Контрольная работа "Социальная сфера" 11 класс
тест по обществознанию (11 класс)

Cамданова Инга Борисовна

контрольный тест в формате ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_sfera_11_klass.docx41.39 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная сфера 11 класс

1 вариант

1.Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

2) совместная производственная деятельность

3) совместное проживание нескольких поколений

4) принятие решений всеми членами семьи

5) экономическая самостоятельность женщины

6) организация быта как основная экономическая функция

2.Найдите в приведенном списке компоненты социальной структуры общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) классы

2) фирмы

3) сословия

4) партии

5) касты

3.Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.

1) индивидуальная

2) миграция

3) восходящая

4) нисходящая

5) межпоколенная

6) горизонтальная

4. Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) большая группа

2) референтная группа

3) малая группа

4) неформальная группа

5) формальная группа

6) профессиональная группа

5.Найдите в приведённом ниже списке социальные роли, которые может выполнять гражданин РФ 18-20-летнего возраста. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) избиратель

2) мировой судья

3) военнослужащий срочной службы

4) член неформальной молодёжной группы

5) губернатор

6) Президент РФ

6.Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.

2) Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.

3) Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессиям, должностям, роду занятий.

4) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.

5) Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.

7.Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

1) В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание.

2) Молодежи свойственно стремление к социальному самоопределению.

3) Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого возраста.

4) Для молодежи характерна собственная субкультура.

5) Молодежь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия.

8.Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

1) Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка посредством применения социальных санкций.

2) Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов социального воздействия.

3) Социальный контроль всегда обеспечивается внешним воздействием на человека.

4) В любом обществе социальный контроль держится на неписаных правилах, передаваемых из поколения в поколение.

5) Социальный контроль обеспечивает следование социальным нормам.

9.Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Примером позитивного отклоняющегося поведения является занятие благотворительностью.

2) Снижение уровня экономического развития не связано с увеличением числа лиц с отклоняющимся поведением.

3) Нервно-психические заболевания человека, задержка его психического и физического развития являются одной из причин отклоняющегося поведения.

4) Основными формами девиантного поведения являются: пьянство, наркомания, преступность.

5) Распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей, вызывает девиантное поведение.

10.Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Объективные противоречия социальных конфликтов обусловлены явлениями и процессами, зависящими от воли и сознания людей.

2) Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом.

3) Если все конфликтующие стороны проявляют склонность к компромиссу, то это не разрешает, а загоняет социальный конфликт внутрь.

4) Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу новым формам — инновациям.

5) Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон.

11. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.

Б. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

12. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию социальный контроль».

1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура.  

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

13. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) изменение статуса;          2) карьерный рост;       3) социальная мобильность;      4) понижение по службе;      5) смена элит.

14. В стране Z в ходе социологических опросов (2002 и 2012 гг.) респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Позволяет ли Вам Ваш семейный бюджет при необходимости воспользоваться платными медицинскими услугами?».  Полученные результаты представлены в таблице.

Варианты ответа

% от числа опрошенных

2002 г.

2012 г.

Да / скорее да

25

23

Нет / скорее нет

73

75

Затрудняюсь ответить

2

2

В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) соответствует информации, содержащейся в диаграмме?  

1) В стране Z серьёзное внимание уделяется развитию социальной сферы.

2) Большинство опрошенных предпочитает обращаться в медицинские учреждения

3) В стране Z хорошо развита сеть медицинских учреждений

4) Большинство опрошенных можно отнести к малообеспеченным слоям населения.

15. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны

1) К функциям социальных норм относят интегрирование индивидов в систему общественных отношений.                                                                                                                                                                2) Социальные нормы позволяют контролировать, регулировать и оценивать поведение людей.                                                                                                                            3) К видам социальных норм относятся социальные санкции.

4) Видами социальных норм являются обычаи и традиции

5) Соблюдение социальных норм всегда достигается мерами государственного принуждения.  

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания .

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция». Р. Бэрон

1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте. Всего укажите четыре признака.

2. Укажите, какие потребности, по мнению автора, обусловливают объединение человека в группы? Всего укажите не менее трех потребностей. Опираясь на обществоведческий курс, объясните смысл понятия «потребность».

3. Автор приводит три функции социальных групп. Укажите их и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Каждый пример должен быть развернутым.

4. Семья Ивановых состоит из пяти человек: супругов Бориса и Регины и троих детей. Регина ведёт домашнее хозяйство, Борис работает по найму, дети учатся в школе. Средства семейного бюджета расходуются на приобретение еды, одежды, оплату транспортных, медицинских и коммунальных услуг, обслуживание автомобиля. Какая функция семьи описана в условии задачи? Назовите ещё две любые функции семьи. Опираясь на текст вопроса объясните, почему семья Ивановых относится к нуклеарному типу. Сформулируйте два вопроса, необходимых для того, чтобы установить, является семья Ивановых патриархальной или демократической.

5. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная стратификация общества». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах.

Социальная сфера 11 класс

2 вариант

1.В семье N. под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) многопоколенная

2) демократическая

3) моногамная

4) нуклеарная

5) партнёрская

6) традиционная

2.Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.

1) смена профессии отца на другую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса

2) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы

3) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)

4) рост числа людей, работающих в нескольких местах

5) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии

6) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания

3.Найдите в приведенном списке проявления экономической функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) материальная поддержка неработающих членов семьи

2) обучение детей трудовым навыкам

3) наделение наследственным статусом

4) организация досуга

5) семейное предпринимательство

4.Найдите в приведённом ниже списке исторические формы этноса и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) племя

2) народность

3) община

4) государство

5) семья

5.Найдите в приведённом ниже списке общности, образованные в соответствии с территориальным (поселенческим) критерием, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) молдаване

2) харьковчане

3) украинцы

4) москвичи

5) киевляне

6) белорусы

6.Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.

2) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.

3) Социальная мобильность выражается в изменении индивидом своего общественного положения.

4) Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.

5) Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.

7.Выберите верные суждения об отличиях молодежи от других социальных групп и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

1) Перед молодежью стоит задача профессионального самоопределения.

2) Молодежь отличается от других групп социальной активностью.

3) К особенностям социального положения молодежи относится высокий уровень мобильности.

4) Молодежь как социальная группа отличается активным поиском своего места в жизни.

5) В отличие от других социальных групп, жизнедеятельность молодежи целенаправленна.

8.Выберите верные суждения о семье и ее функциях в современном обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Семья — единственный социальный институт, осуществляющий социализацию подрастающего поколения.

2) Появлению семьи способствовало возникновение государства.

3) В современном обществе семья остается главной производственной ячейкой.

4) Одной из функций семьи является психологическая и эмоциональная поддержка членами семьи друг друга.

5) Функции семьи как социального института меняются с изменением условий общественного развития.

9.Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный контроль осуществляют только государственные органы.

2) Социальный контроль служит важным средством предотвращения де- виантного поведения.

3) Награждение государственным орденом служит примером неформальной позитивной санкции.

4) Элементом социального контроля являются социальные нормы.

5) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.

10.Выберите верные суждения о типах социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из проявлений классовой стратификации в современном обществе служит юридическое закрепление прав и обязанностей за отдельными социальными группами.

2) Классовый тип стратификации характерен для ранних периодов развития общества.

3) В истории человечества существовали разные типы социальной стратификации.

4) Сословная стратификация господствовала в период Средневековья.

5) В условиях кастового строя социальная мобильность отсутствует.

11. Верны ли следующие суждения о социализации?

 А. Социализация – это процесс усвоения общественных норм и ценностей.

Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации.                

1) верно только А

2) верно только Б  

3) оба суждения верны  

4) оба суждения неверны        

12. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «гуманистическая национальная политика»

1) сближение наций; 2) пропаганда этнической исключительности; 3) культурная самобытность;                                4) сохранение родного языка;  5) привилегии отдельным этническим группам;   6) толерантность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

13. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Школьный класс; 2) трудовой коллектив; 3) родительская семья; 4) агент социализации; 5) СМИ.

14. В ходе социологического опроса девушкам и юношам был задан вопрос о необходимости заключения брака. Варианты ответов приведены в таблице (в % от числа отвечавших).  

Варианты ответа

Насколько необходимо заключение брака?

Юноши

Девушки

Очень важно

71,9

66,4

Не очень важно

25,8

29,4

Неважно

3,2

4,2

Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?

1) Юноши и девушки одинаково легкомысленно относятся к заключению брака.  

2) Больше половины юношей и девушек считают не очень важным вопрос о заключении брака.  

3) Большинство юношей и девушек безразлично относятся к заключению брака.

4) Юноши в большей степени, чем девушки, убеждены в необходимости заключения брака.        

15. Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Приказом по заводу директор объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.                                                                                                                                                                    2) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.  

3) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами                                                                                                                                                                 4) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.

5) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.    

6) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.  

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания

Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.

Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.

 При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания.

Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».

Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.

1. Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.

2. Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы, а что различает? (С опорой на текст, укажите одно любое различие и одно сходство между ними). Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».

3. Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.

4. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

5. В стране X каждые шесть лет происходят выборы в Законодательное собрание, каждые семь лет — выборы главы государства. Основу экономики составляет промышленность, зарождается массовая культура. К какому типу относится общество страны Z? Укажите два признака, по которым Вы это определили. Назовите любые два признака особенностей экономической сферы общества данного типа, о которых не сказано в условии задачи. Назовите любые два признака особенностей социальной сферы общества данного типа, о которых не сказано в условии задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа «Основные классы неорганических веществ» химия 8 класс по программе О.С. Габриеляна ( 16 вариантов)

Контрольная работа  по теме «Основные классы неорганических веществ» для учащихся 8 класса обучающихся по программе О.С. Габриеляна. Работа содержит 16 вариантов. Задания каждого варианта одинако...

Контрольная работа "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Данная контрольная работа содержит 30 вариантов. В каждом варианте 4 задания. Задания разных вариантов имеют одинаковые формулировки, но различные выходные данные....

Контрольная работа "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Данная контрольная работа содержит 30 вариантов. В каждом варианте 4 задания. Задания разных вариантов имеют одинаковые формулировки, но различные выходные данные....

Итоговая контрольная работа 3 класс ( для учебника Верещагиной 3 класс)

Контрольная работа разработана для учащихся 3 классов с углубленным изучением английского языка...

8 класс. Контрольные работы 8 класс. Сентябрь.

Готовимся к контрольнойработе....

Итоговый контрольный диктант 8 класс,с контрольным тестом (ответы)

Для проверки уровня освоения учащимися изученных тем всего курса русского языка за год.Промежуточная аттестация. Цель - контроль освоения учащимися курса русского языка 8 класса....