздражают в женщине, чаще всего виноваты другие люди.
9. Любую проблему можно решить.
10. Я люблю помогать людям, потомучто чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня.
11. Если происходит конфликт, то,размышляя, кто в нем виноват, я обычно начинаю с самого (самой) себя.
12. Если черная кошка перейдет мнедорогу, я перехожу на другую сторону улицы.
13. Каждый человек, независимо отобстоятельств, должен быть сильным и самостоятельным.
14. Я знаю свои недостатки, но хочу,чтобы окружающие относились к ним снисходительно.
15. Обычно я мирюсь с ситуацией,повлиять на которую не в состоянии.
Подведем итоги. За каждый ответ «Да»на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 и ответ «Нет» на вопросы 2, 4, б, 8, 10, 12,14, 15 вы получаете по 10 баллов. За ответы «Не знаю» — по 5 баллов.
100 — 150 баллов. Вы"капитан" собственной жизни, чувствуете ответственность за все, что свами происходит, многое берете на себя, преодолеваете трудности, непреувеличивая их, не возводя в ранг жизненных проблем.
50 — 99 баллов. Вы охотно бываете"рулевым", но можете, если это необходимо, передавать штурвал вверные руки. Гибкость, рассудительность и чуткость всегда бывают вашими союзниками.
До 49 баллов. Вам проще следоватьруководству других людей, так вы чувствуете себя спокойнее. Возможно, в своихтрудностях обвиняете обстоятельства, других людей, но не себя.
Сценарий игры «Распределение сердца»
Инструкция.
Группа участников делится на 5 команд (по 6 человек).
Ведущий.
Вы все являетесь врачами клиник. Поступило сообщение. Что появилось донорское сердце. В вашей клинике есть претендент на это сердце.
Ведущий подходит к группам и раздает карточки.
1. Девочка Даун.
2. Ученый, разрабатывающий вакцину от СПИДа. Он ее почти открыл.
3. Бизнесмен, имеющий огромное состояние.
4. Герой афганец.
5. Отец одиночка, имеющий двоих детей.
Задание. Обсудите и выдвинете аргументы в пользу вашего пациента. Почему именно вашему пациенту необходимо сердце.
Идет обсуждение – 3 мин.
В центр зала ставится 5 стульев.
Ведущий: От каждой клиники выходит по одному врачу на консилиум.
1. Консилиум: Каждый врач должен привести аргументы, почему именное его пациенту должно достаться сердце.
Внимание, поступила новая информация о пациентах.
1. У девочки-дауна есть люди, которые хотят ее удочерить.
2. Ученому 85 лет.
3. бизнесмен бывший наркоман.
4. Герой афганец гонял на мотоцикле, из-за чего попал в аварию, и ему нужна пересадка сердца.
5. У отца – одиночки есть маленькие дочки 3-х и 6-ти лет.
Обсуждение среди команд.
2. Консилиум.
Ведущий: на консилиум приглашаются другие члены команд.
Голосование.
Неудачное голосование. И поступили новые факты.
1. Родители девочки готовы отдать любые деньги.
2. Ученый- ходили слухи. Что он торговал малолетними детьми.
3.безнесмен замечен в компании наркоманов.
4. Афганец, когда попал в аварию, был в алкогольном опьянении.
5. Отец является врачом клиники, которая делает пересадку сердца.
Обсуждение.
3. Консилиум.
Неудачное голосование. (По условиям игры, тот пациент, за кого проголосовали- умер;
если же идет спор- то опять неудачное голосование и умирает тот пациент, за которого большинство)
Одна группа врачей расформировывается и подсаживается к другим командам.
Новые факты:
1. У девочки отказала почка.
2. Ученый- сидел в тюрьме.
3. Бизнесмен- ходят слухи, что он сколотил капитал на обмане.
4. Афганец – гонял по проезжей части.
5. Отец- его любила вся клиника.
4. Консилиум. (осталось 4 команды)
Вариант А: Если единодушно выбирают пациента, игра окончена, все молодцы.
Вариант Б: Если продолжается спор, то умирает один пациент, команда расформировывается и начинается новое обсуждение в 3-х командах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗОЖ МОЛОДОГО ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ – ОСНОВЫ БУДУЩЕГО ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ.
Общеизвестно, что образ жизни молодого поколения определяет будущее нации. Практический опыт отечественной и зарубежной жизни педагогической науки показывает, что научно-техническая революция по...
Здоровое поколение - здоровая Россия!
Отчет по курса "Здоровьесбережение"....
Статья "От здорового питания - к здоровому поколению"
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образо...
"Марафон здоровья" спортивно-массовые мероприятия для учащихся начальной школы в рамках проекта "Здоровое поколение"
Для учащихся 1 класса. 4 тематические недели. Повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни; популяризация ценностей физической культуры и спорта; закрепление ценностей здорового и нра...
Здоровая еда - здоровое поколение
Сценарий выступления агитбригады по правильному питанию...
Здоровое поколение - здоровая нация
Выступление на родительском собрании...
конкурс школьных агитбригад. "Здоровая еда - здоровое поколение!"
сценарий агитбригады "Здоровая еда - здоровое поколение"...