Доклад "Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ"
статья по обж по теме

Захаров Владимир Иванович

Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_na_urokah_obzh.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ

 

         Базовый термин – патриотизм .Патриотизм (греч. –отечество) – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы.

Различные направления в воспитании молодежи характеризуются следующими понятиями:

патриотическое воспитание,

военно-патриотическое воспитание,

героико-патриотическое воспитание,

гражданское воспитание,

гражданско-патриотическое воспитание.

Рассмотрим, какой смысл вкладывается в некоторые из этих понятий.

Патриотическое воспитание – это воспитание патриота, формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России. Патриотическое воспитание охватывает большой сектор ценностей и затрагивает разные аспекты жизни. Оно развивает и формирует чувство патриотизма, которое включает в себя заботу об интересах страны, готовность ради Родины к самопожертвованию, верность Родине в период военных испытаний, гордость за героическое прошлое нашей страны, отрицательное отношение к социальным порокам общества, уважительное отношение к историческому прошлому и традициям нашей Родины. Настоящий патриот свои дела и поступки всегда оценивает главной мерой: как они укрепляют и прославляют наше Отечество.

         Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций.

Военно-патриотическое воспитание – это самое важное направление воспитателя. Оно традиционно ближе и понятнее современной молодежи потому, что их деды, отцы, близкие являлись и являются непосредственными участниками событий, связанных с войнами. Идея служения Отечеству впитана ими вместе с молоком матери. Значит, это направление воспитания на данном этапе является наиболее приемлемым сегодня и может дать быстрый эффект. (Темы уроков: «Военная служба – особый вид государственной службы», «Боевые традиции Вооруженных Сил России», «Ритуалы Вооруженных Сил РФ»

         Героико-патриотическое воспитание – это так же составная патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям. (Тема: «Дни воинской славы (победные Дни) России. Закон РФ от 13 марта 1995 года»)

         Гражданско-патриотическое воспитание – это часть гражданского воспитания, базирующаяся на правовой базе между государством и гражданином, которая на практике дает молодежи все необходимые права и способствует их реализации, что вызывает у нее законную гордость за свою страну.

У Тютчева есть прекрасные строки: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». В Россию верили наши предки, наши деды и отцы, в нее должны верить и мы. Только общая вера с нашими предками и может стать подлинным фундаментом нации. Трижды Россия спасала человечество от общего рабства: от монголо-татарского ига, от нашествия Наполеона, от фашистской чумы. А какой вклад внесла Россия, наш народ в мировую цивилизацию! Мы верим, что у России особая миссия. Вот эту веру, в первую очередь и надо прививать нашей молодежи. (Темы уроков: «История создания Вооруженных Сил РФ», «Виды Вооруженных Сил».)

         Итак значительную роль в деятельности, связанной с воспитанием патриота и гражданина через обучение в школе должен играть предмет Основы безопасности жизнедеятельности. Курс ОБЖ имеет единую концепцию и научную программу обучения. Формирование необходимых качеств будущих патриотов осуществляется через раскрытие великой исторической роли нашего государства в мире. С самого начала изучения курса на уроках по ОБЖ доходчиво и убедительно, на конкретных примерах необходимо доказывать учащимся, что несмотря на трудности, нам есть чем гордится. Патриотизм формируется и через показ роли героических профессий, таких  космонавт, военный, пограничник, пожарный, спасатель, милиционер и др. в жизни общества.

         Для патриотического воспитания учащихся дополнительно могут использоваться практически все предметы обучения.. Необходимо использовать в плане патриотического воспитания прежде всего такие предметы, как история и литература, но даже на уроках физики, химии и математики можно воспитывать настоящих патриотов, так как вклад нашей страны во все отрасли науки и культуры огромен, и об этом надо постоянно напоминать нашим детям.

         Кризисы и различные неурядицы преходящи. Родина одна, и любовь к ней неиссякаема.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика, систематизированная по классам, помогающая осуществлять духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка

Был проведен анализ лексики учебников, способствующей воспитанию нравственности и моральных норм поведения. Были рассмотрены учебники для школ с углубленным изучением англтийского языка. Приведены спи...

Статья. " Духовно – нравственное воспитание на уроках географии через интеграцию с литературой»

Базовые национальные ценности должны лежать в основе всего уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Необходима интеграция всех программ, всего содержания...

Нравственное воспитание на уроках английского языка

Материал - презентация, предсавляет краткое описание методов духовно-нравственного воспитания учащихся через предмет "Английский язык"....

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.

Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....