Конспект урока "Человек в группе"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Цели и задачи урока:
1. Осознать, что общество необходимо человеку.
2. Получить представление о группах составляющих общество.
3. Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правила поведения и нормы.
4. Познакомить с понятиями и терминами – социальная группа, малая группа, общество, нормы и правила жизни в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 6 класс
Предмет: Обществознание
Тема урока: Человек в группе
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели и задачи урока:
1. Осознать, что общество необходимо человеку.
2. Получить представление о группах составляющих общество.
3. Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правила поведения и нормы.
4. Познакомить с понятиями и терминами – социальная группа, малая группа, общество, нормы и правила жизни в обществе.
Оборудование: учебник Л. Н. Боголюбов – Обществознание 6 класс ФГОС, М: Просвещение; мультимедийная презентация, материалы для проекта.
План урока:
I.Постановка темы урока его целей и задач.
II.Изучение нового материала
1.Общество
2.Группы общества.
3. Кто может быть лидером
4.Правила и нормы жизни в обществе.
III. Закрепление изученного.
Ход урока
I.
- Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Урок это форма получения новых знаний, а в обществе Киевской Руси при княгине Ольге слово урок означало совсем другое. Какое значение имело это слово? Ответ – вид налога.
- Повторение пройденного материала в форме фронтального опроса
Вопрос к классу: Как называется наш предмет?
Обществознание.
Вопрос к классу: Что означает название?
Знания об обществе.
Вопрос к классу: Чем это знание может помочь вам в жизни?
Поможет общаться и т. д.
Вопрос к классу : Какую общую тему мы изучали на прошлых уроках?
Межличностное общение
Как изучение отдельно взятого подростка поможет в изучении общества?
Я (мы) часть общества.
- На сегодняшнем уроке мы соединим изучение этих понятий ( общество и человек).
II.
1.
Сегодняшнюю тему попробуйте сформулировать самостоятельно.
На доске ряд иллюстраций ( люди по одиночке и группы людей). Предлагаю выйти желающему ученику и прошу его сгруппировать иллюстрации, как он считает нужным.
Прошу другого ученика прокомментировать выбор одноклассника.
- Итак, у нас две группы иллюстраций, исходя из их расположения, попробуйте дать название темы нашего урока.
Анализируем предлагаемые варианты и формулируем тему.
- Предлагаю записать тему в тетрадь.учащиеся формулируют цели и задачи урока ,используют подсказки на доске:
Повторим
Изучим
Узнаем
5 декабря 2017 года в жизни нашей страны произошло важное событие – впервые на государственном уровне отмечался День волонтера и президент РФ Владимир Путин выдвинул свою кандидатуру для избрания на выборах в марте 2018года. \
-Давайте подумаем, кто такой «волонтер», кто из предложенных нам групп может входить в группу волонтеров, почему президент Путин по вопросу своего избрания советовался именно с волонтерами?
Ответ: Волонтерами могут быть все, кто желает помочь людям; советовался потому, что волонтеры представляют различные группы нашего общества
- Давайте вы попробуете дать определение «Общество».
Слушаем варианты, формулируем. Прошу записать в тетрадь. .
- Вы не зря хотели видеть себя в обществе. Это не просто интересно или весело. Это необходимо. Человек является существом социальным , т.е.общество необходимо для его нормального развития.
Пример учителя: новорожденный без общения никогда не станет нормально развитым человеком.
-Приведите общеизвестный пример, подтверждающий это утверждение Ученики приводят в пример Маугли .
- Давайте сделаем вывод.
Человек полноценно развивается только в обществе.(записывают в тетрадь)
Общество – совокупность самых разных групп Для взрослых общество так же необходимо. Как вы думаете почему?
- приведите наиболее известный литературный пример (Робинзон Крузо). .
-Только в обществе человек может проявить себя, показать, на что он способен.
Группы общества.
Работа со статьей в интернете.
Вопросы группе:
- Дайте определение понятиям: группа и малая группа.
- Сколько человек насчитывает малая группа?
- Приведите примеры малых групп?
- Как человек попадает в те или иные группы?
- Какую роль играет группа в жизни человека?
- Вопрос всем группам: можно ли назвать ученический коллектив малой группой?
- Какова главная цель такой группы?
Что такое социальная группа?
Группа – это совокупность людей, в чем-либо близких друг другу.
Малая группа – целями, интересами, ценностями, нормами и правилами поведения, а также взаимодействием.
Малая группа состоит из людей, хорошо знающих друг друга (от 2-3 до 20-30 человек).
Человек появляется на свет в малой группе (семье), большая часть жизни проходит с малых группах: ученический коллектив, спортивная команда, кружок, друзья, студенческий и производственный коллектив. Один человек, как правило, состоит сразу в нескольких группах: семье, классе, в кругу друзей, кружке и т.д. Поэтому численность всех человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5-2 раза. Для того, что бы попасть в некоторые группы, мы прилагаем определенные усилия, например, поступление в ВУЗ. Другие группы нам выбирают родители – кружок, секция, школы, детский сад. Есть группы, которые мы не выбираем: семья – её состав лишь отчасти является результатом нашего выбора. Вот друзей мы можем выбирать и покидать по собственному желанию и усмотрению. Группа играет большую роль в жизни человека: в группе формируется личность, в группе формируются жизненные ценности, в группе рождаются правила, обычаи и традиции, в группе делятся друг с другом наболевшим. Люди выживают сообща. Ученический коллектив – особый тип малой группы. Школьники собираются вместе в классе; их основная цель – научиться новым знаниям.
Каждый человек может входить в несколько социальных групп и выполнять разные социальные роли, т.е. нести определенные права и обязанности.
- Давайте выполним упражнение «Я в социальной группе»
- Возвращаемся к определению общества, делаю акцент на группы.
Группы, составляющие общество очень многообразны и многочисленны: большие и малые, временные и постоянные, профессиональные, религиозные. Количество групп зависит от интересов и видов деятельности людей. Количество групп намного превышает количество людей составляющих общество.
Человек может быть участником разных групп одновременно- семья, группа друзей, рабочий коллектив и т.д=Как видите,групп много.Поэтому группы делятся на: большие и малые.
Давайте поработаем в малых группах и выполним тестовые задания:
Вариант 1:
1.Какая социальная группа образована по профессиональному признаку?
- Либералы 2) инженеры 3) горожане 4) пассажиры
Ответ: 2
2. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу данному в первом столбце подберите соответствующий элемент из второго столбца
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КРИТЕРИИ
А) татары 1) религиозный
Б) москвичи 2) территориальный
В) таджики 3) этносоциальный
Г) мусульмане
Д) буддисты
Ответ: А-3 Б-2 В-3 Г-1 Д-1
Вариант 2;
- Какая социальная группа выделена по этносоциальному признаку?
- Якуты 2) военные 3) тюменцы 4) женщины
Ответ: 1
- Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КРИТЕРИИ
А) башкиры 1) этносоциальный
Б) петербуржцы 2) религиозный
В) удмурты 3) территориальный
Г) христиане
Д) буддисты
Ответ: А-1 Б-3 В-1 Г-2 Д-2
Проводится взаимопроверка и оценивание работы.
Проводится физкультминутка с опорой на тему урока. Сейчас поднимутся те, чьи имена начинаются на В, а затем те, кто родился зимой, а теперь те у кого на руках часы, а теперь весь 6-А класс, встали на ципочки, руки потянули направо – сорвали манго, налево – сорвали манго, присели.
3. В разных группах у человека может быть разное положение, например в спортивной команде ты можешь стать капитаном, т.е. лидером, т.е. брать на себя руководство группой. Давайте обратимся к вашему учебнику стр. 61 и узнаем как вели себя учащиеся разных классов.
Выскажите свое мнение, являются ли лидерами парни, упомянутые в двух последних примерах.
4.
- Во всех группах, без исключения, действуют определенные правила и нормы поведения.
Приведите примеры (в семье, в классе ит. д.).
Ребята, а для чего нужны эти правила в группах? Для того что бы ответить на этот вопрос предлагаю вам сделать задание.
Каждая колонка обсуждает и записывает правила и нормы поведения в гостях (1-й ряд, в музее ( 2-й ряд), в школе ( 3-й ряд) 5 минут.
- Представитель от каждого ряда озвучивает ответ.
- А теперь давайте представим, что произойдет, если в каждом случае не соблюдать эти правила.
Слушаем варианты ответов.
Прошу сделать общий вывод. Нарушение правил и норм поведения ведёт к отторжению человека от общества. .
Сейчас мы поработаем с отрывком из произведения Максима Горького «Старуха Изергиль»
Вопросы группе:
- Расскажите, о чем говорится в рассказе?
- Можно ли пренебрегать законами и правилами группы? Какие последствия наступят в этом случае?
- Перечислите способности главного героя. Мог ли он их раскрыть, живя в одиночестве?
- Какую роль играет группа в жизни человека?
Легенда о Ларре
Рассказчик услышал эти истории на морском берегу в Бессарабии, от старухи Изергиль. Взошла луна, и по степи пошли тени от пробегающих облаков. Старуха сказала, что видит Ларру, который превратился в тень, и поведала эту сказку.
Много лет назад, в щедрой стране «жило могучее племя скотоводов». Однажды красивую девушку из этого племени украл орёл. О ней погоревали и забыли, а через двадцать лет она вернулась, с ней был юноша, красивый и сильный. Она рассказала, что была женой орла. Все с удивлением смотрели на сына орла, но он ничем не отличался от других, только глаза его были холодны и горды, как у отца.
Он считал себя необыкновенным, и разговаривал надменно даже со старейшинами. Люди рассердились и изгнали его из племени. Он рассмеялся, подошёл к красивой девушке, дочери одного из старейшин, и обнял её. Она его оттолкнула, и тогда он убил её. Юношу схватили и связали, но не убили, посчитав это для него слишком лёгкой смертью. Разговаривая с ним, люди поняли, что «он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит никого». И тогда племя решило наказать его одиночеством.
Юношу назвали Ларрой, что значит «отверженный». Юноша стал жить один, изредка похищая у племени скот и девушек. В него стреляли из лука, но он был неуязвим. Так прошли десятки лет. Но однажды он близко подошёл к людям, к нему кинулись, а он стоял, не защищаясь. Тогда люди поняли, что он хочет умереть, и не тронули его. Тогда он выхватил нож и ударил себя в грудь, но нож сломался как о камень. Люди поняли, что он не может умереть. С тех пор он ходит как тень, ожидая смерти. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей. Вот как был поражён человек за гордость!»
А сейчас мы с вами составим проект «Новогодняя открытка для человека с которым вы состоите в межличностных отношениях в одной группе и у вас назрел конфликт.
Давайте придумаем правила общения:
• Доверие к тому, с кем общаешься.
• Вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться.
• Уважение к тому, с кем общаешься.
• Признание того, что он равен тебе.
• Вежливость.
• Бережное обращение.
• Делать друг другу приятные сюрпризы.
- На следующем уроке мы с вами будем более подробно характеризовать группы общества, а сейчас давайте повторим, что мы изучили сегодня.
Закрепление изученного материала в форме фронтального опроса Важно ощущать себя частью чего-то большего, чем ты сам – частью школы, семьи, класса. Продолжите фразы: «Я друг своих одноклассников, потому что … », «Я гражданин класса потому, что …», «Я гражданин школы …»..
- Обращаю внимание на домашнее задание параграф 7 – читаем и пересказываем, стр. 67, номер задания 3* для дополнительного изучения
- Благодарю за активную работу, интересуюсь степенью интереса к материалу и его актуальностью в жизни.
- Учащиеся заполняют листы самооценки: 1) сегодня на уроке я узнал(а); 2) у меня получилось; 3) было трудно; 4) теперь я умею; 5) Не удалось разобраться в теме
- Выставляю оценки.
- Прощаюсь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект вводного занятия группы "Юные исследователи природы"
Представленный материал "Из опыта работы с учебной группой "Юные исследователи природы" (учебная группа эколого-биологической направленности в учреждении дополнительного образования детей МБОУ Д...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Экологические группы птиц.
Цель урока: систематизировать знания учащихся об экологических группах птиц и их приспособленности к различным средам обитания.Задачи:-обучающие: сформировать у учащихся знани...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ГРУППАХ ОФП ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-10 ЛЕТ
Обучение владением элементов техники баскетбола с использованием подводящих упражнений и подвижных игр....
Конспект НОД Старшая группа. Образовательная область "Познание" Тема: "Дорожная азбука со смешариками"
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтения художественной литературы».Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая...

Конспект занятия в группе продлённого дня коррекционной школы. Тема :Изготовление поделки в технике «плетение» из газетных(журнальных) трубочек.
В данном материале содержится информация об изготовлении поделки в технике "плетения из газетных (журнальных) трубочек"....

Конспект занятия для группы дополнительного образования детей по легкой атлетики ( спортивная ходьба)
Материал может быть использован ,для закрепления техники спортивной ходьбы,на 5 занятии после узучения основ техники спортивной ходьбы....