Выступление на Всеросийской педагогической конференции
методическая разработка по обж (10 класс) на тему
Всероссийская педагогическая конференция
«Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности»
Учебно-методическая разработка
«Воспитание гражданственности и патриотизма через школьное военно-патриотическое объединение»
работа преподавателя-организатора ОБЖ
ЕСАУЛОВА ГЕННАДИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Лицей №59
г. Сочи, Краснодарский край.
2011 г.
«Выступление на конференции».
Сегодня в системе образования РФ существуют разные методы и формы формирования и развития духовно-нравственных основ личности.
Мне бы хотелось остановиться на роли патриотического воспитания допризывной молодежи, как в учебное, так и в неурочное время. Воспитание гражданственности и патриотизма особенно актуально в связи с переходом армии на одногодичную службу в Вооруженных Силах РФ. Будучи на школьной скамье учащиеся познают навыки военной службы. В течение пяти лет на базе МОУ Лицей №59 г. Сочи функционирует школьное неформальное военно-патриотическое объединение «АДЛЕРЕЦ» под руководством преподавателя-организатора ОБЖ Есаулова Геннадия Владимировича. Задача объединения - подготовка активистов по военно-патриотической работе в Лицее, активизация военно-патриотической работы и допризывной подготовки в Лицее. На добровольной основе все учащиеся лицея могли войти в состав объединения «Адлерец».
Членами объединения стали учащиеся, учителя лицея независимо от пола и возраста, активно участвующие в военно-патриотической работе. Прием в объединение осуществляется по устному заявлению на имя руководителя объединения.
В соответствии с «Положением об объединении» была разработана программа с учетом возрастных особенностей учащихся, которая успешно реализуется.
Цель патриотического воспитания – развитие у обучающихся гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
-утверждение в чувствах и сознании членов объединения патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому и традициям России, Краснодарского края, города Сочи, повышению престижа государственной, особенно военной службы;
- создание эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и обязанностей и др.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности членов объединения распределяются по следующим уровням:
Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение учащимися опыта самостоятельного общественного действия.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития членов объединения «Адлерец» направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к службе в Вооруженных Силах РФ. Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями членов объединения, с другими субъектами социализации – социальными партнерами лицея : военкоматом , воинскими частями , советом ветеранов города Сочи и др.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания членов объединения согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
• патриотизм — любовь к Родине, своему городу, краю, своему народу, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, достоинство и честь.
• гражданственность — долг перед Отечеством (конституция РФ ст. 59), правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества и т. д.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения каждого члена неформального военно-патриотического объедиения «Адлерец» в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Сложилась четкая система планирования и проведения мероприятий. Все члены объединения принимают активное участие в военно-патриотической работе объединения «Адлерец».
Содержание работы неформального военно-патриотического объединения «Адлерец» включает в себя следующее:
1-сохранение позитивной преемственности поколений, духовно-нравственное воспитание учащихся:
- -знакомство с историей родного города, края, с историей Российских Вооруженных Сил;
- - участие в краевом конкурсе по военно-патриотическому воспитанию на приз имени маршала Г.К. Жукова и других военно-патриотических мероприятиях проводимых в районе, городе, крае;
- - проведение Дня допризывника;
- -организация встреч с выдающимися людьми (Героями Советского союза, Героями Социалистического Труда, Героями России, ветеранами ВОВ, боевых действий, вооруженных сил, представителями Кубанского войскового казачьего общества);
- - возложение цветов к мемориальному памятнику на территории шефствующей воинской части героям Великой Отечественной войны и чеченских событий;
- -благоустройство и озеленение территории памятника «Три солдата», посвященного героям Великой Отечественной Войны, который расположен в центральной части Адлерского района г. Сочи и др.
- посещение музеев и т.д.
2- формирование личности будущего защитника Отечества:
- - проведение совместных мероприятий с ветеранами ВОВ, воинами и военнослужащими выпускниками лицея, ветеранами боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике и других зонах вооруженных конфликтов;
- - организация встреч с офицерами и военнослужащими шефствующей воинской части с учащимися лицея (беседы на темы «Как стать офицером Российской Армии», «Что такое воинский долг», «Я – защитник своего Отечества» и др.); -
- просмотр кинофильмов и диафильмов по военно-патриотической тематике.
- «Уроки мужества» в учебном заведении на тему «Маршал Жуков» (рассказ о маршале, о сражениях, в разработке планов которых он участвовал, показ на карте мест сражения, которыми руководил Г.К.Жуков); «Кавалер трех орденов Славы» (рассказ о нашем земляке М.Г.Трубачеве, участнике ВОВ) и др.
3-создание условий для развития творческих способностей обучающихся:
- - выпуск газет, боевых листков, календаря знаменательных дат;
- - проведение шефских концертов, других совместных культурно-массовых мероприятий (концерты посвященные Дню Защитника Отечества, 9 Мая, дню образования воинской части, в которых принимают участие, как учащиеся, так и военнослужащие) и др.
4-развитие исследовательских и проектных навыков учащихся:
- - создание мультимедийных проектов;
- подготовленных теле-радио сюжетов;
- -опубликование печатных материалов (публикация статьи в газете «Черноморская здравница» об участии юношей лицея и военнослужащих в военно-патриотической игре «Ратник» и др.
5-обеспечение условий, инициирующих и поддерживающих мотивацию учащихся к изучению военной истории и боевых традиций Вооруженных сил РФ:
- -походы и экскурсии по местам боевой славы, шефство над памятниками погибшим воинам в Великой Отечественной войне;
- - посещение шефствующей воинской части, знакомство с бытом военнослужащих;
- -экскурсии в города – герои Москва, Брест, Новороссийск и др.
6-пополнение фондов школьного музея воинской славы, оформление новых разделов экспозиции:
-поиск интересных документов, фактов из жизни ветеранов войны и труда;
- - сбор материала о подвигах военнослужащих шефствующей воинской части и героях Великой Отечественной войны г. Сочи;
- - разработка мультимедийных проектов «Патриотизм и верность воинскому долгу», «Герои битвы за Кавказ», «Герои Сочи», «Патриоты Кубани» и т.д.
- -проведение выставок – экспозиций ( один раз в четверть) «Маршал Г.К.Жуков», «Великие полководцы России», « Города- герои» и др.
- Создание книги памяти, альбома «Наши прадеды».
7- рост числа учащихся, занимающихся в оборонно-спортивных клубах патриотической направленности:
- - смотры строя и песни;
- - спортивно-массовых мероприятий (товарищеские встречи по баскетболу, футболу). На ура проходят соревнования « А ну-ка парни!», военно-патриотическая игра «Ратник», которые включают в себя разнообразные конкурсы: разборка и сборка автомата Калашникова, военизированная эстафета, комплексно-силовые упражнения, перетягивания каната, конкурс капитанов (вопросы по истории ВС РФ, знание воинских званий, военной аббревиатуры, Дней воинской Славы России);
8-повышение престижа военной службы:
- - посещение шефствующей войсковой части 69793;
- - переписка с воинами Вооруженных Сил РФ;
- - проведение военно-спортивных праздников, соревнований, викторин, конкурсов, эстафет;
- - разучивание исполнение строевых песен и песен военных лет;
- - военно-мемориальные и торжественные мероприятия, определенные Федеральным законом от 13.03.1995 г. №32-ФЗ «О Днях воинской Славы и памятных днях России», в том числе посвященные памятным юбилейным датам шефской воинской части и т.д.
- - проведение акций «Мой подарок солдату»;
- - сбор материальной помощи военнослужащим срочной службы шефствующей воинской части (канцелярские товары, предметы личной гигиены);
Конечными результатами реализации программы неформального военно-патриотического объединения « Адлерец» должны стать:
● Повышение уровня функциональной и физической подготовки учащихся.
● Обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
● Привлечение к работе по патриотическому воспитанию офицеров шефствующей воинской части, средств массовой информации.
● Улучшение материально-технической базы..
● Рост числа учащихся лицея занимающихся в объединении патриотической направленности.
● Готовность молодежи к защите Отечества и т.д.
Патриотическое воспитание через работу в неформальном военно-патриотическом объединении – это одна из форм взаимодействия и связи общества и Вооруженных Сил России. Она осуществляется в интересах обеспечения боевой готовности Вооруженных Сил, повышения эффективности героико-патриотического воспитания военнослужащих и учащихся лицея, особенно юношей допризывного возраста, подготовки молодежи к военной службе.
Благодаря этой совместной работе ежегодно не только юноши, но и девушки лицея поступают в высшие военные учебные заведения России.
Итог патриотического воспитания школьников через участие в неформальном военно-патриотическом объединении « Адлерец» заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполнение уважением и благородством к Вооруженным Силам России, повышение престижа к службе и любовь к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта участия в конкурсе педагогического мастерства "Мир в твоих руках" в номинации "Учитель года" (выступление на педагогической конференции)
Всем тем, кто хочет попробовать себя в конкурсе педагогического мастерства в номинации "Учитель года", кто побаивается или сомневается, кто интересуется и хочет узнать побольше о данном конкурсе помож...
Выступление на педагогической конференции. Развитие педагогического потенциала как фактора обновления качества образования.
О технологии повышения качества образования по истории....
Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...
Выступление на Августовской Педагогической Конференции 26.08.2016г.
Об организации обучения по ФГОС ОО у/о...
Выступление на XVI педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска в группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт-основа системных изменений».
Тема выступления: «Развитие чувства ритма дошкольников на музыкальных занятиях посредством технологии К. Орфа»....
Выступление на Межрайонной педагогической конференции «Качественное образование через эффективные управленческие педагогические практики»
Выступление по дополнительному образованию "Допонимание как способ повышения качества итоговой аттестации"...
выступление на августовской педагогической конференции
laquo;Точка роста» на базе МБОУ Таскинская СОШ состоялось открытие центра 1 сентября 2021 года в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта &l...