Урок-конспкт "Пожарная безопасность" часть 1
план-конспект урока по обж по теме

Тихонова Наталья Игнатьевна

Предварительный просмотр:

Приложение №1 (задания для команд)

        Задание для 1-й команды:

  1. Когда и как появилась пожарная охрана?
  2. Расскажите, что вам известно о создании пожарной охраны в России?
  3. Как в старину тушили пожары? (например, начиная со средних веков.)

        Задание для команды №2.

  1. Как выглядит современный пожарный? Назовите виды защитной одежды.
  2. Кто работает в пожарной охране? Как становятся пожарным?
  3. Как устроена пожарная часть?
  4. Куда поступают звонки «01»?
  5. Кто выезжает на пожар?
  6. В каких случаях вызывают пожарных?

Задания для команды №3 

  1. Откуда пожарные берут воду?
  2. Что такое пожарный рукав?
  3. Как отдают приказ на тушение огня?
  4. Бывают ли у пожарных учения?
  5. Задачи пожарной охраны.

        Задания для команды №4

  1. Что такое технические средства? Назовите их.
  2. На каких машинах ездят пожарные?

            



Предварительный просмотр:

МОУ МСОШ

Преподаватель ОБЖ: Тихонова Наталья Игнатьевна

2010 г.

Урок №2

Тема: Пожар. Причины пожаров. Правила и меры пожарной  безопасности.

Цели:

  1. выяснить, что такое пожар, какие причины ведут к возникновению пожаров;
  2. познакомиться с опасными факторами пожара, с последствиями пожара, с правилами и мерами пожарной безопасности, с правилами пользования первичных средств пожаротушения, со знаками пожарной безопасности
  3. прививать навыки осторожного обращения с огнем;
  4. воспитывать чувство ответственности

Форма урока: урок – групповая исследовательская работа

Тип урока: изучение нового материала

Учебно-методическое обеспечение: анимированные схемы со звуковым сопровождением «Нарушение правил пожарной безопасности в жилом помещении», «Как пользоваться порошковым огнетушителем», «Правила пожарной безопасности в многоэтажном доме», «Признаки начинающегося пожара», «»Треугольник огня», « Что делать, если в квартире начался пожар», раздаточный материал (задания для групповой исследовательской работы), мультимедийная презентация «Правила пожарной безопасности», инструкции, плакаты.

Этапы урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Методы, приемы и формы обучения

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

     1.Организационное начало урока. Мотивация учебной деятельности.


3


- Создает условия для активного включения уч-ся в работу.

- Читает статистику о пожарах  ( см. Приложение № 1)

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?


Определяют тему урока. Совместно с учителем определяют цели деятельности.


Беседа по вопросам


Психологическая готовность к уроку


Слайды №1,2 мультимедийной презентации, запись темы урока на доске

2. Изучение нового материала


2.1. Объяснение учителя

24



5




-Объясняет значение понятия «пожар» с опорой на слайд мультимедийной презентации

- Объясняет значение понятия «треугольник огня» с опорой на анимированную схему. Дает уч-ся задание: «Какого компонента не хватает в следующих ситуациях?» (см. Слайд мультимедийной презентации))




Уч-ся записывают определение понятия «пожар» в тетради

-Выполняют задание




Выполнение заданий




Осмысление понятия «пожар», «треугольник огня»




Слайды мультимедийной презентации, анимированная схема “Треугольник огня»

2.2. Целенаправленная познавательная деятельность уч-ся по освоению элементов новой темы


Физкультурная пауза «Пожарные  - люди  сильные»


2.3. Обсуждение полученной уч-ся продукции. Взаимообучение.


8







2




10


-Организует работу  5 команд (см. Приложение №2)








-Организует

взаимообучающую коммуникацию между командами, задает вопросы, уточняет и комментирует ответы уч-ся, выделяет с уч-ся главное


Обсуждают и выполняют задание в командах







Выступают с отчетами, высказывают свои точки зрения, задают вопросы



Эвристическая работа с учебной литературой, статьями из интернета, анимирован

ными схемами



Беседа





Выполнение заданий каждой группой








Знание о причинах пожаров, о правилах пожарной безопасности, об основных поражающих факторах пожаров, о первичных средствах пожаротушения


Учебная литература, анимированные схемы, статьи из Интернета






Слайды мультимедийной презентации, анимированные схемы

3. Конторльно-коррекционный этап.

6

-Обеспечивает корректировку усвоенного уч-ся нового материала


-Дает задание уч-ся: «Найдите на схемах нарушения правил пожарной безопасности»

Выполняют задание, обсуждают с учителем ошибки

Беседа

Закрепление полученных знаний на уроке

Анимированные схемы со звуковым сопровождением: « Нарушение правил пожарной безопасности в гостиной, на кухне, в спальне»

4. Этап формулировки домашнего задания

3

-Предлагает варианты д/з ( см. слайд презентации)

Самоопределя

ются в выборе д/з. Записывают д/з в дневник

Методы самоопределе

ния уч-ся

Самостоятельный выбор и осмысление уч-ся характера и содержания домашней работы

Д/З на слайде мультимедийной презентации

5. Рефлексивный этап

4

- Обеспечивает рефлексивный анализ деятельности уч-ся

Оценивают эффектив

ность своей работы на уроке, анализируют полученные результаты

Рефлексивный прием «Закончи предложение»

(см. слайд мультимедий ной презентации)

Осмысление уч-ся своей деятельности на уроке

Слайд мультимедийной презентации

Приложение №1

(Статистика о пожарах)

Общее количество пожаров на нашей планете достигло 6,5 миллионов в год - каждые 5 секунд где-то вспыхивает пожар. Сегодня годовой ущерб от пожаров исчисляется миллиардами, его жертвы - десятками тысяч. В России пожары стали национальным бедствием. Несмотря на принимаемые пожарной охраной меры, ежегодно на объектах и жилом секторе нашей страны происходит около 246000 пожаров, с прямым материальным ущербом в 2 миллиарда рублей. Кроме этого, ущерб, причиненный десятками тысяч пожаров российским лесам, оценивается в 3,5 миллиарда рублей, нанесен невосполнимый ущерб флоре и фауне, экологии окружающей среды. На пожарах ежегодно гибнут около 16298 человек и получают травмы и увечья 14034 человека.

Относительные показатели гибели людей на пожарах в России самые высокие в мире. На каждые 100 тыс. россиян приходится 10,2 погибших в огне, в США и Польше - 1,4; Великобритании - 1,2; Швеции - 0,8; Германии и Австрии - 0,7.

Пожары происходят на предприятиях и в больницах, отелях и универмагах, жилых домах и ресторанах, горят поезда, корабли, самолеты... Огонь не щадит музеи и библиотеки, храмы и памятники культуры, театры и дворцы.

Приложение №2

( задания командам)

  1. Задание команде №1:  рассмотрите и изучите плакаты, статьи, инструкции и выясните, какие причины ведут к возникновению пожаров.
  2. Задание команде №2: используя компьютер, рассмотрите внимательно анимированные схемы и сформулируйте правила  пожарной безопасности.
  3. Задание команде №3: изучите инструкции, рассмотрите внимательно плакаты и выясните, какие поражающие факторы воздействуют на людей во время пожара.
  4. Задание команде №4: рассмотрите плакаты, используя компьютер, рассмотрите анимационную схему «Как пользоваться порошковым огнетушителем», и расскажите  о правилах использования первичных средств пожаротушения.
  5. Задание команде №5: рассмотрите плакаты, изучите инструкции и расскажите о знаках пожарной безопасности, где мы встречаем эти знаки.



Предварительный просмотр:

МОУ МСОШ

Преподаватель ОБЖ: Тихонова Наталья Игнатьевна

2010 г.

Тема: Правила безопасного поведения при пожаре в помещении. Способы эвакуации из горящего здания.

Цели:

  1. Выяснить, как правильно действовать в случае пожара в помещении; что следует предпринять для защиты от огня и дыма; как помочь человеку, охваченному пламенем; познакомиться со способами эвакуации из горящего здания
  2. Сформировать умение по обеспечению личной безопасности в различных ситуациях
  3. Развивать память, сообразительность, находчивость
  4. Воспитывать бережное отношение к своей жизни

Форма урока: урок - практическое занятие

Тип урока: комбинированный

Учебно-методическое обеспечение: мультимедийная презентация « Правила поведения во время пожара в помещении», анимированные схемы « Признаки начинающегося пожара», «Что делать, если начался пожар», «ПММ при ожогах», плакаты, схемы по теме, инструкции, статьи из Интернета.

Ход урока

Этапы урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Методы, приемы и формы обучения

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

1.Ориентиро

вочно-мотивационный этап.


1.1.Организацион

ное начало урока





1.2 . Актуализация   опорных  знаний и субъективного опыта уч-ся









1.3 Организация «погружения» уч-ся в их незнание. Самоопределение уч-ся на деятельность. Целеполагание

10





1






6












3










Создает условия для активного включения уч-ся  в работу


Создает условия для повторения учениками опорных знаний (конкурс «Вопрос-ответ») – см Приложение №1






Создает условия, обеспечивающие

образовательную напряженность на уроке (показывает слайд мультимедийной презентации №2)

-Можете ли вы ответить на эти вопросы?

-Как вы думаете,

что мы сегодня с вами должны выяснить на уроке?






Приветствуют и слушают учителя




Отвечают на вопросы учителя










Слушают учителя, высказывают предложения.

Конкрети

зируют свое  «незнание», определяют вместе с учителем цели деятельности.












Вопросно-ответные ситуации










Эвристичес

кая беседа, способству

ющая созданию

образоват.

«незнания» на уроке






Психологическая готовность уч-ся на работу




Актуализированные знания об опорных понятиях (причины пожаров, правила пожарной безопасности, средства тушения пожаров)





Обнаружение уч-ся своей некомпетентности в новой теме






Плакаты, рисунки по теме




Приложение №1, плакаты и схемы по теме.









Слайд презентации

2. Операционно-познавательный этап.


2.1. Целенаправленная деятельность уч-ся по освоению элементов новой темы.








2.2. Физкультурная пауза «Пожарные – люди сильные»


2.3. Взаимообучение

20




8











2




10





Организует работу  8 команд уч-ся  по 2 человека (4 команды – теоретики, 4 команды – практики) – см. Приложение№2







Организует взаимообучаю

щую коммуникацию между командами с опорой на презентацию, задает вопросы, уточняет, выделяет вместе с уч-ся главное.





Выбирают для себя наиболее приемлемый вид деятельности на уроке, обсуждают и выполняют задания в командах






Выступают с отчетами, практическими упражнениями.

Слушают и дополняют ответы друг друга.





Эвристическая работа с раздаточным материалом, практические упражнения










Беседа по вопросам, практические упражнения





Выполнение задания каждой группой













Знание правил поведения во время пожара в помещении, способы эвакуации из горящего здания, умение вызывать пожарную охрану, оказывать  первую мед. помощь человеку. охваченному пламенем






Анимирован

ные схемы, плакаты, инструкции. статьи из интернета, описание практических упражнений







Слайды  мультимед. презентации,

3. Конторольно-коррекционный этап

5

Создает условия для проверки усвоенных на уроке ЗУН уч-ся

-см. Приложение№3

Отвечают на вопросы учителя

Беседа по вопросам

Обнаружение уч-ся своей компетентности или своих ошибок связанных с новым материалом

Приложение №3

4.Этап определения и формулировки д/з

2

Инструктирует о содержании и объеме д/з (заполнить памятку и вложить ее в дневник)

Записывают д/з в дневник

Методы самоопределе

ния уч-ся

Осмысление уч-ся характера и содержания д/з

Памятки по количеству уч-ся

5. Рефлексивный этап

3

Обеспечивает рефлексивный анализ деятельности уч-ся

Оценивают эффективность своей деятельности

Методы самоопределе

ния уч-ся

Осмысливают результаты своей работы на уроке

Слайд  презентации


Приложение №1 ( конкурс «Вопрос-ответ)

  1. Почему пожарная машина имеет красный цвет?
  2. Почему пожарных вызывают по телефону «О1»?
  3. Как одеваются пожарные?
  4. Отчего бывают пожары?
  5. Чем опасен пожар?
  6. Чем можно тушить начинающийся пожар?
  7. Что нельзя тушить водой?
  8. Чем можно затушить горящий бензин?

Приложение №2 (задания командам)

  1. Задание команде №1 (теоретики)- изучите внимательно схемы, плакаты, инструкции и расскажите, как правильно действовать если в квартире начался пожар.
  2. Задание команде №2 (теоретики) – изучите внимательно плакаты, схемы, инструкции, статьи и расскажите, как правильно действовать, если дым и пламя не позволяют выйти из помещения.
  3. Задание команде №3 (теоретики) – изучите внимательно плакаты, схемы, инструкции, статьи и расскажите, как правильно действовать, если на человеке загорелась одежда.
  4. Задание команде №4 (теоретики) – изучите внимательно плакаты, схемы, инструкции, статьи и расскажите, как правильно действовать, если загорелся телевизор.
  5. Задание команде №5 (практики) – изучите внимательно инструкции  и покажите, как правильно вызвать пожарную охрану.
  6. Задание команде №6 (практики) – изучите внимательно инструкции  и покажите, как определить, есть ли пожар за дверью.
  7. Задание команде №7 (практики) – изучите внимательно инструкции  и покажите, как можно перемещаться ползком во время пожара.
  8. Задание команде №8 (практики) – изучите внимательно инструкции  и покажите упражнение по задержке дыхания и открыванию окна.

Приложение №3 (вопросы для закрепления)

  1. Что делать, если в вашей квартире начался пожар?
  2. Можно ли пытаться потушить огонь самостоятельно?
  3. Посмотрите на рисунок и выберите предметы, которые могут быть использованы для защиты при выходе из задымленного помещения.
  4. Как поступить, если здание покинуть невозможно?
  5. Какую опасность для здоровья человека представляет оставленный без присмотра включенный телевизор?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессия – пожарный» (Экскурсия в пожарную часть)

Цель:  - организация полезного досуга детей, посещающих 2 смену лагеря             «Родник»...

Библиотечный час «Пожарник или пожарный? Книги о пожарных для детей»

В презентации "Библиотечный час «Пожарник или пожарный? Книги о пожарных для детей» раскрываются понятия "пожарник" и "пожарный" и их различия. Даётся краткий обзор книг о пожарных с примерами их...

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Закрепление правил пожарной безопасности»

Конспект образовательной деятельности, направленной на:Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.Вооружение детей знаниями, умениями и навык...

История пожарной охраны в России. Как вызвать пожарную охрану. Информационный час

Цели: 1) дать сведения об истории развития пожарной охраны в России; 2) познакомить учащихся с алгоритмом вызова службы «01»....

ПОЛОЖЕНИЕ о отряде юных пожарных МОУ СОШ №18 «Бесстрашные, отважные, смелые пожарные»

Настоящее Положение определяет порядок создания, деятельности отряда, задачи и условия осуществления деятельности отряда юных пожарных, их финансовое и материально-техническое обеспечение, устанавлива...

Конспект тематического занятия по пожарной безопасности «Пожарный номер - 01»

Это познавательное занятие по правилам пожарной безопасности с элементами игры, задачи которого - отработать модели поведения обучающихся в пожароопасных ситуациях, формировать основы их внутренней уб...