Конспект урока "Человек в группе"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Зимина Елена Ярославовна

Цели  и задачи урока:

1. Осознать, что общество необходимо человеку.

2. Получить представление о группах составляющих общество.

3. Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правила поведения и нормы.

4. Познакомить с понятиями и терминами – социальная группа, малая группа, общество, нормы и правила жизни в обществе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chelovek_v_gruppe_.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6 класс

Предмет: Обществознание

Тема урока: Человек в группе

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний 

Цели  и задачи урока:

1. Осознать, что общество необходимо человеку.

2. Получить представление о группах составляющих общество.

3. Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правила поведения и нормы.

4. Познакомить с понятиями и терминами – социальная группа, малая группа, общество, нормы и правила жизни в обществе.

Оборудование: учебник Л. Н. Боголюбов – Обществознание 6 класс ФГОС, М: Просвещение; мультимедийная презентация, материалы для проекта.

План урока:

I.Постановка  темы урока его целей и задач.

II.Изучение нового материала

          1.Общество

          2.Группы общества.

          3. Кто может быть лидером

          4.Правила и нормы жизни в обществе.

III. Закрепление изученного.

Ход урока

I.

- Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Урок это форма получения новых знаний, а в обществе Киевской Руси при княгине Ольге слово урок означало совсем другое. Какое значение имело это слово? Ответ – вид налога.

- Повторение пройденного материала в форме фронтального опроса

Вопрос к классу: Как называется наш предмет?

  Обществознание.

Вопрос к классу: Что означает название?

    Знания об обществе.

Вопрос к классу: Чем это знание может помочь вам в жизни?

    Поможет общаться и т. д.

Вопрос к классу : Какую общую тему мы изучали на прошлых уроках?

     Межличностное общение

Как изучение отдельно взятого подростка поможет в изучении общества?

     Я (мы) часть общества.

- На сегодняшнем уроке мы соединим изучение этих понятий ( общество и человек).

II.

1.

Сегодняшнюю тему попробуйте сформулировать самостоятельно.

На доске ряд иллюстраций ( люди по одиночке и группы людей). Предлагаю выйти желающему ученику и прошу его сгруппировать иллюстрации, как он считает нужным.

Прошу другого ученика прокомментировать выбор одноклассника.

- Итак, у нас две группы иллюстраций, исходя из их расположения, попробуйте дать название темы нашего урока.

Анализируем предлагаемые варианты и формулируем тему.

- Предлагаю записать тему в тетрадь.учащиеся формулируют цели и задачи урока ,используют подсказки на доске:
Повторим

Изучим

Узнаем

5 декабря 2017 года в жизни нашей страны произошло важное событие – впервые на государственном уровне отмечался День волонтера и президент РФ Владимир Путин выдвинул свою кандидатуру для избрания на выборах в марте 2018года. \

-Давайте подумаем, кто такой «волонтер», кто из предложенных нам групп может входить в группу волонтеров, почему президент Путин по вопросу своего избрания советовался именно с волонтерами?

Ответ: Волонтерами могут быть все, кто желает помочь людям; советовался потому, что волонтеры представляют различные группы нашего общества

- Давайте вы попробуете дать определение  «Общество».

Слушаем варианты, формулируем. Прошу записать в тетрадь. .

- Вы не зря хотели видеть себя в обществе. Это не просто интересно или весело. Это необходимо. Человек является существом социальным , т.е.общество необходимо для его нормального развития.

 Пример учителя: новорожденный без общения никогда не станет нормально развитым человеком.

    -Приведите общеизвестный пример, подтверждающий это утверждение                  Ученики приводят в пример Маугли .

- Давайте сделаем вывод.

Человек полноценно развивается только в обществе.(записывают в тетрадь)

 Общество – совокупность самых разных групп  Для взрослых общество так же необходимо. Как вы думаете почему?

- приведите наиболее известный литературный пример (Робинзон Крузо). .

-Только в обществе человек может проявить себя, показать, на что он способен.  

Группы общества.

Работа со статьей в интернете.

Вопросы группе:

  • Дайте определение понятиям: группа и малая группа.
  • Сколько человек насчитывает малая группа?
  • Приведите примеры малых групп?
  • Как человек попадает в те или иные группы?
  • Какую роль играет группа в жизни человека?
  • Вопрос всем группам: можно ли назвать ученический коллектив малой группой?
  • Какова главная цель такой группы?

Что такое социальная группа?

Группа – это совокупность людей, в чем-либо близких друг другу.

Малая группа – целями, интересами, ценностями, нормами и правилами поведения, а также взаимодействием.

Малая группа состоит из людей, хорошо знающих друг друга (от 2-3 до 20-30 человек).

Человек появляется на свет в малой группе (семье), большая часть жизни проходит с малых группах: ученический коллектив, спортивная команда, кружок, друзья, студенческий и производственный коллектив. Один человек, как правило, состоит сразу в нескольких группах: семье, классе, в кругу друзей, кружке и т.д. Поэтому численность всех человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5-2 раза. Для того, что бы попасть в некоторые группы, мы прилагаем определенные усилия, например, поступление в ВУЗ. Другие группы нам выбирают родители – кружок, секция, школы, детский сад. Есть группы, которые мы не выбираем: семья – её состав лишь отчасти является результатом нашего выбора. Вот друзей мы можем выбирать и покидать по собственному желанию и усмотрению. Группа играет большую роль в жизни человека: в группе формируется личность, в группе формируются жизненные ценности, в группе рождаются правила, обычаи и традиции, в группе делятся друг с другом наболевшим. Люди выживают сообща. Ученический коллектив – особый тип малой группы. Школьники собираются вместе в классе; их основная цель – научиться новым знаниям.

Каждый человек может входить в несколько социальных групп и выполнять разные социальные роли, т.е. нести определенные права и обязанности.

- Давайте выполним упражнение «Я в социальной группе»

- Возвращаемся к определению общества, делаю акцент на группы.

Группы, составляющие общество очень многообразны и многочисленны: большие и малые, временные и постоянные, профессиональные, религиозные. Количество групп зависит от интересов и видов деятельности людей. Количество групп намного превышает количество людей составляющих общество.

 Человек может быть участником разных групп одновременно- семья, группа друзей, рабочий коллектив и т.д=Как видите,групп много.Поэтому группы делятся на:    большие и малые.

Давайте поработаем в малых группах и выполним тестовые задания:

Вариант 1:

1.Какая социальная группа образована по профессиональному признаку?

  1. Либералы 2) инженеры 3) горожане 4) пассажиры

Ответ: 2

2. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу данному в первом столбце подберите соответствующий элемент из второго столбца

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ                                         КРИТЕРИИ

А) татары                                                                            1) религиозный

Б) москвичи                                                                        2) территориальный

В) таджики                                                                          3) этносоциальный

Г) мусульмане

Д) буддисты

Ответ: А-3 Б-2 В-3 Г-1 Д-1

Вариант 2;

  1. Какая социальная группа выделена по этносоциальному признаку?
  1. Якуты 2) военные 3) тюменцы 4) женщины

Ответ: 1

  1. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ                                            КРИТЕРИИ

А) башкиры                                                                           1) этносоциальный

Б) петербуржцы                                                                    2) религиозный

В) удмурты                                                                            3) территориальный

Г) христиане

Д) буддисты

Ответ: А-1 Б-3 В-1 Г-2 Д-2

Проводится взаимопроверка и оценивание работы.

Проводится физкультминутка с опорой на тему урока. Сейчас поднимутся те, чьи имена начинаются на В, а затем те, кто родился зимой, а теперь те у кого на руках часы, а теперь весь 6-А класс, встали на ципочки, руки потянули направо – сорвали манго, налево – сорвали манго, присели.

3. В разных группах у человека может быть разное положение, например в спортивной команде ты можешь стать капитаном, т.е. лидером, т.е. брать на себя руководство группой. Давайте обратимся к вашему учебнику стр. 61 и узнаем как вели себя учащиеся разных классов.

Выскажите свое мнение, являются ли лидерами парни, упомянутые в двух последних примерах.

4.

- Во всех группах, без исключения, действуют определенные правила и нормы поведения.

Приведите примеры (в семье, в классе ит. д.).

Ребята, а для чего нужны эти правила в группах? Для того что бы ответить на этот вопрос предлагаю вам сделать задание.

Каждая колонка обсуждает и записывает правила и нормы поведения  в гостях (1-й ряд, в музее ( 2-й ряд), в школе ( 3-й ряд)  5 минут.

- Представитель от каждого ряда озвучивает ответ.

- А теперь давайте представим, что произойдет, если в каждом случае не соблюдать эти правила.  

Слушаем варианты ответов.

Прошу сделать общий вывод. Нарушение правил и норм поведения ведёт к отторжению человека от общества. .

Сейчас мы поработаем с отрывком из произведения Максима Горького «Старуха Изергиль»

Вопросы группе:

  • Расскажите, о чем говорится в рассказе?
  • Можно ли пренебрегать законами и правилами группы? Какие последствия наступят в этом случае?
  • Перечислите способности главного героя. Мог ли он их раскрыть, живя в одиночестве?
  • Какую роль играет группа в жизни человека?

Легенда о Ларре

Рассказчик услышал эти истории на морском берегу в Бессарабии, от старухи Изергиль. Взошла луна, и по степи пошли тени от пробегающих облаков. Старуха сказала, что видит Ларру, который превратился в тень, и поведала эту сказку.

Много лет назад, в щедрой стране «жило могучее племя скотоводов». Однажды красивую девушку из этого племени украл орёл. О ней погоревали и забыли, а через двадцать лет она вернулась, с ней был юноша, красивый и сильный. Она рассказала, что была женой орла. Все с удивлением смотрели на сына орла, но он ничем не отличался от других, только глаза его были холодны и горды, как у отца.

Он считал себя необыкновенным, и разговаривал надменно даже со старейшинами. Люди рассердились и изгнали его из племени. Он рассмеялся, подошёл к красивой девушке, дочери одного из старейшин, и обнял её. Она его оттолкнула, и тогда он убил её. Юношу схватили и связали, но не убили, посчитав это для него слишком лёгкой смертью. Разговаривая с ним, люди поняли, что «он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит никого». И тогда племя решило наказать его одиночеством.

Юношу назвали Ларрой, что значит «отверженный». Юноша стал жить один, изредка похищая у племени скот и девушек. В него стреляли из лука, но он был неуязвим. Так прошли десятки лет. Но однажды он близко подошёл к людям, к нему кинулись, а он стоял, не защищаясь. Тогда люди поняли, что он хочет умереть, и не тронули его. Тогда он выхватил нож и ударил себя в грудь, но нож сломался как о камень. Люди поняли, что он не может умереть. С тех пор он ходит как тень, ожидая смерти. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей. Вот как был поражён человек за гордость!»

А сейчас мы с вами составим проект «Новогодняя открытка для человека с которым вы состоите в межличностных отношениях в одной группе и у вас назрел конфликт.

Давайте придумаем правила общения:

•        Доверие к тому, с кем общаешься.

•        Вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться.

•        Уважение к тому, с кем общаешься.

•        Признание того, что он равен тебе.

•        Вежливость.

•        Бережное обращение.

•        Делать друг другу приятные сюрпризы.

- На следующем уроке мы с вами будем более подробно характеризовать группы общества, а сейчас давайте повторим, что мы изучили сегодня.

Закрепление изученного материала в форме фронтального опроса Важно ощущать себя частью чего-то большего, чем ты сам – частью школы, семьи, класса. Продолжите фразы: «Я друг своих одноклассников, потому что … », «Я гражданин класса потому, что …», «Я гражданин школы …»..

- Обращаю внимание на домашнее задание параграф 7 – читаем и пересказываем, стр. 67, номер задания 3* для дополнительного изучения

- Благодарю за активную работу, интересуюсь степенью интереса к материалу и его актуальностью в жизни.

- Учащиеся заполняют листы самооценки: 1) сегодня на уроке я узнал(а); 2) у меня получилось; 3) было трудно; 4) теперь я умею; 5) Не удалось разобраться в теме

- Выставляю оценки.

- Прощаюсь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект вводного занятия группы "Юные исследователи природы"

Представленный материал "Из опыта работы с учебной группой "Юные исследователи природы"  (учебная группа эколого-биологической направленности в учреждении дополнительного образования детей МБОУ Д...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Экологические группы птиц.

Цель  урока: систематизировать знания учащихся об экологических группах птиц и  их приспособленности к различным средам обитания.Задачи:-обучающие:  сформировать у учащихся знани...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ГРУППАХ ОФП ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-10 ЛЕТ

Обучение владением элементов техники баскетбола с использованием подводящих упражнений и подвижных игр....

Конспект НОД Старшая группа. Образовательная область "Познание" Тема: "Дорожная азбука со смешариками"

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтения художественной литературы».Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая...

Конспект занятия в группе продлённого дня коррекционной школы. Тема :Изготовление поделки в технике «плетение» из газетных(журнальных) трубочек.

В данном материале содержится информация об изготовлении поделки в технике "плетения из газетных (журнальных) трубочек"....

Конспект занятия для группы дополнительного образования детей по легкой атлетики ( спортивная ходьба)

Материал может быть использован ,для закрепления техники спортивной ходьбы,на 5 занятии после узучения основ техники спортивной ходьбы....