Элективный курс по ОБЖ 10 класс.
методическая разработка по обж (10 класс) на тему

Токаренко Сергей Анатольевич

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Электив по ОБЖ 10 класс.87 КБ

Предварительный просмотр:

         «Согласовано»                                                                                                                             «Утверждено»

          Директор  _________________ школы                                                                     Председатель экспертной группы

          ____________  Ф. И. О.                                                                                               ____________ Ф. И. О.

                                                                                                                                                                         дата

Элективный курс для 10  класса

«Безопасное жизнеобеспечение»

                                                                                              Программу подготовил преподаватель ОБЖ МОУ Кошкинская средняя     общеобразовательная школа Токаренко С. А.                          

2010 год

Пояснительная записка

    Программа «Безопасное жизнеобеспечение» разработана  в рамках «Государственной целевой программы обучения учащихся  органов государственного  управления   Российской Федерации и аварийно – спасательных  сил  к действиям в ЧС» в соответствии с требованиями законов РФ  «Об образовании»,  «Об  обороне»,  «О воинской  обязанности  и  военной службе»  и постановлением  правительства  РФ.  «О создании  Российской  системы предупреждения  и  действия в ЧС».

     В процессе  изучения  данного курса  учащиеся ознакомятся  с общими характеристиками различных ЧС,  их  последствиями,  получат сведения  об организованности Российской  системы защиты  населения от последствий ЧС знаний  по основам  здорового  образа  жизни,  гражданской  обороне, об  обороне государства  и  воинской  обязанности  граждан,   приобретут  практические  навыки  оказания само и взаимопомощи   в условиях  ЧС.

    Возрастание масштабов техногенной  деятельности современного  общества, увеличение частоты  проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы,  связанные  с обеспечением безопасности  населения, сохранением  экономического  потенциала и окружающей среды в условиях  возникновения ЧС.

   Растет число жертв от последствия ЧС – промышленных  аварий, катастроф,  ЧС локального характера. Анализ их причин  приводит  к  выводу, что более  чем в 80%  случаев возникновение  ЧС связано с  деятельности человека и происходит  из-за  низкого уровня профессиональной подготовки,  безответственности и неумело правильно  определить свое поведение в экстремальных условиях.

  Системное изучение наиболее вероятных ЧС, их особенности и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях  призвано  подготовить человека  к выбору правильного  решения для  выхода из ЧС  с  наименьшими потерями. Данная подготовка  должна носить  непрерывной характер  на  всех  этапах  жизнедеятельности  человека.   В  общеобразовательных  учреждениях  данная  подготовка  осуществляется  в курсе  ««Безопасное жизнеобеспечение»».

   Курс  ««Безопасное жизнеобеспечение»»  предназначен  для  формирования  у  учащихся  сознательного  и  ответственного  отношения  к  вопросам  личной  безопасности  и  безопасности  окружающих,  приобретения  основополагающих  знаний  и  умений  распознавать  и  оценивать  опасные  ситуации  и  вредные  факторы  среды  обитания  человека,  определять  способы  защиты  от  них,  а  также  ликвидировать  негативные  последствия  и  оказать   само  и  взаимопомощь.  В  силу  специфики  своего  содержания  и  индивидуальной  направленности  курс  нацелен  на  приобретение  учащимися  знаний,  умений  и  навыков,  ряда  физических  и  психологических  качеств   личности,  необходимых  для  ускорения  адаптации  к  условиям  среды  обитания,  а  также  внутренней  готовности  к  условиям  готовности  к  потенциально  наиболее  опасным  видам  деятельности,  в  том  числе  к  военной  службе.

   Введение  в программу  курса  «Безопасное жизнеобеспечение»  раздела  «Основы  подготовки  к  военной  службе»  не  случайно,  потому  что  военная  служба  для  большинства  юношей  является    экстремальной  ситуацией.  Определенная   психологическая  подготовка  и  знание  основ  военного  дела  помогут  молодым  людям  быстрее  адаптироваться   к  суровым  условиям  армейской  службы  и  тем  самым  смягчить  стрессовую  ситуацию  новых  условий.

Контролирующие вопросы

1. Характеристика и способы защиты при радиоактивном загрязнении.

2. Защита населения в зонах затопления.

3. Борьба с пожарами.

4. Эвакуация (пр. занятия).

  5. Порядок хранения и выдачи средств индивидуальной защиты.

  6. Понятие о ядерном оружии и его  боевых свойствах.

  7 Характеристика  поражающих факторов  ядерного оружия.

  8.Особенности поражающего действия нейтронного боеприпасов.

  9. Характеристика  очага ядерного поражения.

 10. Понятие о дозе облучения облучения, ее мощности и единицах их измерения.

  11. Понятие о химическом  оружии, отравляющих веществах.

  12. Классификация ОВ по предназначению и воздействию на организм.

  13.Бинарные химические боеприпасы.

  14.Очаг химического поражения и зоны  химического заражения, способы защиты от ОВ.

15.Понятие о бактериологическом  оружии, способы и признаки его применения.    

  16..Краткая  характеристика  основных видов бактериологических средств.

   17.Очаг  бактериологического поражения. Понятие об обычных средствах поражения.

 18.Осколочные, шариковые и фугасные боеприпасы.

 19.   Боеприпасы объемного взрыва.

 20. Зажигательное оружие.

   21. Организация защиты населения от ОМП и обычных средств поражения.

   22. Пожарно- профилактические мероприятия.

   23. Фильтующие противогазы.

 24. Респираторы.

   25. Простейшие средства защиты органов дыхания.

 26.  Измеритель  мощности дозы.

 27. Назначение, принцип действия, устройство,  тактико-технические характеристики.

 28. Уход за приборами.

 29. Подготовка прибора к работе.

   30 Работа с приборами..

 31. Индивидуальные дозиметры. Назначение, устройство. Тактико- технические характеристики.

 32. Возможные последствия  радиоактивного облучения людей.

 33. Безопасные зоны  радиоактивного  облучения.

 34. Организация дозиметрического контроля.

   35. Групповой и индивидуальный метод контроля.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема урока

Тип урока, методы обучения, оборудование

Цели и задачи

Вопросы  к изучаемой теме

Проверяемый материал

Внутрипред-метные и внешнепред-метные связи

Виды самостоя-тельной работы

Планируемые умение и навыки

Виды контроля и обратной связи, формы организация учебной деятель-ности

Задание на дом

1

Основные принципы и способы защиты населения

Рассказ, показ, беседа.

Изучить способы защиты населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий

1. Характеристика способы защиты при радиоактивном загрязнении.

2. Защита населения в зонах затопления.

3. Борьба с пожарами.

Уч-ся  изучает со способами защиты населения при нахождения на территории, подвергавшихся радиоактивного загрязнению и химическому заражению

1. Химия.

2. Физика.

Уч-ся изучает новый учебный материал.

Учащиеся  изучают способы  защиты населения от  ЧС.

Тесты

§7 стр. 219. 1-2 вопросы.

2

Основные принципы и способы защиты населения

показ

Изучить способы защиты населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий

1. Эвакуация (пр. занятия).

2. Порядок хранения и выдачи средств индивидуальной защиты.

Инженерные мероприятия по защите населения.

1. Химия.

2. Физика.

3. Биология.

Уч-ся изучает новый учебный материал.

Учащиеся  изучают способы  защиты населения от  катастроф, аварий и стихийных бедствий.

Таблицы и тесты

Повторить упражнения.

3

Ядерное оружие






Развернутая беседа

Изучить поражающие факторы ядерного  взрыва и характеристику очага ядерного поражения.

1. Понятие о ядерном оружии и его  боевых свойствах. 2. Характеристика  поражающих факторов  ядерного оружия.

Изучают поражающие факторы  ядерного взрыва.

1. Химия.

2. Физика.

3. Биология.

4. История

Уч-ся изучает новый учебный материал.

Учащиеся  изучают поражающие факторы  ядерного взрыва.

Таблица на тему «Современ-ная  средства поражен-ия».

§2. стр 193. 1 воп-рос

4

Ядерное оружие




Развернутая беседа

Изучить поражающие факторы ядерного  взрыва и характеристику очага ядерного поражения.

Особенности поражающего действия нейтронного боеприпасов.

Особенности  поражающего действия  нейтронного боеприпаса.

1. Химия.

2. Физика.

3. Биология.

Уч-ся изучает новый учебный материал.

Учащиеся  изучают поражающие факторы  ядерного взрыва.

Таблица на тему «Распределение энергии ядерного взрыва»

§2. стр 193. 2 воп-рос.

5

Ядерное оружие




Развернутая беседа









Изучить поражающие факторы ядерного  взрыва и характеристику очага ядерного поражения.

Характеристика  очага ядерного поражения.

Изучают последствия, вызванные поражающими факторами (разрушения  сооружений,  пожары, радиоактивное заражение людей, животных и местности).

1. Химия.

2. Физика.

3. Биология.

Уч-ся изучает новый учебный материал.

Учащиеся  изучают  очага ядерного взрыва.

Таблица на тему «Радиус зон разрушен-ий»

§2. стр 193. 3 воп-рос.

6

Ядерное оружие




Развернутая беседа









Изучить поражающие факторы ядерного  взрыва и характеристику очага ядерного поражения.

Понятие о дозе облучения облучения, ее мощности и единицах их измерения.

Ионизирующая способность гамма-лучей.

1. Химия.

2. Физика.

3. Биология.

4. Матеем-ка.

Уч-ся изучает новый учебный материал и

сделают   таблицу

Учащиеся  изучают  очага ядерного взрыва.

Таблица на тему «Распределение энергии ядерного взрыва».

§2. стр 193. 4 воп-рос.

7

Химическое оружие






Объяснительно -  иллюстративный.

Знать поражающие свойства химического оружия, характеристику очага заражения и способы защиты.

1. Понятие о химическом  оружии, отравляющих веществах. 2. Классификация ОВ по предназначению и воздействию на организм.

Об истории развития химического оружия.

1. Химия.

2. Биология.

3. История.

Уч-ся изучает новый учебный материал.

Поражающие свойства  химического оружия.

Таблица на тему «ОВ», тесты

§3. стр 199.-24 воп-росы

8

Химическое оружие











Объяснительно -  иллюстративный.

Знать поражающие свойства химического оружия, характеристику очага заражения и способы защиты.

Бинарные химические боеприпасы.

Характеристика основных ОВ.

1. Химия.

2. Биология.

Уч-ся изучает новый учебный материал.

Поражающие свойства  химического оружия.

Таблица на тему «ОВ», тесты

§3. стр 199. 3 воп-рос.

9

Химическое оружие

Объяснительно -  иллюстративный.

Знать поражающие свойства химического оружия, характеристику очага заражения и способы защиты.

Очаг химического поражения и зоны  химического заражения, способы защиты от ОВ.

Понятие очага химического поражения.

1. Химия.

2. Биология.

Уч-ся изучает новый учебный материал и

сделают   таблицу

Характеристика очага заражения и способы защиты

Тесты и таблицы.

§2. стр 194. 4 воп-рос.

10

Бактериологическое оружие









Объяснительно -  иллюстративный.

Изучить поражающие свойства бактериологического  оружия и характеристику очага.

1. Понятие о бактериологическом  оружии, способы и признаки его применения. 2.Краткая  характеристика  основных видов бактериологических средств.

Краткой истории применения  бактериологического оружия, о работах по созданию  бактериологического оружия.

1. Химия.

2. Биология.

Уч-ся изучает новый учебный материал и

сделают   таблицу

Поражающие свойства  бактериологического  оружия.

Таблица на тему «БО», тесты

§4. стр 204.1-24 воп-росы.

11

Бактериологическое оружие




Объяснительно -  иллюстративный.

Изучить поражающие свойства бактериологического  оружия и характеристику очага.

Очаг  бактериологического поражения

Очаг и зона бактериологического  поражения

1. Химия.

2. Биология.

Уч-ся изучает новый учебный материал и

сделают   таблицу

Характеристику очага бактериологического поражения.

Таблица на тему «БО», тесты

§4. стр 204. 3 воп-рос.

12

Современные обычные средства поражения.

Объяснительно -  иллюстративный.

Изучить поражающие факторы  современных средств поражения и способы защиты.

1.понятие об обычных средствах поражения.

2.Осколочные, шариковые и фугасные боеприпасы.

3. Боеприпасы объемного взрыва

Характер  поражающего действия  обычного оружия.

1.Физика.

2. Биология.

3. Матем-ка.

Уч-ся изучает новый учебный материал .

поражающие факторы  современных средств поражения .

Тесты и таблицы.

ОВС. Стр.155 1-2 воп.

13

Современные обычные средства поражения.

Объяснительно -  иллюстративный.

Изучить поражающие факторы  современных средств поражения и способы защиты.

4. Зажигательное оружие.

  5. Организация защиты населения от ОМП и обычных средств поражения. 6. Пожарно- профилактические мероприятия.

Способы защиты от обычного  средств поражения.

1.Физика.

2. Биология.

3. Матем-ка

Уч-ся изучает новый учебный материал .

Поражающие факторы  современных средств поражения и способы защиты от них

Тесты и таблицы.

ОВС. Стр.155 3-4 воп.

14

Средства защиты органов дыхания

Объяснительно -  иллюстративный.

Углубить знания учащихся об устройстве фильтрующих противогазов, умения  пользоваться ими и  изготовлять простейшие средств

1. Фильтующие противогазы.

Принципы защиты противогазов.

1. Физика.

2. Биология.

3. История.

Учащиеся изучают, новый учебный материал и  изучают устройства противогаза.


Умение пользоваться противогазом..

Тесты

§5. стр 213. 1-2 воп-росы.

15

Средства защиты органов дыхания

Объяснительно -  иллюстративный.

Углубить знания учащихся об устройстве фильтрующих противогазов, умения  пользоваться ими и  изготовлять простейшие средств.

2. Респираторы.

3.. Простейшие средства защиты органов дыхания.

Принципы работы  респиратора и простейшие средства защиты органов дыхания.

1. Физика.

2. Биология.

3. История.

Учащиеся изучают, новый учебный материал и  изучают устройства простейшие средства защиты органов дыхания.

Умение пользоваться простейшими средствами защиты  и умение пользоваться ими.

Тесты и таблицы.

§4. стр 213. 3 -6 воп-росы.

16

Приборы радиационной, химической разведки.

Объяснительно -  иллюстративный.

Изучить приборы радиационной  разведки и правила  работы с ним..

1. Измеритель  мощности дозы.

2. Назначение, принцип действия, устройство,  тактико-технические характеристики.

3. Уход за приборами.

4. Подготовка прибора к работе.

5. Работа с приборами..

Учащиеся изучают  поражающие факторы ядерного взрыва (особо о внешнем  гамма-излучении, о дозах  облучения).

1. Химия.

2. Биология.

3. Физика.

Учащиеся изучают, новый учебный материал и  изучают устройства  и работы  ДП-5А, ДП-22В.

Работа с приборами  радиационной разведки.

Таблица на тему «Допустимы нормы заражения»

§12. стр 239. 1-3  воп-росы.

17

Индивидуальные  дозиметры

Рассказ с показом

Изучить индивидуальные дозиметры и методы контроля доз радиоактивного контроля.

1. Индивидуальные дозиметры. Назначение, устройство. Тактико- технические характеристики.

2. Возможные последствия  радиоактивного облучения людей.

3. Безопасные зоны  радиоактивного  облучения.

4. Организация дозиметрического контроля.

5. Групповой и индивидуальный метод контроля.

Учащиеся  делают вывод о безопасном  дозе радиоактивного облучения

1. Химия.

2. Биология.

3. Физика.

Приступает к изучению индивидуального дозиметра.

Изучают индивидуальные  дозиметры  и методы контроля.

Таблица на тему «Возможные последствия радиоактивного контролч».

§13. стр 241. 1-3  воп-росы.

        Литература,  использованная при подготовке программы

1.  Мин  Образования РТ.

2.  НВП  под ред.  А. И. Аверина.

3. ОБЖ  под ред.  А. Т. Смирнова.

4. МСПУ  под ред.  П. А. Курцева.

5. Основы  военной  службы  под.  ред. А.  Т.  Смирнов,  В.  А.  Смирнов.

6.  Гражданская  оборона  под.  ред.  А.  М.  Костров.

     Литература,  рекомендованная для учащихся  

1.  НВП  под ред.  А. И. Аверина.

2. ОБЖ  под ред.  А. Т. Смирнова.

3. Основы  военной  службы  под.  ред. А.  Т.  Смирнов,  В.  А.  Смирнов.

4.  Гражданская  оборона  под.  ред.  А.  М.  Костров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по элективному курсу 9 класс

Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...

Элективный курс 9 класс Решение нестандартных задач

Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике и способствовать их профессиональному самоопределению....

Элективный курс. 10 класс

Элективный курс для 10 класса по английскому языку рассчитан на 34 часа....

Элективный курс 11 класс "Физика человека"

Элективный курс для 11класса по теме "Физика человека". В данном курсе представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование, рас читанное  на 34 часа....

Элективный курс 9 класс русский язык

Научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. ...

элективный курс 8 класс

Элеективный курс для 8 класса по английскому языку...

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...