Приборы радиационной и химической разведки
план-конспект урока (основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс) по теме
Конспект по теме "Приборы радиационной и химической разведки " для проведения занятия с юношами 10 кл. в ходе учебных сборов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 7.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА : Защита от оружия массового поражения
Занятие . ПРИБОРЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И ДОЗИМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.
Цель. Ознакомить учащихся с устройством приборов радиацион ной, химической разведки и дозиметрического контроля, дать им навыки в работе с радиометром-рентгенометром и ВПХР
Учебные вопросы:
- Назначение, устройство и принцип работы приборов радиационной разведки.
- Войсковой прибор химической разведки(ВПХР).
Время. 45 мин.
Место. – кабинет(поле).
Метод. Рассказ и практический показ устройства, приемов подготовки и работы с приборами.
Материальное обеспечение. Дозиметрический прибор ДП-5А, ВПХР, таблицы.
Порядок проведения занятия и методические советы
Вводная часть—2 мин.
- сообщение темы, цели занятия и порядка его проведения.
- краткий опрос по правилам поведения на зараженной местности.
1-й учебный вопрос—5 мин.
Кратко объясняю иониза ционный метод обнаружения и измерения радиоактивных излучений. Радиоактивные излучения ионизируют воздух, т. е. расщеп ляют его молекулы и атомы на положительные и отрицательные ионы. Под действием электрического напряжения ионы приходят в движение: положительные—к аноду, отрицательные — к като ду. В результате этого возникает ионизационный ток. По силе ионизационного тока определяется интенсивность радиоактивных излучений.
Устройство ДП-63-А, подготовка прибора и работа с ним изучаются практически. Для этого необходимо называю и показываю обучаемым основные части прибора, объясняю их назначение и принцип действия, показываю порядок подготовки прибора к ра боте: проведение внешнего осмотра, установка стрелки микро амперметра на отметку «О» верхней шкалы и «5» нижней шкалы, подключение источников питания. После этого 1—2 ученика под руководством преподавателя поочередно готовят прибор к работе и измеряют им уровни радиации на местности.
Прежде всего разъяс няю учащимся, что прибор ДП-5А предназначен для измерения уровней гамма-радиации на местности и радиоактивной заражен ности различных предметов по гамма-излучению; по своему на значению он является универсальным. Мощность гамма-излучения измеряется этим прибором в рентгенах или миллирентгенах в час. Затем показываю на таблице и приборе поддиапазоны I и II для измерения уровней радиации на местности в пределах 5— 200 Р/ч и более и поддиапазоны «ХЮ00», «ХЮО», «ХЮ», «XI», «Х0,1» для измерения степени зараженности предметов в милли рентгенах (мР/ч).
Далее объясняю устройство ДП-5А, показав
его основные части на приборе и таблице 15, на которой они даны в крупном плане; учащиеся, читая наименования частей приборов на таблице, быстрее их запомнят и лучше усвоят устройство при бора. После этого поочередно вызываю нескольких учащихся к прибору и повторно рассматриваю с ними его устройство.
Убедившись, что учащиеся усвоили устройство прибора, перехожу к изучению подготовки его к работе и про ведению измерений уровней радиации на местности и радиоактив ного заражения различных объектов.
Для этого организую с ними практическую отработку порядка подготовки прибора к работе.
Вначале обучаемым показываю на приборе порядок подготов ки его к работе — от установки стрелки микроамперметра на «О» до проверки работоспособности аппарата по контрольному аппара ту, а также последовательной установки переключателя поддиа пазонов в положения: «Х1000», «XlOO», «XlO», «Xl», «ХОД».
Затем показываю учащимся порядок измерения уровней радиации на местности по шкалам «О—5» и «О—200», а также порядок определения степени заражения кож ных покровов людей, одежды, техники, транспорта, продовольст вия, воды и других предметов, пользуясь поддиапазонами «X1000», «Х100», «XlO», «Xb, «ХОД».
В конце отработки данного учебного вопроса целесообразно предложить учащимся решить 1—2 задачи, например:
1. Какова степень заражения кожного покрова человека, если
показание прибора на верхней шкале 3,2 мр/ч, а переключатель
поддиапазонов находится в положении «Х10»?
Решение: 3,2 мР/чХ 10 = 32 мР/ч.
2. Какова зараженность объекта, если суммарная заражен
ность 280 мР/ч, а величина гамма-фона 220 мР/ч?
Решение: 280 мР/ч—220 мР/ч=60 мР/ч.
Решаемые задачи могут быть включены в раздаточный мате риал,, который предлагается учащимся на этом уроке.
После рассмотрения устройства и работы прибора ДП-5А уча щимся следует указать, что дозиметрические приборы хранятся в шкафах или на стеллажах в помещениях с температурой от +10 до +25°С, влажностью 50—65%. Источники питания приборов хранятся отдельно в сухом прохладном месте (температура от —6 до +5°С).
Дозиметрические приборы нельзя подвергать длительному воз действию прямых солнечных лучей, дождя или снега. Их надо очи щать от грязи и пыли, защищать от ударов. Запрещается вскры-
2-й учебный вопрос—12 мин.
Отрабатывается методом рас сказа и практического изучения. Вначале знакомлю обу чаемых с назначением войскового прибора химической разведки и кратко излагаю его устройство, используя для наглядности учеб ную таблицу и образец прибора. Особое внимание надо обратить на устройство и назначение индикаторных трубок трех видов, ко торые входят в комплект прибора.
Объясняю обучаемым, что обнаружение в воздухе отравляющих ве ществ и установление их концентрации осуществляется обычно в два этапа. Сначала определяют наличие ОВ типа зарина в опас ных концентрациях. После этого устанавливают наличие в возду хе других ОВ.
Вначале используют две трубки с красным кольцом и красной точкой. Показываю приемы работы с этими трубками, после чего учащиеся отрабатывают эти приемы на приборе. Так же определяется нали чие этих ОВ в воздухе в безопасных концентрациях.
На втором этапе определение ОВ осуществляется трубкой с зелеными кольцами. Беру трубку с тре мя зелеными кольцами и показываю порядок обнаружения в воз духе фосгена, хлорциана и синильной кислоты, затем на трубке (Г одним желтым кольцом — паров иприта. Учащиеся одновременно с рассказом руководителя от рабатывают приемы работы с прибором по обнаружению ОВ.
В заключение учащимся кратко разъясняю порядок опреде ления ОВ на местности и на различных предметах, а также поря док хранения и сбережения приборов химической разведки.
Заключительная часть.
- обобщение изученного учебного материала.
- подведение итогов занятия.
Руководитель занятия ___________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Войсковой прибор химической разведки ( ВПХР )
1.Назначение, принцип действия ВПХР2.Подготовка к работе и определение ОВ в воздухе и в сыпучих...
Рабочая программа ПМ 01 Подготовка химической посуды, приборов и лабоаторного оборудования
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарт...
Группа МЖКХ 3 Безопасность жизнедеятельности (27.10.2020) Практическая работа №2 Тема: "Действия при авариях (катастрофах) на химически и радиационно- опасных объектах".
Практическая работа № 2Тема: Действия при авариях (катастрофах) на химически и радиационно- опасных объектах.Заданме1. Перечень вопросов к практической работе: (...

Технологическая карта урока по ОБЖ, Тема Аварии на радиационных и химических объектах
Технологическая карта урока по ОБЖ, Тема Аварии на радиационных и химических объектах...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Радиационная, химическая, биологическая защита»
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Радиационная, химическая, биологическая защита»...

Тема №1. Вооружение и средства радиационной, химической и биологической защиты воинской части. Лекция № 3. Средства индивидуальной и коллективной защиты
ВведениеУчебные вопросы:1. Средства индивидуальной защиты и порядок их примененияклассификация средств индивидуальной защиты;подгонка и техническая проверка СИЗ.2. Средства коллективной защиты и поряд...