Здоровый образ жизни
элективный курс (основы безопасности жизнедеятельности, 6 класс) по теме

программа факультативного курса по ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkolnogo_komponenta.docx16.86 КБ
Файл programma_shkolnogo_komponenta.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса

«Здоровый образ жизни», 6 кл.

Разработчик: учитель истории и обществознания высшей категории Баканова Е.А

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Целью программы является сформировать мотивацию школьников к здоровому образу жизни и ценностному отношению к здоровью. Ученик, прошедший обучение по этой программе, должен на практике уметь использовать систему знаний и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. В курсе программы изучаются основные аспекты здорового образа жизни: регулярные занятия физической культурой, сбалансированное питание, профилактика вредных привычек и отказ от них, регулирование психического состояния. Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Некоторые факторы образовательной среды оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся. Учитель нередко первым замечает отклонения в здоровье учащихся. И именно от учителя зависит, насколько меньше этих отклонений у его воспитанников будет. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения. Среди основных «школьных» факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, можно выделить следующие:

- недостаток  двигательной активности учащихся,

- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса,

- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса,

- несовершенство учебных программ и технологий,

- авторитарный стиль преподавания,

- отсутствие индивидуального подхода к учащимся,

- использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным,

- неправильное питание учащихся,

- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья,

- неблагополучное состояние здоровья учителей.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

- умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья),

- проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья),

- честен, самокритичен (нравственное здоровье),

-коммуникабелен (социальное здоровье),

- уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Педагогическая деятельность отличается высоким уровнем ответственности, напряженностью, большим количеством стрессовых ситуаций, неограниченной продолжительностью рабочего времени. Педагог должен быть готов к преодолению физических и нервных нагрузок без снижения качества и эффективности образовательного процесса. Вместе с тем современные исследования указывают на крайне низкие показатели психического и физического здоровья педагогов, которые снижаются еще больше по мере увеличения стажа работы.

От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

Учебно-воспитательный процесс по ЗОЖ начинается с мотивации, отбора содержания той или иной темы, выбора методов и форм организации познавательной деятельности учащихся. Педагог, организовывая занятия по ЗОЖ, должен максимально использовать свой жизненный опыт и чувства, не боясь сказать: «я не знаю, я учусь у вас…»

Программа здорового образа жизни поможет:

- проводить учебно-воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек, появления хронических заболеваний,

- научить Ваших воспитанников ответственному поведению к своему здоровью,

- обучить и закрепить полученный опыт на практике, обучить умению коммуникации и доверительного разговора,

- усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением.

В нашем распоряжении врачи, данные нам природой, всегда готовые помочь в создании стопроцентного здоровья. Это: солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, рациональное питание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум.

Критерии результативности:

- осознание личной причастности к состоянию своего здоровья,

- включение в деятельность по приобретению навыков и опыта в формировании ЗОЖ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

месяц

Количество часов

Тема занятия.

сентябрь

2

Лекция «Никотин- самое доступное психоактивное вещество». Исследовательская работа «Причины курения».

2

Анкета «Школа и курение подростков». Социальные последствия курения для общества и семьи.

октябрь

2

Лекция «Характер, его черты и особенности».

2

Психологические механизмы формирования привычек. Тест «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?»

ноябрь

2

Анализ результатов теста «Почему вы курите?» Пути избавления от вредных для здоровья привычек.

декабрь

2

Мифы о пользе курения. Мозговой штурм, прогнозирование. Индивидуальные факторы риска.

2

Формы воздействия на человека. Правила убеждения. Ролевые игры (занятие-практикум0.

январь

2

Правила формулировки отказа другому. Ролевые игры (занятие-практикум).

2

История появления алкоголя. Алкоголизм- безнравственное явление нашей жизни. Последствия употребления алкоголя.

февраль

2

Ролевая игра-представление. Определение реального виновника употребления алкоголя.

2

Лекция «Духовные потребности и цели человеческой жизни».

март

2

Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися.

2

Тренинг по формированию личной позиции по отношению к курению.

апрель

2

Тренинг по формированию умений социальной коммуникации. Ролевая игра «Как заводить друзей».

2

Тренинг по формированию умения свободно присоединяться к той или иной группе и по необходимости покидать ее без проявления стрессового состояния.

май

2

Тренинг по формированию креативности личности. Проигрывание известных сказок.

Тренинг по формированию уверенности в себе. Разбор ситуации. Упражнение «Теперь и потом».



Предварительный просмотр:

Программа факультативного курса

«Здоровый образ жизни», 6 кл.

Разработчик: учитель истории и обществознания высшей категории Баканова Е.А

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Целью программы является сформировать мотивацию школьников к здоровому образу жизни и ценностному отношению к здоровью. Ученик, прошедший обучение по этой программе, должен на практике уметь использовать систему знаний и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья. В курсе программы изучаются основные аспекты здорового образа жизни: регулярные занятия физической культурой, сбалансированное питание, профилактика вредных привычек и отказ от них, регулирование психического состояния. Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Некоторые факторы образовательной среды оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся. Учитель нередко первым замечает отклонения в здоровье учащихся. И именно от учителя зависит, насколько меньше этих отклонений у его воспитанников будет. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения. Среди основных «школьных» факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, можно выделить следующие:

- недостаток  двигательной активности учащихся,

- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса,

- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса,

- несовершенство учебных программ и технологий,

- авторитарный стиль преподавания,

- отсутствие индивидуального подхода к учащимся,

- использование преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным,

- неправильное питание учащихся,

- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья,

- неблагополучное состояние здоровья учителей.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

- умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья),

- проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья),

- честен, самокритичен (нравственное здоровье),

-коммуникабелен (социальное здоровье),

- уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Педагогическая деятельность отличается высоким уровнем ответственности, напряженностью, большим количеством стрессовых ситуаций, неограниченной продолжительностью рабочего времени. Педагог должен быть готов к преодолению физических и нервных нагрузок без снижения качества и эффективности образовательного процесса. Вместе с тем современные исследования указывают на крайне низкие показатели психического и физического здоровья педагогов, которые снижаются еще больше по мере увеличения стажа работы.

От здоровья педагога в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

Учебно-воспитательный процесс по ЗОЖ начинается с мотивации, отбора содержания той или иной темы, выбора методов и форм организации познавательной деятельности учащихся. Педагог, организовывая занятия по ЗОЖ, должен максимально использовать свой жизненный опыт и чувства, не боясь сказать: «я не знаю, я учусь у вас…»

Программа здорового образа жизни поможет:

- проводить учебно-воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек, появления хронических заболеваний,

- научить Ваших воспитанников ответственному поведению к своему здоровью,

- обучить и закрепить полученный опыт на практике, обучить умению коммуникации и доверительного разговора,

- усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением.

В нашем распоряжении врачи, данные нам природой, всегда готовые помочь в создании стопроцентного здоровья. Это: солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, рациональное питание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум.

Критерии результативности:

- осознание личной причастности к состоянию своего здоровья,

- включение в деятельность по приобретению навыков и опыта в формировании ЗОЖ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

месяц

Количество часов

Тема занятия.

сентябрь

2

Лекция «Никотин- самое доступное психоактивное вещество». Исследовательская работа «Причины курения».

2

Анкета «Школа и курение подростков». Социальные последствия курения для общества и семьи.

октябрь

2

Лекция «Характер, его черты и особенности».

2

Психологические механизмы формирования привычек. Тест «Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?»

ноябрь

2

Анализ результатов теста «Почему вы курите?» Пути избавления от вредных для здоровья привычек.

декабрь

2

Мифы о пользе курения. Мозговой штурм, прогнозирование. Индивидуальные факторы риска.

2

Формы воздействия на человека. Правила убеждения. Ролевые игры (занятие-практикум0.

январь

2

Правила формулировки отказа другому. Ролевые игры (занятие-практикум).

2

История появления алкоголя. Алкоголизм- безнравственное явление нашей жизни. Последствия употребления алкоголя.

февраль

2

Ролевая игра-представление. Определение реального виновника употребления алкоголя.

2

Лекция «Духовные потребности и цели человеческой жизни».

март

2

Мозговой штурм. Лекторий, проводимый учащимися.

2

Тренинг по формированию личной позиции по отношению к курению.

апрель

2

Тренинг по формированию умений социальной коммуникации. Ролевая игра «Как заводить друзей».

2

Тренинг по формированию умения свободно присоединяться к той или иной группе и по необходимости покидать ее без проявления стрессового состояния.

май

2

Тренинг по формированию креативности личности. Проигрывание известных сказок.

Тренинг по формированию уверенности в себе. Разбор ситуации. Упражнение «Теперь и потом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...