Потребности человека: понятия, виды и значения
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)
У человека есть определённые желания. Некоторые из них несущественны, а некоторые, напротив, важны настолько, что если их не исполнить, человек умрёт. При этом исполнение желаний во многом зависит от самого человека и его способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 158.77 КБ |
Предварительный просмотр:
У человека есть определённые желания. Некоторые из них несущественны, а некоторые, напротив, важны настолько, что если их не исполнить, человек умрёт. При этом исполнение желаний во многом зависит от самого человека и его способностей.
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ
Понятие потребностей
У человека есть физические и психические нужды. Чтобы жить, он должен их удовлетворять. Так проявляется потребность.
Потребность — нужда в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.
Важно понимать, что удовлетворить какую-либо потребность раз и навсегда невозможно. Нельзя, например, один раз наесться или напиться, наобщаться с друзьями — и больше никогда в этом не нуждаться. Удовлетворённые потребности обязательно возникают вновь и побуждают человека к активной деятельности.
Виды потребностей
Потребности многообразны, поэтому учёные предложили для них разные классификации. Чаще всего потребности разделяют на биологические, социальные и духовные:
- биологические потребности — потребности человека как индивида: сон, пища, дыхание, самосохранение, продолжение рода;
- социальные потребности — потребности человека как личности: общение, самореализация, общественное признание;
- духовные потребности — потребности человека как индивидуальности: знания, творчество, постижение прекрасного.
Потребности находятся на разных уровнях и без удовлетворения, например, биологических потребностей, человек не в состоянии удовлетворять духовные. Более того, если биологические потребности не удовлетворены, человек просто не думает о поиске смысла жизни и своего места. Его основная задача — выжить.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Потребности также можно подразделять на мнимые и подлинные. Мнимые потребности, если их удовлетворить, вредят человеку. К ним относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков. Удовлетворение же подлинных потребностей способствует развитию положительных качеств в человеке.
Роль потребностей в деятельности человека
Все без исключения потребности выступают в качестве мотивов деятельности человека. По сути человек начинает действовать только тогда, когда существует какая-то неудовлетворённая потребность. Потребности для человека — своего рода вечный двигатель.
Кроме того, своё значение имеется и у каждого вида потребностей:
- биологические потребности обеспечивают жизнедеятельность человека;
- социальные потребности способствуют социализации человека, то есть его становлению как личности;
- духовные потребности способствуют самосовершенствованию человека, становлению его как развитой личности.
ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА
Благодаря потребностям у человека возникают интересы.
Интерес — осознанная потребность человека в чём-либо или ком-либо.
Интерес возникает у человека под влиянием целого ряда факторов. К ним относятся как личные качества индивида (пол, возраст), так и внешние условия, способствующие или мешающие удовлетворению потребностей (экономический кризис в стране).
Как и потребности, интересы многообразны. Например, в зависимости от носителя интересы могут быть индивидуальными, групповыми или общественными, а в зависимости от направленности — политическими, экономическими, социальными или духовными.
В целом можно считать, что интересы человека занимают промежуточное положение между его потребностями и способностями.
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ
Понятие и факторы формирования способностей
Удовлетворения потребностей и успех любой деятельности человека во многом зависит от способностей.
Способности — индивидуальные особенности человека, которые нужны, чтобы его деятельность была успешной.
Важно понимать, что способности не сводятся к знаниям и умениям. Это более широкое понятие. Например, способность к игре в футбол — это не просто знание правил игры и умение выполнять основные приёмы, а выносливость, особый склад характера, умение работать в команде и в то же время брать на себя ответственность.
На развитие способности влияют несколько факторов:
- врождённые задатки;
- время, когда проявились способности;
- благоприятная социальная среда;
- интерес к той деятельности, где у человека есть задатки;
- взаимодействие с другими людьми, в том числе сотрудничество и соперничество.
Можно сделать вывод, что среди факторов, влияющих на формирование и развитие способностей, есть биологические (наследственность) и социальные (условия жизни).
Классификация способностей
Способности человека многообразны.
В зависимости от особенностей формирования способности принято подразделять на природные, то есть биологически обусловленные — память, внимание, восприятие, и социальные, то есть обусловленные окружающей средой — усидчивость, внимательность, способность к математике и другие способности.
Кроме того, способности подразделяются на общие и специальные:
- общие способности облегчают освоение любого вида деятельности: воображение, наблюдательность, зрительная память;
- специальные способности помогают освоить конкретный вид деятельности: спортивные, математические, литературные и другие способности.
Задатки, одарённость, талант, гениальность — уровни развития способностей
Ранее уже было отмечено, что в основе способностей лежат врождённые задатки. Человек рождается, не имея определённых способностей к конкретной деятельности. У него есть только задатки — потенциальные возможности человека.
Задатки — присущие человеку с рождения физические качества, особенности строения мозга и нервной системы.
К задаткам относят некоторые врождённые особенности органов чувств, (например, удивительный музыкальный слух), а также свойства нервной системы, определяющие темперамент, скорость реакции.
Задатки можно считать природной основой развития способностей. Однако человек с самыми многообещающими задатками не разовьёт в себе способности, если не будет целенаправленно этим заниматься. Способности развиваются только в процессе обучения, труда — иными словами, деятельности.
Имеющиеся у человека способности могут «соединиться» в одарённость — следующий уровень развития способностей.
Одарённость — сочетание способностей, создающее возможность достичь значительного успеха в конкретной деятельности.
Если человеку присущи выдающиеся способности, прежде всего специальные, то речь идёт уже не об одарённости, а о таланте.
Талант — высокий уровень развития способностей, в первую очередь специальных.
Талант может проявиться в абсолютно любой деятельности. Человек, обладающий талантом, успешно решает в своей сфере деятельности сложные вопросы и творческие задачи, создаёт новые материальные и духовные ценности. При этом достичь такого уровня способностей вполне возможно, развивая их, обучаясь, приобретая необходимые навыки.
Путь от задатков к таланту вполне возможен. Например, у Оли — удивительный музыкальный слух (задаток к музыке). Родители отдали Олю в музыкальную школу (способность к музыке). Занятия в музыкальной школе показали, что у Оли есть не только музыкальный слух, но и чувство ритма, подвижность пальцев, усидчивость (одарённость). После нескольких лет упорных занятий музыкой Оля — ещё ребёнок! — выиграла международный музыкальный конкурс. Она сыграла на нём произведение, которое сочинила сама (талант).
Сложнее дело обстоит с гениальностью. Это высший уровень развития способностей. Гений создаёт уникальные материальные и духовные ценности, открывающие новую эпоху в жизни общества.
Гениальность — наивысший уровень развития способностей, как общих, так и специальных, проявляющийся в создании уникальных материальных и духовных ценностей.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
ИТОГИ
- Потребность — то, что необходимо для поддержания жизни и развития личности. Потребности традиционно подразделяются на биологические, социальные и духовные. Основное значение потребностей заключается в том, что они лежат в основе деятельности человека, обеспечивают её мотивацию.
- Способности — индивидуальные особенности человека, являющиеся условием его успешной деятельности. Способности подразделяются на биологические и социальные, общие и специальные. К уровням развития способностей относятся задатки, способности, одарённость, талант и гениальность. Развитие способностей зависит как от самого человека, так и от окружающей его обстановки.
Задания для закрепа
1. Установите соответствие между примерами и видами потребностей. К каждой позиции в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ |
А) студентка Стихова посещает лекции об истории русской литературы | 1) биологические |
Б) девятиклассник Ромашкин после школы встречается с друзьями | 2) социальные |
В) семья Булочкиных решила завести ребёнка | 3) духовные |
Г) первоклассник Щёчкин каждый день покупает в школьной столовой сосиску в тесте и чай |
|
Д) дворник Листопадов по воскресеньям ходит в музей |
|
2. Установите соответствие между понятиями и определениями. К каждой позиции в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОНЯТИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
А) задатки | 1) наивысший уровень развития способностей, как общих, так и специальных, проявляющийся в создании уникальных материальных и духовных ценностей |
Б) способности | 2) присущие человеку с рождения физические качества, особенности строения мозга и нервной системы |
В) одарённость | 3) высокий уровень развития способностей, в первую очередь специальных |
Г) талант | 4) сочетание способностей, создающее возможность достичь значительного успеха в конкретной деятельности |
Д) гениальность | 5) индивидуальные особенности человека, являющиеся условием его успешной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока технологии в 10 классе "Потребности человека"
Подробная разработка урока по технологии для 10 класса по теме "Потребности чнеловека"....
Одна из потребносте человека-потребность в безопасности
Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют ур...

Презентация по экологии 9 класс "Потребности человека"
Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Виды глагола. Значение и признаки глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар. Правописание суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-).
Маршрутный лист....
Технологическая карта к уроку по теме: "Потребности человека. Понятие технологии."
5 классЦель урока: Раскрыть понятия потребности и технологии и их развитие в современной действительности.Задачи:предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;объяснить, что такое потребности и т...