«Права и обязанности граждан».
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Суразова Диана Дмитриевна

Цели:

1.Образовательные:

Познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан;

Формировать представления учащихся о группах прав.

2.Развивающие:

Продолжать формирование навыков анализа, сравнения, обобщения изучаемого материала;

Развивать навыки монологической речи, внимание, память.

3.Воспитательные:

Воспитывать интерес к общественным наукам;

Воспитывать гражданина РФ;

Воспитывать чувство ответственности за нарушение или невыполнение своих

обязанностей;

Развивать чувство товарищества и уважения к личности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему:

Методическая разработка урока по обществознанию: «Права и обязанности граждан». 7 класс

Суразовой Д.Д, учителя обществознания

МКОУ «Чаган –Узунская СОШ им. П.И.Оськиной»

Тема урока: «Права и обязанности граждан».

Цели:

#1054;бразовательные:

Познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан;

Формировать представления учащихся о группах прав.

#1056;азвивающие:

Продолжать формирование навыков анализа, сравнения, обобщения изучаемого материала;

Развивать навыки монологической речи, внимание, память.

#1042;оспитательные:

Воспитывать интерес к общественным наукам;

Воспитывать гражданина РФ;

Воспитывать чувство ответственности за нарушение или невыполнение своих

обязанностей;

Развивать чувство товарищества и уважения к личности человека.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: работа в группах.

Новые понятия : право, обязанность, гражданские, политические, экономические и социальные, культурные права.

Оборудование урока: учебник, карточки с заданиями, Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Предположите, о чём мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели урока.)

Класс делится на 4 группы.

Сегодня мы будем знакомиться с правами и обязанностями граждан, определим, что они означают и чем отличаются друг от друга. Каждая группа будет получать в течение урока индивидуальные задания и представлять свои результаты.

#1055;лан уроков.

#1055;рава и свободы человека и гражданина.

#1050;ак и кем обеспечиваются права?

#1055;рава ребёнка и их защита.

4. Нет прав без обязанностей.

#1042;ведение в новый материал

Задание: вспомните, как часто вы употребляете слова «свобода» и «права». Какие ассоциации возникают у вас при этих словах ? Почему в правовой статус человека входят не только права, но и обязанности?

(Ответы учеников)

Обсудим на наших уроках соотношение прав и свобод человека.

#1056;абота по теме уроков

#1042; Конституции РФ записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Мы будем определять, какие права и свободы являются основными , неотчуждаемыми и почему?

В основе нашей жизни лежит удовлетворение тех или иных потребностей. Мы все разные, следовательно и потребности у нас разные. Но есть нечто общее у самых разных людей:

мы все нуждаемся в пище, одежде, жилище, свежем воздухе, взаимопонимании, заботе. Поэтому должны быть созданы определённые обязательные условия сохранения человеческой жизни и человеческого достоинства. Такими условиями и являются права человека

Записываем в тетрадях определение права:

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.

Работа в группах.

Каждая группа, пользуясь текстом Конституции РФ, выписывает в тетрадь свою группу прав и готовит выступление (с примерами).

I группа – гражданские права

II группа – политические права

III группа – экономические и социальные права

IV группа – культурные права

Выступления представителей групп. Обсуждение.

Вывод: все права существуют в гармоничном единстве, дополняют друг друга и создают условия для достойного существования человека.

Каждый человек, родившись, уже обладает правами, равными правам другого человека. Но очень долгим был путь человечества к пониманию этого и в истории есть трагические факты жестокого попрания прав.

Задание: Прочитать рубрику «Уроки прошлого» из §2. Какие выводы можно сделать из описанных событий (трагедия Хатыни и других деревень, судьба заключённых концлагерей, Нюрнбергский процесс, принятие Всеобщей Декларации прав человека)?

Выводы учащиеся записывают в тетради:

- права человека нужно защищать совместными усилиями всех стран;

-признан всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер прав человека.

#1050;акой же существует механизм для защиты и реализации прав и свобод человека?

Учащиеся самостоятельно читают этот раздел учебника и записывают в тетрадях выводы:

Государство признаёт права и свободы человека и обязуется соблюдать их на своей территории и принимать законы, гарантирующие каждому его права. Термин « свобода» подчёркивает широкие возможности индивидуального выбора: свобода совести, мысли, выбор профессии и т.д. Термин «право» определяет конкретные действия человека: право избирать и быть избранным, право на образование и мед. помощь и т.д.

Представим себе, что свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Можно ли с уверенностью говорить о соблюдении прав человека. Приведите примеры из нашей обычной жизни.

Вывод: Твоя свобода заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому, т. е. твоя свобода ограничена правами и свободами других людей. Записываем в тетрадь.

#1042; нашей стране государство особенно ответственно относится к соблюдению прав ребёнка.

Задание: изучите текст рубрики «Учимся пользоваться своими правами» на с. 22 учебника и ответьте на вопросы:

-Где провозглашены права детей?

-Назовите основные права детей?

(Проверка задания)

Выпишите в тетрадь основные направления в области защиты прав детей

(Проверка задания)

А теперь разделимся на 2 группы- «пострадавших» и «правозащитников». Первая группа определяет в каких ситуациях были нарушены права ребёнка. Вторая группа даёт рекомендации, куда следует обратиться для защиты своих прав.

(Группы выполняют свои задания .Пример правовых ситуаций: неизвестные ограбили квартиру, два мальчика подрались между собой ит.д.)

#1053;ет прав без обязанностей. Мы выяснили, что нет прав без обязанностей Какие обязанности вы знаете? (Ответы учеников)

Мы подошли к новому понятию – обязанность. Определение записываем в тетрадь.

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определённые вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа должна определить и выписать 3 основных обязанности. (Обсуждение в группах. Выступление групп.) Теперь дополните к каждой обязанности право. (ответы учеников)

#1056;ефлексия.

Итак, мы разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает и попадает в неприятные истории. Составьте синквейны со словами «права» и «обязанности».(Проверка задания)

Какой же вывод мы можем сделать из разобранной нами темы?

Ученики при помощи учителя формулируют вывод: чем больше людей поймут значимость прав человека, тем больше вероятность того, что эти права станут не просто идеалом, а реальностью для большинства. Если каждый будет добросовестно выполнять свои обязанности , то и его прав никто нарушать на будет В таком случае сократится число нарушений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обществознанию для 7 класса по теме: "Права и обязанности граждан"

Данная методическая разработка предназначена для 7 класса - изучение нового материала...

Конституция о правах и обязанностях граждан России

Конституция о правах и обязанностях граждан России. 10 класс....

Методическая разработка урока по обществознанию: «Права и обязанности граждан». 7 класс

Методическая разработка урока обществознания в 7 классеТема урока: «Права и обязанности граждан»....

Права и обязанности граждан

Урок-презентация на тему "Права и обязанности граждан" по обществознанию для 6 класса...

Права и обязанности граждан

презентация к уроку обществознания в 7 классе (Л.Н.Боголюбов)...

Права и обязанности граждан

Акутуализация проблем соотношения прав и обязанностей...