план-конспект урока "Деньги"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Cамданова Инга Борисовна

конспект урока по теме "таблица" в рамках методического семинара посвященным метапредметным мини курсам 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_dengi.docx20.68 КБ
Файл otkrytyy_urok_metapredmet_dengi.pptx68.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему: Деньги

Дандарова И.Б.

Учитель школы-интернат №22 ОАО «РЖД»

Приём: «бортовой журнал», «таблица «тонких» и «толстых» вопросов»

Цель урока:   знакомство с историей  денег, систематизировать материал в виде таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, самостоятельно составив вопросы 

Ход урока:

  В начале урока класс делится на группы.

 На стадии вызова: детям предлагается определить, что объединяет  эти слова

 Слайд 1.

Наркотики, черепа, электрон, Александр Македонский, винные этикетки, Петрарка

Если дети затрудняются ответить

Слайд 2.

На Король Уганды велел засеять данным предметом поля. В средневековом Китае сулили смертную казнь тем, кто отказывался принимать этот предмет. У мусульман данный предмет с изображением Христа сделался амулетом. Аукцион этих предметов проводится ежедневно на Таганской площади в Москве

Смысловая стадия. Учащимся предлагается заполнить «бортовой журнал» что такое деньги, в первую колонку записывают все, что знают про деньги

Известная информация

Новая информация

Работа с текстом.

Текст

Сперва люди просто обменивались вещами, позже им потребовались деньги — что-то такое, что нужно всем и может быть обменено на любой другой товар. Первыми деньгами у народов, занимавшихся животноводством, служил скот.

Греки у Гомера подсчитывают стоимость доспехов и утвари в быках.

В Китае и Японии всеобщим эквивалентом был рис, в Юго-Восточной Азии — саго. В Африке вместо денег ходили куски соли, в Китае — спрессованные бруски чайных листьев (кирпичный чай), в Тибете — грецкие орехи.

У многих народов деньгами служил табак (в Сибири, Африке, Индонезии), спиртное (практически во всех колониях) или наркотики (в Юго-Восточной Азии). В качестве денег туземцы Африки и Америки охотно употребляли полученные от белых ткани.

Стеклянные бусы, ввезенные белыми, быстро превратились в валюту Африки и Южной Америки. Король Уганды приказал засеять поля бусами, но ему так и не удалось вырастить собственную монету.

У охотничьих народов Сибири и Северной Америки, а также у древних славян деньгами служил мех пушных животных. В древнерусском языке были соответствующие обозначения — мордки, гривна кун, то есть куниц.

До недавнего времени существовали племена, признававшие в качестве денег черепа, в особенности человеческие.

Первую монету отчеканил царь малоазиатского государства Лидии Гиг в начале VII века до н. э. Гиг чеканил монеты из электрона (естественное соединение золота и серебра), они имели форму бруска и штамп только с одной стороны. Один из преемников Гига — Крез начал чеканку золотых монет. С'VI века до н. э. золото становится основным платежным средством в Малой Азии.

В Греции счет велся на серебро, в Риме платежным средством была медь. В Византии IV века до н. э., в Китае и Японии VI—X веков чеканились железные монеты; в Китае X века, на островах Суматре и Яве в XV— XVI веках — деньги из олова.

На греческих монетах изображалось местное божество или посвященное ему животное (например, в Афинах — сова). Александр Македонский первым стал чеканить монету со своим портретом. Форма монеты приближалась к кругу. Самыми красивыми монетами считаются монеты с изображением Александра Македонского и сиракузские тетрадрахмы.

Само слово «монета» связано с храмом Юноны Монеты («Советчицы»), где римляне устроили монетный двор. Первым из римлян поставил свое изображение на деньгах Юлий Цезарь.

Монеты могут служить амулетом или украшением. В Африке высоко ценится старинный австрийский талер с портретом Марии Терезии. У мусульман талисманом сделалась венецианская монета с изображением Христа и святого Марка, в Тибете — индийская рупия с портретом королевы Виктории.

Особую ценность старинные монеты имеют для собирателей-нумизматов. Нумизматика начинается в эпоху Возрождения. Коллекционированием античных монет увлекались Боккаччо и Петрарка. Торговля старинными монетами процветала в Венеции и Генуе. В XVII веке в Европе прошли первые нумизматические аукционы, сейчас они стали традицией.

В России первый «мюнцкабинет» — собирание монет и медалей — создал Петр I. Екатерина II положила начало нумизматическому собранию Эрмитажа. В России и сейчас действует общество нумизматов. Аукцион проводится ежедневно на Таганской площади в Москве.

Главной монетой на Руси была копейка — серебряная монета весом 0,7 грамма с изображением всадника с копьем. Полкопейки — деньга, четверть — полушка. Эти мелкие деньги прятали за щеку. Алтын — три копейки, гривна — десять копеек, а также полтина и рубль существовали только в качестве счетных единиц.

Рубли, полтины, гривны и алтыны',были выпущены в 1654 году. Д^я проведения денежной реформы в Москве был создан монетный двор, так называемый «Новый английский».

Чтобы сберечь ценное серебро, царь приказал печатать медные копейки. Это привело к инфляции и к Медному бунту. Казне пришлось выкупать у населения медную монету за серебро. Денежную реформу осуществил Петр I в 1700—1704 годах. Он начал с выпуска медной деньги, полушки и полуполушки, затем в 1701 году появилась полтина, полуполтина, гривенник и пятачок, а в 1704 году — серебряный рубль и медная копейка. Новый рубль по весу соответствовал талеру. У России появилась твердая валюта.

Бумажные деньги были изобретены в Китае. Первый раз купюры были выпущены в 119 году до н. э. из-за острой нехватки металла. Тогда в качестве долговых расписок государственного казначейства использовались квадратные кусочки кожи белых ланей. В 807 году были выпущены бумажные деньги. Бумажные деньги Китая снабжались подписями высших чиновников и красной императорской печатью. Надпись на купюре сулила смертную казнь и тому, кто попытается подделывать бумажные деньги, и тому, кто откажется принимать их наравне с медными.

В Европе первой ввела в обращение бумажные деньги Швеция (середина XVII века). В следующем столетии ее примеру последовала Франция. В 1769 году в России были выпущены ассигнации достоинством в 25, 50 и 100 рублей.

Коллекционирование бумажных денег называется «бонистика». Даже самые старые купюры стоят не дорожедолларов. Спросом пользуются и «местные» деньги, печатавшиеся в разных областях России во время Гражданской войны. На Дальнем Востоке, к примеру, купюры делали из винных этикеток, проставляя на них печать областного Совета.

Познакомившись с текстом, учащиеся заполняют вторую колонку.

Каждой группе предлагается составить «Тонкие» и «толстые»вопросы по тексту

1 группа

Кто?

Что?

Объясните почему?

2 группа

Когда?

Может?

Почему вы думаете?

3 группа

Будет?

Как звали?

В чем различие?

4 группа

Согласны ли вы?

Верно ли?

Предположите, что будет, если?

«тонкие вопросы»

вопросы, требующие простого, односложного ответа.

«толстые вопросы»

вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

Кто?
Что? 

Когда?
Может..?
Будет...?
Как звали...?

Согласны ли Вы ...?

Верно ли ...?

Объясните, почему...?

Почему Вы думаете ...?

В чем различие ...? 

Предположите, что будет, если... ?   

Учащиеся презентуют свои вопросы в виде таблицы, где в строчках записывали вопросы. На стадии рефлексии можно предложить учащимся вернуться к словам, данным в начале урока, и объяснить, как они связаны с темой «Деньги».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наркотики, черепа, электрон, Александр Македонский, винные этикетки, Петрарка Определите что объединяет эти слова

Слайд 2

Король Уганды велел засеять данным предметом поля. В средневековом Китае сулили смертную казнь тем, кто отказывался принимать этот предмет. У мусульман данный предмет с изображением Христа сделался амулетом. Аукцион этих предметов проводится ежедневно на Таганской площади в Москве

Слайд 3

Известная информация Новая информация « Б ортовой журнал»

Слайд 4

«тонкие вопросы» вопросы, требующие простого, односложного ответа. «толстые вопросы» вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Кто ? Что ? Когда ? Может ..? Будет ...? Как звали...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...