Оказание первой помощи терпящим бедствие на воде и на льду
план-конспект урока обж (6 класс) по теме
План-конспект урока в 6 классе "Оказание первой помощи терпящим бедствие на воде и на льду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Елена Изосимовна
учитель ОБЖ
Муниципального общеобразовательного учреждения –
Средней общеобразовательной школы №22
п.Беркакит Нерюнгринского района
Республики Саха (Якутия)
План-конспект урока ОБЖ в 6 классе.
Тема урока: « Оказание первой помощи терпящим бедствие на воде и на льду».
Цели урока:
I. Образовательные:
- закрепление знаний по правилам безопасного поведения на водоемах в летнее и зимнее время для сохранения жизни и здоровья;
- ознакомление с правилами оказания первой помощи терпящим бедствие на воде и на льду, с приемами самоспасения при провале в полынью и ознакомление с такими понятиями как «истинное и бледное утопление»;
- овладение умениями предвидеть и избегать опасности на воде и на льду, правильно действовать в случае их наступления.
II. Развивающие:
- развитие качеств личности, таких как уравновешенность, хладнокровность, храбрость, самостоятельность и целеустремленность, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
III. Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность и чувства взаимовыручки.
Оборудование:
- интерактивный комплекс;
- диск «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»; презентация «Карточки-задания»;
- плакат «Утопление»;
- спасательный круг, свисток, лыжная палка, отвертка, ремень.
Структура урока:
I. Организационный момент (1 мин).
- сообщение темы и целей урока.
II. Сообщение домашнего задания (1 мин).
III. Актуализация опорных знаний. (5 мин).
1. повторение основных понятий.
IV. Изучение нового материала (20 мин).
- Рассказ учителя.
- Просмотр видеофрагментов.
V. Самостоятельная работа (8 мин).
VI. Подведение итогов самостоятельной работы (6мин).
VII. Подведение итогов урока (3 мин).
- Вопросы для закрепления полученных знаний.
- Анализ работы учащихся на уроке. Выставление оценок.
VIII. Рефлексия (1мин).
Содержание урока:
I. Организационный момент.
- Готовность к уроку.
- Контроль посещаемости.
- Сообщение целей и темы урока.
Учитель: Летом в дождичек и зной
Не расстаться нам с водой.
К водоемам мы стремимся
И под дождичком резвимся.
Но вода таит опасность!
Вы удивлены? Ну что ж,
Разберемся – станет ясно
Разговор идет всерьез!
Ю.Форостенко
- Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках?
- Вы уже узнали о правилах поведения на водоемах зимой и летом, а как вы думаете, сегодня, о чем мы с вами будем говорить?
- Сформулируйте тему урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим с вами правила безопасного поведения на воде и на льду, познакомимся с основными правилами оказания первой помощи терпящим бедствие на воде и на льду, а также с приемами самоспасения при провале в полынью.
Открываем тетради и записываем тему урока «Оказание первой помощи терпящим бедствие на воде и на льду».
II. Сообщение домашнего задания.
Сообщение домашнего задания и его комментирование.
Учебник: параграф 8 стр. 160.
В тетради, используя учебник, сделать конспект: первая медицинская помощь при утоплении.
III. Актуализация опорных знаний.
Вопросы для проверки знаний (фронтальный опрос).
- Какие опасности могут подстерегать человека на воде?
- Какие правила купания следует соблюдать?
- Назовите основные причины опасных происшествий и несчастных случаев на воде.
- Какие меры предосторожности следует принять, выходя на лед?
IV. Изучение нового материала (22 мин).
Урок-беседа с использованием учебных видеофрагментов.
Учитель: Водоемы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых морозов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед.
Мы с вами уже познакомились с героями компьютерной игры Юлей и Ромой, которые помогали вам закрепить знания по правилам поведения в лесу. Сегодня мы снова отправимся с ними в чрезвычайные приключения, где еще раз повторим правила на воде и на льду, узнаем о правилах поведения на лодке и правилам оказания помощи утопающему.
Просмотр видеофрагментов (15 мин.):
- Правила поведения на воде.
- Правила поведения в лодке.
- Помощь утопающему.
- Правила поведения на льду.
Учитель: После просмотра видеофрагментов прошу вас ответить на вопросы:
1. Вы с друзьями решили покататься на лодке. Что необходимо взять в первую очередь:
А) весла;
Б) теплую одежду;
В) бутерброды;
Г) черпак;
Д) спасательный круг.
2. Катаясь с горки на берегу реки, вы не заметили полынью, и ваш товарищ оказался в ледяной воде. Что делать?
А) всем вместе бросаться ему на выручку, стараясь вытянуть за руки или одежду;
Б) поддерживая его морально, бежать за помощью к взрослым;
В) осторожно подползать к полынье на животе, широко раскинув руки и ноги, страхуя друг друга. За 3-5м до провала подать пострадавшему палку (лыжу, доску, веревку, ремень).
Молодцы!
Учитель: А теперь я хочу обратить ваше внимание на плакат «Утопление». Сейчас Андрей Федоров расскажет вам о видах утопления и еще раз напомнит схему действия при утоплении.
Ученик: Существует два вида утопления – истинное и бледное.
Истинное утопление обычно случается в теплой воде, то есть в летнее время. А бледное утопление случается в ледяной воде, то есть в зимнее время.
Признаки истинного утопления:
- кожа лица и шеи с синюшным оттенком;
- набухание сосудов шеи;
- обильные пенистые выделения изо рта и носа.
Признаки бледного утопления:
- нет сознания;
- бледно серый цвет кожи;
- не реагирующий на свет широкий зрачок;
- отсутствие пульса на сонной артерии;
- часто «сухая», легко удаляемая платком пена в углах рта.
Еще раз повторим схему действий в случаях истинного утопления:
- Перевернуть пострадавшего лицом вниз, очистить рот и резко надавить на корень языка, или сильно надавить на спину. Если есть рвотный рефлекс, то продолжать вызывать рвоту из желудка и верхних дыхательных путей.
- Если рвотного рефлекса нет, то убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии.
- Приступить к реанимации.
- Вызвать скорую помощь.
Учитель: Андрей молодец, спасибо, садись на место. А сейчас открываем тетради и записываем:
Что делать, если ты оказался в полынье:
- Не суетись.
- Выбирайся на лед с той стороны, с которой упал.
- Наваливайся и опирайся на край полыньи всей верхней половиной туловища.
- Перенеси на лед одну ногу, а затем вытащи другую.
- Перекатись на льду и осторожно отползи от опасного места.
- Ползи по льду в ту сторону, откуда пришел.
V. Самостоятельная работа.
Класс разбивается на 5-6 групп. Каждой группе раздается карточка с заданием.
1 карточка.
Тест.
1. Основными причинами несчастных случаев на воде являются:
А) купание в запрещенных и незнакомых местах;
Б) длительное пребывание на солнце;
В) прыжки и падение в воду;
Г) шалости и игры в воде;
Д) ненастная погода и сильный ветер;
Е) нарушение правил безопасности при использовании плавсредств.
- Допускается ли купание ребят ночью:
А) не допускается;
Б) допускается, если место купания оборудовано спасательными средствами, в присутствии преподавателя;
В) допускается в сумерки;
Г) допускается, если водоем огражден осветительными сигнальными буями.
3. При купании в незнакомом водоеме необходимо:
А) начать купаться, не дожидаясь взрослых;
Б) не раздумывая, нырнуть в воду;
В) вначале тщательно обследовать берег и акваторию водоема, примыкающую к берегу, убедиться в их безопасном состоянии для купания, спросить разрешения у родителей;
Г) постараться заплыть как можно дальше от берега.
4. Для одиночных пешеходов лед считается прочным, когда его толщина:
А) не менее 20см;
Б) не менее 15см;
В) не менее 12см;
Г) не менее 7см.
5. Для группы людей лед считается прочным, когда его толщина:
А) не менее 7см;
Б) не менее 12см;
В) не менее 30см;
Г) не менее 40см.
6. Замерший водоем переходят:
А) в непроверенном и необозначенном месте;
Б) на участках, запорошенных снегом;
В) на участках, где лед чистый и прозрачный;
Г) в местах впадения в водоем речки, ручья.
7. Если лед ненадежен, а обойти его нет возможности, как вы будете переправляться?
А) обычным шагом, простукивая лед впереди палкой;
Б) держа шест горизонтально на уровне груди;
В) ползком.
8. Не допускается подходить к кромке льда ближе чем:
А) на 3м;
Б) на 5м;
В) на 7м;
Г) на 10м.
2 карточка.
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос: какие правила коллективного купания были нарушены?
В походе летом.
Дружный класс в походе летом
Оказался у реки.
И привалу рады дети,
Тут же сняли рюкзаки.
Быстро сбросили одежду,
Очутились в речке все,
Не договорившись прежде
О порядке на воде.
И когда уж все оделись,
Рюкзаки забрали и
Поневоле огляделись:
А остались вещи чьи?
Стали звать, в ответ – молчанье.
Охватил невольно страх.
Все затихли. Вдруг мычанье
Или будто стон в кустах!
Бросились туда мальчишки, Догадавшись, друг в беде!
Вытащили. У парнишки,
Видят, кровь на голове.
Голову перевязали,
В рюкзаке был медпакет,
Только после все узнали,
Что случилось на реке?
Петя первым в воду канул,
Головою вниз нырнул,
А на дне реки был камень!
Петя чуть не утонул.
Ошибки:
- Не было установлено, разрешено ли купание в данном месте.
- Не было проверено дно у берега, не обследована прибрежная полоса.
- не установлено ограничение для заплыва.
- не выяснено, кто не умеет плавать.
- не разбились на группы по 2-3 человека, чтобы следить друг за другом в воде и после купания.
- не установлено наблюдение за купающимися с берега.
- не подготовлены спасательные средства.
3 карточка.
Необходимо правильно дописать информацию.
Правилами безопасного поведения на воде запрещается:
- Нырять и прыгать в воду в незнакомых местах.
- Заплывать за буйки.
- Выплывать на судовой ход и приближаться к судам.
- Устраивать в воде игры, связанные с захватами.
- Далеко заплывать на надувных матрасах и камерах.
4 карточка.
Необходимо правильно дописать информацию.
Если вы провалились под лед:
- Не следует беспорядочно барахтаться и наваливаться всей тяжестью на кромку льда.
- Постараться опереться локтем на лед и переместить тело в горизонтальное положение.
- Выбираться нужно в ту сторону, откуда вы пришли, то есть возвращаться на уже пройденную дорогу.
- Осторожно вытащить на лед одну ногу, затем другую.
- Постараться выкатиться на лед и без резких движений, не вставая, переместиться подальше от опасного места. На твердом льду встать и постараться быстро добраться до жилья.
5 карточка.
Отгадать кроссворд.
1 |
|
|
| ||||||||
2 |
|
|
|
|
|
| |||||
3 |
|
|
| ||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||
5 |
|
|
|
| |||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
7 |
|
|
|
|
|
| |||||
8 |
|
|
| ||||||||
9 |
|
|
|
|
|
1. Естественное вещество, используемое при тушении костров в зимнее время (снег).
2. Устойчивое пространство чистой воды среди неподвижных льдов на реке, озере, водоеме (полынья).
3. Все лето стояли, зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы (сани).
4. Вероятность появления неблагоприятного события, угрожающего здоровью или жизни человека (опасность).
5. Речное гребное иногда парусное или моторное судно (лодка).
6. Лежит на земле –
Никому не нужна.
Прислонилась к стене –
Пригодилась она (лестница).
7. Слой плотного льда, образующийся на земной поверхности и на предметах при намерзании переохлажденных капель дождя или тумана (гололед).
8. Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставим две ноги
И по большим снегам беги (лыжи).
9. Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда словно каменная!
Что это? (коньки).
10. По вертикали: человек, профессионально занимающийся спасением людей при возникновении чрезвычайной ситуации (спасатель).
6 карточка.
Необходимо придумать продолжение рассказа:
«Воскресное утро выдалось солнечным, теплым. В воздухе уже пахло весной, хотя река была еще покрыта льдом.
Как в такую погоду сидеть дома!
И Стас с Мишей решили порыбачить.
Правда, уже на реке их несколько смутило то, что лед был темным, «трескучим». «Ну да ладно, мы легкие, нас лед выдержит, » - решили мальчики и направились к середине реки, где виднелись старые рыбацкие проруби…»
Что может случиться дальше с нашими героями?
VI. Подведение итогов самостоятельной работы.
- Анализ работы учащихся по карточкам. Один учащийся из каждой группы читает свое задание и дает ответ. Учитель показывает на интерактивной доске данное задание, учащиеся внимательно слушают ответ и вместе с учителем дают оценку правильно ли все сказано, если нет, то дополняют.
VII. Подведение итогов урока.
1. Вопросы для закрепления полученных знаний:
- перед вами лежат предметы: спасательный круг, свисток, лыжная палка, отвертка, ремень. Скажите, какие из них и как можно использовать, если вы видите человека, провалившегося в полынью? Тонущего человека?
- В чем заключается реанимационная помощь?
- Выставление оценок.
Анализ деятельности учащихся на уроке. Комментирование выставляемых оценок.
VIII. Рефлексия.
- Что нового и полезного для себя вы узнали на уроке?
- Как вы считаете, то о чем вы сегодня узнали, вы сможете применить в жизни?
- Вы сможете рассказать друзьям, как надо правильно действовать в таких экстремальных ситуациях?
- Вам урок понравился или нет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по ОБЖ «Оказание помощи терпящим бедствие на воде» 8 класс
Методическая разработка открытого урока по ОБЖ «Оказание помощи терпящим бедствие на воде» является авторской, содержит методически грамотно спланированные активные и интерактивные действи...
Урок. 8класс. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Систематизировать знания учащихся в облас¬ти безопасного поведения на водоемах в различных жизненных ситуациях. Систематизировать знания обучаемых по безопасному поведению на водоемах во время активно...
Открытый урок. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Краткое описание ПМП при бедствие на воде!...
Открытый урок. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Общие рекомендации по оказанию помощи терпящим бедствие на воде.Освобождение от захватов.Способы транспортировки пострадавшего.Домашнее задание.Подведение итогов урока....
Тема: «Оказание помощи терпящим бедствие на воде»
Цель: познакомить учащихся с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде....
§3.3_Уч_8кл_ Оказание помощи терпящим бедствие на воде
По академическому учебнику А.Т. Смирнова и О.Б. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", "Просвещение", 2012...
План проведения открытого урока по ОБЖ на тему : Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Методическая разработка открытого урока по ОБЖ в 8 классе на тему "Оказание помощи терпящим бедствие на воде"...