Формирование инструментальных навыков на уроках ОБЖ
статья по обж на тему

Формирование инструментальных навыков на уроках ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tvorchestva.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ ОБЖ.

Современные социально-экономические условия страны побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания, т.к. прогресс цивилизации зависит от одаренных и творчески мыслящих людей.
Исследования отечественных и зарубежных психологов по определению творчества связаны с термином «креативность», т.е. «творческость» («создание творчества»). Проблеме развития креативности посвящены работы Дж. Гилфорда, Н. Марша, Е. Торренса; среди отечественных педагогов и психологов большое внимание уделяли данной проблеме И. Лернер, А. Савенков, В. Моторин, Г. Альтшуллер и другие.
Несмотря на различные формулировки и подходы к определению креативности, творчества и способам их формирования, можно выделить общие черты и признаки: творчество или креативность - это деятельность, порождающая нечто новое, оригинальное, не существовавшее ранее. Для развития креативного мышления на уроках ОБЖ необходимы определенные условия:

  1. создание противоречий, проблемных ситуаций и творческих задач;
  2. социальная и личная значимость поставленных задач;
  3. наличие объективных предпосылок, условий для творчества в жизни и на уроке;
  4. наличие субъективных предпосылок, т.е. личностных качеств, задатков, знаний, умений, желаний творить;
  5. новизна и оригинальность процесса или результата.

В психологии творчества одним из самых популярных является утверждение о том, что «творец спит в каждом человеке», но ему не дают проявиться внутренние и внешние барьеры. Справедливо ли оно, или это один из многочисленных мифов, которыми буквально переполнена психология творчества?!
Уроки ОБЖ несут потенциальные возможности для развития творчества у детей  школьного возраста.  На уроках  изучены пути формирования инструментальных навыков и умений творчества, к которым относятся:

  1. умение задавать вопросы, в том числе и проблемные;
  2. умение классифицировать, т.е. выделять в предметах и явлениях общие существенные признаки;
  3. умение наблюдать, проводить эксперименты, опыты;
  4. умение доказывать и защищать свои идеи и другие приемы развития креативности;
  5. умение проводить опыты, исследования.

Успешное формирование у  школьников творчества возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в его развитии, т.к. ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.
Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замысел, тем более сложные задания выполняют дети.
В ходе уроков апробировался и успешно внедрялся такой способ, как самостоятельное составление кроссвордов, коллажей, презентаций, которые представлены по темам ОБЖ «Осторожно - электричество», «Правила дорожного движения», «Опасности и человек», «Безопасность на водоемах», «Терроризм-угроза обществу».
Надо отметить воодушевление, юмор детей при составлении таких творческих заданий. Большой полет для фантазии дают задания, связанные с изображением, рисованием, например: нарисуйте велосипед будущего; придумайте знаки, предупреждающие вредные привычки;  придумайте знаки для туристов, не знающих русского языка, чтобы они смогли найти без посторонней помощи аптеку, магазин, телефон, больницу, столовую, театр и т.п.
Анализ работы на уроках ОБЖ позволил сделать следующие выводы:

  1. уроки ОБЖ наряду с такими школьными предметами как изобразительная деятельность, технология, информатика, способствуют развитию творчества у школьников;
  2. для формирования креативности необходимо создавать на уроке условия для подражания творческому поведению самого учителя, т.е. педагог должен быть сам творческой личностью, должен уметь создавать на занятиях специально организованную среду, особую творческую атмосферу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование исследовательских навыков на уроках русского языка"

Статья по теме "Формирование исследовательских навыков на уроках русского языка"...

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-9 классах общеобразовательной школы

Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Кроме того, вычисления актив...

«Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка при помощи jazz chants»

Одним из основных факторов модернизации региональной системы образования является коммуникативная компетентность. Именно ее формированию помогает использование на уроках песенного и музыкального матер...

формирование исследовательских навыков на уроках биологии

презентация и конспект выступления на конференции о использовании цифровой измерительной лаборатории "Архимед" на уроках биологии...

Формирование орфографических навыков на уроке русского языка

Рекомендации по формированию орфографических навыков на уроке русского языка...