Презентация, - Отличия человека от животных. 8 - класс. Обществознание.
презентация к уроку по обществознанию (8 класс)
Это пособие позволит учащимся освоить материал о появлении человека и его отличительных признаках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологи утверждают, что взгляд на себя со стороны очень полезен. Таким «зеркалом» может стать человекообразная обезьяна, имеющая анатомическое сходство с человеком. Но кроме этого, обезьяны способны точно воспроизвести мимику, жесты, манеру поведения человека. Они довольно наблюдательны, а их способность к подражанию выше всяческих похвал.
Размер мозга Мозг шимпанзе имеет объем 370 мл. Однако у человека — 1350 мл. Размер мозга — еще не показатель ума. Здесь важную роль играют структура и организация разных частей мозга. Человеческий мозг имеет большую площадь, так как он более извилистый, чем у шимпанзе, и имеет больше связей между различными частями. Это и относительно большая лобная доля позволяют нам мыслить абстрактно и логически. Общительность Шимпанзе проводят много времени, общаясь. Молодняк играет и щекочет друг друга. В проявление внимания входят также объятия и поцелуи, а также « обыскивание ». Человеческие разговоры — это более утонченная форма ухода за партнером, которая укрепляет наши отношения. Люди часто демонстрируют свои чувства через физический контакт — похлопывание по спине, объятия или дружеский толчок.
Язык и выражения лица У шимпанзе есть сложные приветствия и способы общения, зависящие от социального статуса приматов. Они общаются вербально, используя вариации гиканья, ворчания, криков и других звуков. Большая же часть их коммуникации проходит через жесты и выражение лица. Многие их выражения — удивление, улыбка, просьба, утешение — очень походят на человеческие. В то же время люди улыбаются, обнажая зубы, что у шимпанзе считается знаком агрессии или опасности. Человек также больше общается вербально, поэтому у нас более выдвинут подбородок. Диета И шимпанзе, и человек всеядны. Человек более плотоядный, чем приматы. Шимпанзе время от времени охотятся на других млекопитающих, но в их обычную диету входят фрукты и насекомые. Также люди едят порциями, а не непрерывно на протяжении всего дня.
Прямохождение И человек, и шимпанзе способны ходить на двух ногах. Шимпанзе обычно встают на ноги, чтобы дальше видеть, но больше предпочитают ходить на всех четырех конечностях. Человек же прямо ходит с детства и имеет чашевидный таз, поддерживающий внутренние органы. Шимпанзе это не нужно, поэтому у них более широкие бедра, что делает деторождение для них легче. Глаза У человека имеется белок вокруг радужки глаза, а у шимпанзе он темно-коричневого цвета. Так, у человека легче заметить, куда он смотрит. Это может быть адаптацией к более сложным социальным ситуациям. Или же просто генетическая мутация. И человек, и шимпанзе различают цвета, а также имеют бинокулярное зрение.
Использование орудий Годами люди считались единственными живыми существами, использующими орудия труда. Однако наблюдения за шимпанзе, которые с помощью заточенной палочки ловили термитов, изменили этот факт. И человек, и шимпанзе способны преобразовать свою окружающую среду с помощью инструментов. Шимпанзе делают копья, используют камни как молоток и наковальню, и давят листья в мягкую массу для самодельных губок. Считается, что в результате прямохождения наши руки освободились для орудий труда, и мы преобразовали эту способность в своего рода искусство.
Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом себе подобных: он обретает свойства полноценной человеческой личности (сознание, мышление, речь, ответственность, самоконтроль, трудовые навыки) только в контексте социальных отношений, контактов с другими людьми.
Человек как биологическое и духовное существо Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. В биологическом отношении он принадлежит к млекопитающим гоминидам, а в результате длительной и разноплановой эволюции сформировался как биосоциальное существо. По своей физической сути человек является биологическим существом: анатомия, физиология, биологические потребности и инстинкты, само материальное бытие организма характеризуют человека как часть живой природы. Как биологический вид человек сформировался около 40 тысяч лет назад. Человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид Homo sapiens (человек разумный) в семействе гоминид отряда приматов.
Основные биологические отличия человека от животных, возникшие в результате эволюции: 1) вертикальное положение тела и передвижение на двух ногах, освободившее руки для использования орудий труда; 2) использование верхних конечностей для выполнения сложных трудовых действий, требующих высокой точности, 3) большой объем головного мозга (за все время физической эволюции размеры мозга увеличились примерно в три раза); 4) строение челюстей и гортани, которое делает возможной членораздельную речь.
Происхождение человека было обусловлено целым комплексом взаимосвязанных процессов, трудовая деятельность — только один из аспектов этого явления. Другой важный фактор антропосоциогенеза — появление рода, организованного коллектива людей, которые общими усилиями создают и поддерживают удобные условия жизни. Возникает социальное измерение человеческой жизни: члены коллектива вырабатывают определенные законы и нормы совместного бытия и приспосабливаются к ним.
Культурное развитие человека Биологическая эволюция человека завершилась около 40 тысяч лет назад. Дальнейшее развитие человечества является культурной и социальной эволюцией и связано не с естественной средой обитания, а с общественными нормами, законами и институтами . Если жизнь животного подчинена неосознаваемым инстинктам, то человек в своей деятельности пользуется системой навыков, практических знаний и умений. Человек научился не только адаптироваться к окружающей среде, но и изменять условия жизни, приспосабливая их к своим потребностям. Развитие разных форм социального взаимодействия сделало необходимым обучение культурным нормам, соответствие установившимся моделям поведения.
Обязательным условием полноценного существования человека стала его социализация — освоение системы социальных норм и накопленных обществом знаний. Важная черта человека как социального существа — наличие у него второй сигнальной системы. Так называется особая форма высшей нервной деятельности, свойственная только человеку система речевых сигналов (произносимых, слышимых, видимых). Только человек способен обобщать свои ощущения в символах — словах. Вторая сигнальная система формируется в процессе общения людей, то есть обусловлена социальными факторами и невозможна без них.
И у человека, и у высших животных есть психика — совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, эмоции, память), особая форма восприятия и отражения действительности. Она возникает на определенной ступени эволюции как свойство высокоорганизованной материи. Однако только человек обладает сознанием — высшей формой психики. Сознание — характерная черта человеческой природы. Только человек может размышлять о своем опыте, оценивать его, примерять к настоящему и планировать будущее.
Только человек способен осуществлять творческую деятельность и выражать свои ощущения с помощью художественных образов, музыки, живописи. Человек сознательно выбирает ты или иную стратегию поведения, оценивает свои действия и различные факты действительности, способен рассчитывать их последствия. У человека, в отличие от животного, есть разнообразные духовные потребности, удовлетворение которых способствует формированию внутреннего мира, мировоззрения, морали, системы ценностей.
Отличия человека от животного 1. Человек способен мыслить и осуществлять сознательную целенаправленную творческую деятельность, тогда как поведение животного подчинено инстинктам. 2. Человек обладает членораздельной речью и способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Животные обладают некоторыми коммуникативными возможностями, но не способны обобщать в речи непосредственные ощущения. 3. Люди преобразуют природу, создают материальные и духовные блага, изготавливают орудия труда. Животные приспосабливаются к окружающей среде. Некоторые из них способны использовать в своих действиях подручные средства, но не могут изготавливать орудия труда.
Бытие человека Бытие — одна из основных философских категорий. В самом широком смысле слова понятие «бытие» обозначает существование, объективная реальность. Бытие (то есть существование) человека включает в себя несколько аспектов: индивидуальный аспект (физическая, материальная жизнь человека), личностный аспект (включенность человека в систему социальных и культурных норм, духовная жизнь), социальный аспект (отношении человека с другими членами общества). Индивидуальное бытие — жизнь тела, существование человека как носителя конкретных биологических качеств и способностей. Это первичный, базовый уровень бытия, без которого невозможны другие аспекты жизни человека.
Индивидуальное бытие составляет основу для бытия личности, которая формируется в процессе социализации. Личностное бытие подразумевает активное участие человеческого сознания, способность человека к самоконтролю, к целенаправленной и согласованной с социальными нормами деятельности. Социальное бытие — это жизнь человека в коллективе, в системе социальных отношений. Все эти аспекты бытия человека отражают неразрывную взаимосвязь его биологической и социальной, духовной природы.
Отличия человека от животного: Человек сам создаёт для себя окружающую среду, преобразуя и изменяя природную среду. Животное может только приспосабливаться к условиям природы. Человек меняет мир, сообразуясь со своими потребностями, но и по законам познания его, а также нравственности и красоты. Животное меняет мир, ориентируясь на удовлетворение своих физиологических потребностей. Человеческие потребности всё время растут и меняются. Потребности животного почти не меняются. Человек эволюционирует по биологической и социально-культурной программам. Поведение животных подчиняется инстинктам. Человек относится к своей жизнедеятельности сознательно. Животное не обладает сознанием и следует только инстинктам. Человек создает продукты материальной и духовной культуры, творит, созидает. Животное ничего нового не создаёт и не производит.
Человек в результате своей деятельности преобразует самого себя, свои способности, изменяет потребности, жизненные условия. Животные фактически ничего не меняют ни в себе самих, ни во внешних жизненных условиях. Термины: Человек Животные Способности Поведение Личность Индивид Индивидуальность Социум Социализация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Антропогенез. Гипотезы возникновения человека. Сходство и различия человека и животных". (В шести частях). 9 класс.
Рассматриваются основные гипотезы возникновения человека на Земле.Аназиз сходств и иотличий человека и животных, человекообразных обезьян.Приведены научные доказательства происхождения человека от жив...
Презентация к уроку в 8 классе по биологии "Доказательства происхождения человека от животных"
Презентация содержит интересный материал по теме "Доказательство происхождения человека"....
Презентация к уроку биологии 5 класс "Нужны ли минеральные соли животным и человеку?"
Презентация к учебнику Т.С. Суховой, В.И. Строганова...
Тема урока: «Деятельность человека: отличие от поведения животных; структура».
Данный урок является составной частью темы «Сущность человеческой деятельности». На уроке используется групповая форма работы учащихся. Необходимое количество групп 5. Объем ур...
Презентация "Образ человека в эпоху Античности и Ренессанса (общее и отличие)"
Презентация к уроку "Образ человека в эпоху Античности и Ренессанса (общее и отличие)"...
Презентация по обществознанию "Основные отличия человека от животных"
Презентация подготовлена для проведения урока обществознания по теме "Человек. Основные отличия человека от животных"....
Презентация Мое увлечение (хобби) 6 класс обществознание
Данная презентация разработана для урока обществознание Мое хобби (увлечение) 6 класс используется для объяснения новой темы...