Элективный курс по ОБЖ 11 класс.
методическая разработка по обж (11 класс) по теме

Токаренко Сергей Анатольевич

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv._spasatelnoe_delo_11kl.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

по основам безопасности жизнедеятельности

для 11 класса

«Спасательное дело»

Преподаватель-организатор ОБЖ

Токаренко Сергей Анатольевич

Пояснительная записка

          Одним из основных моментов реализации Федеральных законов России «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О гражданской обороне» и др. является постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение действий населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в опасных для жизни и здоровья условиях. В настоящее время, когда значительно возросло количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наблюдается увеличение числа пострадавших и погибших от их последствий. В связи с этим особое внимание должно быть уделено формированию у населения навыков поведения в экстремальных ситуациях, приёмов спасения и эвакуации пострадавших, оказания им доврачебной помощи.  

          В соответствии с вышеизложенным, предлагается программа элективного курса «Спасательное дело» для учащихся 11 класса, которая предназначена для более глубокого изучения вопросов организации поисково-спасательных работ, спасения пострадавших и оказания первой медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасных ситуаций, возникающих в при нахождении человека в природной среде.

          Изучение элективного курса «Спасательное дело» в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

          - воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих как индивидуальной и общественной ценности;

          - развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасных ситуаций, возникающих при нахождении человека в условиях природной среды; необходимых моральных, физических и психологических качеств для поиска и спасения пострадавших;

          - освоение знаний: о целях, задачах и этапах проведения спасательных работ; методике поиска и спасения пострадавших в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

          - формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях; эвакуации пострадавших в природной среде; навыков передвижения по местности с различным рельефом; обращения со спасательным и туристическим снаряжением.

          Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы , которая систематизирует знания, полученные учащимися на уроках основ безопасности жизнедеятельности, и способствует формированию у них цельного представления о спасательных работах в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

           Структурно программа элективного курса состоит из трёх разделов и семи тем.

           Раздел I «Организация поисково-спасательных работ в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых по вопросу организации поисково-спасательных работ.раздел состоит из двух тем «Основные природные и техногенные угрозы человечеству в XXI веке» и «Организация поисково-спасательных работ».

            Раздел II «Основы медицинских знаний» предназначен для формирования у обучающихся навыков психологической помощи пострадавшим и оказания им доврачебной помощи в экстренных ситуациях. Раздел состоит из двух тем «Психологические основы спасения пострадавших» и «первая медицинская помощь».

          Раздел III «Проведение поисково-спасательных работ в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера» призван сформировать у обучающихся навыки и умения необходимые для проведения поисково-спасательных работ. Раздел состоит из трёх тем «Техническая подготовка», «Проведение поисково-спасательных работ в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера» и «Способы транспортировки пострадавших».

          Программа рассчитана на 35 учебных часов.

          Контроль знаний при изучении материала элективного курса осуществляется путём выполнения учащимися тестовых заданий, проведения практических работ.

          В результате изучения элективного курса ученик должен

знать:

- основные природные и техногенные угрозы;

- цели, задачи и этапы поисково - спасательных работ;

- способы оказания первой медицинской помощи пострадавших;

- назначение спасательного оборудования;

- особенности проведения спасательных работ в условиях города и природной среды;

- способы транспортировки пострадавших.

уметь:

- оказывать первую психологическую и медицинскую помощь пострадавшим;

- применять спасательное снаряжение при проведении поисково-спасательных работ;

- преодолевать горизонтальные и вертикальные препятствия искусственного или природного происхождения с пострадавшим и без;

- изготавливать средства транспортировки пострадавших;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- сохранения личного здоровья и здоровья окружающих;

- оказания помощи поисково-спасательным формированиям, пожарным расчетам, сотрудникам правоохранительных органов в ликвидации последствий аварий и катастроф, поиске и спасении пострадавших;

- использования по назначению лекарственных препаратов;

оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;

- подготовки к профессиональной деятельности, в том числе профессии спасателя.

Тематическое планирование

 элективного курса «Спасательное дело»

(11 класс)

№ раздела,

темы

Наименование раздела и темы

Количество часов

Раздел

Тема

I

Организация поисково-спасательных работ в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера

13

1

Основные природные и техногенные угрозы человечеству в XXI веке.

5

2

Организация поисково-спасательных работ

3

2.1

Цели и задачи поисково-спасательных работ

2

2.2

Этапы поисково-спасательных работ

3

II

Основы медицинских знаний

12

1

Психологические основы спасения пострадавших

3

2

Первая помощь пострадавшим

3

2.1

Виды лекарственных средств и их пути введения в организм человека

2

2.2

Синдром длительного сдавливания

2

III

Проведение поисково-спасательных работ в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера

9

1

Техническая подготовка

2

1.1

Снаряжение спасателя

2

1.2

Техника преодоления горизонтальных и вертикальных препятствий

2

2

Проведение поисково-спасательных работ в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера

3

2.1

Особенности природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в условиях города

1

2.2

Поисково-спасательные работы в условиях города

1

2.3

Поисково-спасательные работы в условиях природной среды

1

3

Способы транспортировки пострадавших

4

3.1

Способы переноски пострадавших

1

3.2

Транспортировка пострадавших в условиях природной среды

3

Литература

1. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов. М.:АСТ-ЛТД,1997.

2. Виноградов А.В., Шаховец В.В. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях. М.,1996.

3. Жилов Ю.Д. и др. Основы медико-биологических знаний. (Азбука первой медицинской помощи). М.:Высшая школа, 1996.

4. Зайцев А.П. Помощь пострадавшим. Защитные меры. М., 1996.

5. Зеккарди Д. Энциклопедия экстренной медицинской помощи. М.: Крон-Пресс, 1998.

6. Котик М.А. психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1987.

7. Крючек Н.А., Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / Под общ. ред. Г.Н. Кирилова. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

8. Самыгин С.И. и др. Школа выживания. Ростов н / Д: Феникс, 1996.

9. Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника. М.: Слово, АСТ, Ключ – С, 1997.

10. Справочник спасателя. Кн. 1-4. М.: ВНИИ ГОЧС, 1995.

11. Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. М.: Книжный дом «АНС», 1999.

12. Шойгу С.К. и др. Катастрофы и государство. М.: Энергоатомиздат, 1997.

13. Шойгу С.К. и др. Учебник спасателя. М.: МЧС России, 1997.

14. Энциклопедия туриста. М.: Российская энциклопедия, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Лигвистическая характеристика публицистического стиля (элективный курс 10-11 класс)

Методическая разработка. Предназначена для углубленного изучения публицистического стиля. в частности, в ней отражены: сфера использования, языковые приметы. Что касается последнего, язык стиля изучае...

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"...

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Элективный курс, для 11 классов "Вводный курс делового письма"

Данная программа разработана в соответствии с федеральным базисным учебным планом. Согласно государственному стандарту общего образования, преподавание иностранного языка представлено на двух уровнях:...