Открытый урок. "Виновен - отвечай"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Сучкова Наталья Владимировна

Класс   7

Тема: Виновен - отвечай

Открытие нового знания

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._vinoven_otvechay._teh_karta.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс   7

Тема: Виновен - отвечай

Тип урока

Открытие нового знания

Цель урока

Подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления.

Образовательные ресурсы

Презентация «Виновен - отвечай» [Электронный ресурс].

План урока

1.  Законопослушный человек.

2. Противозаконное поведение.

4. Правонарушения: проступок, преступление.

5. Закон наказывает.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия

Правонарушение, преступление, проступок.

Планируемые результаты

Предметные: научатся объяснять значение понятий законопослушное поведение, противозаконное поведение, преступление, проступок; характеризовать законопослушное поведение и виды нарушений, объяснять их с опорой на явления социальной действительности; различать разные виды наказаний, предусмотренных в Уголовном кодексе РФ;

Метапредметные:

1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы;

2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: формирование ответственности за свое поведение, осознание необходимости соблюдения правовых норм.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время 

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Формы

контроля

1. Организационный момент

2мин

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к уроку

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, так как присутствуют гости.

- Поприветствуйте наших гостей.

-    - Я желаю вам  работать дружно,               слажено и открыть что-то новое для себя

- Посмотрите вокруг: сколько непохожих друг на друга людей сегодня собрались в этом классе. Все мы такие разные: по внешности, по интересам. Но у нас много общего.  

- Как вы думаете, что именно?

ответы детей….

-Все мы – люди, мы - граждане России, и у всех нас есть права и обязанности, но всегда ли эти права соблюдаются? Приведите примеры..

ответы детей

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Отвечают
на вопросы

Фронтальная

работа

Устные ответы

2.

Актуализация

знаний

5мин

Актуализация опорных знаний и способов действий

Организует беседу по вопросам:

Ребята, откройте учебники на стр. 50.

Перед вами две картинки.

Что вы видите на левой картинке?

-Как вы считаете, ребята виновны ?     Найдите ключевое слово в вопросе?

- А что вы видите на правой картинке?  

- Они должны отвечать за свой поступок? Найдите ключевое слово в вопросе?

- А теперь по ключевым словам попробуйте сформулировать тему урока.

Предлагает сформулировать цель урока и её корректирует.

 Запишите тему нашего урока в тетрадь «Виновен – отвечай».

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Отвечают на вопрос, формулируют тему урока

Фронтальная работа.

Устные ответы

Записывают тему урока

3.  Целеполагание. Проблемный вопрос.

5 мин

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.

Создание проблемной ситуации.

Предлагает сформулировать цель урока и её корректирует.

- Ребята, первое слово темы «виновен». В каких случаях человека можно назвать виновным?

-значит, что надо выяснить

-прочитайте второе слово темы «отвечай». Как вы ее понимаете?

- Значит, что надо выяснить?

Цель: понять, что за любое противоправное действие наступает наказание.

Проблема:

Подростковый возраст – самый активный период в жизни человека. Взрослеющему человеку, который чувствует приток физических сил, кажется, что он все может, и ни чего ему за это не будет. Однако недостаток жизненного опыта, незнание законов, а так же неумение себя контролировать приводит иногда к печальным последствиям.

Сережа 14 лет, поспорив с друзьями, решил пошутить, позвонил в правоохранительные органы, сообщил, что в школе заложена бомба, которая может взорваться. Все выбежали из школы! Приехали пожарная машина, МЧС. Ученики и учителя долгое время простояли на улице. Занятия были сорваны, а дети напуганы.

- Можете ли вы сейчас ответить, пошутившего ученика школы привлечь к уголовной ответственности? 

- Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте подробнее разберем тему нашего урока.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Фронтальная работа.

Устные ответы

4. Изучение
нового мате-
риала

5 мин

4 мин.

7 мин

2мин

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Откройте учебник  на страницах

 49- 51,  найдите определения  «законопослушное» и «противоправное» поведение,  запишите данные термины в тетрадь.

- Итак, кто мне скажет, что такое «законопослушное поведение»?

- А что такое «противозаконное поведение»?

Ребята, у каждого из вас на столах(партах) лежат оценочные листы.

Если вы справились задание и выписали определение верно, то поставьте себе 2 балла в оценочном листе.

Самостоятельная работа у доски.

- А теперь, используя записанные вами определения, выполним следующее задание.

- Нам необходимо распределить  примеры законопослушного и противозаконного поведения

1. В школе десятиклассник позвал семиклассника в туалет и сказал, чтобы завтра он принес пачку сигарет.

2. Вера Ивановна заплатила налог за земельный участок.

3. Водитель такси остановился на красный сигнал светофора.

4. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок.

5. Гражданка Р. похитила у пассажира кошелек с деньгами.

6. Пассажир оплатил проезд в общественном транспорте.

7. Две подружки перебежали дорогу в неположенном месте, создав при этом аварийную ситуацию.

Работают с текстом параграфа.

Ищут определения.

Записывают их в тетрадь.

Выполняют задание у доски

Индивидуальная работа.

Фронтальная

работа.

Индивидуальная работа

Работа с листом самооценки

Записывают определения в тетрадь

Устные ответы

Оценивают свою работу

Устные ответы

Оценивают свою работу

Выполнение работы по карточкам. Решают проблемные ситуации. Работа с текстом

У вас на столах лежат карточки с текстом и заданием.

Сейчас внимательно прочитайте текст.

- Что вы узнали из текста о правонарушении?

-1гр. Что такое преступление?

- 2гр.   какие признаки проступка вы нашли в тексте?

-  А теперь подумайте и скажите в чем разница между проступком и преступлением? 

1 группа определяет те ситуации, в которых идёт речь о преступления,

 2 группа  выбирает те ситуации, где говорится о проступках:

- А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Поставьте в оценочную графу столько баллов, сколько у вас верных ответов.

физминутка

Изучают информацию

Выполняют задание по карточкам

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Групповая работа

Фронтальная

работа.

Работа с листом самооценки

Устные ответы

8 мин

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков 

Ребята, перед вами на парте лежит уголовный кодекс и проблемные ситуации, в которых подростки просто пошутили, попробуйте определить – как на это смотрит уголовный кодекс?

Подросток  всего лишь «пошутил»…

  1. Ситуация.

Подросток  взял у товарища дома наушники и унес без ведома владельца вещи.

2  Ситуация.

Подросток отобрал деньги у младших школьников.

3    Ситуация.

Подросток сказал кому-то, что он обязан принести из дома деньги, иначе он будет «расплачиваться здоровьем»

4    Ситуация.

Подросток взял покататься чужую машину, но обязательно вернул бы ее, если бы его не поймали.

5 Ситуация.

Ваня исписал стены Дома культуры  надписями и нецензурными словами.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают увиденное.

Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения. Работают с Уголовным кодексом РФ.

Решают проблемные ситуации.

Индивидуальная работа.

Фронтальная

работа

Устные ответы

5.

 Итоги урока. Рефлексия

5мин

Обобщение полученных на уроке сведений

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

А теперь давайте вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока, и ответим можно ли Серёжу  привлечь к уголовной ответственности за его так называемую шутку? Найдите в Уголовном кодексе ст. 207 и зачитайте.

Какой вывод вы можете сделать?   ….

-  т.е. Серёжину шутку Уголовный кодекс  рассматривает как преступление, за которое нужно отвечать. Закон суров, но справедлив. А незнание закона не освобождает от ответственности.  Закон наказывает каждого нарушителя.

Ребята, в начале урока мы с вами ставили цель: понять, что за любое противоправное действие наступает наказание.

Достигли мы этой цели?        

Что вы узнали нового? Вам это пригодится в жизни?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

работа

Устные ответы

Оценивание учащихся за работу на уроке

6 Домашнее задание

2мин

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

 Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям отвечает психолог "Что делать, если отпрыск курит?"

Обнаружив пачку сигарет в кармане сына или дочери, не впадай­те в панику. Подумайте, как отвратить его от дурной привычки. Вот несколько «работающих» способов....

Как отвечать на уроке

рекомендации для ребенка, для адаптации в новых условиях...

Практическое занятие для родителей детей стационарного отделения «Как научить ребёнка принимать решения и отвечать за сделанный выбор

Цель: развитие у родителей навыков формирования ответственного отношения у детей к последствиям собственного поведения.Задачи: 1.      Способствовать осознанию родителям...

Конспект урока "Виновен - отвечай"

Урок обществознания в 7 классе. Тип урока комбинированный с использованием  презентации.  Основные этапы урока: 1. Повторение темы прошлого урока. 2. Актуализация знаний. 3. Изучение нового ...

Конспект урока "Виновен-отвечай"

разработка урока изучения нового материала...

Технологическая карта урока "Виновен -отвечай!"

Цель: подвести обучающихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные правонарушения.Задачи:- развивающая: содействовать развитию познавательных способностей  обуча...